Главные вкладки

    Прощание с Азбукой.
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

    Внеклассное мероприятие.

    Цели:

               мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;

               развивать интерес и любовь детей к чтению книг;

              воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

              способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy_moyo.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ

    Цели: 

    1. мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
    2. развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
    3. воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
    4. способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

    Оборудование: празднично украшенный класс, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Костюмы для детей. Плакаты со слогами.

    Ход урока

    Исполняется песня "Чему учат в школе".

    Ученик 1:

    Мы сегодня очень рады
    Всех приветствовать гостей.
    Всех знакомых, незнакомых,
    И серьёзных, и весёлых.
    Первый класс, первый класс
    Пригласил на праздник вас.

    Ученик 2:

    Знают взрослые и дети
    И шахтер и водолаз,
    Что трудней всего на свете
    Самый первый школьный класс.

    Ученик 3:

    Первый класс – это первый задорный звонок.
    Первый класс – это первый серьёзный урок.
    Первый класс – это первая в жизни оценка,
    Это шумная, радостная переменка.

    Ученик 4:

    Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
    Первый класс – это первая школьная книжка.
    Учились по этой книге всегда,
    А книга эта – Азбука.

    Ученик 5:

    Она научила буквам нас,
    И письму, и чтению,
    Дружбе крепкой и труду,
    А еще терпению.

    Ученик 6:

    Был наш путь не очень долгим,
    Незаметно дни бегут.
    А теперь на книжной полке
    Нас другие книжки ждут.

    Ученик 7. 

    Тем, кто любит приключенья,
    Мы откроем свой секрет.

    Дети (хором).

    Увлекательнее чтенья
    Ничего на свете нет!

    Голос из-за угла: "Как это нет?! Чего вы врете?"

    Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал?

    Домовёнок Кузя. Это я, Кузя.

    Учитель (задумчиво). Кузя... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Домовёнок Кузя  выходит.) Ты из какого класса, мальчик?

    Домовёнок Кузя.  Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?

    Учитель. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за пять месяцев узнали – читать, писать научились!

    Домовёнок Кузя.  Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочтешь!

    Учитель. Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабуся не знает.

    Домовёнок Кузя.  Неправда. Давай поспорим, что знает и я знаю!

    Учитель. Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя, а ты отгадывай.

    Домовёнок Кузя. Давай, называй.

    Игра "Угадай сказку"

    Стал он каждому знаком.
    Всем по сказке интересной
    Мальчик-луковка знаком.
    Очень просто и недлинно
    Он зовется…
    Дети: Чиполлино.

    Человечек деревянный
    На воде и под водой
    Ищет ключик золотой.
    Всюду нос сует он длинный.
    Кто же это?
    Дети: Буратино.

    Бабушка девочку очень любила,
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла свое.
    Ну, отгадайте, как звали ее?
    Дети: Красная Шапочка.

    Он – дружок зверям и птицам,
    Он – живое существо,
    Но таких на белом свете
    Больше нет ни одного.
    Потому что он – не птица,
    Не тигренок, не лисица,
    Не котенок, не щенок,
    Не волчонок, не сурок,
    Очень милая мордашка,
    А зовется…
    Дети:  Чебурашка.

    Домовёнок Кузя.  (естественно, проиграв). Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет! (Обиженный, уходит.)

    Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну, пусть идет. (Обращается к ребятам.) А мы с вами, ребята, совершим сегодня последнее путешествие по страницам "Азбуки".

    Стук, грохот. В класс влетают Баба Яга и Кот Баюн, сзади тащится Леший.

    Кот (обращаясь к Лешему). Ну чё ты за нами увязался? Без тебя разберемся.

    Леший. Да что вы разберетесь? Ничего вы не можете! Только метлой махать да людей пугать россказнями. Да дети-то только и знают о Бабе Яге, что у нее избушка на курьих ножках туды-сюды ворочается. Колдунья! Да самый затрапезный мальчонка ее вокруг пальца обвести может. А про Кота-то и вовсе толком никто не знает. Ну, кот и кот, сколько их по помойкам шастает! Чё вы сюды поперлись-то?

    Баба Яга. Уйди, окаянный! Мы за твои слова на тебя в обиде. Я за своего внучка сама постою.

    Леший. Ага, стойкая, посмотрю! (Уходит.)

    Кот (обращается к детям). Ну и в чем дело? Кто обидел Кузю?

    Учитель. Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А в-третьих, никто вашего Кузю не обижал.

    Баба Яга. Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят дурачком назвала!

    Учитель. Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто ваш Кузя игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все сказки на свете знает.

    Баба Яга. Конечно, не все. А я этого и не утверждала.

    Кот. Просто дети всегда считают, что взрослые знают все-все.

    Учитель. Знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Кузя учиться не хочет.

    Баба Яга (грустно). Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он все отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда.

    Учитель. А наши ребята уже научились. И сегодня мы с "Азбукой" прощаемся. Кстати, она должна была подойти. Где же она?

    Вбегает запыхавшийся Кузя, в руках записка.

    Домовёнок Кузя. Бабуся! Леший чаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает. Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая с этим облезлым котом прохлаждаются. Неси-ка им записочку, пусть голову-то поломают, читаючи. Да передай – коли не прочтут, то не дождутся, кого ждали. Вот мы и увидим, кто умнее. (Передает записку.)

    Баба Яга. Вот беда, ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тут написано. Ваша волшебница Азбука у меня. Хочу посостязаться с вами. Раз вы все такие умные, ответьте на загадку:

    Тридцать три родные сестрицы,
    Писаные красавицы,
    В одном городе живут
    И повсюду славятся.
    Кто это или что это?

    Дети. Буквы.

    Баба Яга. И еще. Всех их вы должны знать по именам.

    Учитель. С этим заданием мы легко справимся. Правда, ребята? О чем эта загадка?

    Ученики читают стихи из азбуки

    А: Аист с нами прожил лето,
    А зимой гостил он где-то.

    Б: Бегемот разинут рот,
    Булки просит бегемот.

    В: Воробей просил ворону
    Вызвать волка к телефону.

    Г: Гриб растёт среди дорожки -
    Голова на тонкой ножке.

    Д: Дятел жил в дупле пустом.
    Дуб долбил, как долотом.

    Е и Ё: Ель на ежика похожа:
    Ёж в иголках, ёлка тоже.

    Ж: Жук упал и встать не может.
    Ждет он, кто ему поможет.

    З: Звезды видели мы днем
    За рекою, за Кремлем.

    И: Иней лег на ветки ели,
    Иглы за ночь побелели.

    К: Кот ловил мышей и крыс,
    Кролик лист капустный грыз.

    Л: Лодки по морю плывут,
    Люди веслами гребут.

    М: Мед в лесу медведь нашел-
    Мало меду, много пчел.

    Н: Носорог бодает рогом,
    Не шутите с носорогом!

    О: Ослик был сегодня зол-
    Он узнал, что он осел.

    П: Панцирь носит черепаха,
    Прячет голову от страха.

    Р: Роет землю серый крот,
    Разоряет огород.

    С: Спит спокойно старый слон –
    Стоя спать умеет он.

    Т: Таракан живет за печкой –
    То-то теплое местечко.

    У: Ученик учил уроки –
    У него в чернилах щеки.

    Ф: Флот плывет к родной земле.
    Флаг на каждом корабле.

    Х: Ходит по лесу хорек –
    Хищный маленький зверек.

    Ц: Цапля важная, носатая,
    Целый день стоит, как статуя.

    Ч: Часовщик, прищурив глаз,
    Чинит часики для нас.

    Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
    Шар земной несешь, как мяч.

    Щ: Щеткой чищу я щенка.
    Щекочу ему бока.

    Э: Эта кнопка и шнурок –
    Электрический звонок.

    Ю: Юнга - будущий матрос-
    Южных рыбок нам принес.

    Я: Ягод нет кислее клюквы!
    Я на память знаю буквы!

    Появляется Леший.

    Леший. Ну-ну! Угадали и все сказали правильно. Но я не отпущу вашу Азбуку, пока вы не выполните еще одно задание.

    Баба Яга. Да ладно тебе, Леший, глумиться над детками! Ну чё тебе еще надо?

    Кот. Да, чё?

    Леший. Не чё, а что, простофиля! Мне хочется знать, на самом ли деле эти ребята что-то знают. А ну-ка, становись в две  команды! (Ребята строятся.) Так, бабка, хватит нюни распускать, будешь мне помогать. Это твоя бабка команда, а это моя. Следите, да не подсказывайте, а то не придет с вами Азбука проститься.
    Сейчас мы проверим, дружат ли в ваших тетрадях буквы. Составьте слова из данных слогов:На плакатах:

    Команда 1

    РО
    ЧА
    КРИ

    ЧУ
    ЩА
    ТА

    СВЕ

    ЩУ

    Дети. Роща, свеча, кричу, тащу.

    Команда 3

    ЧАШ
    ЧУ
    ЩА

    ЧИ
    ЩУ
    ДО

    КА

    ВЕЛЬ

    Дети. Чашка, чищу, чудо, щавель.

    Леший. На какие орфограммы эти слова?

    Дети отвечают.

    Учитель. Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Ведь так, Леший?

    Леший. Ладно, ваша взяла! Сам видел, какие они догадливые. Приведу я вам вашу Азбуку. (Уходит.)

    Учитель. А пока мы ждем, давайте споём.(песня Азбука)

    Входят Леший и Азбука.

    Леший. Вот ваша Азбука. Она у меня в избушке хоть отдохнула, порядок навела.

    Азбука. Да, это я умею. Здравствуйте, дети!

    Я – Азбука. Учу читать.
    Меня никак нельзя не знать.
    Меня изучишь хорошо
    И сможешь ты тогда
    Любую книгу прочитать
    Без всякого труда.
    А в книгах этих есть про все:
    Про реки и моря,
    И круглая Земля.
    Про космонавтов,
    Что выше всех летали много раз,
    Про дождь, и молнии, и гром,
    Про свет тепло и газ.

    А порядок я люблю наводить с моими подопечными буквами.

    Учитель. Да-да, мы с ними уже повстречались.

    Азбука. А вы знаете, что рассказывают буквы?

    Учитель. Ребята-то знают, а вот наши гости...

    Баба Яга. Ну-ка, ну-ка, и чаво они там бают? Кузя, поди сюды, сейчас тебе, может, и расскажут.

    Дети читают стихотворение С. Погореловского "Что рассказывают буквы".

    Ученик 6.

    В Азбуке у Нади, точно на параде,
    Гласные, согласные – стояли буквы разные,
    Но не вместе в строчке, а поодиночке.

    Ученик 7.

    Говорить они пытались: и жужжали, и шептались,
    Но о чем – пойми попробуй:
    Буква М мычит коровой,
    Буква А сказала: "А?"
    – Что ты хочешь, буква А?
    Но в ответ мне буква А
    Снова спрашивает: "А?"

    Ученик 8.

    Вот еще досада!
    Что им, буквам, надо?!
    Но когда в тетради
    Встретились у Нади
    Буква А и буква М,
    Все понятно стало всем.

    Ученик 9.

    Буквы рядом ровно, прямо
    Встали честь по чести
    И сказали дружно: "МАМА!"
    Вот что значит – вместе!

    Ученик 10.

    И теперь у нашей Нади
    Разговор идет в тетради:
    В каждом слове – там и тут –
    Буквы дружные живут.

    Домовёнок Кузя. Я понял, бабуся. Беру две буквы Б и столько же А, перемешиваю и, смотри, что получается! (Показывает.)

    Кот. И чего это у тебя там получается?

    Баба Яга. Да ведь это БАБА! Ой, солнышко ты мое! Умница! (Радостно гладит по голове Кузю.)

    Азбука.

    Неизвестно, как случилось,
    Только буква заблудилась –
    Заскочила в чей-то дом
    И хозяйничает в нем.
    Но едва туда вошла буква-озорница,
    Очень странные дела начали твориться.

    Дети, поставьте буквы на свои места.

    1. Ехал дядя без жилета,
      Заплатил он штраф за это.
    2. На остров налетел ураган,
      Остался на пальме последний баран.
    3. У вратаря большой улов,
      Влетело в сетку пять волов.
    4. Куклу выронив из рук,
      Маша мчится к маме:
      "Там ползет зеленый лук
      С длинными усами".
    5. Не учил уроки,
      А играл в футбол,
      От того в тетрадке
      Появился гол.

    Дети находят ошибки и исправляют их.

    Учитель. Молодцы, ребята! А сейчас проверим ваше внимание.

    Проводится игра на внимание.

    Внимание! Внимание!
    Игра в словосочетания!

     — Принцессами из книжки

    Мечтают стать ... (девчонки)

    — За дракой наблюдать в сторонке

    Не будут никогда ... (мальчишки)

    — Ноготки на пальчиках

    Красят только ... (девочки)

    — Лешей, Колей, Севочкой  

    Называют ... (мальчиков)

    — Любят спорт, машины, гонки

    Настоящие ... (мальчишки)

    — Увидев серенькую мышку,

    От страха завизжат ... (девчонки)

    — Слезы лить без передышки

    Способны многие  ... (девчонки)

    — В самосвал грузить щебенку

    Могут запросто ... (мальчишки)

    — Скворечник — дом для птенчиков —

    Легко сколотят ... (мальчики)

    — В летних сарафанчиках

    Ходят только ... (девочки)

    Азбука. Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеете составлять слова, хорошо поете и играете. А сейчас наступает грустная и торжественная минута. Я прощаюсь с вами навсегда.

    Но перед этим вручу "Диплом первоклассника" каждому ученику первого класса, окончившему курс обучения грамоте и учебник Литературное чтение.

    Вручение дипломов.

    Домовёнок Кузя.  (тихо плачет). И-и-и!

    Баба Яга. Что с тобой, внучек?

    Кот. Кто тебя обидел?

    Леший. Чую, он не поэтому плачет.

    Домовёнок Кузя.  Я-я-я тоже хочу такую книжку-у-у!

    Леший. Но ее дают только тем, кто уже умеет читать, а ты ведь не умеешь?!

    Баба Яга. Научится он, научится!

    Кот. Я сам его учить буду, я ведь от природы ученый, хотя некоторые тут и обидными словами бросались. А про меня еще сам Александр Сергеевич Пушкин писал. Ребята, вы знаете, кто такой Александр Сергеевич Пушкин?

    Дети отвечают.

    Кот. А может, вы знаете, что он обо мне написал:

    "У лукоморья дуб зеленый,
    Златая цепь на дубе том.
    И днем, и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом.
    Идет направо – песнь заводит,
    Налево – сказки говорит..."

    А откуда это?

    Баба Яга. Ладно-ладно, если и не знают, прочитают еще. А ты давай моего внучка учи, чтоб и ему такая книжка досталась, как у ребят.

    Леший. Было бы желание, а научить всему можно. Правда?

    Учитель. Ну что ж, путь к знаниям открыт!

    Азбука. Прощайте, ребята! Желаю вам интересных встреч и открытий на страницах книг!

    Детей поздравляют родители, учитель, администрация школы.
    Исполняется "Прощание с букварем".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

    Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

    Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

    На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

    Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

    Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

    Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

    Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

    Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

    Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

    Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

    Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

    Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

    Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...