БЕЗ ТРУДА НЕТ ПЛОДА (театрализованное представление)
классный час (2 класс) на тему

В ходе мероприятия дети знакомятся с различного рода профессиями, учатся ценить любой труд. Использованы различные формы организачии мероприятия: сценки, выступления детей, родителей, в качестве оформления - выставка рисунков, инвентарь для сценок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_truda_net_ploda.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗ ТРУДА НЕТ ПЛОДА
(театрализованное представление)

Цель: воспитывать уважение к труду, к людям труда.

Оборудование: плакаты, картины, поделки детей и родителей, фонограмма.

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня пойдёт речь о труде взрослых и детей. Давай представим себе, что все отдыхают: магазины, больницы, школы. Что было бы?

Ведущий. Отдыхает электрик…

Дети. Тогда будет в квартирах ночью темно; телевизоры не будут работать; утюгами не сможем гладить бельё; стиральные машины не будут стирать бельё…

Ведущий. Отдыхает пекарь…

Дети. Все будут без хлеба, а хлеб – основной продукт питания.

Ведущий. Отдыхает шофёр…

Дети. Всё замрёт. Люди не смогут передвигаться на большие расстояния.

Ведущий. Так можно перечислить тысячи профессий. Жизнь на земле замрёт. Наступит голод и бездвижность. Поэтому все должны трудиться. Труд – это необходимость, это наша жизнь. Трудиться должны все – взрослые и дети. Обратимся к стихотворению С. Погореловского «Попробуй волшебником стать», в котором описываются обязанности детей.

Девочка.        Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Мальчик.        На клумбе – цветок,

Его листья повисли,

Грустит он…

О чём?

Угадай его мысли.

Он хочет напиться…

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

Девочка.        Хоть мама ещё не вернулась

с работы,

Не трудно узнать её думы,

Заботы,

«Вернусь – хорошо бы пошить,

Почитать,

Да надо уборкой заняться

Опять».

Мальчик.        Тут ты совершаешь

Весёлое чудо.

Ковёр засверкал,

Просияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись

Домой,

Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

(Хор детей исполняет песню «Всегда найдётся дело для умелых рук», муз. Александрова, сл. М. Ивенсена.)

Ведущий. А вот о девочке Лене этого сказать нельзя. Она не любит трудиться, помогать маме. Итак.

Про Лену (по Н. Садовому)

Автор. Мама дочке говорила:

Мама.        Скоро сварится обед.

В магазин бы ты сходила, –

Видишь, хлеба дома нет.

Лена.        Не могу,

У меня болит колено.

Мама.        Значит, плохо наше дело,

И давно болит?

Лена.        Давно…

Мама.        Очень жаль,

А я хотела

Взять тебя с собой в кино.

Лена (покраснев). Кажется, прошло колено!

Ведущий. Вот так помощница. Не только ленивая, но ещё и лгунья. Думаю, что среди нас таких нет.

Дети. Конечно, нет!

Ведущий. Ну вот и хорошо!

Ведущий. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Например, содержать в порядке свои вещи, уметь ухаживать за своей внешностью, одеждой.

Поэт О. Бедарев написал стихотворение об одной девочке «Вот какая я!». Сделайте для себя выводы.

Мама.        Чья это ложка валяется

В глиняном блюдце

У кошки?

Девочка.        Моя.

Мама.        Чья это книжка лежит

Под столом без обложки?

Девочка.        Моя.

Мама.        Пуговка чья закатилась

Ко мне под кровать?

Девочка.        Моя.

Мама.        Чья это грязная кукла,

Такая, что трудно узнать?

Девочка.        Моя.

Мама.        Чья там тетрадка

Лежит на окошке

Забытая?

Девочка.        Моя.

(Девочка смотрится в зеркало.)

Мама.        Что за девчонка

Из зеркала хмуро глядит

Неумытая?

Девочка.        Ой!

Кажется, я!

Вымою ложку,

Книжку в обложку,

Тетрадку – на полку.

В руки иголку: (пришивает пуговицу)

Пуговка пришита. (Умывает куклу.)

Кукла умыта.

В зеркало гляну я (смотрится в зеркало):

Личико румяное.

Вещь никакая не брошена.

Вот я какая хорошая.

(В исполнении детей звучит песня «Наша мама», муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотской.)

Ведущий. Труд людей надо ценить и уважать. В своей жизни мы всюду сталкиваемся с результатами труда людей. Вещи, созданные трудом человека, надо беречь. Поэт В. Лифшиц призывает к бережливости и уважению труда людей.

Чтец.         Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За всё, что сделано для нас,

Мы благодарны людям;

Придёт пора, настанет час, –

И мы трудиться будем.

Ведущий. Будем толковать пословицы.

Без труда нет плода.

Дело мастера боится.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Терпение и труд всё перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Плохие пчёлы – плохой и мёд.

Ведущий. Продолжим утренник песней о труде (муз. Горина, сл. Волжанина).

Не трудно, ребята, нам песенку спеть,

Не трудно, а всё-таки надо уметь,

За что ни возьмись, нужно мастером стать,

И дело любое умей выполнять.

Припев:         Должны всё делать сами умелыми руками.

Ничто и никогда

Не даётся без труда.      

Сломалась игрушка – сумей починить,

А новую сам научись смастерить,

Недаром ребятам смекалка дана,

Во всём и везде помогает она.

Умей, если нужно, заштопать чулок,

Без помощи свой приготовить урок.

Будь первым в ученьи, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

Ведущий.        Профессий много на свете.

И все они нужны людям.

У каждого дела запах особый.

Пекарь. (В белом халате. Держит в руках батон.)

        В булочной пахнет тестом и сдобой.

Столяр.        (В руках рубанок. На нём костюм рабочего.)

        Мимо столярной идёшь

Мастерской –

Стружкою пахнет и свежей смолой.

Маляр. (В рабочем костюме. В руках валик, ведро с надписью «Краска».)

        Пахнет маляр скипидаром и краской.

Стекольщик. (Он в рабочем костюме. В руках оконная рама, ее можно сделать из картона.)

        Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Шофёр. (Рабочий костюм. В куртке. В руках маленькая канистра с надписью «Бензин».)

        Куртка шофёра пахнет бензином.

Рабочий. (Длинная блуза. Держит в руках канистру с надписью «Машинное масло».)

        Блуза рабочего – маслом машинным.

Кондитер. (В белой одежде. В руках – торт.)

        Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор. (В белом халате. В руках медицинский чемоданчик.)

        Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыбак (с сетью в руках).

        Рыбой и морем пахнет рыбак.

Все (вместе). Все работы хороши, выбирай на вкус!

Чтец.        На свете есть страна одна,

Где труд всегда в почёте,

И эта умная страна –

Страна, где вы живёте!

Ведущий. Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. В каждое, даже маленькое дело, вложен труд. Посмотри на дом, где ты живёшь, – это труд многих людей. И улица родная тоже создана трудом человека.

(Дети называют рабочие профессии. Исполняется песня «Родина», муз. Гладкова, сл. Ю. Энтина.)

Мы играем возле дома

И зимой и летом.

Всё давным-давно знакомо

В милом доме этом.

Припев:        Посмотри, как хорош

Дом, в котором ты живёшь.    

Слышишь, улица родная,

Нет тебя чудесней!

Мы по улице шагаем

Вместе с нашей песней.

Припев.

Дом и улица, и город

Родиной зовётся,

И повсюду дружным хором

Песенка поётся.

Припев.

Ведущий. Человек счастлив в труде. Его труд радует и других. А с лентяями надо бороться. Вот так и было однажды. Посмотрим сказочную сценку.

Лень, Работа, Федот и Пол-Федота

(На лужайке около дерева сломанная скамейка. Рядом с ней на боку лежит Лень. Она сладко потягивается.)

Лень.        Я в любое время года

Никуда не тороплюсь.

В ясный день и непогоду

Где-нибудь да отосплюсь.

Я люблю давать советы:

Не стараться, не спешить,

А меня враги за это

Волшебства хотят лишить.

(Появляется Работа. Она идёт спокойно, уверенно, внимательно смотрит на скамейку. Лень, услыхав шаги, насторожилась.)

Лень.        Тут как будто ходит кто-то?

Работа.        Это я пришла.

Лень (приподнимаясь).Работа?

Работа.        Да, как видишь, это я!

Лень (со злостью).        

        Не даёшь ты мне житья!

        Уходи, мне спать пора!

        Ты мешаешь мне, сестра!

Работа (прерывая Лень).        Не зови сестрой меня

           Ты мне вовсе не родня.

Лень (обиженно вздыхая). Ох, уж лучше б ты ушла.

Работа (отрицательно качая головой).

У меня тут есть дела.

Видишь, сломана скамейка?

Лень (отворачивается, бубнит).

Вижу, вижу.

Вот злодейка!

Не даёт минуты мне

Поваляться в тишине…

Работа (не обращая внимания на её ворчание).

Знаешь, кто скамью сломал?

Лень.        Знаю, видела сама –

Своротил рогами бык,

Грубиянить он привык.

Работа.        Ты могла б его прогнать.

Лень.        Не хотелось мне вставать.

Знаешь, как лежать приятно.

(Появился Федот. Ни Работы, ни Лени он не заметил. Они для него – невидимки. Однако он сразу заметил скамейку и понял, что произошло.)

Федот.        Бурый побыл, всё понятно…

Много силы у быка,

А ума – как у телка!

(Федот относит скамейку ближе к дереву. Лень быстро отползает, чтобы Федот не придавил её.)

Лень (жалобно Федоту).

Только ты тут не стучи,

Не люблю я…

Работа.        Помолчи!

(Федот задумался. Лень что-то шепчет, показывает руками, чтобы он не работал, приглашает отдохнуть.)

Федот.        Починить скамейку надо б,

Но меня там ждёт бригада.

Починю, придя с работы…

Может, мне сынку Федоту

Это дело поручить?

Пусть немного постучит,

Приучать пора к труду.

Что ж, скажу ему, пойду.

Лень (хлопая в ладоши, хвастливо).

Это я уйти внушила!

У меня большая сила,

Если только захочу,

Всех работать отучу!

Работа.        Чепуху, гражданка, мелешь,

И захочешь – не сумеешь.

Если люди бросят труд,

Сразу с голоду помрут.

(Послышалась песенка Пол-Федота.)

Я решительно и смело

Берусь за столярное дело:

Строгаю, пилю и стучу –

Стать мастером хочу…

Лень (недовольно бормоча, встаёт.)

Там опять несёт кого-то.

Работа (всматривается, узнаёт идущего).

Это мальчик, Пол-Федота.

Дед, и сёстры, и братья

Так зовут его шутя.

Он скамью исправит.

Лень (решительно).

Нет!..

Нет! Я дам ему совет

Силу зря свою не тратить!

(Появляется Пол-Федота. Он тоже не видит ни Работы, ни Лени, но сразу же увидел сломанную скамейку.)

Пол-Федота.        Ах, бездельник!

Ах, рогатик!

Дед скамейку эту сам

Делал целых два часа.

А теперь и мне трудиться.

Лень (ласково). Отдохни!

Работа (приветливо).

Нельзя лениться!

Ты подумай вот о чём:

За хорошую работу

Станут звать тебя Федотом

И Федот Федотычем.

Пол-Федота (берётся за скамейку).

Да, лениться не годится,

Но не хочется возиться,

Мне бы дело поважней!

Мне б работу посложней!

Лень (с радостью).

Тут работа не сложна

И не очень-то нужна,

Брось её!

(Пол-Федота стоит в нерешительности.)

Работа (укоризненно).

А ты сумей-ка

Починить хотя скамейку.

Пол-Федота. Починю в один момент.

(Работа делает таинственные знаки, в её руках появляется молоток.)

Работа.        Вот тебе и инструмент!

(Лень пытается внушить, чтобы мальчик бросил молоток, но, видя, что внушение не действует, сердито ударяет по скамейке ногой, вскрикивает от боли и грозит Работе кулаком.)

Лень. Век обиды не забуду!

(Пол-Федота ремонтирует скамейку.)

Работа (в сторону Лени).

Уходи-ка ты отсюда!

Не мешай!

У нас дела.

Уходи, пока цела!

Лень (сердито).

Не уйду!

Куда спешить!

Надо мальчику внушить,

Что работа ни к чему,

Что я лучший друг ему

(Лень снова пытается что-то сказать Пол-Федоту, но он занят делом, не замечает её.)

Работа.         Пол-Федота – умный мальчик,

Не лентяй, не ротозей.

Надо быть ему подальше

От таких, как ты, друзей.

(Пол-Федота работает. При каждом ударе молотка Лень вздрагивает и делает шаг назад. Но вот молоток выпал из рук мальчика. Лень остановилась, смотрит, что случилось. Работа тоже хочет понять, в чём дело.)

Пол-Федота. Гнутся гвозди,

Как же быть?

Не могу никак забить!

Брошу всё.

Пусть чинит дед

Иль отец…

Лень (подбегая к Пол-Федоту).

Конечно!

Пол-Федота (снова берясь за молоток).

Нет!

Никуда не убегу.

Я исправить сам смогу.

(Лень снова при каждом ударе молотка делает шаг назад и, наконец, скрывается.)

Пол-Федота (работая, тихо поёт).

Я решительно и смело

Берусь за столярное дело:

Строгаю, пилю и стучу –

Стать мастером хочу.

Работа (зрителям).

Не выносит лень работы –

Убежала от Федота.

Но с лентяями она

И сейчас ещё дружна.

Ведущий. Эту сказку написал поэт Г. А. Ладонщиков. В ней есть над чем задуматься

Ведущий. Приглашаю посетить выставку детей по школьной программе. В ней участвуют и их родители. На выставке много интересных вещей, созданных детьми и их родителями. Не зря выставка названа «Потрудились мы не зря».

(Два-три родителя рассказывают на выставке о своих профессиях.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...” К. Ушинский

Главная идея опытамоей работы через использование приёмов технологии интерактивного обучения, способствующих  развитию коммуникативных умений, пытаться вместе с учащимися отыскивать общий с...

Статья "Формирование природоведческих представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью через региональное содержание предметов "Живой мир", "Занимательный труд", "Изобразительное искусство""

В статье представлен материал о познавательных уроках усвоение обучающимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры Русского Севера....

бинарный урок по предметам: математические представления и конструирование и ручной труд " Воспроизведение комбинаций из 2-3 деталей строительного набора."

бинарный урок по предметам : математические представления и конструирование и ручной труд "Воспроизведение комбинаций из 2-3 деталей строительного набора" в 3-ем классе с  детьми с умеренной и тя...

конспект сообщения на общешкольное родительское собрание на тему "Формирование первоначальных представлений о труде у обучающихся с ОВЗ"

В возникновении и развитии человека и общества значение труда по истине огромно. Без труда, активной трудовой деятельности не было бы человека. Во все времена на первом месте, идет воспитание детей че...

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России». Тема: Формирование представлений о профессиях и людях труда. Составление письменных ответов на вопросы.

Урок для проведения во вторых  классах. Целью данного урока является обогатить знания учащихся о профессиях людей, работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины. Уч...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Проект "Формирование представлений о труде"

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания...