Урок русского языка тема: "Непроизносимые согласные" с приемами обогащения словарного запаса.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хрянина Ирина Эдуардовна

Урок русского языка тема: "Непроизносимые согласные" с приемами обогащения словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_neproiznosimyy_soglasnyy_-_kopiya.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание  слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .

Цель:  познакомить детей с правилами проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .

                                               Ход урока:

  1. Орг.момент.

  II.  Актуализация знаний учащихся. Мозговая атака.

  • Главная часть слова. (Корень)
  • Опасное место в слове. (Орфограмма)
  • Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)
  • Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
  • Какие буквы не обозначают звуков (ъ и ь)
  • В какой части основы пишется ъ?
  • В какой части основы пишется ь?

  1. Словарная работа

- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор) (отгадка по щелчку)

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста)

  1. В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку)

  1. Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый. (огурец)

  1. В темноте живу все лето,

Как солдат ,в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире. (картофель)

  1. Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу

«Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко)

Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку.

Составьте предложение с одним из слов. Запишите в тетрадь.

Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

 Мишка был большой проказник

У него сегодня ….(праздник)

-Что удивительного увидели в слове праздник? Посчитайте буквы и звуки.

_Как вы думаете как называется звук , который не произносится?

- Сформулируйте тему урока

- Какова цель нашего урока?

Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?

- Давайте вместе решим эту проблему!

Подберите однокоренные слова

Праздник

Праздничек

Праздничный

Слово лестница. Как записать?

Составление алгоритма проверки правописания слов с непроизносимой согласной.

- Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

- Подбираем однокоренные слова.

- Выделяем корень в однокоренных словах.

- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

- Записываем слово.

  1. Изучение нового материала, работа в группах

Сделайте вывод.  (Если  мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные  четко  произносятся. Тогда  мы  узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

Запись слов с непроизносимой согласной и подбор проверочных слов.

грус…ный                    грусть

извес…ный         известие

мес…ный                  место

наез…ник                    езда

радос…ный           радость

ярос…ный                  ярость

чес…ный                   честь

 ( Дети записывают поочередно на доске и в тетради эти слова)

- Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся). Давайте проверим свои знания с учебником.

Откройте учебник на с. 117. (чтение правила).

  1. Закрепление знаний учащихся.

На с.119 прочитатйте рубрику «Обратите внимание»

-Как убедиться в том, что в слове нет непроизносимого согласного?

Сочетания    сн – знЧ

-Определить, всегда ли надо писать в словах непроизносимые согласные?

Запишите слова под диктовку:

Чудесно, прекрасно, ужас.но, опас.но, небес.ный, тесный.

Безобразный, любезный, железный серьезный, алмазный

Вывод: В сочетаниях сн-зн буква т не пишется.

(Есть слова, где  нельзя  подобрать  проверочное  слово, следует  запомнить  его  написание).

а) Самостоятельная работа.

Упр.233 с.120

Проверка.

б) Работа над орфограммой с применением сигнальных карточек.

Работа по карточке.

 – Прочитайте слова. Подберите проверочное слово –запишите.

Свис…нул-…., грус…но--….., ненас…ный-…., хрус…нула-……, окрес…ность-…. .

- Что общего у этих слов? (Непроизносимый согласный звук [т])

VII.  Итог урока.

- Что сегодня нового узнали на уроке?

- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне?

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.

Свис…нул-____________, грус…но-___________, ненас…ный-___________, хрус…нула-________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Русский язык. Тема "Непроизносимые согласные. Закрепление"

Цель: обобщение знаний правил о правописании слов с непроизносимыми согласными.Задачи:Обучающие: – формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Обогащение устной и письменной речи через работу над изложением».

Урок русского языка включает в себя все требования к современному преподаванию, в соответствии с требованиями ФГОС. Материал состоит из конспекта урока  и презентации  для учащихся.В  д...

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

Урок русского языка. Тема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова. 2 класс УМК "Перспектива"

Урок русского языкаТема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова.2 классУМК "Перспектива"...