Музейная педагогика. Открытый урок "Этнокалендарь"
методическая разработка (3 класс) по теме

Елена Викторовна Титова

Семинар для учителей Красносельского района по музейной педагогике. Формирование толерантного отношения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_muzeynoy_pedagogike.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар  по музейной педагогике

в ГОУ школа№394

Мероприятие подготовила учитель Титова Е.В.

 с учащимися  3 «а» класса

Путешествие по страницам Этнокалендаря

«Праздники моей жизни»

(с  презентацией)

Цели:

формировать активную гражданскую и патриотическую позицию; гордость за прошлое и настоящее Отечества;

прививать чувство толерантности учащимся, как жителям России и Санкт-Петербурга;

формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать приобщению учащихся к историческому наследию города, Отечества;

создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями Русского музея;

повлиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.

Что такое «ЭТНОКАЛЕНДАРЬ» и «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Ребята, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Сегодня мы еще раз перелистаем некоторые странички этнокалендаря.

- Где мы его использовали? ( на уроках,  на внеклассных занятиях, дома)

 1 слайд  

 ПО СТРАНИЧКАМ ЭТНОКАЛЕНДАРЯ

2 слайд  

 ЭТНОКАЛЕНДАРЬ -  годовой цикл жизни размеренный на памятные и радостные даты, на праздники и будни

3 слайд  

 Этнокалендарь помогает ориентироваться в культуре, обычаях, традициях, языках представителей различных национальностей, проживающих в северной столице. 

Важно и вам понимать и уважать другую культуру, иные взгляды. Мы стараемся воспитывать дружеские отношения, уважать друг друга, быть толерантными.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - (от лат. - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

16 ноября –  

Международный день толерантности

Во  всем мире 16 ноября объявлен Международным Днем толерантности.

Открывается первая страничка Этнокалендаря «День защитников Отечества»

презентацию по этой дате представляют учащиеся 3 «а» класса

4 слайд  

23 ФЕВРАЛЯ  -  этот день сильная половина человечества получает законное право принимать от женщин поздравления, благодарность и подарки. 

5 слайд  

История праздника «День Защитников Отечества»

Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».

В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии

6 слайд  

С 1946 года праздник стал называться Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота

       7 слайд  

После распада Советского Союза дата была переименована в День защитника                       Отечества остался

Этот праздник -

 остался днем мужчин, которые служат в армии или в    каких-либо силовых структурах

как годовщина великой победы или День Рождения Красной Армии

как День настоящих мужчин

выступление отряда 3 «а» класса «Защитники Отечества» с песней «У солдата выходной»

(монтаж, строевая ходьба, песня)

Но не всегда так легко было солдатам. Были и тяжелые, суровые испытания. В годы вО войны они вставали на защиту городов, деревень, сел.

Один из боев запечатлел в своей работе известный художник.

Составив из пазлов репродукцию, вы сможете вспомнить название картины и имя художника.

распознавание картины «Оборона Севастополя»  А. Дейнека (пазлы, беседа по содержанию)

Где  находится картина?

Что вы помните об этой картине?

***Сейчас вы еще дети, но время быстро летит и через несколько лет наши мальчики, а может быть, и девочки, станут защитниками нашей родины. А как вы сейчас готовитесь стать достойными защитниками Отечества?

*** после Дню защитников Отечества мы отмечали масленичную неделю.

Открывается страница Этнокалендаря  - «Масленица»

8 слайд  

Один из самых радостных и светлых праздников.  Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

сценка «… А мы масленицу состречаем»;

Картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» (отгадывание картины по воспоминаниям художника, беседа по картине)

По воспоминанием художника определите его имя и название картины.

Воспоминания художника : «А потом в том же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину - „Городок берут".

К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили. Там в санях - справа мой брат Александр сидит. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез…»

-Кто знает название этой картины?

-Кем была создана эта картина?

-Что можете рассказать про этого художника? ( Художник родился в Сибири. Эта картина создана Суриковым во время поездки на родину, в город Красноярск. Хотя художник писал картину в зрелом возрасте, он хорошо помнил и знал жизнь сибиряков, своих земляков. Сюжетом для картины он выбрал старинную сибирскую народную игру, знакомую художнику с детства.)

- Что изображено на полотне? (штурм, бой, главный момент игры – «победа», размах праздника:

- стремительное движение всадника на вздыбленном необъезженном коне пробившегося к городку и ломающего снежную стену;

- строй защитников городка, вооруженных хворостинами, метлами, трещотками;

- облик молодого казака с горящими глазами, дышащего отвагой и удалью, и столь же возбужденного, как бы летящего на нас коня с раздутыми ноздрями, косящими сверкающими глазами;

- сверкающий зимний пейзаж;

-разлетающиеся из-под копыт коня комья снега).

- Какое впечатление произвела на вас эта картина?

-Кто главные герои картины? (народ, все герои картины написаны художником с натуры, все его земляки:

- брат Александр в санях;

- печник Дмитрий – всадник;

- племянница Татьяна Капитоновна – в санях в горностаевой пелерине).

- Какое настроение у людей?  (у людей веселые, задорные лица)

-Какими средствами Суриков выражает свое восхищение?  (Художник показывает восхищение всеми героями, все ему дороги, всеми он любуется. Их лица с нежным румянцем как бы окутаны морозным снежным воздухом. Все персонажи полны здоровья и красоты, в народном, фольклорном ее понимании, они напоминают образы произведений народного искусства.)

-Какие тона использует художник? (Художник использует цвета в одеждах людей, которые произошли от  цветов камней –самоцветов, вот какая красота скрывается в красках природы – желтый – яхонтовый, голубой – бирюзовый, зеленый – изумрудный…)

– Раньше говорили: «Кто хочет,  веселился – хоть с лавки свалился!»

Танец «Лавата»;

– Какой же праздник обходится без гармошки? Встречайте нашего гармониста.

(Шувалов Д.);

–Гуляние продолжается – украинская народная песня «Волы»,

исполняет Манзевитый Д.;

хоровод «Блины».

Ребята, нравится вам отмечать масленичную неделю?

Чем вам нравится празднование масленицы?

Что бы вы рассказали младшим братьям и сестрам, а потом и своим детям о Масленице? (помнить традиции, обряды своего народа, передавать их из поколения в поколение)

Знакомим со следующей страничкой Этнокалендаря – «Международный женский день»

Ведущий:  Наконец – то наступила весна! Природа пробуждается после долгого зимнего сна.

Узнайте картину известного художника.

Вспомните биографию художника.

картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (описание, биография художника);

Вопросы:

9  слайд  

8 МАРТА  - возник этот праздник как день борьбы за права женщин 8 марта 1857 года в Нью-Йорке. Собрались работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.

Выступление 3  «а» и 3 «б» классов (стихи, песни, частушки для мам, бабушек и подружек)

1)В прекрасный день - 8 марта,

Когда сияет все кругом,

Нам разрешите вас поздравить

С Международным женским днем!

2)Здоровья, счастья пожелаем,

Чтоб не грустили никогда,

Чтобы всегда вы процветали

Во имя счастья и добра.

Все дети поют песню "Мама"

Только ли в этот день надо заботиться о мамах, бабушках, сестренках и подружках?

Каким образом вы проявляете ежедневно свою заботу, любовь и уважение к женщинам?

Шуточные частушки для мам.

1) С праздником, бабушки,

мамины и папины мамы,

Женское сердце не может стареть,

Пусть не тревожат душевные раны

И о годах вам не стоит жалеть!

2) Я, ребята, бабушке не грублю,

Потому что бабушку я люблю!

Так давайте бабушек поздравлять,

Пожелаем бабушкам не хворать!

Песня про бабушку.

Открываем страницу «День космонавтики»

10 слайд  

Ведущий:  Подымите руки, у кого есть мечта.

А какая у вас мечта? Что вы делаете для того, чтобы ваша мечта осуществилась?

 Не раз и космонавтам задавали такой вопрос: «С чего у них начиналась дорога в космос?». И ответ был один: «С мечты». Мечта сбывается только тогда, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

презентация учащихся 3 «б» класса;

11 слайд   -  Издавна человечество стремилось к звёздам.

12 слайд   -  С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам

13 слайд   - Свершилось великое событие, впервые в истории человек осуществил полёт в космос. Нам выпала честь первым проникнуть в космос. История навсегда сохранит день
12 апреля 1961 года
(50 лет в этом году)

14 слайд   -  Имя Юрия Алексеевича Гагарина стало символом мужества и героизма, символом космической эры.
И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие подвига, совершённого народом.

выступление команды 3 «б» класса (монтаж и песня о космосе).

 Наше путешествие не заканчивается. Каждый день мы будем открывать новые страницы Этнокалендаря, знакомится с яркими, значимыми для нашей страны, для нашего города датами.

– Мы живем в прекрасной стране - Россия и носим гордое имя «РОССИЯНЕ»;

– Мы живем в самом красивом городе Росси Санкт-Петербурге и достойно называем себя «ПЕТЕРБУРЖЦЫ»;

– Поем песню о России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»

Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ...

Интегрированный урок в 1 классе(математика, музейная педагогика) Северо Кавказская железная дорога объединяет народы Северного Кавказа. Сложение и вычитание в пределах 20"

Задачи:– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти,...

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)...

Музейная педагогика

Статья посвящена организации работы школьного музея. Воспитание гражданской позиции, гордости за победителей в Великой Отечественной войне, стремления быть достойными памяти павших - вот цели, которые...