Статья "Эффективные приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку (4 класс)

Шевчук Наталия Анатольевна

формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Формирование орфографической зоркости младших школьников  - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. 

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

B современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.

Речь идет о системе, направленной на совершенствование орфографической грамотности учащихся. Давайте проанализируем каждый пункт:

  1. Формирование орфографической зоркости — это способность быстро обнаруживать орфограммы в словах и определять их типы. Это ключевой навык для грамотного письма.
  2. Осмысленное восприятие орфографических правил подразумевает не механическое заучивание правил, а понимание логики их применения, умение анализировать и применять правила в различных контекстах.
  3. Снижение количества орфографических ошибок является конечным практическим результатом работы системы. Это показатель эффективности обучения.
  4. Развитие познавательного интереса — важный аспект, который делает процесс обучения более эффективным. Когда ученик заинтересован, он лучше усваивает материал и более мотивирован к обучению.

Такая система может включать в себя:

  • Систематические упражнения на обнаружение орфограмм
  • Работа с орфографическими правилами через анализ примеров
  • Применение различных методов запоминания правописания
  • Использование игровых и интерактивных форм работы
  • Систематический контроль и самоконтроль

Все эти компоненты работают в комплексе, способствуя формированию устойчивых навыков грамотного письма.

Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов на уроках русского языка - процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю необходимо продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут получены не только новые знания, но и будет развиваться интеллект, устная и письменная речь и как следствие - орфографическая зоркость. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.

Условия формирования орфографической зоркости младших школьников:

1. Нахождение слабой и сильной позиции звуков в слове (звуко-буквенный анализ).

2..Письмо с проговариванием вслух.

3.Списывание с текста.

4. Комментированное письмо.

5.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

6.Письмо под диктовку учителя.

7.Письмо по памяти.

8. Грамматические зарядки.

9. Творческие работы учащихся (сочинения, изложения)

Факторы формирования орфографической зоркости:

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Слуховой фактор: пишущий человек, как известно, всегда отталкивается от слышимого. Поэтому так важно проговаривание при письменной работе. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки.

Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов на уроках русского языка - процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю необходимо продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут получены не только новые знания, но и будет развиваться интеллект, устная и письменная речь и как следствие - орфографическая зоркость. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.



Предварительный просмотр:

Эффективные приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

B современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.

Речь идет о системе, направленной на совершенствование орфографической грамотности учащихся. Давайте проанализируем каждый пункт:

  1. Формирование орфографической зоркости — это способность быстро обнаруживать орфограммы в словах и определять их типы. Это ключевой навык для грамотного письма.
  2. Осмысленное восприятие орфографических правил подразумевает не механическое заучивание правил, а понимание логики их применения, умение анализировать и применять правила в различных контекстах.
  3. Снижение количества орфографических ошибок является конечным практическим результатом работы системы. Это показатель эффективности обучения.
  4. Развитие познавательного интереса — важный аспект, который делает процесс обучения более эффективным. Когда ученик заинтересован, он лучше усваивает материал и более мотивирован к обучению.

Такая система может включать в себя:

  • Систематические упражнения на обнаружение орфограмм
  • Работа с орфографическими правилами через анализ примеров
  • Применение различных методов запоминания правописания
  • Использование игровых и интерактивных форм работы
  • Систематический контроль и самоконтроль

Все эти компоненты работают в комплексе, способствуя формированию устойчивых навыков грамотного письма.

Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов на уроках русского языка - процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю необходимо продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут получены не только новые знания, но и будет развиваться интеллект, устная и письменная речь и как следствие - орфографическая зоркость. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.

Условия формирования орфографической зоркости младших школьников:

1. Нахождение слабой и сильной позиции звуков в слове (звуко-буквенный анализ).

2..Письмо с проговариванием вслух.

3.Списывание с текста.

4. Комментированное письмо.

5.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

6.Письмо под диктовку учителя.

7.Письмо по памяти.

8. Грамматические зарядки.

9. Творческие работы учащихся (сочинения, изложения)

Факторы формирования орфографической зоркости:

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Слуховой фактор: пишущий человек, как известно, всегда отталкивается от слышимого. Поэтому так важно проговаривание при письменной работе. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки.

Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов на уроках русского языка - процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю необходимо продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут получены не только новые знания, но и будет развиваться интеллект, устная и письменная речь и как следствие - орфографическая зоркость. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно. Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Выступление на тему "Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"...