Классный час "Моя семья"
методическая разработка (3 класс) на тему
Классный час -2 класс.Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час"Моя семья"2 класс | 19.9 КБ |
1 Сентября-День знаний.Урок в 1 классе | 21.4 КБ |
"Осенины" .Сценарий праздника 3 класс | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Моя Семья»
Цель: показать значение семьи в жизни человека;
Задачи: привить любовь к семье, родному дому;
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей;
изучение семей учащихся;
формирование представлений детей об исследовательской деятельности
Ход занятия.
1.Приветствие, Постановка задачи:
Ребус 7Я (в середине круга)
Как вы думаете,чему будет посвящёно наше первое заняти?
-Правильно, тема классного часа — «Моя семья». Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи.
II. Решение проблемной ситуации.
- -Что такое семья?
Семья- это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». А что для вас означает слово «семья». (ответы детей)
(Семья — это группа родственников, живущих вместе.)
Все верно. Семья-это дом, это отец и мама, дедушка и бабушка, наши родные, это любовь и забота, труд и праздники, печали и радости.
Есть одна легенда: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:
-Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?
Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово-«понимание».
-Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи? (Ответы детей.)
Кто сможет объяснить значение слова комплимент? (Похвала — любезные, приятные слова).
-Я предлагаю сказать вашей семье комплимент. (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги, где нарисован ребус.)
Роднаядружная (связанная взаимным согласием)
СчастливаятрудолюбиваяХозяйственнаяспортивная
Культурнаявежливаяжизнерадостная (не знающая уныния)
гостеприимная доброжелательная дисциплинированная
Учитель. У каждого из нас есть фамилия. Еще 150-200 лет назад у большинства людей фамилий не было. Были только прозвища и отчества. Слово фамилия заимствовано из латинского языка и означает « наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени, переходящее от родителей к детям». В русском языке слово «фамилия» получило распространение в эпоху Петра Великого, когда в разных учреждениях знатных людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии присваивались на основе единственного признака- родства. (Вывешивается карточка ФАМИЛИЯ).
-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?
(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)
Ссоры, обиды, конфликты,непонимание, материальные трудности
занятость родителей, невнимание, усталость, болезни ,пьянство
- А на чем основывается счастливая семья?
(Слова записаны на изображениях цветов; прикрепляются внизу.)
Любовь ,взаимопомощь,взаимоуважениев,заимопонимание
- Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы?
(Ответы детей) НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ МАМУ ПЛАКАТЬ.
Не обижайте матерей,на матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверейНежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите
И ей, стоящей у воротКак можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тишиВ тиши ночной, в тиши тревожной
Для них вы вечно малышиИ с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,Заботой их не раздражайтесь
Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь.
- Помните, что нет человека роднее мамы. Пусть ваши мамы улыбаются чаще, а если и будут слезы на их лицах, то только слезы радости.
- Ребята, а чем мы можем порадовать наших мам? (ответы
Учитель. Мать всегда почиталась людьми, как святыня. Она - самый дорогой человек в жизни каждого из нас. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. В каждом из нас есть маленькое солнышко, и солнце это- доброта. А в маме ее больше всего.
Учитель. В семье важно ребенку как женское, так и мужское внимание. Надежность отца, его чуткость по отношению к детям, матери, сделать семейную жизнь более интересной – все это переходит на детей. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, дочерей – побуждает сравнивать своих друзей с отцом, более критично относится к ним. Отца в русских народных сказках называют «батюшка» и «солнышко». Он сильный, надежный. Он – добытчик, кормилец, защитник.
Учитель. Молодцы, что вы обещаете слушать ваших родителей. Но если вдруг возникнет между вами какое – то недоразумение, то запомните эти советы:
Начиная драку с папой, Затевая с мамой бой,
Постарайтесь сдаться маме – Папа пленных не берет.
Кстати, выясните у мамы, Не забыла ли она –
Пленных бить ремнем по попе Запрещает Красный крест.
2. В сказках члены семьи тоже огорчают друг друга. Вспомним некоторые сказки.
• Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)
• Из-за чего старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? (Из-за жадности.)
• Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул? (Посмеялся над друзьями.)
• Почему Каю в сказке Андерсена попал осколок от зеркала в глаз и сердце, и мальчик стал злым? (Он посмеялся над Снежной королевой, хотел посадить на раскаленную печь.)
• Почему колобок был съеден лисой? (Поддался ее хитрости.)
Так и в жизни. Жизнь состоит из больших и малых событий.
3. Физкультминутка.
6. -Я хотела бы вас спросить: А как вы думаете, можем ли мы наш класс назвать семьёй?
(Да.Потому что, мы пол дня бываем в школе, в своём классе, в одной дружной семье, а наша мама – это ВЫ, наша учительница.)
-Конечно, можем. Ведь школа это наш дом, а класс – это семья. И я думаю, что в этом доме, в этой семье мы будем жить дружно, весело, всегда друг другу помогать.
Передать мяч,улыбнуться,назвать своё имя.
Итог .Учитель. Вот и подошел к концу наш урок «Моя семья». Мы узнали много нового друг о друге и о ваших семьях
Хочется пожелать, чтобы у каждого на душе было всегда светло, а в каждой семье - добро, тепло, любовь и много счастья.
Чтобы дети нас не огорчали, Чтоб они пятерки получали,
Чтобы преданно всегда любили, Чтобы внуки радость нам дарили
Предварительный просмотр:
1 СЕНТЯБРЯ-УРОК ЗНАНИЙ..
1.— Я ваша учительница, зовут меня (Имя-Отчество). Я очень ждала встречи с вами, думала о вас! Целых четыре года мы будем неразлучны в учебе, играх, походах. Каждый день я буду говорить вам: «Здравствуйте, ребята!» И вы в ответ будете здороваться со мной. В классе принято на приветствие учителя отвечать наклоном головы, стоя при этом у своей парты. Давайте попробуем!
2.А теперь мне хочется поближе познакомиться с вами и понять что новоговы узнали за первый год обучения..
Кто-то знает кому принадлежат слова «Я не волшебник,я только учусь?» Сегодня мы попробуем я побыть немного волшебниками и заселить нашу волшебную планету,а почему она волшебная узнаете вконцеурока..Договорились?
Ну тогда я буду задавать вопросы , а вы быстренько отвечать!!
Чтение(на плакат-картину с изобр.уч.Чтение(
1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года).
2. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»).
3.Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы).
4.. Какую песню пели малыши-коротыши, когда летали на воздушном шаре, вместе с Незнайкой? («В траве сидел кузнечик»).
5 Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку).
6 Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук).
_________________________________________________________________
Природоведение (Дерево)
1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры).
2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф).
4 Самая маленькая птичка. (Колибри).
5. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив
6Как называют африканского крокодила. (Аллигатор).
_____________________________________________________________---
Музыка(нотка_
- Что такое чардаш? (Венгерский танец).
- 2. Какой австрийский композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт).
- Какой композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим? (Бетховен).
- Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль).
Математика (Пример
- Вороне через три года что бывает? (Четвертый идет
- . Пожелания благополучного плавания с упоминанием цифры «семь». (Семь футов под килем).
- Сколько дней в високосном году? (366).
- В каком месяце есть 28 дней? (В любом).
- Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят).
Физкультура(мяч)
1.Как называется ковер для борьбы дзюдо? (Татами).
2.. Площадка для бокса. (Ринг).
3.Продолжительность двух таймов футбольного матча. (90 минут).
4. Высший спортивный показатель. (Рекорд).
Русский язык (учебник
- Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я).
- Название денежной монеты в обиходе у жителей городка из сказки «Золотой ключик»? В названии 2слога (Сольдо). Что за зверь:
- Что за птица-в конце ь?
Белый как снег, Надутый, как мех,
Лопатами ходит, А рогом ест. (Гусь).
Какие молодцы!!Как же мы назовём нашу планету?(Дружбы,Знаний,2А..Радости
А почему же она волшебная?Чему можно научиться живя на этой планете?
— Ну вот, теперь мы со всеми познакомились. Вы оказались симпатичными ребятами, напрасно я волновалась перед нашей встречей. Мне нравится общаться с вами. А сейчас давайте сыграем в игру «Карусели».
Карусели, карусели.
Взмахи прямыми руками вперед-назад.
Мы с тобой в машину сели -
Изображаем, как держим руль автомобиля.
И поехали, и поехали...
Карусели, карусели.
Снова взмахи руками.
В вертолет с тобой мы сели —
Круговые вращения одной рукой над головой.
И поехали, и поехали...
Карусели, карусели.
Взмахи руками.
На лошадку с тобой сели -
Привстаем на носках, руками держим воображаемую уздечку.
И поехали, и поехали..
Карусели, карусели.
Взмахи руками.
В самолет с тобой мы сели.
Руки в стороны, покачиваемся.
И поехали, и поехали...
Карусели, карусели.
Все за парты тихо сели!
(В дальнейшем эта физкультминутка становится у детей любимой).
II/- Играете вы хорошо, а теперь отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга).
— Сейчас мы с вами попробуем Украсить нашу замечательную планету.
На втором листе парафином написаны пары слов, их нужно закрасить так, чтобы и слова появились парами.
МАМА ЖИЗНЬ (Почему слова рядом?
ДРУЖБА ЛЮБОВЬ
РОДИНА РОССИЯ
ДОМ МИР.
А теперь прочитаем поздравительные телеграммы и пожелания от наших сказочных друзей.
1. Если вы идёте по полю и находите денежку, то не спешите покупать самовар, как это сделала я. Лучше купите новую интересную книжку. (Муха-цокотуха)
2. Мы, все три весёлых братца, спешим поздравить вас с началом учебного года. Учитесь лучше, и тогда сможете построить такой же прочный дом из камней, как и наш братец Наф-Наф! (Три поросёнка)
3. Не бегайте по классу на переменках, а то можете нечаянно разбить вазу или уронить золотое яичко. И мне тогда придётся высиживать новое яичко, не золотое, а простое. (курочка Ряба)
4. Поздравляю всех второклассников! Желаю набираться ума и обязательно научиться читать. А то когда папа Карло подарил мне азбуку, я променял её на билет в кукольный театр, о чём очень жалею. Берегите ваши учебники! (Буратино)
5. Как можно усерднее учитесь в школе, и не только наукам, но и вежливости. А то к нам однажды в гости пришла девочка Маша. Она съела нашу кашу, сломала стульчик Мишутки и даже валялась на наших кроватях! (Три медведя)
6. Я тоже мечтаю пойти в школу, как вы! Если бы я училась в школе, то узнала бы, что Волк - это хитрый хищник, и с ним никогда нельзя разговаривать и, тем более, говорить, где живёт моя бабушка. (Красная Шапочка)
7. Поздравляю вас с поступлением в школу. Я, между прочим, достиг потрясающих успехов как в учёбе в школе магических наук Хогвартс, так и в игре Квиддич. (Гарри Поттер)
8. Мы, шесть юных фей, поздравляем вас с началом учебного года и надеемся, что вы будете учиться на отлично, как и мы это делаем в школе Алфея волшебного измерения Магикс. (Текна, Флора, Лейла, Муза, Стела, Блум, - феи клуба Вингс из мультфильма Вингс)
III/
Ну,вот мы и познакомились..Вы очень мне понравились,надеюсь-это взаимно..Нам многому ещё предстоит поучится и дружить и беречь друг друга..Но.главное,много и активно работать на уроках,чтобы много достичь в жизни!!
;.Организ.вопросы
1.Раздать анкеты родителям
2.Расписание на след. День.
3Учебники?
4.Вопросы детей.
Предварительный просмотр:
ОСЕНИНЫ
Ведущий 1: Добрый вечер, гости званые и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые!
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.
Ведущий 2: Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья - яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
Дай тобой полюбоваться! Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться, Не позволь затмить себя.
Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год. За летом - следом мой черед.
Вы рады встретиться со мной? Вам нравиться наряд лесной?
Осенние сады и парки? Да, хороши мои подарки!
Я пришла на праздник к вам Петь, веселиться,
Я хочу со всеми вами Крепко подружиться.
Ведущий 1: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим: Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.: Значит будут пироги.
Осень: А уж яблоки, как мёд. : На варенье, на компот.
Осень: Принесла я мёду полную колоду.
Ведущий 2: Ты и яблок, ты и хлеба, Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду Ты нам осень принесла?
Осень: Дождику вы рады?
Ведущий 2: Не хотим, не надо!
ПЕСНЯ
.1..Бродит в роще листопад, По кустам, по клёнам,
Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном.
Соберём из листьев веер Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер Лёгкий и игривый\
А давайте и мы поиграем(дети и взрослые)Игра "Улетели птицы"
Ведущий читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.
Улетели птицы: Голуби, куницы.
Улетели птицы: Голуби, синицы,Мухи и стрижи.
Улетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи,Комары, кукушки.
Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи Чибисы, ежи.
Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, Лебеди и утки И спасибо шутке.
А теперь послушаем,как осень видели наши известные поэты
Осень наступила,Высохли цветы,
И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах.
Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет,Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,Дождик моросит.
Воды зашумелиБыстрого ручья.
Птички улетелиВ тёплые края.А. Плещеев
……………………………………………………
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи, лежат как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…Н. Некрасов\
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Поспевает брусника,Стали дни холоднее,
И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море.
Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся И заплачет спросонья.К. Бальмонт
*******
Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось.С. Есенин
4. Песня "Что такое осень?
1-й куплет.
Что такое осень? - Это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются
Птицы с облаками
Осень, я давно с тобою не был.
Припев.
Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли,
Там, где в море тонет печаль
Осень - тёмная даль.
2-й куплет.
Что такое осень? - Это камни.
Верность над чернеющей Невою.
Осень, вновь наполнила в душе о самом главном;
Осень, я опять лишен покоя.
3-й куплет.
Что такое осень? - Это ветер.
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползём ли, долетим ли до рассвета,
Что же будет с Родиной и с нами.
4-й куплет.
Тает старый город во мгле,
Осень, что я знал о тебе.
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права.
Ведущий. Итак, закончилось лето. Отгремели летние спасы, которые отмечаются в августе: медовый, яблочный, ореховый, олицетворяющие сбор летних даров природы. А осенью – сбор нового урожая, всего того, что вырастили люди в полях и на огородах, и, конечно же, праздники, связанные с этим.Много старинных праздников и обычаев отмечал русский народ. Некоторые из них забылись, а некоторые отмечаются в народе и по сей день, давайте сегодня вспомним о них. И полистаем КАЛЕНДАРЬ
1.На завалинках, в светелкеИль, на бревнышках каких
Собирали посиделки Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели И водили хоровод.
2.А играли как! В горелки!Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки Были праздником души.
Наш досуг порою мелок,Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Ведущий. Вот мы с вами и попробуем возродить русские посиделки и окунуться в древнюю Русь
Сегодня к нам на концерт пришли три моих братца месяца. Сейчас они расскажут о себе. Отгадывают родители..
Сентябрь: Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ, Что за месяц к нам пришёл? (СЕНТЯБРЬ)
Холоден сентябрь, да сыт.
В сентябре синица просит осень в гости.
Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
* * *
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Паутина стелется по растениям - к теплу.
Много желудей на дубу в сентябре - к лютой зиме.
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
**********************
ВЕД.Сентябрь – первый осенний месяц. В народе у него название – вересень, так его называли из-за того, что в это время цвел вереск, а еще рябинник, так как созревает рябина. С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
27 сентября в народе отмечается большой праздник – Воздвижение. С этого дня крестьяне считали, что осень к зиме повернулась. Каждый лесной житель начинает готовится по-своему к зиме.
Медведь укладывается в берлогу на всю зиму. Муравьи закупоривают входы и выходы своего муравейника и собираются в кучу в самой глубине, где теплее.
А крестьяне с этого дня начинали рубить капусту и солить ее на зиму. В деревнях и селах есть обычай рубить капусту сообща – это служило поводом к народным вечеринкам. Такие вечера назывались «капустники». На них шутили, хороводы водили, а частушки какие пели…
2. Грибные частушки
1 Хорошо пропелись песни, милые подружки,
Только что за посиделки без весёленькой частушки?
ДЕВОЧКИ
2 Начинаем мы запевку Первую, начальную
Мы хотим развеселить Публику печальную.
1 Разрешите поплясать, М
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
2Девочки, вы девочки, Д
Где берете денежки?
Летом ягодки сдаем,
А зимою все прядем.
5 Вы судите, не судите,
А осуды не боюсь,
Что хотите говорите,
На сударушке женюсь
4 Говорят, что я румянюсь, Д
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь
5На осеннем, на лугу М
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе
Умирает со смеху
5Как по осени ломала Д
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.
6.На горе стоит телега, М
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!
5Ох, довольно, мы напелись, Д
Дайте смену новую!
Ой, спасибо баянисту
За игру веселую.
ВСТРЕЧАЕМ ВТОРОЙ МЕСЯЦ
Октябрь: Всё мрачней лицо природы: Помрачнели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?
ОКТЯБРЬ
Октябрь - месяц близкой пороши.
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
Плачет октябрь холодными слезами.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.
* * *
В октябре гром - зима бесснежная.
Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
В октябре луна в кругу - лето сухое будет.
Ведущий. В октябре, в октябре, частый дождик на дворе.
. Октябрь – второй осенний месяц. У него свои приметы, в народе его называли листопадник, грязник, полузимник.
Начинается этот месяц с того, что 2 октября в народе отмечается День Зосима – заступника пчел. Хозяева старались укрепить да утеплить к этому дню улья, собрать последний медок. В народе так говорили: «Ульи в погреб ставь – праздник меда славь».
А с 14 октября великий православный праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
Покров (14 октября) - первое зазимье. На Покров до обеда осень, после обеда - зима.
Ноябрь: Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц? Подскажи?
НОЯБРЬ
Ноябрь - ворота зимы.
Ноябрь - сентябрёв внук, октябрёв сын, а зиме родной батюшка.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
Ноябрь - сумерки года. * * *
Дмитриев день (8 ноября) - зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому. Кузьминки (14 ноября) - осени поминки, встреча зимы. 14 ноября – праздник Козьмы и Домиана. На кузьминки отмечался день кузнецов Кузьмы и Демьяна. А истории этого народного праздника такая. С незапамятных времен уроженцы города Ассии братья Косма и Дамиан, по профессии медики, были наречены кузнецами. В день ледостава на малых речках и озерах мужики говаривали: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет». Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени первого из них – Кузьминки. А в году учредили даже двое Кузьминок – еще 14(1) июля. Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнечными мастерами или просто «рукомесленниками». И за удачей в кузнечных делах (лошадь ли вели подковать, лемех ли несли оттянуть, обод-ли на колесо набить) уповали на содействие Кузьмы-Демьяна.
В старину кузнецов еще по-другому называли. Может, кто из гостей знает, как раньше ласково называли кузнецов? (Ковалечек.)
Ответившему правильно вручается яблоко.
. А крестьянки считали Кузьминки своим, бабьим, праздником, а еще точнее, «Куриным днем». Так и говорили «Кузьминки – курьи именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол».
Было у Кузьминок еще одно даже более важное значение. В этот день всем миром на селе устраивали проводы лета и встречу зимы. После службы в храме затевались общие «ссыпины» – в выделенный кем-то амбар все ссыпали по ведру, по два прошлых лет ячмень, оставшийся солод, иное зерно и начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику.
А девушки вечером варили свою «ссыпную» кашу. Сельская молодежь была изобретательна на веселые затеи. И любая из них заканчивалась общим гуляньем либо на «посиделках», либо «на улице». И до позднего часа звенела балалайка, заливалась гармошка…
Ноябрь – последний осенний месяц, полузимник – так его называли в народе, все чаще идет снег, застилает землю. С каждым днем все чаще напоминает о приближении зимы.
Долгими осенними вечерами народ любил всякие небылицы рассказывать. Послушайте какие.
Инсценировка.
Молодец 1. Сядем рядком да поговорим ладком. Послушайте историю, которая со мною недавно приключилась. Пошел я лыко драть. Увидел на утках озеро плавает. Бросил я еловую палку, да не добросил. Бросил березовую, перебросил. Бросил рябиновую – угодил. Озеро вспорхнуло и улетело, утки остались.
Молодец 2. Эх, это что, вот со мной случай был… Летит пуля жужжит. Я в бок – она за мной, я в другой – она за мной. Я упал в кусты, она хвать меня в лоб. Я цап рукой! Ан, это жук..
Осень. А теперь давайте устроим осенние забавы, поиграем. А ну-ка, кто смелый?
Конкурс «Художники Осени».КОМАНДА ВМЕСТЕ ДЕТИ И РОДИТЕЛИ
_рисуют осенний пейзаж
Другие пишут Конкурс «Осень».
О чем вы думаете, когда слышите слово «осень»? задание – за 1 минуту написать слова-ассоциации. Побеждает команда, назвавшая слово последней.
СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!(Дети)10 карт ,10 морковок Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.
СОБЕРИ СОРНЯКИ!(Вместе с род.) В игре участвуют 3 пары человек. По залу рассыпают бумажные зелёные листья,красные листья,жёлтые листья. Всем дают по ведерку. По сигналу они должны собрать в своё ведро Побеждает ребенок, выполнивший задание быстрее других.
СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!2команды (по 4 человека-2 д и 2 взр)По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
ВЕДУЩИЙ: Пусть ребятки сказку послушают. Жили-были старик со старушкою,
Да владели не ветхой лачужкою Наши дедушка со старушкою.
Жили в доме, недавно построенном, Не в каком-нибудь - благоустроенном.
И текла у них жизнь без забот Без волнений, тревог и хлопот.
Баловались они вечерком Телевизором да чайком.
Днём бабулька нитки мотала Да носки из них деду вязала.
Вдруг дедульку тоска одолела, Голова ни с чего заболела,
То заныла спина в одночасье. Закапризничал дед, вот несчастье!
ДЕД: Ох, устал я от TV.
БАБКА: Пол в квартире подмети!
ДЕД: Это дело не мужское.
БАБКА: Что ты мелешь, дед, такое? Жизнь давно всех уравняла.
ДЕД: До того мне дела мало. Не хочу я пол мести, Лучше уж включу TV.
Нет, глаза мои устали. Где б размять радикулит?
БАБКА: Вот ведь не было печали - Целый день сидит, ворчит.
Помоги смотать мне нитки.
ДЕД: Вечно старая прилипнет. Не мужское это дело.
Да безделье надоело. Подавай уж свой моток,
Помогу смотать клубок. (стонет)
Не могу я так сидеть! У меня спина больная.
БАБКА: Хватит, дед, тебе скрипеть!
И моя спина такая.
(Дед помогает бабке сматывать клубок: держит нитки.)
БАБКА (переставая мотать, в раздумьях):
Может нам щенка купить? Всё ж какое развлеченье: На прогулку выводить...
ДЕД: Что без дела-то ходить? Мне другое увлеченье Спать давно уж не даёт: Я желаю огород. Вот!
БАБКА (радостно): Так и я мечту такую Уж давно в душе смакую.
Купим, дед, с тобой участок, Разведём там огород. От одной ходьбы от частой
Вся хандра твоя пройдёт.
ДЕД: Вместо, значит, физзарядки Мы с тобой вскопаем грядки. А хондроз, радикулит
Ищут пусть себе других.
ВЕДУЩИЙ: Стали думать они, мозговать: Так и сяк, чтобы не прогадать.
:. Дело, впрочем, к весне приближается, Старики на покупку решаются.
Надивиться не может народ: Чуть забрезжит - они в огород.
Рад старик со своею старушкою, Он с лопатою, словно с игрушкою,
Целый день в огороде копается, Бабка резвости лишь удивляется.
: Перестал дед ворчать и ругаться, Стал на радость жене улыбаться.
Вспоминать про проклятый недуг Он решил, что ему недосуг.
ДЕД: Время семена садить.
БАБКА: Надо их сперва купить.
ВЕДУЩАЯ: Дед такое серьёзное дело
Побоялся доверить жене. В магазин сам отправился смело,
Ну и справился с этим вполне.
ВЕДУЩАЯ: Лето целое овощи сил набирались,
За право на жизнь с сорняками сражались. Мокрица у ног их ковёр застилала,
Им свободно дышать не давала, Под землёю запутывал ноги осот,
Одуванчик засеял собой огород.: Но назло сорнякам, про обиды забыв,
Рос народ овощной, созревали плоды. Красотою пленили они стариков
И заспорили, кто есть каков.
ПОМИДОР: Я, поспорю, самый дивный, Я ещё декоративный.
Я красив, на вкус хорош, Я на яблоко похож.
Яд во мне, сперва считали, Мной беседки украшали.
Я не создан для беды, Я - томат, я - для еды.
ТЫКВА: Я - тыква, знаменита не менее, Я постоянно в употреблении.
Во мне столько полезных ингридиентов, Всяких макро- и микроэлементов.
Ведь железо с медью и фосфор с кальцием Продлевают жизнь девочкам и мальчикам.
А витамины А, В, С лечат от бессонницы.
РЕПА: Что вы кичитесь да важничаете, Я в великом московском княжестве
На столе главным блюдом являлась. И сырой, и пареной подавалась.
Витаминов во мне не перечесть. И красота, и шарм тоже есть.
ЛУК: Нет нужды пользу лука доказывать, Хотя о себе я люблю рассказывать.
С гордостью сделаю вам сообщение: Я был и есть священное растение.
Хотя, разумеется, я соглашусь, Что для десерта я не гожусь.
Более того, смею добавить, Что могу и плакать кое-кого заставить.
Меня приносили в дар древним богам: Я - символ Вселенной (по тем временам).
Сейчас я, однако, лишь тем интересен, Что тоже излечиваю от многих болезней.
ОГУРЕЦ: Я, пожалуй, самый древний, Я из Индии. Привет!
Обожали меня греки более трех тысяч лет. И на древних обелисках,
С древних памятных времён Экзотичный плод Египта - Это Я изображён!
РЕДЬКА: А со мной каждый ребёнок с детства знаком.
Кого от кашля не укутывали платком? Компресс из редьки - это чудо,
Но и из меня готовили блюдо: Русскую тюрю с хлебным квасом,
А из семян давили масло.
КАРТОФЕЛЬ: Моя биография очень богата: Завезён из Америки я когда-то
В Голландию моряками-испанцами, И в Россию попал иностранцем я
По воле Великого Петра. Не понимали меня сперва,
Называли "чёртовым яблоком" И ели не клубни, а ягоды.
От того очень часто травились, На меня понапрасну злились.
Зато сейчас я пуще всех почитаюсь: Не как-нибудь, а вторым хлебом считаюсь.
СВЕКЛА: О моих достоинствах Умалчивать разве можно?
Я и в борще, я и в окрошке. Ценил меня очень правитель Тиберий,
Который управлял Римской Империей. Имею много скрытых возможностей,
Все знают мои лекарские способности.
ГОРОХ: Знаешь не ты один И Древнюю Грецию, и Древний Рим.
Сладкие воспоминания через века несу: Немцы когда-то гороховую колбасу
Изысканным блюдом считали, А на Руси пироги с горохом к столу подавали.
И в диком виде меня поедали. А гороховую лапшу вы когда-нибудь видали?
А во Франции, тра-ля-ля, Горох с салом подавался к столу короля!
КАПУСТА: Зря надрываетесь, спорите, Вы все, конечно же, многого стоите.
Но сегодня важнее всех я - капуста, Если меня на столе нет,
Считайте, что на нём пусто. Я могу не только всех накормить,
Но и от многих недугов исцелить. Как пища, я очень важная,
А как хороша, хоть тушёная, хоть квашеная! Вареники со мной - сама вкуснотища,
Кто откажется от такой пищи? Пироги с капустой - сущее объедение,
Подтвердят люди любого заведения. Даже вечеринки капустниками зовутся.
Думаю, и впредь без меня не обойдутся.
(Пока каждый овощ произносил хвалебную речь
в свою честь, все остальные с иронией на него
поглядывали, а в конце и вообще подрались.)
ВЕДУЩИЙ: Тут воскликнул старый дед...
ДЕД: Это что за винегрет? Все вы вдруг переругались,
Словно вы с цепи сорвались. Что у нас такое, бабка?
Никакого нет порядка. Надо овощи мирить, А не то беде тут быть.
БАБКА: Вот и я им говорю: Все вы, милые, нужны,
Все вы, милые, важны. Нет тут повода для спора, И конец всем разговорам.!
ВЕДУЩИЙ: И старик со старухой в огороде своём Урожай собирают вдвоём.
Уж и рады они красоте овощной, Урожай получился большой!Заготовок у них хоть иди продавай.
Угощайся теперь да чаёк попивай!
Осень. Ну вот, дорогие гости, повеселились мы с вами, много нового узнали, узнала и я, что знакомы вам обряды народные, почитаете вы праздники православные, бережете родную культуру.
Прощаюсь с вами и желаю
В мире жить, всем дружить,
Родным краем дорожить.
А на праздниках веселых
Петь, плясать и не тужить!
А теперь поедим пирожки с капустой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семь чудес России"
Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....
Классный час " Семья в моей жизни ".
О взаимотношениях в семье ....
Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.
Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....
Классный час "Семья, как много в этом слове"
Классный час "Семья, как много в этом слове" преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...
Классный час "Семь -Я"
Классный час проводился в 3 классе в форме игры "Строительство дома"...
Классный час "Семья -это семь я"
классный час "Семья - это семь я"...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...