«Глагол как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Мне искренне хочется делиться своими профессиональными находками — конспектами уроков и педагогическими задумками. За время работы собралась целая коллекция материалов, где каждая строчка — это не только труд, но и размышления о том, как по-настоящему увлечь учеников. Я уверена: когда мы делимся опытом, мы создаём пространство для взаимного роста. Возможно, мои идеи станут для коллег полезной подсказкой, а их взгляд, в свою очередь, поможет мне увидеть новые грани в привычном.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 100-105)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о глаголе как части речи.
Задачи:
Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о глаголе как части речи, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения решать грамматические задачи: распознавать глаголы среди других частей речи, находить глаголы в тексте, применять их в речи, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы; развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия: с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть- целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
3) работа с информацией: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимают и
формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала; оформляют свои мысли в устной и письменной речи; работают в парах.
Предметные:
Аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь, понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте, определять основную мысль воспринимаемого текста.
Чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста, находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы
Письмо: писать текст по памяти с представленного образца, соблюдать орфографические и грамматические нормы русского языка.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нарине Гайковна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: Отгадайте загадку:
Тридцать три буквы,
Сорок два звука,
И этот язык,
Великий, могучий!
О.: Русский язык.
У.: Верно! Скажите, как вы думаете, зачем изучать русский язык?
О.: Для того, чтобы грамотно выражать свои мысли и общаться с людьми.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал).
2. Индивидуальная работа (разноуровневые задания по перфокартам, карточкам для индивидуальной работы, в рабочих тетрадях….)
Проверочная работа по теме «Личные местоимения».
ФИ ______________________________________ 3 «__» класс
1. Вставь пропущенные слова.
Местоимение - это_______________ речи, которая не______________________ предметы, а только _____________________ на них.
2. Подчеркни местоимения. Определи и над ними напиши число и лицо.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты - если мы сорвём цветы, то окажутся пусты
И деревья, и кусты.
3. Замени имена существительные подходящими местоимениями. Определи лицо, число и род, если это возможно.
здание- ________( __л., ___ч., ____р.) берлога -________( __л., ___ч., ____р.) изба- ________( __л., ___ч., ____р.) хата- ________( __л., ___ч., ____р.)
гнёзда- ________( __л., ___ч., ____р.) улей- ________( __л., ___ч., ____р.)
4. Зачеркни в каждой строчке лишнее слово.
А) мы, они, я, ма
Б) ты, мы, Вы, яма
В) оно, она, но, они
2.Минутка чистописания
У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на изображение. Назовите предметы, изображённые на картинках.
О.: Топор, молоток, ножовка.
У: Назовите эти предметы одним словом.
О: Инструменты.
У.: С какого звука начинается это слово?
О.: [и].
У: Какой это звук?
О: гласный.
У.: Охарактеризуйте звук [и]
О.: ответы обучающихся.
У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «и», соединения этой буквой с другими буквами, слова с этой буквой
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии. В таблице на доске)
3.Словарно – орфографическая работа
У.: Сейчас мы с вами проведем словарную работу в тетрадях.
У.: Сейчас вам предстоит разгадать загадку, для того, чтобы узнать первое слово.
У.: В белом бархате деревня
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
О.: Иней
У.: Правильно.
У.: Разгадайте ребус.
О.: Изюм
У.: Молодцы! Подумайте, что изображено на картинке.
О.: Ирис.
У.: Верно!
У.: Разгадайте загадку:
Он рассчитывает точно,
Чтоб всё было крепко, прочно.
Без его расчёта
Развалится работа!
О.: Инженер.
У: Молодцы, ребята!
У.: Что вы можете сказать об этих словах?
О: Они словарные.
У: Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Отгадайте загадку:
Интересная часть речи.
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам …
О.: Глагол.
У.: Правильно! А какие части речи вы еще знаете?
О.: ответы обучающихся.
У.: Молодцы! А как вы думаете, глагол является частью речи? Почему?
О.: ответы обучающихся.
У.: Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать сегодня на уроке?
О.: Глагол.
У.: Верно! Теперь давайте послушаем что такое глагол.
Глаголы – самостоятельные часть речи, которая обозначает действие или состояние предметов, явлений. В предложении их легко найти с помощью вопросов «что делать?», «что сделать?». Слова-глаголы помогают передать эмоции, выразить мысли и чувства, описать события, которые происходят вокруг.
Глагол имеет начальную (неопределённую) форму, например: гулять, ходить, стоять, расти.
У.: Давайте посмотрим, как внимательно вы меня слушали. Ответьте на вопросы.
У.: На какие вопросы отвечает часть речи глагол?
О.: ответы обучающихся.
У.: Правильно.
Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя слова-помощники, которые вы видите на слайде: узнаем, будем учиться.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У.: Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой?
О.: Узнаем, что такое глагол, будем учится определять глагол.
У.: прыгать, лежать, играть
У.: Что вы можете сказать об этих словах?
О.: они обозначают действие и отвечают на вопрос «что делать?»
У.: Правильно! Давайте выполнять поставленные задачи.
У.: Разгадайте ребус.
О.: Глагол.
У.: Молодцы!
У.: Для начала откроем учебник на странице 101 правило и узнаем, что такое глагол.
О.: обучающиеся читают.
У.: Что же такое глагол?
О.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
У.: На какие вопросы отвечают глаголы?
О.: Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.
У.: Молодцы ребята!
У.: А теперь откройте учебник на странице 100, упражнение 169.
У.: Прочитайте первое задание к упражнению.
О.: обучающиеся читают задание.
У.: Как вы поняли задание?
О.: обучающиеся отвечают.
У.: К какой части речи относятся слова каждой группы?
О.: Первая группа – имена существительные. Вторая группа – глаголы.
У.: По каким признакам вы это определили?
О.: обучающиеся отвечают.
У.: Прочитайте второе задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?
О.: Составить и записать нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркнуть в предложениях основу.
У.: По очереди выходите к доске, записывайте одно предложение и выделите грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?
О.: Сказуемым.
У.: Я страшное дело – какой деловой:
В любые дела ухожу с головой
Задачи решаю на скрипке играю
Сынишку соседки в коляске катаю
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю
И на стадионе голы забиваю.
У.: Попробуйте представить глагол в виде живого существа. Какой он? Почему у глагола так много рук и ног? Выпишите все глаголы.
V. Физминутка
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
У.: Хорошо, садитесь.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа в парах
У.: А сейчас я предлагаю вам задумать какое-либо действие, т.е. глагол и показать нам его. А мы дружно угадаем, что вы задумали. (параллельно идет запись в тетрадях: Стас (что делает?) прыгает, Алина (что сделала?) нарисовала.)
У.: У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно составить вместе с соседом по парте два предложения.
У учащихся на столе карточка и слова: на, лучами, речке, клубочком, крылечке, на.
Солнце играет_______________. И кошка играет_____________________. |
У.: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
О.: Солнце играет лучами на речке. И кошка играет клубком на крылечке.
У.: Что вы заметили?
О.: В каждом предложении есть слово играет. В первом предложении это слово употребляется переносном значении, а во втором предложении – в прямом.
У.: Запишите предложение, где слово играть употреблено в прямом значении. Подчеркните главные члены предложения, обозначьте, какими частями речи они являются.
У.: Поставьте себе баллы в тетради на полях за выполнение задания. Критерии на доске.
Работа в группах
У.: Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)
Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.
Бить баклуши запомнить
Брать на буксир обидеться
Надуть губы бездельничать
Зарубить на носу помогать
О.: выполняют задание.
У.: Молодцы! Вы правильно выполнили задание.
У.: Теперь также поставьте себе баллы в тетради на полях за выполнение задания. Критерии на доске.
VII. Итог урока.
У.: Наш урок подходит к концу.
У.: Какая была тема урока?
О.: Глагол.
У.: Какие цели мы с вами ставили?
О.: Узнать, что такое глагол,
Научиться определять глагол.
У.: Мы достигли поставленных задач?
О.: Да.
У.: Что же такое глагол?
О.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.
У.: Молодцы!
У.: Сложите свои баллы на полях. Если у вас 15 – 14 баллов – это отметка «5». 13 – 11 баллов – отметка «4», 10 – 8 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.
Баллы | Критерии |
5б. | Ни одной ошибки. |
4б. | 1-2 ошибки. |
3б. | 3-4 ошибки. |
Старайся! | Более 4 ошибок. |
Общее количество баллов | Отметка |
15 – 14 | «5» |
13 – 11 | «4» |
10 – 8 | «3» |
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
У.: Вашим домашним заданием будет упражнение 176 на странице 103.
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"
Урок для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы" по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....
Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...




