«Глагол как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Акопян Нарине Гайковна

Мне искренне хочется делиться своими профессиональными находками — конспектами уроков и педагогическими задумками. За время работы собралась целая коллекция материалов, где каждая строчка — это не только труд, но и размышления о том, как по-настоящему увлечь учеников. Я уверена: когда мы делимся опытом, мы создаём пространство для взаимного роста. Возможно, мои идеи станут для коллег полезной подсказкой, а их взгляд, в свою очередь, поможет мне увидеть новые грани в привычном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx117.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 100-105)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о глаголе как части речи.

Задачи:

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о глаголе как части речи, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения решать грамматические задачи: распознавать глаголы среди других частей речи, находить глаголы в тексте, применять их в речи, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы; развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий:
1) базовые логические действия:
 сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
 с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть- целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
3) работа с информацией:
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:  

1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;  

2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимают и

формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала; оформляют свои мысли в устной и письменной речи; работают в парах.

 

Предметные:

Аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь, понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте, определять основную мысль воспринимаемого текста.

Чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста, находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы

Письмо: писать текст по памяти с представленного образца, соблюдать орфографические и грамматические нормы русского языка.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нарине Гайковна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: Отгадайте загадку:

Тридцать три буквы,
Сорок два звука,
И этот язык,
Великий, могучий! 

О.: Русский язык.

У.: Верно! Скажите, как вы думаете, зачем изучать русский язык?

О.: Для того, чтобы грамотно выражать свои мысли и общаться с людьми.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал).

2. Индивидуальная работа (разноуровневые задания по перфокартам, карточкам для индивидуальной работы, в рабочих тетрадях….)

Проверочная работа по теме «Личные местоимения».

ФИ ______________________________________ 3 «__» класс

1. Вставь пропущенные слова.

Местоимение -  это_______________ речи, которая не______________________ предметы, а только _____________________ на них.

2. Подчеркни местоимения. Определи и над ними напиши число и лицо.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь  цветок,

Если он, и я, и ты - если мы сорвём цветы, то окажутся пусты

И деревья, и кусты.

3. Замени имена существительные подходящими местоимениями. Определи лицо, число и род, если это возможно.

здание- ________( __л., ___ч., ____р.)      берлога -________( __л., ___ч., ____р.) изба- ________( __л., ___ч., ____р.) хата- ________( __л., ___ч., ____р.)

гнёзда- ________( __л., ___ч., ____р.) улей- ________( __л., ___ч., ____р.)

4. Зачеркни  в каждой строчке лишнее слово.

А) мы, они, я, ма

Б) ты, мы, Вы, яма

В) оно, она, но, они

2.Минутка чистописания        

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на изображение. Назовите предметы, изображённые на картинках.

Picture background

О.: Топор, молоток, ножовка.

У: Назовите эти предметы одним словом.

О: Инструменты.

У.: С какого звука начинается это слово?

О.: [и].

У: Какой это звук?

О: гласный.

У.: Охарактеризуйте звук [и]

О.: ответы обучающихся.

У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «и», соединения этой буквой с другими буквами, слова с этой буквой

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии. В таблице на доске)

3.Словарно – орфографическая работа

У.: Сейчас мы с вами проведем словарную работу в тетрадях.

У.: Сейчас вам предстоит разгадать загадку, для того, чтобы узнать первое слово.

У.: В белом бархате деревня

И заборы и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

О.: Иней

У.: Правильно.

У.: Разгадайте ребус.

https://psv4.userapi.com/s/v1/d/BWkjSkMkYuHQ2lZNc-WQX2KwSkXaGAwt0wxX98Q_RnSHW7pfJlj3NpBeuw8dLtqKLeMMp2SNfWd7zbdog1m_o1ZO2m6rONcCk0POFx3zVDLR7UZWtfzF0A/izyum_2.png

О.:  Изюм

У.: Молодцы! Подумайте, что изображено на картинке.

https://sun9-61.userapi.com/impg/BZTdTxDHVXaC0z6bD67ZLkweCMN8sEC2L1jwmA/zvjQ6OYthi0.jpg?size=282x176&quality=95&sign=3bb8debedcec06a27b0b0cd1f65e8306&type=album

О.: Ирис.

У.: Верно!

У.: Разгадайте загадку:

Он рассчитывает точно,
Чтоб всё было крепко, прочно.
Без его расчёта
Развалится работа!

О.: Инженер.

У: Молодцы, ребята!

У.: Что вы можете сказать об этих словах?

О: Они словарные.

У: Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

 Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. 

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Отгадайте загадку:

Интересная часть речи.

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

Все расскажет нам …

О.: Глагол.

У.: Правильно! А какие части речи вы еще знаете?

О.: ответы обучающихся. 

У.: Молодцы! А как вы думаете, глагол является частью речи? Почему?

О.: ответы обучающихся. 

У.: Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать сегодня на уроке?

О.: Глагол.

У.: Верно! Теперь давайте послушаем что такое глагол.

Глаголы – самостоятельные часть речи, которая обозначает действие или состояние предметов, явлений. В предложении их легко найти с помощью вопросов «что делать?», «что сделать?». Слова-глаголы помогают передать эмоции, выразить мысли и чувства, описать события, которые происходят вокруг.

Глагол имеет начальную (неопределённую) форму, например: гулять, ходить, стоять, расти.

У.: Давайте посмотрим, как внимательно вы меня слушали. Ответьте на вопросы.

У.: На какие вопросы отвечает часть речи глагол?

О.: ответы обучающихся.

У.: Правильно.

Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя слова-помощники, которые вы видите на слайде: узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У.: Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой?

О.: Узнаем, что такое глагол, будем учится определять глагол.

У.: прыгать, лежать, играть

У.: Что вы можете сказать об этих словах?

О.: они обозначают действие и отвечают на вопрос «что делать?»

У.: Правильно! Давайте выполнять поставленные задачи.

У.:   Разгадайте ребус.

C:\Users\User\Desktop\glagol_2.png

О.: Глагол.

У.: Молодцы!

У.: Для начала откроем учебник на странице 101 правило и узнаем, что такое глагол.

О.: обучающиеся читают.

У.: Что же такое глагол?

О.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

У.: На какие вопросы отвечают глаголы?

О.: Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

У.: Молодцы ребята!  

У.: А теперь откройте учебник на странице 100, упражнение 169.

У.: Прочитайте первое задание к упражнению.

О.: обучающиеся читают задание.

У.: Как вы поняли задание?

О.: обучающиеся отвечают.

У.: К какой части речи относятся слова каждой группы?

О.: Первая группа – имена существительные. Вторая группа – глаголы.

У.: По каким признакам вы это определили?

О.: обучающиеся отвечают.

У.: Прочитайте второе задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

О.: Составить и записать нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркнуть в предложениях основу.

У.: По очереди выходите к доске, записывайте одно предложение и выделите грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?

О.: Сказуемым.

У.: Я страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой

Задачи решаю на скрипке играю

Сынишку соседки в коляске катаю

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю

И на стадионе голы забиваю.

У.: Попробуйте представить глагол в виде живого существа. Какой он? Почему у глагола так много рук и ног?  Выпишите все глаголы.

V. Физминутка

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

У.: Хорошо, садитесь.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа в парах 

У.: А сейчас я предлагаю вам задумать какое-либо действие, т.е. глагол и показать нам его. А мы дружно угадаем, что вы задумали. (параллельно идет запись в тетрадях: Стас (что делает?) прыгает, Алина (что сделала?) нарисовала.) 

У.: У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно составить вместе с соседом по парте два предложения.

У учащихся на столе карточка и слова: на, лучами, речке, клубочком, крылечке, на.

Солнце играет_______________.

И кошка играет_____________________.

У.: Давайте посмотрим, что у вас получилось.  

О.: Солнце играет лучами на речке. И кошка играет клубком на крылечке.

У.: Что вы заметили?

О.: В каждом предложении есть слово играет. В первом предложении это слово употребляется переносном значении, а во втором предложении – в прямом.

У.: Запишите предложение, где слово играть употреблено в прямом значении. Подчеркните главные члены предложения, обозначьте, какими частями речи они являются.

У.: Поставьте себе баллы в тетради на полях за выполнение задания. Критерии на доске.

Работа в группах

У.: Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)
Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.
Бить баклуши запомнить
Брать на буксир обидеться
Надуть губы бездельничать
Зарубить на носу помогать

О.: выполняют задание.

У.: Молодцы! Вы правильно выполнили задание.

У.: Теперь также поставьте себе баллы в тетради на полях за выполнение задания. Критерии на доске.

VII. Итог урока.

У.: Наш урок подходит к концу.

У.: Какая была тема урока?

О.: Глагол.

У.: Какие цели мы с вами ставили?

О.:  Узнать, что такое глагол,

Научиться определять глагол.

У.: Мы достигли поставленных задач?

О.: Да.

У.: Что же такое глагол?

О.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.

У.: Молодцы!

У.: Сложите свои баллы на полях. Если у вас 15 – 14 баллов – это отметка «5». 13 – 11 баллов – отметка «4», 10 – 8 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.

    Баллы

Критерии

5б.

Ни одной ошибки.

        4б.

1-2 ошибки.

3б.

3-4 ошибки.

Старайся!

Более 4 ошибок.

Общее количество баллов

Отметка

15 – 14

«5»

13 – 11

«4»

10 – 8

«3»

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания

У.: Вашим домашним заданием будет упражнение 176 на странице 103.

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...