Открытое внеклассное мероприятие на тему: «Праздник книги и читателя».
материал (4 класс) по теме

Шылык Светлана Григорьевна

Сценарий игрового и познавательного занятия для учеников 4 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_knigi_i_chitatelya.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Открытое внеклассное мероприятие на тему:

«Праздник

книги и читателя».

(сценарий игрового и познавательного                занятия  для учеников 4 класса)

Материал подготовила:

учитель начальных класса

МБОУ СОШ №3 г. Вилючинска,

Камчатского края

Шылык Светлана Григорьевна

 

Слайд 1

Ведущая:  

          Я рада вас приветствовать

                   Товарищи ребята,

                   Конечно, если в зале вы,

                   А не ушли куда-то;

                   И если слушать будете

                   Внимательно-внимательно,

                   То с чудесами встретитесь

                   Сегодня обязательно.

(Стук в дверь.)

                   Вот кто-то к нам

                   Стучится в дверь,

                   И двери  открываются.

                   Ты хочешь, верь

                   Или не верь

                   Сюрпризы начинаются.

(Входят Мальвина и Буратино)

МАЛЬВИНА:      Здравствуйте,  ребята! (Обращается к Буратино.)  Буратино, мне кажется, вам

                             тоже надо поздороваться.

  (Буратино кривляется.)

БУРАТИНО:   Здорово,  братки! Что варежки поразинули? Пока предки бабки заколачивают,

                         Вы сюда пришлындали?

МАЛЬВИНА:  Буратино! На каком тарабарском языке вы разговариваете?

БУРАТИНО:  Ни на каком не на тарабарском, а на самом что ни на есть русском. На  этом

                        языке разговаривает вся продвинутая молодежь.

МАЛЬВИНА:  Уж не знаю, продвинутая или задвинутая, только мне  кажется, что так говорят

                          те, кто русского языка не знает вовсе. Кстати, а кто занимается вашим  

                          воспитанием?

БУРАТИНО:  Кто-кто!  Когда папа Карло, а когда никто.

МАЛЬВИНА:  (хлопая в ладоши)  Вот славно! Тогда я займусь вашим воспитанием.

БУРАТИНО:  Вот это я влип! Девчонок хлебом не корми, а дай кого-нибудь повоспитывать.

МАЛЬВИНА:   Итак, Буратино! Садитесь за стол, пишите.

(Буратино садится, подвернув под себя ногу) 

(Строго)            Не горбитесь, сядьте прямо. Берите ручку, пишите: - А ро-за у-па-ла на

                           ла-пу  А-зо-ра. Я не быстро диктую?

БУРАТИНО (недовольно):  Быстро не быстро. Кто только это чистомарание выдумал, все

                        пальцы в чернилах!

МАЛЬВИНА  (грустно):  Ах, как быстро бежит время! Еще совсем недавно, в сказке, вы 

                          были совсем другой! Помните, вы даже продали свою курточку, чтобы

                           купить азбуку?

БУРАТИНО:  Да, что-то такое  припоминаю.

(Мальвина громко вздыхает.)

                         Да не вздыхайте вы так, не совсем же я деревянный. Я даже все буквы выучил.

                         И знаете, сделал небольшое открытие!

МАЛЬБВИНА:  Открытие? Какое же?

БУРАТИНО:  А вот какое. Все хорошие слова начинаются с буквы «к»: каникулы, конфеты,

                        кино, качели, кошка. А вот буква «д» отличается нехорошими свойствами: драка,

                        двойка, дневник, дежурство.

(Мальвина качает головой)  

                       А если сложить великое множество этих «к» и «б», «о» и «с» в слова, которые

                       что-нибудь значат, а из слов сложить предложения да одеть их в переплет, тогда-

                       бац! Вот тебе и книжка готова.

МАЛЬВИНА:  Ох, Буратино, не так-то это просто. Это сейчас книги печатают умные машины,  

                          а раньше было совсем не так. Вот давай спросим у профессора Всезнайкина.

Профессор Всезнайкин:    Мне кажется, вы хотели меня о чем-то спросить…

МАЛЬВИНА:  Да, мы хотели узнать, как делались самые первые книги.

Слайд 2

ПРФЕССОР ВСЕЗНАЙКИН:  О, это было давно, когда всякий маленький король мечтал стать

                         императором, а большой барон – маленьким королем; когда ценность любого

                         предмета пересчитывалась на коров, а разумеющих грамоте  было в каждом

                         городе меньше, чем букв в латинском алфавите…

                              Это было до того, как Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок и книги

                         переписывались от руки. Тогда человек, мечтающий прибавить еще один том к

                         тем двум, что уже хранились у него дома, книгу не покупал, а заказывал, ибо

                         изготовление книги было делом не только дорогим, но и долгим.

БУРАТИНО:  Но почему же долгим?

ПРФЕССОР ВСЕЗНАЙКИН:  А вот почему. Представьте себе: книготорговцу заказана книга.

                        книготорговец сперва посылает мальчишку заказать необходимое количество

                        пергаментных листов. Так начинался процесс создания книги.

                                Мастер на десять дней опускает телячью или овечью шкуру в раствор

                        извести. Потом достает, промывает водой и туго натягивает на деревянную раму.

                        Металлическим кругом с острыми краями скоблит размягченную кожу.

                                 Для самых дорогих книг пергамент еще и отбеливали, втирали в него мел.

                        На большую книгу в 300 листов шло 150 шкур.

                                 И вот пергамент у книготорговца. Тот разрезает его на равные прямоуголь-

                        ники, складывает их вчетверо и вставляет одни в другой. Получается несколько

                        тетрадей, которые он и передает для дальнейшей работы в монастырской скрип-

                        торий – ибо никто, кроме монахов, не мог в те времена создать книгу.

                                Скрипторий происходит от слова «скрип», скрипеть пером, то есть

  переписывать. Скрипторий представлял собой большую залу. Из страха перед  пожаром свечей здесь не зажигали, и монахи-переписчики работали лишь при свете солнца. Привычная сегодня библиотечная тишина  в скриптории была исключена – вплоть до Х11 века читать про себя не умели, и посему каждый переписчик вслух диктовал сам себе то, что он писал.

           Принимаясь за работу, переписчик размечал листы, разлиновывал их. Потом

монах  брал в правую руку заточенное перо, в левую – ножичек, которым то подчищал

поверхность, то соскабливал неверную букву. Заполнив страницу, переписчик выбирал самое тонкое перо и на полях рукописи делал слабые пометки для иллюстратора: где он должен разместить заглавные буквы и где какие  нарисовать миниатюры. Затем готовый лист поступал к рубрикатору ( в переводе с латинского «красный»). Он, используя лишь красные чернила, вписывал название глав, комментарии. Потом за дело брался корректор. Он, орудуя то ножичком, то пером, исправлял ошибки переписчика. Кроме того, он должен был сверять текст написанный и текст исходный. Чтобы, упаси Бог, не исказил переписчик оригинала – хоть от усталости, хоть по недоброму умыслу. Дальше за работу брался иллюминатор, который свинцовым карандашом делал набросок. Затем определял, какие краски следует взять, чтобы раскрасить набросок, и удалялся их готовить. Краски всякий раз смешивались заново и на это уходили сутки. Так что заливать различными цветами миниатюру иллюминатор начинал лишь на другой день.

                Миниатюры в книге считались не менее важными, чем текст,- многие люди,

               заказавшие книгу, едва умели разбирать буквы, и иллюстрации служили им единствен-

               ныи источником информации относительно того, о чем, собственно идет речь.

                               Наконец через месяц, другой процесс переписывания заканчивался и перга-

               ментные листы относили книготорговцу. Он складывал их по порядку, сшивал и

               заключал между двумя деревянными досками, Для пущей сохранности книготорговец

              иногда приделывал металлические застежки и застегивал книгу, как шкатулку.

                И вот уже счастливый грамотей несет свое сокровище домой. Он будет хранить его пуще прочих своих богатств и, если случится пожар, в первую очередь бросится спасать библиотеку, которая со временем может составить 5 или 6 томов.

МАЛЬВИНА:  Спасибо большое за очень увлекательный рассказ.

Слайд 3

ВЕДУЩИЙ:  Послушайте стихотворение о том, как рождается книга, которое подготовили вам          

                       ребята.

-Я всех людей, что трудятся над книгой,

  Люблю, и уважаю, и ценю.

  А книги – у меня уже их много –

  На книжной полке бережно храню.

-Покамест книгой сделается книга,

  Огромный путь она пройти должна. 

  И сколько знаний требуется разных, 

  Труда, забот, чтоб родилась она!

-Пока бумагу сделают, ребята,

 Положится большой, тяжелый труд.

 Писатель на бумаге пишет книгу,

 Потом ее в редакцию несут.

-За книгой этой – сколько дней рабочих,

 Ночей бессонных, помыслов живых…

 Писателям я очень благодарен,

 За труд упорный уважаю их.

-Вот рукопись готова. И редактор

 Прочтет ее. Потом отдаст в печать.

 За каждое словечко в этой книге

 Перед народом надо отвечать!

-Проворная печатная машина

 И день, и ночь печатает листы…

 Но ведь листы еще не книга,

 Ее такой читать не станешь ты!

-Ее подклеить нужно и обрезать.

 В хороший переплет переплести.

 Упаковать, на поезде отправить

 И  в каждый уголочек развезти.

-И станет жить в народе книга эта,

 Беседуя с читателем своим.

 Люби ее! Читать давай другим!

                                                       К, Мухаммади

Слайд 4

ВЕДУЩИЙ:  А знаете ли вы, ребята, из чего состоит книга?  У меня есть волшебный  цветик-

                        восьмицветик, который  и поможет нам узнать, как построена книга.

                                   

                               Пока у меня в руках лишь середина цветка. Если мы правильно прикрепим

                         лепестки, то на каждом из них можно будет прочитать слово, обозначающее

                        один из основных элементов книги.

*Она защищает книгу от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет, кто автор книги и как она называется.  (ОБЛОЖКА)

*На нем обычно написано то же, что и на обложке, но более подробно, например для людей какого возраста она написана.  (ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ)

*Это короткий рассказ о книге. Иногда  это 2-3 фразы, но о самом главном; он помещается на обороте титульного листа. Перед тем как взять книгу в библиотеке, прочтите его. Это поможет сделать правильный выбор.  (АННОТАЦИЯ)

*Это как «здравствуй» и «до свидания» в книге. Написать их может и сам автор или просто его хороший друг. Из них можно узнать, кто написал книгу, в какой стране происходит события и многое другое.  (ПРЕДИСЛОВИЕ И ПОСЛЕСЛОВИЕ).

*Это может быть рисунок, фотография, чертеж, если книга про то, как сделать что-нибудь своими руками.  (ИЛЛЮСТРАЦИЯ).

*В нем перечислены все произведения, вошедшие в книгу в том порядке, в каком они напечатаны.   (СОДЕРЖАНИЕ)

*Иногда в конце книги автор помещает текст, в котором объясняет значение непонятных слов.

Например, читая книгу о море или путешествиях, необходимо знать морские термины, чтобы

понять, о чем идет речь.  (СЛОВАРЬ)

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!

 

                   

                             ГРУППА РЕБЯТ ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ НА МОТИВ ПЕСНИ

«БРЕМЕНСКИЕ МЫЗЫКАНТЫ»

Ничего на свете лучше нету,

Чем  читать журналы и газеты,

С умной книгой каждый день встречаться,

Знаний и умений набираться.

Мы читаем про моря и страны,

Про животных птиц и великанов.

В сказки тоже нам открыты двери-

Мы пойдем за Машей и Емелей.

Встречу эту все мы долго ждали,

И немало книг мы прочитали.

Викторину мы сейчас устроим,

Лень, тоску и скуку мы прогоним.

                                                  КОНКУРС  №1

-Отгадаете ли вы этих героев? Обязательное условие: загадку выслушать до конца.

Слайд 5

*Бабушка девочку очень любила,

Красивую шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну, подскажите, как звали ее?      (Красная шапочка)

Слайд 6

*Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула, три подушки,

Три кровати и три  кружки.    (Три медведя)

Слайд 7

*Он дружок зверям и детям,

Он - живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино и известна всем давно

Это милая мордашка, а зовется ………      (Чебурашка)

Слайд 8

*Кто-то за кого-то

Ухватился крепко:

-Ой, никак не вытянуть!

-Ой, засела крепко!

Но еще помощники

Скоро прибегут…

Победит упрямицу

Дружный общий труд.      (Репка)

Слайд 9

*Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе я в коморку вернусь.  (Золушка)

Слайд 10

*Без хозяйки плохо быть,

А она им обещала

Их не пачкать и не бить.  (Федора).

Слайд 11

*скачет лошадь не простая,

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит,

Есть у лошади сынок,

Удивительный сынок,

Удивительный конек,

По прозванью …..    (Горбунок)

(Проверка слайды 12-13)

            КОНКУРС  №  2

(На столах у детей лежат задания).

-Выбери и подчеркни правильный ответ:

   

  1. Кто из литературных героев учился в третьем классе? (Витя Малеев, Петя Зубов, Волька Костыльков)

 

  1. Кто автор рассказа «Филиппок? (Н.Некрасов, М.Зощенко, Л.Толстой )

 

  1. Кто из авторов  одновременно был иллюстратором своих книг? ( Е.Чарушин, А.Гайдар, С.Маршак)

 

  1. Какие слова являются «волшебными»? (Апузо-мабузо-бах;   Захара!Захара!Ксу;  Крекс,фекс,пекс)

-Прочитайте подборки слов, выберите из них те, которые подходят к той или иной сказке Х.К.Андерсена,  а также назовите эти сказки.

Слайд 14

1.Солнце,снег,лампа,стекло,зеркало,утро,воробей,дружба.  («Снежная Королева»)

Слайд 15

2.Трава, карусель, крапива, кольцо,  паук, молчание, терпение,  («Дикие лебеди»)

Слайд 16

3.Лебедь, книга, береза, утка, туфли, яйцо, мечта, мороз. («Гадкий утенок»)

Слайд 17

4.Тюфяк, кресло, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)

Слайд 18

5.Нора, мышь,  кровать, малыш,  волк, помощь, эльф.  («Дюймовочка»)

Слайд 19

6.Болото, вьюга, принцесса, сон, труба, собака, колыбель.  («Огниво»)

                               

                  А СЕЙЧАС -  БЛИЦ - ТУРНИР. Отвечайте быстро!

1.Жилище Бабы-Яги?  (Избушка)

2.Имя мальчика, которого унесли Гуси-Лебеди?  (Иванушка)

3.Второе название скатерти?  (Самобранка)

4.Сколько братьев было у Элизы, героини сказки «Дикие лебеди» ?

5.Как звали сестру доктора Айболита?  (Варвара)

6.Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»?  (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

7. Перечислите, где находится смерть Кощея Бессмертного?  (дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)

8.Как звали мастера, который хотел сделать каменный цветок?  (Данила.  П.Бажов. «Хозяйка

Медной горы»)

9.Для кого цветок был местом проживания?  (Для Дюймовочки).

10. Герои какой сказки могли за один раз съесть огромный торт?  (Три толстяка. Ю.Олеша)

11.Что больше всего на свете любил Карлсон?  (Сладости, варенье)

12..-Чьи это слова?  

«Что бы передохнуть, мальчик вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нем плотно, обхватил коленки и сказал, стуча зубами:

-Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»   (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик»)

13.-Из какого произведения следующие строки?

 

«Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье сюда и не заглядывало! Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно. Посреди самого большого зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро».  (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)

14.  «Сейчас же беги к человеческим хижинам в долине и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в маленьких горшочках и его боятся все звери».      О каком цветке идет речь?  (Огонь.  Р.Киплинг.  «Маугли»)  

Слайд 20

ВЕДУЩИЙ:  Но у меня для вас, ребята, еще один сюрприз!

                      -Отгадайте, какой сказочный персонаж еще пришел к нам на праздник?

Лечит маленьких детей,

Лечит маленьких зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор…    (Айболит)

ДОКТОР  АЙБОЛИТ:  -Я – доктор, книжкин друг. Лечу не только ребят и зверят, но и книжки. Да-да, не удивляйтесь. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают: как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут на помощь прихожу я и мои помощники. Мы подклеиваем книжку, расправляем ей странички, делаем новый корешок. А чтобы книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил:

Слайд 21

  • Берите книгу чистыми руками.
  • Не перегибайте книгу – от этого выпадают и другие страницы.
  • Не кладите в книгу карандаши и другие предметы. От этого рвется переплет.
  • Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
  • Не читайте книгу во время еды.
  • Чтобы книга и учебник дольше служили – оберните их.

И заключение нашего праздника послушайте такую поучительную историю.

ВЕДУЩИЙ:  У Скворцова Гришки

                        Жили – были книжки.

                        Грязные, лохматые,

                        Рваные, горбатые,

                        Без конца и без начала,

                        Переплеты как мочала

                        На листах каракули.

                        Книжки горько плакали.

1 ученик:   Дрался Гришка с Мишкой,

                   Замахнулся книжкой,

                   Дал разок по голове –

                   Вместо книжки стало две!

     

2 ученик: Горько жаловался Гоголь:

                 Был он в молодости щеголь,

                 А теперь, на склоне лет,

                 Он растрепан и раздет.

1 ученик: У бедняги Робинзона

                 Кожа содрана с картона,

                 У Крылова выдран лист,

                 А в грамматике измятой

                 На странице тридцать пятой

                 Нарисован трубочист.

 

2 ученик:  В географии Скворцова

                  Нарисована корова

                  И написано: « Сия

                  География моя.

                  Кто возьмет ее без спросу,

                  Тот  останется без носу!»

 

1 ученик:  «Как нам быть? – спросили книжки.-

                   «Как избавиться от Гришки?»

2 ученик:  И сказали братья Гримм:

                  «Вот что, книжки, убежим

(Дети прячут книги за пазуху и, крадучись уходят.)

ВЕДУЩИЙ:  А что было с книжками дальше, вы узнаете, если прочитаете все стихотворение.

                      Скажу только по секрету, что эта история закончилась хорошо. Вот какой у нее

                      конец:

Написал я эту книжку

Много лет тому назад,

А на днях я встретил Гришку

По дороге в Ленинград.

Он давно уже не Гришка,

А известный инженер.

У него растет сынишка,

Милый парень – всем пример.

Побывал у них я дома,

Видел полку над столом.

Пятьдесят четыре тома

Там стояли за стеклом.

И живется им не худо,-

Их владельцы берегут.

Никогда они отсюда

Никуда не убегут!     (С.Я.Маршак.)

Слайд 22

ВЕДУЩИЙ:  Молодцы, ребята, вы показали сегодня отличные знания в области литературы,

                        И…

                        На этом, друзья, наш праздник кончается.

                        Время летит, его не вернуть,

                        А в финале всем скажем:

Ученики  (хором)

                        Мы не прощаемся,

                        До свиданья! До встречи!

                        В счастливый путь!

ВЕДУЩИЙ:  В мир книги, в мир литературы,

                        В мир прекрасного и вечного!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие по теме: « Инженер по образованию, детский писатель - по призванию»( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)

Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году ему исполняется 75 лет....

КОНСПЕКТ открытого внеклассного мероприятия по теме «НАШ КРАЙ».

Главенствующее место в обучении занимают нетрадиционные формы обучения, к ним относится и игра. Игра – это многогранность ситуаций, неожиданность, непредсказуемость, возможность показать себя с ...

Внеклассное мероприятие на тему "Берегите книгу!"

Цель мероприятия: воспитывать бережное отношение к книгам, учебникам; учить культуре обращения с книгой; развивать у учащихся интерес к книгам; учить выразительному чтению развивать внимание, мышл...

Внеклассное мероприятие по теме "Красная книга"

Цели: Познакомить детей с Красной книгой;Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;Воспитывать бережное отношение к природе....

Внеклассное мероприятие на тему: ЖАЛОБНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ!

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.Задачи: Учить детей быть ответственными...

Открытое внеклассное мероприятие по теме «Животные на Великой Отечественной войне»

Цели:Формирование у школьников с нарушением слуха патриотической позиции.Воспитание любви к Родине, гуманного отношения к животным, воспитывать чувство гордости за победу русского народа в Великой Оте...

Открытое воспитательное мероприятие на тему: «Праздник русского валенка» занятие – праздник

Цели и задачи: развитие познавательной активности, интеллекта, расширение кругозора, воспитание любви к Родине, родному краю, формирование интереса к истории России, развитие умения общаться в коллект...