Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка к уроку по русскому языку на тему: Наречие как часть речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.2 КБ | |
| 14.08 КБ | |
| 11.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
2. Метапредметные:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;
формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.
Формы работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- групповая
Методы работы:
- наглядный
- диалог
Ход урока.
- Организационный момент.
Учите русский годы кряду
С душой, с терпением, с умом.
Вас ждет великая награда.
И та награда в нем самом!
- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
- Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Бенедикт Спиноза. (на доску)
- Запишем число, классная работа.
Минутка чистописания
Учитель. -Напишите заглавную и строчную букву Н и их соединения.
Запишите слова напрямик, налево, навсегда. (ОЦЕНИВАНИЕ)
Предложение на СЛАЙДЕ 1.
На в..ршине ели внезапно заиграл луч.. со..нца.
Объясните пропущенные орфограммы.
Глагол разберите по составу
Из предложения выпишите все имена существительные, укажите род, число, падеж, склонение СВЕРКА СО СЛАЙДОМ (ОЦЕНИВАНИЕ)
IV. Самоопределение к деятельности
Работа в паре
На листочках у вас записаны слова. Ребята, запишите эти слова в зависимости от части речи, если у вас какие-то слова вызвали затруднение, запишите их в отдельную группу.
Щенок, спешит, сегодня, зеленый, веселье, вдали, светил, мягкий, ярко, близкая, доезжать, беседа.
(Проверка выполненной работы) (СЛАЙД 2)
сущ. | прил. | глаг. | ? |
щенок | зелёный | спешит | сегодня |
веселье | мягкий | светили | вдали |
беседа | близкая | доезжать | ярко |
Мы выписали имена существительные, которые обозначают предмет, отвечают на вопрос что? кто?
Мы выписали имена прилагательные, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая?
Мы выписали глаголы, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делать? Что делали?
Сколько групп у вас получилось?
Ребята, какая группа слов у вас не имеет названия? Прочитайте (близко, вдали, ярко) СВЕРКА СО СЛАЙДОМ (ОЦЕНИВАНИЕ)
Ребята, почему у нас возникло затруднение? Чего вы не знаете?
Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
(Познакомиться с новой частью речи)
Ребята, всегда, когда мы изучаем часть речи, по какому плану мы работаем? (НА ДОСКУ)
1. Название части речи
2. Вопросы, на которые отвечает часть речи
3. Что обозначает, с какой частью речи связана
4. Роль в речи
5. Грамматические признаки
Это и будут наши задачи на урок.
Работа по теме урока
Как называется наша часть речи, вы узнаете, если зачеркнете все буквы, обозначающие согласный парный глухой звук
ПНФАРКЕТЧШИСЕ (наглядность 1 на доску)
Дак вот, ребята, слова, которые мы записали в 4 группу - это наречия. Попробуем составить с этими словами предложения и поставить вопросы к наречиям.
1.Сегодня к нам приедут гости.
2.Вдали показался корабль.
3.На небе ярко светит солнышко.
Приедут (когда?) сегодня
Показался (где?) вдали
Светит (как?) ярко
Итак, на какие же вопросы отвечает наречие? (наглядность 2 на доску)
Физминутка
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай.
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись!
- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
- Как вы думаете, какую роль играют наречия в речи?
1. Упр. 126 (с. 74).
— Прочитайте.
— Назовите наречия.
— Прочитайте текст с наречиями и без них.
— Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении? (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)
М. Горький
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной»
— Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
(Комментированное письмо. Учащиеся ставят вопрос, определяют значение наречия в каждом предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обозначение времени действия (вечером); 3) обозначение образа действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно).)
Ребята, от какой части речи мы задавали вопрос? (от глагола)
Сделайте вывод: с какой частью речи связано?
(ОЦЕНИВАНИЕ)
Рассказ о наречии.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также «ПРИГЛАГОЛИЕМ»
Давайте подумаем, что обозначает наречие? По аналогии с именем существительным и прилагательным. Порассуждаем: если глагол обозначает действие, то…. (наглядность 3 на доску)
Работа в группе.
Чтобы ответить на последний вопрос плана, поработаем в группах.
Проведём опыт, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.
1 группа:
КАРТОЧКА №1
1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку. Какое слово является наречием?
Наблюдаем, как оно будет изменяться.
И. п.________________________________________
Р. п._________________________________________
Д. п._________________________________________
В. п._________________________________________
Т. п._________________________________________
П. п._________________________________________
2. Сделайте вывод!
Наречия по падежам ________________________________________
2 группа:
КАРТОЧКА №2
1. Проспрягайте словосочетание говорить громко. Какое слово является наречием?
Наблюдаем, как оно будет изменяться.
Ед. число
1 лицо. Я________________________________________
2 лицо. Ты________________________________________
3 лицо. Он_________________________________________
Мн. число
1 лицо. Мы_________________________________________
2 лицо. Вы_________________________________________
3 лицо. Они. _________________________________________
2. Сделайте вывод!
Наречия по лицам и числам ________________________________________
3 группа:
КАРТОЧКА №3
1. Измените словосочетание по временам работать хорошо. Какое слово является наречием?
Наблюдаем, как оно будет изменяться.
Наст. вр. (что делаю?)_______________________________________
Пр. вр. (что делал?)________________________________________
Буд. вр. (что буду делать?)___________________________________
2. Сделайте вывод!
Наречия по временам ________________________
4 группа:
КАРТОЧКА №4
1. Измените словосочетание работал хорошо по родам. Какое слово является наречием?
Наблюдаем, как оно будет изменяться.
Ж. р. (она)_________________________________________
М.р. (он)_________________________________________
Ср. р.(оно) _________________________________________
2.Сделайте вывод!
Наречия по родам ________________________
(Проверка)
- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?
- Какой вывод напрашивается из выше сказанного?
Наречие - это неизменяемая часть речи. (наглядность 4 на доску)
(ОЦЕНИВАНИЕ)
Рефлексия.
Ребята, посмотрите внимательно на доску. Какова была цель нашего урока? На все ли пункты плана мы нашли ответ?
Что нового вы узнали, чему научились?
Итак, ребята, сформулируйте определение наречию:
Наречие – это самостоятельная НЕИЗМЕНЯЕМАЯ часть речи, отвечает на вопросы ….., обозначает ……
Посмотрите, пожалуйста, на предложение, которое мы записали в начале урока. Найдите в нем наречие. К какой части речи отнесете слова, которые мы написали в минутке чистописания?
Ответьте на вопросы (на доске) наречиями.
Как для вас прошел урок?
Как я работал на уроке?
Как я себя чувствую в конце урока?
Д/З упр. 127
VIII. Доп. материал
- Прочитайте высказывания. Как вы можете их назвать? (Фразеологизмы)
Подберите к ним наречия с таким же значением.
Кот наплакал - … (мало)
С минуты на минуту - … (скоро)
Засучив рукава - … (хорошо)
Как по маслу - … (легко)
Рукой подать - … (близко)
Запишите слова в зависимости от части речи, если у вас какие-то слова вызвали затруднение, запишите их в отдельную группу.
Щенок, спешит, сегодня, зеленый, веселье, вдали, светил, мягкий, ярко, близкая, доезжать, беседа.
существительное | прилагательное | глагол | ? |
Запишите слова в зависимости от части речи, если у вас какие-то слова вызвали затруднение, запишите их в отдельную группу.
Щенок, спешит, сегодня, зеленый, веселье, вдали, светил, мягкий, ярко, близкая, доезжать, беседа.
существительное | прилагательное | глагол | ? |
Запишите слова в зависимости от части речи, если у вас какие-то слова вызвали затруднение, запишите их в отдельную группу.
Щенок, спешит, сегодня, зеленый, веселье, вдали, светил, мягкий, ярко, близкая, доезжать, беседа.
существительное | прилагательное | глагол | ? |
КАРТОЧКА №1
1. Просклоняйте словосочетание
яйцо всмятку. Какое слово является наречием?
Наблюдаем, как оно будет изменяться.
И. п._____________________________________
Р. п._____________________________________
Д. п._____________________________________
В. п._____________________________________
Т. п._____________________________________
П. п._____________________________________
2. Сделайте вывод!
Наречия по падежам ________________________________________
2 группа:
КАРТОЧКА №2
1. Проспрягайте словосочетание
говорить громко. Какое слово является наречием?
Наблюдаем, как оно будет изменяться.
Ед. число
1 лицо. Я_________________________________
2 лицо. Ты________________________________
3 лицо. Он________________________________
Мн. число
1 лицо. Мы_______________________________
2 лицо. Вы________________________________
3 лицо. Они. ______________________________
2. Сделайте вывод!
Наречия по лицам и числам ________________________________________
3 группа:
КАРТОЧКА №3
1. Измените словосочетание по временам работать хорошо. Какое слово является наречием?
Наблюдаем, как оно будет изменяться.
Наст. вр. (что делаю?)______________________
Пр. вр. (что делал?)________________________
Буд. вр. (что буду делать?)__________________
2. Сделайте вывод!
Наречия по временам ______________________
4 группа:
КАРТОЧКА №4
1. Измените словосочетание работал хорошо по родам. Какое слово является наречием?
Наблюдаем, как оно будет изменяться.
Ж. р. (она)________________________________
М.р. (он)_________________________________
Ср. р.(оно) _______________________________
2.Сделайте вывод!
Наречия по родам _________________________
ПНФАРКЕТЧШИСЕ
П | Р | Ч |
Н | К | Ш |
Ф | Е | И |
А | Т | С |
Е |
Предварительный просмотр:
Лист самооценки | ||||
Фамилия, имя | ||||
Минутка чистописания | Нахождение грамматических признаков имен существительных | Определение частей речи | Работа в учебнике упр. 126 | Работа в группе |
Я доволен своей работой + | ||||
Мне было трудно V | ||||
У меня есть еще пробелы в знаниях ? | ||||
Лист самооценки | ||||
Фамилия, имя | ||||
Минутка чистописания | Нахождение грамматических признаков имен существительных | Определение частей речи | Работа в учебнике упр. 126 | Работа в группе |
Я доволен своей работой + | ||||
Мне было трудно V | ||||
У меня есть еще пробелы в знаниях ? | ||||
Лист самооценки | ||||
Фамилия, имя | ||||
Минутка чистописания | Нахождение грамматических признаков имен существительных | Определение частей речи | Работа в учебнике упр. 126 | Работа в группе |
Я доволен своей работой + | ||||
Мне было трудно V | ||||
У меня есть еще пробелы в знаниях ? | ||||
Предварительный просмотр:
Название | |
Вопросы | |
Что обозначает | |
Роль в речи | |
Грамматические признаки |
Название | |
Вопросы | |
Что обозначает | |
Роль в речи | |
Грамматические признаки |
Название | |
Вопросы | |
Что обозначает | |
Роль в речи | |
Грамматические признаки |
Название | |
Вопросы | |
Что обозначает | |
Роль в речи | |
Грамматические признаки |
Название | |
Вопросы | |
Что обозначает | |
Роль в речи | |
Грамматические признаки |
Название | |
Вопросы | |
Что обозначает | |
Роль в речи | |
Грамматические признаки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия...
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.
Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признак...

Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"
Урок по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи. Правописание наречий"....
