"Казачьи утехи"
методическая разработка по теме

Куликова Елена Григорьевна

Знакомство с традициями казачьей культуры, свадебный обряд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazachi_utekhi_svadebnyy_obryad.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Казачьи утехи»

(свадебный обряд)

Казачка: Здравствуйте, люди добрые!

        Вдали за околицей

        На закат уж солнце клонится,

        Веселей гармонь поёт,

        Всех на улицу зовёт!

              Пой, гармонь моя, играй,

              На вечерку собирай!

              Чтоб попеть, повеселиться,

              Чтоб веселье через край!

(Звуки гармони всё ближе, на сцену выходит парнишка,

в руках гармонь)

Гармонист: Эй, ребята удалые!

                    Эй, девчата молодые!

                    На вечерку выходите,

                    Друг на друга поглядите!

(Все собираются, девчата усаживаются на скамейке,

а ребята, стоя в стороне у забора, поглядывают на них)

дев: Чтоб без дела не сидеть

        Приготовьтесь песни петь!

(Песня «Семечки»)

(К девушкам подходит Никита, кланяется им)

1-я девушка: Красному гостю - красное место!

                       Где Никита был?

Никита: У невесты.

2-я девушка: Хороша ли невеста?

Никита: Как луна белолица!

3-я девушка: А какой характер?

Никита: Что не так – кочергой!

               Не вяжет, не шьёт, полы не метёт!

4-я девушка: Так зачем же сватаешь?

Никита: Очень уж вкусно стряпает!

(Никита присаживается к девочкам)

( Выходит девушка Ульяна, к ней подходят два мальчика)

(Частушки)

(р.н. песня «Ну-ка, как Вася –Васёночек»)

(Выходит мальчик и девочка)

Девушка: Федул, ты где был?

Федул: Сети тянул, рыбу тянул!

             Попало немало: семь окуней,

             Пятьдесят карасей, один ершок,

             И того в горшок!

             Ухи наварю,

             Всех друзей накормлю!

(Перепляс вечерочный)

(Дети садятся на стульчики)

Вед: Дорогие гости!

        Сегодня будем с Вами учиться

         По казачьи веселиться

         Как, когда, во что плясать

         Свадьбу весело играть.

(Выходят мать и отец, занимаются хозяйством)

(Раздаётся стук в дверь, входят сваты, с полотенцами через плечо,

Останавливаются у порога)

Сваты: Здравствуйте!

Отец: Здравствуйте, коль не шутите! Да проходите.

Сват: Да нет, мы тут постоим. Есть у нас уточка, а у вас селезень!

          Не отдадите ли нам свою доченьку

Мать: Нет, наша дочка ещё молодая. Пусть дома побудет.

Сват: Отдайте её нам. А мы вам шубу сошьём, валенки сваляем и сделаем из шерсти одеяло.

          А дочь ваша нам будет как родная, никто её у нас не обидит.

Отец: Ну, что ж, коли обещаете нашу доченьку не обижать, то мы согласны вам её отдать.

Мать: Проходите к столу! Угощайтесь!

(Казачья песня «Брякнули чашки, тарелки»)

(Мать и отец выходят проводить гостей)

(В избу заходит невеста)

Невеста: (плачет и причитает)

Ой! Горе-горькая я да горемычная!

Отгостила я да отгуляла я

С подруженьками да со голубушками.

Просватал-то, родимый батюшка,

Не в пору да не во время!

Да и ты, родимая матушка,

Просватала, не пожалела.

(Выходят девушки с песней, успокаивают её, хоровод)

Подружка: Не плачь Дарьюшка, не плачь голубушка.

Дарьюшка: Спасибо вам подруженьки. Ой, а работы у меня сколько!

Подружка: Дарьюшка, да мы поможем тебе!

(Дарья раскрывает сундук, достаёт и показывает)

Дарья: Полотенца вышить нужно,

            Платье новое пошить.

            Разукрасить чашки, ложки

            И в сундук потом сложить!

                    А поможет нам моя тётушка! Идёмте к ней!

(Девушки идут к тётушке расписывать посуду)

(Самостоятельная работа с воспитателем по ИЗО)

Тётушка: Проходите в мою горницу!

                Для дорогого гостя и ворота настежь!

                 Добрый гость всегда в пору!

                 Званному гостю первое место!

                 В этом доме и вода что мёд!

Тётушка: Девушки красавицы, какие вы нарядные!

                 Юбочки яркие – понёвы, кофточки с басочкой, на голове шлычка.

(Рассматривают Костю казачки)

                 Павловопасадские платки один из атрибутов нашего костюма!

                  Цветы яркие, соединены в общий хоровод, то по уголкам то по всему полю рассыпану.

(Обратить внимание на цвет и узор)

                  Павловопасадские тонкие шали,

                  Любую девушку украшали.

                  Розы, ромашки, бутоны и листья

                  В хороводе стали кружиться.

(Обратить внимание на подарки)

Тётушка:  А это подарки. Посуда из Гжели.

Синяя сказка глазам загляденье

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель.

Хохломская посуда.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветьев.

Всех чудесней наша чудо – Хохлома.

Игрушка дымковская.

Посмотрите - ка подружки.

Разноцветные игрушки.

На полосках точки

А вокруг кружочки.

Тётушка: Мы не раз говорили о росписях, узорах. А теперь давайте приступим к работе.

                 Вы Сашенька и Кристина по платкам мастерица, знаю справитесь с этой работой.

                 А вы подружки весёлые и задорные распишите забавные игрушки.

                 А у вас ручки нежные вы справитесь с нежной светлой гжельской росписью.

(Самостоятельная работа под народную музыку.)

Тётушка: Молодцы, какая красота у нас получилась.

                 Почему тебе нравится гжельская роспись?

                 А чем вам понравились игрушки?

                 Что было сложно сделать?

                 Понравилась вам работа?

                 Пошло дело на лад, и сам ему рад.

                 Кончил дело, гуляй смело!

(Девушки входят с разукрашенной посудой, расставляют её,

наряжают Дарьюшку, расплетают косу, рассаживаются)

Казачка: Дорогие наши гости! А какая свадьба без весёлого дружки? Да вот он и сам едет!

                   А давайте ему дорогу перегородим!

(Две девочки натягивают ленту атласную у входа)

(Раздаётся стук в дверь)

(На «свадебном поезде» карусель въезжает дружка, казаки.)

Дружка: (казак с нагайкой)

               Есть ли кто дома?

               Кто нам дверь отопрёт

               А нас добрых молодцев

               Да хозяина допустит?

Тётушка: Ишь ты, невесту подавай,

                Ну-ка, дружка, поскачи, вытряхай-ка, калачи!

(Девушки поют песню «Идёт дружка»)

(Дружка снимает баранки под песню, которые висят у него на шее)

(девицы с баранками убегают к себе)

Хозяин:  Проходите!

Хозяйка: Милости просим, гости дорогие!

(Дружка входит с казаками)

Дружка: Здравствуйте, люди добрые, все кто есть в избе!

              Здр-те, девицы красавицы, все ли здоровы?

Казак:   Просим покорно отведать хлеба соли!

               Пожалуйста!

Подружка: Ваш хлеб-соль не вкуснее нашего!

(Песня «Дружки не скупитесь»)

Дружка: А это что ещё? Защитницы такие?

               А ну быстро разбежались!

Подружки: Ишь ты какой!  А сам то!

Дружка: Девицы красавицы, угомонитесь!

               Да угощеньице примите!

(Дружка достаёт из карманов конфеты, угощает девочек, под весёлую музыку

Девочки удивляются)

Дружка: А у нас нонче Белый день!

(Свадебная песня «Белый день»)

(Жених и невеста выходят соот-но тексту песни)

(Подаёт пирог дружке)

(Дружка ставит пирог на стол,

 сажает невесту и жениха за стол на сцене)

Продавец: Начинаем главное представление – подарков вручение.

                 

(Выходят дети, берут покрывало, полено, цветы, конверт, сундучок)

1-й ребёнок: Можно покрывало, чтоб от бед укрывало.  

2-й ребёнок: Можно полено из печи, что б пироги были горячи.

3-й ребёнок: Цветы отдам невесте.

4-й ребёнок: Вручу конверт я жениху.

5-й ребёнок: А что иное, чудо-сундуку.

Вед: А в старину оберегали молодых от порчи с сглаза. Расскажите, как это делали?

Дети:

  1. Сажали молодых так, чтобы кошка не пробежала.
  2. Осыпали хмелем.
  3. Втыкали в одежду булавки.

Вед:: Ребята, А какие свадебные обряды вы знаете?

Дети:

  1. Когда жених и невеста кольцами меняются.
  2. Дают выкуп за невесту.
  3. Предлагают испить из одной чаши, чтобы радость и горе делить поровну.
  4. А ещё пели свадебные песни.

(Песня «Ой вы, гуси, не гудитя»)

(Пляска «Дарья хороша»)

Вед: (поглядывает на жениха и невесту)

               А Дарьюшку и Никиту венчать пора. Ребята, садитесь на свадебный поезд,

               поедем венчать жениха и невесту.

(уезжают))

Казачка: А гостей приглашаем угоститься свадебным пирогом!

( Чаепитие с баранками, бубликами, свадебными пирогами)

         

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

Программа школьной детской казачьей организации «Лазорики» муниципального бюджетного образовательного учреждения казачьей средней общеобразовательной школы №22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова для начальной школы

Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящ...

: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

"Казачий компонент, как важнейшая составляющая военно-патриотического воспитания в казачьих классах начальной школы."

Возрождение патриотизма является шагом к возрождению России. Духовное достояние личности – это патриотизм. Он  составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности человека....

Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».

Конспект внеурочного занятияТема: «Казачья служба и основные казачьи чины»....