Классный час "Моя семья"
методическая разработка (3 класс) на тему

Нестеренко Нина Викторовна

Классный час -2 класс.Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Моя Семья»

Цель: показать значение семьи в жизни человека;

Задачи: привить любовь к семье, родному дому;

 развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям,   родословной;

формирование положительного отношения, уважения к семьям   одноклассников;

сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей;

изучение семей учащихся;

формирование представлений детей об исследовательской деятельности

Ход занятия.

1.Приветствие, Постановка задачи:

  Ребус  7Я (в середине круга)

Как вы думаете,чему будет посвящёно наше первое заняти?

-Правильно, тема классного часа — «Моя семья». Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи.

 II. Решение проблемной ситуации.

  1. -Что такое семья?

 Семья- это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». А что для вас означает слово «семья». (ответы детей)

 (Семья — это группа родственников, живущих вместе.)

Все верно. Семья-это дом, это  отец и мама, дедушка и бабушка, наши родные, это любовь и забота, труд и праздники, печали и радости.

Есть одна легенда: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:

-Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?

Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово-«понимание».

-Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи? (Ответы детей.)

Кто сможет объяснить значение слова комплимент? (Похвала — любезные, приятные слова).

-Я предлагаю сказать вашей семье комплимент.  (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги, где нарисован ребус.)  

Роднаядружная (связанная взаимным согласием)

СчастливаятрудолюбиваяХозяйственнаяспортивная

Культурнаявежливаяжизнерадостная (не знающая уныния)

гостеприимная доброжелательная дисциплинированная

Учитель. У каждого из нас есть фамилия.  Еще 150-200 лет назад у большинства людей фамилий не было. Были только прозвища и отчества. Слово  фамилия  заимствовано из латинского языка и означает « наследственное  семейное  наименование, прибавляемое к личному имени, переходящее от родителей к детям». В русском языке слово «фамилия» получило распространение в эпоху Петра Великого, когда в разных учреждениях знатных людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии присваивались на основе единственного признака- родства. (Вывешивается карточка ФАМИЛИЯ).

  -Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?

 (Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

Ссоры, обиды, конфликты,непонимание, материальные трудности

занятость родителей, невнимание, усталость, болезни ,пьянство

- А на чем основывается счастливая семья?

 (Слова записаны на изображениях цветов; прикрепляются внизу.)

Любовь ,взаимопомощь,взаимоуважениев,заимопонимание

  - Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы?

(Ответы детей)         НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ МАМУ ПЛАКАТЬ.

Не обижайте матерей,на матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверейНежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите

И ей, стоящей у воротКак можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тишиВ тиши ночной, в тиши тревожной

Для них вы вечно малышиИ с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,Заботой их не раздражайтесь

Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь.

       -  Помните, что нет человека роднее мамы. Пусть ваши мамы улыбаются чаще, а если и  будут слезы на их лицах, то только слезы радости.

- Ребята, а чем мы можем порадовать наших мам? (ответы

Учитель. Мать всегда почиталась людьми, как святыня. Она - самый дорогой человек в жизни каждого из нас. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. В каждом из нас есть маленькое солнышко, и солнце  это- доброта. А в маме ее больше всего.

Учитель. В семье важно ребенку как женское, так и мужское внимание. Надежность отца, его чуткость по отношению к детям, матери, сделать семейную жизнь более интересной – все это переходит на детей. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, дочерей – побуждает сравнивать своих друзей с отцом, более критично относится к ним. Отца в русских народных сказках называют «батюшка» и «солнышко». Он сильный, надежный. Он – добытчик, кормилец, защитник.

Учитель. Молодцы, что вы обещаете слушать ваших родителей. Но если вдруг возникнет между вами какое – то недоразумение, то запомните эти советы:

        Начиная драку с папой,        Затевая с мамой бой,

        Постарайтесь сдаться маме –        Папа пленных не берет.

        Кстати, выясните у мамы,        Не забыла ли она –

        Пленных бить ремнем по попе        Запрещает Красный крест.

2. В сказках члены семьи тоже огорчают друг друга. Вспомним некоторые сказки.

• Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)

• Из-за чего старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? (Из-за жадности.)

• Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул? (Посмеялся над друзьями.)

• Почему Каю в сказке Андерсена попал осколок от зеркала в глаз и сердце, и мальчик стал злым? (Он посмеялся над Снежной королевой, хотел посадить на раскаленную печь.)

• Почему колобок был съеден лисой? (Поддался ее хитрости.)

  Так и в жизни. Жизнь состоит из больших и малых событий.

3. Физкультминутка.

6. -Я хотела бы вас спросить: А как вы думаете, можем ли мы наш класс назвать семьёй?

(Да.Потому что, мы пол дня бываем в школе, в своём классе, в одной дружной семье, а наша мама – это ВЫ, наша учительница.)  

 -Конечно, можем. Ведь школа это наш дом, а класс – это семья. И я думаю, что в этом доме, в этой семье мы будем жить дружно, весело, всегда друг другу помогать.

Передать мяч,улыбнуться,назвать своё имя.

  Итог .Учитель.  Вот и подошел к концу наш урок «Моя  семья». Мы узнали много нового друг о друге и о ваших семьях

Хочется пожелать, чтобы у каждого на душе было всегда светло, а в  каждой семье -  добро, тепло, любовь и много счастья.

          Чтобы дети нас не огорчали,        Чтоб они пятерки получали,

        Чтобы преданно всегда любили,        Чтобы внуки радость нам дарили



Предварительный просмотр:

1 СЕНТЯБРЯ-УРОК ЗНАНИЙ..

1.— Я ваша учительница, зовут меня (Имя-Отчество). Я очень ждала встречи с вами, думала о вас! Целых четыре года мы будем неразлучны в учебе, играх, походах. Каждый день я буду говорить вам: «Здравствуйте, ребята!» И вы в ответ будете здороваться со мной. В классе принято на приветствие учителя отвечать наклоном головы, стоя при этом у своей парты. Давайте попробуем!

2.А теперь мне хочется поближе познакомиться с вами и понять что новоговы узнали за первый год обучения..

Кто-то знает кому принадлежат слова «Я не волшебник,я  только учусь?» Сегодня мы попробуем я побыть немного волшебниками и заселить нашу волшебную планету,а почему она волшебная узнаете вконцеурока..Договорились?

Ну тогда я буду задавать вопросы , а вы быстренько отвечать!!

Чтение(на плакат-картину с изобр.уч.Чтение(

 1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года).

2. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»).

3.Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы).

4.. Какую песню пели малыши-коротыши, когда летали на воздушном шаре, вместе с Незнайкой? («В траве сидел кузнечик»).

 5 Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку).

 6 Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук).

_________________________________________________________________

Природоведение (Дерево)

1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры).

 2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф).

4 Самая маленькая птичка. (Колибри).

5. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив

 6Как называют африканского крокодила. (Аллигатор).

_____________________________________________________________---

Музыка(нотка_

  1. Что такое чардаш? (Венгерский танец).
  2. 2. Какой австрийский композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт).
  3. Какой композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим? (Бетховен).
  1. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль).

Математика (Пример

  1. Вороне через три года что бывает? (Четвертый идет
  2. . Пожелания благополучного плавания с упоминанием цифры «семь». (Семь футов под килем).
  3. Сколько дней в високосном году? (366).
  4. В каком месяце есть 28 дней? (В любом).
  5. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят).

Физкультура(мяч)

1.Как называется ковер для борьбы дзюдо? (Татами).

2.. Площадка для бокса. (Ринг).

3.Продолжительность двух таймов футбольного матча. (90 минут).

4. Высший спортивный показатель. (Рекорд).

Русский язык (учебник

  1. Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я).
  2. Название денежной  монеты в обиходе у жителей городка из сказки «Золотой ключик»? В названии 2слога (Сольдо). Что за зверь:
  3. Что за птица-в конце ь?

 Белый как снег,   Надутый, как мех,

 Лопатами ходит, А рогом ест. (Гусь).

Какие молодцы!!Как же мы назовём нашу планету?(Дружбы,Знаний,2А..Радости

А почему же она волшебная?Чему можно научиться живя на этой планете?

— Ну вот, теперь мы со всеми познакомились. Вы оказались симпатичными ребятами, напрасно я волновалась перед нашей встречей. Мне нравится общаться с вами. А сейчас давайте сыграем в игру «Карусели».

Карусели, карусели.

Взмахи прямыми руками вперед-назад.

 Мы с тобой в машину сели -

Изображаем, как держим руль автомобиля.

 И поехали, и поехали...

 Карусели, карусели.

Снова взмахи руками.

 В вертолет с тобой мы сели —

Круговые вращения одной рукой над головой.

 И поехали, и поехали...

 Карусели, карусели.

Взмахи руками.

 На лошадку с тобой сели -

Привстаем на носках, руками держим воображаемую уздечку.

 И поехали, и поехали..

 Карусели, карусели.

Взмахи руками.

 В самолет с тобой мы сели.

Руки в стороны, покачиваемся.

 И поехали, и поехали...

 Карусели, карусели.

 Все за парты тихо сели!

(В дальнейшем эта физкультминутка становится у детей любимой).

II/- Играете вы хорошо, а теперь отгадайте загадку:

 На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

 Чудо-мастер смастерил

 Мост высокий без перил. (Радуга).

 — Сейчас мы с вами попробуем Украсить нашу замечательную планету.

 На втором листе парафином написаны пары слов, их нужно закрасить так, чтобы и слова появились парами.

МАМА ЖИЗНЬ (Почему слова рядом?

 ДРУЖБА ЛЮБОВЬ

 РОДИНА РОССИЯ

 ДОМ МИР.

А теперь прочитаем поздравительные телеграммы и пожелания от наших сказочных друзей.

1. Если вы идёте по полю и находите денежку, то не спешите покупать самовар, как это сделала я. Лучше купите новую интересную книжку. (Муха-цокотуха)

 2. Мы, все три весёлых братца, спешим поздравить вас с началом учебного года. Учитесь лучше, и тогда сможете построить такой же прочный дом из камней, как и наш братец Наф-Наф! (Три поросёнка)

 3. Не бегайте по классу на переменках, а то можете нечаянно разбить вазу или уронить золотое яичко. И мне тогда придётся высиживать новое яичко, не золотое, а простое. (курочка Ряба)

 4. Поздравляю всех второклассников! Желаю набираться ума и обязательно научиться читать. А то когда папа Карло подарил мне азбуку, я променял её на билет в кукольный театр, о чём очень жалею. Берегите ваши учебники! (Буратино)

 5. Как можно усерднее учитесь в школе, и не только наукам, но и вежливости. А то к нам однажды в гости пришла девочка Маша. Она съела нашу кашу, сломала стульчик Мишутки и даже валялась на наших кроватях! (Три медведя)

 6. Я тоже мечтаю пойти в школу, как вы! Если бы я училась в школе, то узнала бы, что Волк - это хитрый хищник, и с ним никогда нельзя разговаривать и, тем более, говорить, где живёт моя бабушка. (Красная Шапочка)

 7. Поздравляю вас с поступлением в школу. Я, между прочим, достиг потрясающих успехов как в учёбе в школе магических наук Хогвартс, так и в игре Квиддич. (Гарри Поттер)

 8. Мы, шесть юных фей, поздравляем вас с началом учебного года и надеемся, что вы будете учиться на отлично, как и мы это делаем в школе Алфея волшебного измерения Магикс. (Текна, Флора, Лейла, Муза, Стела, Блум, - феи клуба Вингс из мультфильма Вингс)

III/

Ну,вот мы и познакомились..Вы очень мне понравились,надеюсь-это взаимно..Нам многому ещё предстоит  поучится и дружить и беречь друг друга..Но.главное,много и активно работать на уроках,чтобы много достичь в жизни!!

;.Организ.вопросы

1.Раздать анкеты родителям

2.Расписание на след. День.

3Учебники?

4.Вопросы детей.



Предварительный просмотр:

ОСЕНИНЫ

Ведущий 1: Добрый вечер, гости званые и желанные!

 Люди старые и молодые, женатые и холостые!

 Милости просим на осенние посиделки!

 Всех приглашаем, душевно встречаем.

Ведущий 2: Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,

 Как заправская колдунья разукрасила свой храм.

 Гроздья - яхонты калины восхищают красотой.

 Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!

 Дай тобой полюбоваться! Дай наслушаться тебя!

 Не спеши уйти, расстаться, Не позволь затмить себя.

Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!

 Не виделись мы целый год. За летом - следом мой черед.

 Вы рады встретиться со мной? Вам нравиться наряд лесной?

 Осенние сады и парки? Да, хороши мои подарки!

 Я пришла на праздник к вам  Петь, веселиться,

 Я хочу со всеми вами Крепко подружиться.

Ведущий 1: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.

 У тебя мы, Осень, спросим: Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки.:          Значит будут пироги.

Осень: А уж яблоки, как мёд.     : На варенье, на компот.

Осень: Принесла я мёду полную колоду.

Ведущий 2: Ты и яблок, ты и хлеба, Ты и мёду принесла.

 А хорошую погоду Ты нам осень принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Ведущий 2: Не хотим, не надо!

ПЕСНЯ

.1..Бродит в роще листопад, По кустам, по клёнам,

 Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер Яркий и красивый.

Побежит по листьям ветер Лёгкий и игривый\

А давайте и мы поиграем(дети и взрослые)Игра "Улетели птицы"

Ведущий читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.

Улетели птицы: Голуби, куницы.

Улетели птицы: Голуби, синицы,Мухи и стрижи.

Улетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи,Комары, кукушки.

Улетели птицы: Голуби, синицы,  Галки и стрижи Чибисы, ежи.

Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи,

 Аисты, кукушки, Лебеди и утки И спасибо шутке.

А теперь послушаем,как осень видели наши известные поэты

Осень наступила,Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах.

Только зеленеет  Озимь на полях.

Туча небо кроет,Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,Дождик моросит.

Воды зашумелиБыстрого ручья.

Птички улетелиВ тёплые края.А. Плещеев

……………………………………………………

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть ещё не успели,

Желты и свежи, лежат как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…Н. Некрасов\

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Поспевает брусника,Стали дни холоднее,

И от птичьего крика В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море.

Все деревья блистают В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся И заплачет спросонья.К. Бальмонт

*******

Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось.С. Есенин

 4. Песня "Что такое осень?

1-й куплет.

Что такое осень? - Это небо,

 Плачущее небо под ногами.

 В лужах разлетаются

 Птицы с облаками

 Осень, я давно с тобою не был.

Припев.

Осень, в небе жгут корабли.

 Осень, мне бы прочь от земли,

 Там, где в море тонет печаль

 Осень - тёмная даль.

2-й куплет.

Что такое осень? - Это камни.

 Верность над чернеющей Невою.

 Осень, вновь наполнила в душе о самом главном;

 Осень, я опять лишен покоя.

3-й куплет.

Что такое осень? - Это ветер.

 Вновь играет рваными цепями.

 Осень, доползём ли, долетим ли до рассвета,

 Что же будет с Родиной и с нами.

4-й куплет.

Тает старый город во мгле,

 Осень, что я знал о тебе.

 Сколько будет рваться листва,

 Осень вечно права.

     Ведущий. Итак, закончилось лето. Отгремели летние спасы, которые отмечаются в августе: медовый, яблочный, ореховый, олицетворяющие сбор летних даров природы. А осенью – сбор нового урожая, всего того, что вырастили люди в полях и на огородах, и, конечно же, праздники, связанные с этим.Много старинных праздников и обычаев отмечал русский народ. Некоторые из них забылись, а некоторые отмечаются в народе и по сей день, давайте сегодня вспомним о них. И полистаем   КАЛЕНДАРЬ

1.На завалинках, в светелкеИль, на бревнышках каких

Собирали посиделки     Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели   Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели  И водили хоровод.  

2.А играли как! В горелки!Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки    Были праздником души.

Наш досуг порою мелок,Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

     Ведущий. Вот мы с вами и попробуем возродить русские посиделки и окунуться в древнюю Русь

Сегодня к нам на концерт пришли три моих братца месяца. Сейчас они расскажут о себе. Отгадывают родители..

Сентябрь: Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят,

 И на южный край земли  Потянулись журавли.

 Распахнулись двери школ,  Что за месяц к нам пришёл?  (СЕНТЯБРЬ)

 Холоден сентябрь, да сыт.

 В сентябре синица просит осень в гости.

 Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!

 В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

 * * *

 Гром в сентябре предвещает теплую осень.

 Паутина стелется по растениям - к теплу.

 Много желудей на дубу в сентябре - к лютой зиме.

 Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.

**********************

ВЕД.Сентябрь – первый осенний месяц. В народе у него название – вересень, так его называли из-за того, что в это время цвел вереск, а еще рябинник, так как созревает рябина. С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.

     27 сентября в народе отмечается большой праздник – Воздвижение. С этого дня крестьяне считали, что осень к зиме повернулась. Каждый лесной житель начинает готовится по-своему к зиме.

     Медведь укладывается в берлогу на всю зиму. Муравьи закупоривают входы и выходы своего муравейника и собираются в кучу в самой глубине, где теплее.

А крестьяне с этого дня начинали рубить капусту и солить ее на зиму. В деревнях и селах есть обычай рубить капусту сообща – это служило поводом к народным вечеринкам. Такие вечера назывались «капустники». На них шутили, хороводы водили, а частушки какие пели…

2. Грибные частушки

1 Хорошо пропелись песни, милые подружки,

 Только что за посиделки без весёленькой частушки?

ДЕВОЧКИ

2 Начинаем мы запевку Первую, начальную

 Мы хотим развеселить Публику печальную.

1 Разрешите поплясать, М

 Разрешите топнуть,

 Неужели в этом доме

 Половицы лопнут?

2Девочки, вы девочки, Д

 Где берете денежки?

 Летом ягодки сдаем,

 А зимою все прядем.

5 Вы судите, не судите,

 А осуды не боюсь,

 Что хотите говорите,

 На сударушке женюсь

4 Говорят, что я румянюсь,   Д

 Говорят, что я белюсь,

 Я при всех в реке умоюсь –

 А лицом не изменюсь

5На осеннем, на лугу     М

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе

Умирает со смеху

 5Как по осени ломала        Д

 Красную калинушку,

 Во полях снопы вязала

 Надломила спинушку.

6.На горе стоит телега,  М

Слезы капают с дуги.

Под горой сидит корова,

Надевает сапоги!

5Ох, довольно, мы напелись, Д

Дайте смену новую!

Ой, спасибо баянисту

За игру веселую.      

ВСТРЕЧАЕМ ВТОРОЙ МЕСЯЦ

Октябрь: Всё мрачней лицо природы: Помрачнели огороды, оголяются леса,

 Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?

ОКТЯБРЬ

 Октябрь - месяц близкой пороши.

 В октябре на одном часу и дождь, и снег.

 Плачет октябрь холодными слезами.

 В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.

 * * *

 В октябре гром - зима бесснежная.

 Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.

 В октябре луна в кругу - лето сухое будет.

 Ведущий. В октябре, в октябре, частый дождик на дворе.

. Октябрь – второй осенний месяц. У него свои приметы, в народе его называли листопадник, грязник, полузимник.

     Начинается этот месяц с того, что 2 октября в народе отмечается День Зосима – заступника пчел. Хозяева старались укрепить да утеплить к этому дню улья, собрать последний медок. В народе так говорили: «Ульи в погреб ставь – праздник меда славь».

 А с 14 октября великий православный праздник – Покров Пресвятой Богородицы.  

 Покров (14 октября) - первое зазимье. На Покров до обеда осень, после обеда - зима.    

Ноябрь: Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег.

 А ещё похолодало Льдом сковало воды рек.

 Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц? Подскажи?

НОЯБРЬ

 Ноябрь - ворота зимы.

 Ноябрь - сентябрёв внук, октябрёв сын, а зиме родной батюшка.

 В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

 Ноябрь - сумерки года. * * *

 Дмитриев день (8 ноября) - зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому. Кузьминки (14 ноября) - осени поминки, встреча зимы.     14 ноября – праздник Козьмы и Домиана. На кузьминки отмечался день кузнецов Кузьмы и Демьяна. А истории этого народного праздника такая. С незапамятных времен уроженцы города Ассии братья Косма и Дамиан, по профессии медики, были наречены кузнецами. В день ледостава на малых речках и озерах мужики говаривали: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет». Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени первого из них – Кузьминки. А в году учредили даже двое Кузьминок – еще 14(1) июля. Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнечными мастерами или просто «рукомесленниками». И за удачей в кузнечных делах (лошадь ли вели подковать, лемех ли несли оттянуть, обод-ли на колесо набить) уповали на содействие Кузьмы-Демьяна.

 В старину кузнецов еще по-другому называли. Может, кто из гостей знает, как раньше ласково называли кузнецов? (Ковалечек.)

 Ответившему правильно вручается яблоко.

. А крестьянки считали Кузьминки своим, бабьим, праздником, а еще точнее, «Куриным днем». Так и говорили «Кузьминки – курьи именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол».

 Было у Кузьминок еще одно даже более важное значение. В этот день всем миром на селе устраивали проводы лета и встречу зимы. После службы в храме затевались общие «ссыпины» – в выделенный кем-то амбар все ссыпали по ведру, по два прошлых лет ячмень, оставшийся солод, иное зерно и начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику.

 А девушки вечером варили свою «ссыпную» кашу. Сельская молодежь была изобретательна на веселые затеи. И любая из них заканчивалась общим гуляньем либо на «посиделках», либо «на улице». И до позднего часа звенела балалайка, заливалась гармошка…

Ноябрь – последний осенний месяц, полузимник – так его называли в народе, все чаще идет снег, застилает землю. С каждым днем все чаще напоминает о приближении зимы.

     Долгими осенними вечерами народ любил всякие небылицы рассказывать. Послушайте какие.

     Инсценировка.

     Молодец 1. Сядем рядком да поговорим ладком. Послушайте историю, которая со мною недавно приключилась. Пошел я лыко драть. Увидел на утках озеро плавает. Бросил я еловую палку, да не добросил. Бросил березовую, перебросил. Бросил рябиновую – угодил. Озеро вспорхнуло и улетело, утки остались.

     Молодец 2. Эх, это что, вот со мной случай был… Летит пуля жужжит. Я в бок – она за мной, я в другой – она за мной. Я упал в кусты, она хвать меня в лоб. Я цап рукой! Ан, это жук..

 Осень. А теперь давайте устроим осенние забавы, поиграем. А ну-ка, кто смелый?

Конкурс «Художники Осени».КОМАНДА ВМЕСТЕ ДЕТИ И РОДИТЕЛИ

_рисуют осенний пейзаж

Другие пишут Конкурс «Осень».

 О чем вы думаете, когда слышите слово «осень»? задание – за 1 минуту написать слова-ассоциации. Побеждает команда, назвавшая слово последней.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!(Дети)10 карт ,10 морковок Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

СОБЕРИ СОРНЯКИ!(Вместе с род.) В игре участвуют 3 пары человек. По залу рассыпают бумажные зелёные листья,красные листья,жёлтые листья. Всем дают по ведерку. По сигналу они должны собрать в своё ведро  Побеждает ребенок, выполнивший задание быстрее других.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!2команды (по 4 человека-2 д и 2 взр)По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

ВЕДУЩИЙ: Пусть ребятки сказку послушают. Жили-были старик со старушкою,

 Да владели не ветхой лачужкою Наши дедушка со старушкою.

 Жили в доме, недавно построенном, Не в каком-нибудь - благоустроенном.

 И текла у них жизнь без забот Без волнений, тревог и хлопот.

 Баловались они вечерком Телевизором да чайком.

 Днём бабулька нитки мотала Да носки из них деду вязала.

  Вдруг дедульку тоска одолела, Голова ни с чего заболела,

 То заныла спина в одночасье. Закапризничал дед, вот несчастье!

 ДЕД: Ох, устал я от TV.

 БАБКА: Пол в квартире подмети!

 ДЕД: Это дело не мужское.

 БАБКА: Что ты мелешь, дед, такое? Жизнь давно всех уравняла.

 ДЕД: До того мне дела мало. Не хочу я пол мести, Лучше уж включу TV.

 Нет, глаза мои устали. Где б размять радикулит?

 БАБКА: Вот ведь не было печали - Целый день сидит, ворчит.

 Помоги смотать мне нитки.

 ДЕД: Вечно старая прилипнет. Не мужское это дело.

 Да безделье надоело. Подавай уж свой моток,

 Помогу смотать клубок. (стонет)

 Не могу я так сидеть! У меня спина больная.

 БАБКА: Хватит, дед, тебе скрипеть!

 И моя спина такая.

 (Дед помогает бабке сматывать клубок: держит нитки.)

 БАБКА (переставая мотать, в раздумьях):

 Может нам щенка купить? Всё ж какое развлеченье: На прогулку выводить...

 ДЕД: Что без дела-то ходить? Мне другое увлеченье Спать давно уж не даёт: Я желаю огород. Вот!

 БАБКА (радостно): Так и я мечту такую Уж давно в душе смакую.

 Купим, дед, с тобой участок, Разведём там огород. От одной ходьбы от частой

 Вся хандра твоя пройдёт.

 ДЕД: Вместо, значит, физзарядки Мы с тобой вскопаем грядки. А хондроз, радикулит

 Ищут пусть себе других.

 ВЕДУЩИЙ: Стали думать они, мозговать: Так и сяк, чтобы не прогадать.

:. Дело, впрочем, к весне приближается, Старики на покупку решаются.

 Надивиться не может народ: Чуть забрезжит - они в огород.

Рад старик со своею старушкою, Он с лопатою, словно с игрушкою,

 Целый день в огороде копается, Бабка резвости лишь удивляется.

: Перестал дед ворчать и ругаться, Стал на радость жене улыбаться.

 Вспоминать про проклятый недуг Он решил, что ему недосуг.

 ДЕД: Время семена садить.

 БАБКА: Надо их сперва купить.

 ВЕДУЩАЯ: Дед такое серьёзное дело

 Побоялся доверить жене. В магазин сам отправился смело,

 Ну и справился с этим вполне.

 ВЕДУЩАЯ: Лето целое овощи сил набирались,

 За право на жизнь с сорняками сражались. Мокрица у ног их ковёр застилала,

 Им свободно дышать не давала, Под землёю запутывал ноги осот,

 Одуванчик засеял собой огород.: Но назло сорнякам, про обиды забыв,

 Рос народ овощной, созревали плоды. Красотою пленили они стариков

 И заспорили, кто есть каков.

 ПОМИДОР: Я, поспорю, самый дивный, Я ещё декоративный.

 Я красив, на вкус хорош, Я на яблоко похож.

 Яд во мне, сперва считали, Мной беседки украшали.

 Я не создан для беды, Я - томат, я - для еды.

 ТЫКВА: Я - тыква, знаменита не менее, Я постоянно в употреблении.

 Во мне столько полезных ингридиентов, Всяких макро- и микроэлементов.

 Ведь железо с медью и фосфор с кальцием Продлевают жизнь девочкам и мальчикам.

 А витамины А, В, С лечат от бессонницы.

 РЕПА: Что вы кичитесь да важничаете, Я в великом московском княжестве

 На столе главным блюдом являлась. И сырой, и пареной подавалась.

 Витаминов во мне не перечесть. И красота, и шарм тоже есть.

 ЛУК: Нет нужды пользу лука доказывать, Хотя о себе я люблю рассказывать.

 С гордостью сделаю вам сообщение: Я был и есть священное растение.

 Хотя, разумеется, я соглашусь, Что для десерта я не гожусь.

 Более того, смею добавить, Что могу и плакать кое-кого заставить.

 Меня приносили в дар древним богам: Я - символ Вселенной (по тем временам).

 Сейчас я, однако, лишь тем интересен, Что тоже излечиваю от многих болезней.

 ОГУРЕЦ: Я, пожалуй, самый древний, Я из Индии. Привет!

 Обожали меня греки более трех тысяч лет. И на древних обелисках,

 С древних памятных времён Экзотичный плод Египта - Это Я изображён!

 РЕДЬКА: А со мной каждый ребёнок с детства знаком.

 Кого от кашля не укутывали платком? Компресс из редьки - это чудо,

 Но и из меня готовили блюдо: Русскую тюрю с хлебным квасом,

 А из семян давили масло.

 КАРТОФЕЛЬ: Моя биография очень богата: Завезён из Америки я когда-то

 В Голландию моряками-испанцами, И в Россию попал иностранцем я

 По воле Великого Петра. Не понимали меня сперва,

 Называли "чёртовым яблоком" И ели не клубни, а ягоды.

 От того очень часто травились, На меня понапрасну злились.

 Зато сейчас я пуще всех почитаюсь: Не как-нибудь, а вторым хлебом считаюсь.

 СВЕКЛА: О моих достоинствах Умалчивать разве можно?

 Я и в борще, я и в окрошке. Ценил меня очень правитель Тиберий,

 Который управлял Римской Империей. Имею много скрытых возможностей,

 Все знают мои лекарские способности.

 ГОРОХ: Знаешь не ты один И Древнюю Грецию, и Древний Рим.

 Сладкие воспоминания через века несу: Немцы когда-то гороховую колбасу

 Изысканным блюдом считали, А на Руси пироги с горохом к столу подавали.

 И в диком виде меня поедали. А гороховую лапшу вы когда-нибудь видали?

 А во Франции, тра-ля-ля, Горох с салом подавался к столу короля!

 КАПУСТА: Зря надрываетесь, спорите, Вы все, конечно же, многого стоите.

 Но сегодня важнее всех я - капуста, Если меня на столе нет,

 Считайте, что на нём пусто. Я могу не только всех накормить,

 Но и от многих недугов исцелить. Как пища, я очень важная,

 А как хороша, хоть тушёная, хоть квашеная! Вареники со мной - сама вкуснотища,

 Кто откажется от такой пищи? Пироги с капустой - сущее объедение,

 Подтвердят люди любого заведения. Даже вечеринки капустниками зовутся.

 Думаю, и впредь без меня не обойдутся.

 (Пока каждый овощ произносил хвалебную речь

 в свою честь, все остальные с иронией на него

 поглядывали, а в конце и вообще подрались.)

 ВЕДУЩИЙ: Тут воскликнул старый дед...

 ДЕД: Это что за винегрет? Все вы вдруг переругались,

 Словно вы с цепи сорвались. Что у нас такое, бабка?

 Никакого нет порядка. Надо овощи мирить, А не то беде тут быть.

 БАБКА: Вот и я им говорю: Все вы, милые, нужны,

 Все вы, милые, важны. Нет тут повода для спора, И конец всем разговорам.!

 ВЕДУЩИЙ: И старик со старухой в огороде своём Урожай собирают вдвоём.

 Уж и рады они красоте овощной, Урожай получился большой!Заготовок у них хоть иди продавай.

 Угощайся теперь да чаёк попивай!

Осень. Ну вот, дорогие гости, повеселились мы с вами, много нового узнали, узнала и я, что знакомы вам обряды народные, почитаете вы праздники православные, бережете родную культуру.

 Прощаюсь с вами и желаю

 В мире жить, всем дружить,

 Родным краем дорожить.

 А на праздниках веселых

 Петь, плясать и не тужить!

А теперь поедим пирожки с капустой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Классный час " Семья в моей жизни ".

О взаимотношениях  в  семье ....

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час "Семья, как много в этом слове"  преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...

Классный час "Семь -Я"

Классный час проводился в 3 классе в форме игры "Строительство дома"...

Классный час "Семья -это семь я"

классный час "Семья - это семь я"...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...