Урок русского языка тема: "Непроизносимые согласные" с приемами обогащения словарного запаса.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка тема: "Непроизносимые согласные" с приемами обогащения словарного запаса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .
Цель: познакомить детей с правилами проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .
Ход урока:
- Орг.момент.
II. Актуализация знаний учащихся. Мозговая атака.
- Главная часть слова. (Корень)
- Опасное место в слове. (Орфограмма)
- Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)
- Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
- Какие буквы не обозначают звуков (ъ и ь)
- В какой части основы пишется ъ?
- В какой части основы пишется ь?
- Словарная работа
- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет вкусней….(помидор) (отгадка по щелчку)
- Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я….(капуста)
- В темном тереме девица,
Наверху ее косица.
Дернешь за косу плутовку
И увидишь ты ….(морковку)
- Длинный, зеленый,
Вкусен свежий и соленый. (огурец)
- В темноте живу все лето,
Как солдат ,в мундир одета.
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире. (картофель)
- Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу
«Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко)
Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку.
Составьте предложение с одним из слов. Запишите в тетрадь.
Постановка учебной проблемы.
1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
Мишка был большой проказник
У него сегодня ….(праздник)
-Что удивительного увидели в слове праздник? Посчитайте буквы и звуки.
_Как вы думаете как называется звук , который не произносится?
- Сформулируйте тему урока
- Какова цель нашего урока?
Иногда согласные играют с нами в прятки
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Что же делать, как нам быть?
Как проблему то решить?
- Давайте вместе решим эту проблему!
Подберите однокоренные слова
Праздник
Праздничек
Праздничный
Слово лестница. Как записать?
Составление алгоритма проверки правописания слов с непроизносимой согласной.
- Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
- Подбираем однокоренные слова.
- Выделяем корень в однокоренных словах.
- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.
- Записываем слово.
- Изучение нового материала, работа в группах
Сделайте вывод. (Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)
Запись слов с непроизносимой согласной и подбор проверочных слов.
грус…ный грусть
извес…ный известие
мес…ный место
наез…ник езда
радос…ный радость
ярос…ный ярость
чес…ный честь
( Дети записывают поочередно на доске и в тетради эти слова)
- Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся). Давайте проверим свои знания с учебником.
Откройте учебник на с. 117. (чтение правила).
- Закрепление знаний учащихся.
На с.119 прочитатйте рубрику «Обратите внимание»
-Как убедиться в том, что в слове нет непроизносимого согласного?
Сочетания сн – знЧ
-Определить, всегда ли надо писать в словах непроизносимые согласные?
Запишите слова под диктовку:
Чудесно, прекрасно, ужас.но, опас.но, небес.ный, тесный.
Безобразный, любезный, железный серьезный, алмазный
Вывод: В сочетаниях сн-зн буква т не пишется.
(Есть слова, где нельзя подобрать проверочное слово, следует запомнить его написание).
а) Самостоятельная работа.
Упр.233 с.120
Проверка.
б) Работа над орфограммой с применением сигнальных карточек.
Работа по карточке.
– Прочитайте слова. Подберите проверочное слово –запишите.
Свис…нул-…., грус…но--….., ненас…ный-…., хрус…нула-……, окрес…ность-…. .
- Что общего у этих слов? (Непроизносимый согласный звук [т])
VII. Итог урока.
- Что сегодня нового узнали на уроке?
- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне?
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Русский язык. Тема "Непроизносимые согласные. Закрепление"
Цель: обобщение знаний правил о правописании слов с непроизносимыми согласными.Задачи:Обучающие: – формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Обогащение устной и письменной речи через работу над изложением».
Урок русского языка включает в себя все требования к современному преподаванию, в соответствии с требованиями ФГОС. Материал состоит из конспекта урока и презентации для учащихся.В д...

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием психологических приемов обучения
Преподавание русского языка....
Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс
Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

Урок русского языка. Тема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова. 2 класс УМК "Перспектива"
Урок русского языкаТема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова.2 классУМК "Перспектива"...
