Мероприятия по теме:"Поседелки в осенним лесу"
методическая разработка (3 класс) по теме

1-й гном: Т-сс! Тихо! Слышишь!? (прислушивается). Кто-то идет по лесной тропинке!
2-й гном: (припадает к "земле" и слушает, говорит шепотом). По лесной тропинке идет не один человек, а целая группа людей!
1-й гном: Я уже слышу их голоса!
2-й гном: (хватается за голову). Кажется, это дети! Скорее! Скорее сообщить Старичку - Лесовичку!
1-й гном: Объявляем тревогу!.. Скорее! Скорее! Бежим вперед по тропинке!..
(Бросаются бежать и сталкиваются с  Лесовичком).
Лесовик: Стойте! Вы распугаете весь лес! Что случилось?
Гномы (перебивая друг друга):
Сюда...
Сюда по тропе... движется группа детей.
Они шумят и мусорят.
В прошлый раз такая же группа детей разожгла огромный костер и выгорела вся поляна.
— Однажды они растоптали целый муравейник...
Лесовик: Успокойтесь! Не надо объявлять тревогу! Эти дети хотят подружиться с лесом, я узнал  их. Ведь они не раз посещали мой лес. Они посещали меня в разное время года! (Просмотр слайдов с фотографиями) Я, Старик - Лесовик и мой друг Шуршик, и вы гномы , и вы ребята отправляемся в трудное , но занимательное путешествие по осеннему лесу,

будем искать приметы осени в лесу и собирать её дары.  Ребята, путешествовать  будем так, чтобы не причинять вреда ни животным, ни растениям, ни самим себе. Так что, лесные гномы, встречайте добрых гостей!
Фонограмма  (песня В.Шаинского "Улыбка" ).  Гномы подбегают к детям, и ведут "в лес" (обходят, круг по залу, здороваясь с каждым ребенком за руку. Фонограмма песни вновь сменяется голосами птиц, шумом листвы, журчанием лесного ручья. ( Презентация звуков природы, рисунков осени).
Участники праздника большим полукругом располагаются на широком зеленом ковре - «поляне».

Лесовик: Наш маршрут, ребята, пройдёт по станциям: Поэтическая, Загадкино,  Игровая, Экологическая и Театральная. Прежде чем отправиться в путь, мы с вами вспомним правила поведения в лесу. (Дети называют правила, затем Лесовик с детьми читают хором с экрана)

Лесовик: Итак, ребята , отправляемся в путь. Первая станция у нас «Поэтическая».

-Какое сейчас время года? Назовите  осенние месяцы.(Ответы детей).

Входят дети переодетые в костюмы  месяцов: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сентябрь. Опустел наш школьный сад,

                    Паутинки вдаль летят,

                    И на южный край земли

                    Потянулись журавли.

                    Распахнулись двери школ.

                    Что за месяц к нам пришёл?

- А что вы знаете обо мне, ребята?

Сентябрь – хмурень, ревун. Всё чаще хмурится небо и ревёт ветер. Деревья начинают желтеть, краснеть, буреть. Исчезли стрижи. Ласточки и другие перелётные птицы собираются в стаи. Воздух пустеет и холодеет вода. В лесу всё готовится к долгой зиме. Только зайчихи не могут примириться, что лето прошло: опять принесли зайчат. Листопадничков. Появились в лесу тонконожки-опёнки. В народе говорят: сентябрь – хмурень- дни короткие, тучи плотно кроют небо.

Октябрь. Всё черней, мрачней лицо природы –

                  Почернели огороды,

                  Молкнут птичьи голоса,

                  Медведь в спячку завалился.

                  Что за месяц к нам явился?

- А что интересного знаете обо мне?

Октябрь – листопад, грязник, зазимник. Ветры срывают с леса последние листья. Покончив с первым своим делом – раздеванием леса, осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Стынет жизнь в воде и на суше: рыбы забиваются в ямы зимовать там, где не замерзает вода, змеи забираются в сухие ямы и засыпают там, забиваются в тину лягушки, прячутся в кору пней ящерицы, звери одеваются в тёплые шубки, набивают свои кладовки в норах, устраивают себе берлогу.

Ноябрь. Поле черно – беловатым стало,

               Падает то дождь, то снег,

               И сильней похолодало,

               Льдом сковало воды рек,

               Мёрзнет в поле озимь ржи.

               Что за месяц, подскажи?

Ноябрь – полузимник,  листогной. Третье своё дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покрывалом. Неуютно в лесу: деревья стоят голые, чёрные. Блестит на реке лёд, но он ещё хрупкий. Это не зима, а только предзимье. Ещё нет-нет да выдаётся солнечный денёк. Глядишь, из под корней вылезают чёрные комарики, мушки, взлетают в воздух. Снег стаял… Но крепко заснули деревья, замерли до весны, ничего не чувствуют.

 

- А сейчас, ребята, отправляемся на вторую станцию «Загадкино»

 

И гадать не надо даже

-Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! (Дуб)

 

 

Никто не пугает, а вся дрожит.

( Осина)

 

Зимой и летом - одним цветом.

( Ель)

 

 

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.

( Лес)

 

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клен)

 

 С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)

 

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.

(Березки)

  
    

Загадки о ягодах

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка,

Что за ягодка?

(Калина)

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.

(Шиповник)

Осень в лес
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(ответ: рябина)

Загадки о животных

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки не одной.
(Еж)

 

 

 

 

Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит – (ЛОСЬ).

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной? Кто стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц)

 Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом.
(Лиса)

Лесовик : - А теперь,ребята, отправляемся на третью станцию «Художественная мастерская»

Осень – знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля – на богато украшенный ковёр, дождь – тонкую паутинку.

Лесовик: Ой, ребята, тише,тише,

               Что – то странное я слышу…

               Гость какой – то к нам спешит

               И как будто бы… шуршит.

               Кто б ты ни был, - заходи

               Да ребят повесили.

              (Идёт к двери, открывает её.)

               Ну, смелей! Мы ждём гостей,

               С ними праздник веселей!

В зал входит мальчик в спортивном костюме. На голове у него шапочка в виде желудя, в руках – корзина. Украшенная осенними листьями.

Шуршик : Меня к вам направила Осень

                    Просила доставить она загадки, подарки

Лесовик: Корзинку с подарками видим.

                А кто же ты сам – то такой?

                Поверь, мы тебя не обидим,

                Как звать тебя, дорогой?

Шуршик: Ш –шур – ш – шик.

Лесовик: Шуршик. Какое странное имя!

Шуршик: На самой крепкой ветке дуба

                   Я в тесном жёлуде сидел,

                   Пришла пора, и я оттуда

                   На кучу листьев полетел.

 

                   Я по листве осенней мчался,

                   И каждый листик мне шуршал.

                   И старый дуб до слёз смеялся

                   И  Шуршиком меня назвал.

 

                   Вот с этих пор, как только Осень

                   Приходит  в парки и леса,

                   Меня шуршать листвою просит,

                   Чтоб слышать листьев голоса.

Лесовик: Вот теперь понятно, почему тебя так зовут. А ты знаешь, Шуршик, что Осень прислала в этой корзинке?

Шуршик: Конечно!

                   Там загадки не простые,

                   Там загадки – как живые!

                   Отгадаете загадку,

                   Вмиг   увидите отгадку!

Лесовик: Что ж, давайте, ребята, посмотрим. (Достаёт из корзины красный кленовый листок с загадкой.)

                   На сосне семян кубышка. Что же это - это (шишка)

- Молодцы, ребята, справились с загадкой! Осень прислала вам целое ведро шишек, и мы сейчас узнаем, кто из вас самый ловкий.

 Шуршик: Жёлудь на пол положи.

                       Себя в пляске покажи!

                       Кончит музыка играть –

                       Быстро жёлудь надо взять.

Шуршик достаёт из корзины детское ведёрко, полное желудей, и, проходя вдоль рядов, раздаёт по одному желудю детям. Дети встают в круг. Шуршик – в центре круга. Проводится игра «Подбери жёлудь». Звучит плясовая мелодия, под которую дети пляшут. С концом музыки Шуршик  пытается взять чей – нибудь жёлудь. Игра продолжается два-три раза.

Лесовик: В прошлый раз вы приходили ко мне в лес и мы вместе с вами начали делать поделки, но я вам дал домашнее задание, чтобы вы вновь подготовили поделки к нашей новой встрече.  Я вижу, что вы меня не подвели. Давайте их посмотрим. Какие вы молодцы!

Лесовик : Движемся  на следующую станцию «Театральная».

- А теперь , ребята , мы попали в Подберезовую республику, где  проходят выборы  президента...

 

Сказка-сценка «Как грибы президента выбирали»

 

Как-то раз в одной Подберезовой республике решили грибы выбрать себе президента...

Мухомор.

Посмотрите на меня,

На мой яркий наряд!

И кто выберет меня,

Тот уж точно будет рад!

Ведущий.

Чем полезен, расскажи.

Что ты лучше, докажи!

Мухомор.

Мух морю, лосей кормлю –

Правду, правду говорю!

Президентом лучшим буду,

Я расту в лесу повсюду.

Ведущий.

Знаем-знаем, что пригож,

Да в лукошко ты не гож!

Мухомор.

Тишина, грибной народ!

Я беру самоотвод!

Опенок.

Я – опенок, парень ловок.

Может, мне поверите,

Судьбу грибов доверите?

Ведущий.

Чем полезен, расскажи.

Что ты лучший, докажи!

Опенок.

Я и летний и осенний,

Мяса я еще полезней.

Меня варят, солят, жарят

И в любом обеде хвалят.

Ведущий.

Знаем-знаем, что хорош:

И умен ты и пригож.

Но в семейном положенье

Твоем нужно разъясненье.

Опенок.

Да, со мной везде семья!

А в президенты рад бы я.

Мы все вместе, как солдаты,

Тогда уходим в депутаты!

Поганка.

А я – поганка бледная,

К тому ж еще не бедная.

Голосуйте за меня –

Расплачусь монетой я!

Ведущий.

Чем полезна, расскажи.

Что ты лучше, докажи!

Поганка.

Я тонка, стройна, одета,

Ядом я полна при этом.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня – отравится.

Что, я вам не подхожу?

К мухомору ухожу!

Лисичка.

Из лисьей я породы,

И хитра я от природы.

Ведущий.

Чем полезна, расскажи.

Что ты лучше, докажи!

Лисичка.

Ни у кого такого нет наряда.

Грибами править – ум не надо!

Выбирай народ меня:

Всех в лесу красивей я!

Только голод иль война,

Съедят первую меня…

Нет, теперь все понимаю –

Кандидатуру я снимаю!

Подберезовик и подосиновик.

Под осиной, под березой

Мы растем, друзья, в лесу.

Подберезовик.

Ты как хочешь, в президенты

Не пойду я: не хочу!

Подосиновик.

Я тоже править не привык.

Пусть президентом станет боровик!

Боровик.

Я – белый гриб, я – боровик,

Править я в лесу привык.

И царем грибным был я.

Видно, очередь моя –

Стану первым президентом.

Что ж, народ, согласен я!

Лесовик.

Ну что ж, если всё в порядке, то можно продолжать путешествие!

Урожай в лесу поспел,

Все берут корзинки.

Что же будут собирать

На лесных тропинках?

Что же будут собирать,

Вам придется угадать!

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят!

Что же это?

Дети.

Грибы!

Лесовик: В руки возьмем по корзинке,

                В лес за грибами пойдем.

                Пахнут пеньки и тропинки

                Вкусным осенним грибком!

 

Исполняется песня "По грибы", слова и музыка Л. Абелян.

Проводится игра "Собери грибы". Дети (4—5 человек) собирают грибы в корзинки, пока звучит музыка. Как только музыка стихнет, сбор грибов прекращается. Побеждает игрок, больше всех набравший грибов, в корзинке которого не окажется ни одного мухомора или количество их будет наименьшим.

Лесовик: Интересно мы играли,

                Быстро все грибы собрали!

- Следующая наша станция «Экологическая» . На этой станции нам нужно найти выход из сложившейся экологической ситуации. Итак ситуация первая.

Сентябрь:

Мальчик : Ага! У меня есть рогатка! Сейчас я побегу в лес и буду стрелять в птиц. Буду ломать гнёзда птиц. Буду вредничать. Для чего нам птицы? Не нужны они вовсе!

Птица: Не стреляй в меня, мальчик! Я много пользы приношу лесу. Я вредных жучков и червячков уничтожаю. Мы птицы – помощники леса.

Мальчик: Что же мне делать?

Лесовик:

-Ребята! Правильно поступил мальчик? Как можно сохранить птиц, чтобы вы сделали для их охраны?

Ситуация вторая – экологическое стихотворение С. Михалкова «Прогулка».

Октябрь:

 

Мы приехали в лесочек
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле леса не найти!

Тут сидят и там сидят:
Веселятся и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по тропочке прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по тропочке прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный вид!
Распаковывай багаж!

Мы играли,
Улыбались,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!

Мы приехали в лесочек
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле леса не найти!

 

Лесовик: Как вы думаете, правильно поступили ребята? Как можно уберечь лес от таких последствий?

 

Лес – не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Их, пожалуй, считать – не сочтёшь!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдёшь!

 

Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие же приметы мы наблюдали в осеннем лесу? () А теперь я приглашаю вас к столу отведать дары осени, по старой доброй традиции попить моего травяного напитка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")

Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...

Технологическая карта к уроку Окружающего мира авт А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по теме «Невидимые нити в осеннем лесу».(2 класс)

Технологическая карта по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" составлена в соответствии стребованиями ФГОС....

05. Внеклассное мероприятие на тему : "Чудная пора - осень"

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПервая четверть в начальной школе обычно заканчивается мероприятием на осеннюю тему.Предлагаю один из вариантов внеклассного ...

Тест по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" 2 класс Перспектива

Тест по окружающему миру (Плешаков, Новицкая) 2 класс...

Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:   --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация   --Уточнение и закрепление знаний о...

Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:   --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация   --Уточнение и закрепление знаний о...

Внеклассное мероприятие на тему: «Пожарная безопасность в лесу»

      Цель: организация совместной деятельности по привитию практических навыков поведения детей, способствующих пожарной безопасности в лесу....