прощание с азбукой
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Русина Марина Петровна

проведение праздника "Прощание с Азбукой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прощание с Азбукой!          21.03.14

Учитель: Дорогие, ребята! Вот и закончили вы свою первую школьную книгу. Вы научились читать, писать, благодаря Азбуке. Вы теперь можете посещать  и школьную, и сельскую библиотеки, можете читать любые произведения. А читая, вы будете узнавать что-то новое, интересное, познавательное. Ну, а теперь вам слово. (Слайд 1-заставка)

1.Мы в школе почти целый год отучились       (Пон)
Мы много успели и много узнали
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.


2.И верным помощником в этом нам стала   (Редж.Р)
Первая главная книжка
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.

3. Буквы потом сложились в слова,    (Кам)
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.


4.  Мы прочтём хороших книг немало,          (Дав)
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

5.Нас научила Азбука читать,               (Бех)
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.


6.Мы знаем буквы, знаем слоги,           (Лин)
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

7. Мы собрали пап и мам, но не для потехи,          (РеджВ)
Мы сегодня говорим про свои успехи.

8. Разбудите меня ночью,                (Ник)
В самой серединочке
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

9. Буквы гласные мы любим                 (Ник)
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем
Эти буквы мы поем!

10. До – воробышек гнездо,   (Все вместе)

Ре – деревья в серебре,

Ми – котенка покорми,

Фа – кричит в саду сова,

Соль – играет детвора,

Ля – сверкает вся земля,

Си – поем мы для того,

Чтоб вновь вернутся к До.

11. Чудесные ! Прекрасные !   (Фет)
Гласные! Согласные !
Звонкие ! Глухие !
Разные такие!
Без них нельзя постичь науки
Вы догадались это ? (ЗВУКИ).

12. Черные, кривые                (Фет)
От рождения немые
А как только встанут в ряд
Сразу вдруг заговорят. (БУКВЫ)

АЗБУКА: Здравствуйте, ребята,     (Адм)  (Слайд 2 – изображение Азбуки)
Я – АЗБУКА, учу читать
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда,
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все,
Про реки, про моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз
Про дождь, и молнии, и гром
Про все, про все кругом.
Мне очень приятно сегодня видеть вас и слышать, как вы правильно отвечаете на вопросы, а значит, вы хорошо потрудились, изучая мои страницы. Сегодня день нашего расставания, но не грустите, ведь все интересное еще впереди. Ребята, а вы знаете, сколько у меня в алфавите имеется букв? (33) Давайте послушаем их. (Слайды к буквам)

13. Абрикос, арбуз, автобус, (Пон.С)
Акварель и ананас
Буква А начинает
Эти все слова !  


14.  Букве “Б” и страх неведом: бой, барабан, боец, победа.         (Кам.Л)


15. Воробья врачи спасли, в вертолёт его внесли        (Редж.Р)
Вертолёт вертел винтами, волновал траву с цветами.


15. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.           (Утег.А)


16. Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди!   (Лин.Д)

Дай дойти до дому дедушке седому!


17: Еда, еда, еда… Ежевика – ерунда! Если нет еды на “Е”, мы её придумаем     (Дав.С)
    Кушай дочка, кушай сын, ЕМ-лянику, Е-пельсин.


18: Ёжик и Ёршик – колючий, и всё же ёжик и Ёршик совсем не похожи:           (Фет.В)
Ёршик при виде врагов не тревожится, ёжик тотчас же пытается съёжиться.


19: Жук жужжит в железной банке – жук не хочет жить в жестянке.            (Ник.К)
   Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука!


20: Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей.            (Луц.И)
    А под музыку, друзья, затанцует и змея.


21: Индюк из города идёт, игрушку новую везёт.         (Бех.А)
    Игрушка не простая – игрушка расписная.


22: Йод ребёнок каждый знает, йодом врач нам раны мажет.   (Редж.В)


23: Кот копеек накопил, кошке козочку купил,        (Пон.С)
    А козе – капустки, кочанчики хрустки.
    Будет козочка крепка, кошке даст молока.


24: Лев комарика ловил. Лапой лоб себе разбил.       (Кам.Л)


25: Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.      (Редж.Р)


26: Няня на ночь Милу мыла. Нина мыло не любила.        (Утег.А)
     Но не ныла Нина. Нина – молодчина.


27: Осинку окрасила осень. Осинка мне нравится очень.     (Лин.Д)
    Она позолотой блестит, одно только жаль – облетит.


28: Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух,    (Дав.С)
    Про пастбище, про пастуха и про меня, про петуха.


29: Рыбке рак – ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. (Фет.В)
    Рыбке страшен червячок, что посажен на крючок.


30: Солнце, с самого рассвета ты сосёшь сосульку эту.   (Ник.К)
    Ешь скорей свой леденец, чтоб зиме пришёл конец.


31: Тигр – свирепый зверь. Но всё же, тихим тигр бывает тоже.     (Луц.И)
   Тигр бывает тих с тигрицей, так как сам её боится.


32: Устала утка на пруду учить своих утят. Утята плавать на виду у мамы не хотят. (Бех.А)
   Ужасно утка мучится: – Ну что из них получится?


33: Федя полез за конфетой в буфет…         (Редж.В)
   Факт, что в буфете не будет конфет.


34: Хочешь великаном стать? На ходули надо встать.     (Пон)
    Ахи, охи, хохот, смех, скоморохи выше всех.


35: Зачем такой носище цапле? Затем, чтоб цапли рыбок цапали.     (Кам)


36: “Ч” с четвёркой спутал чижик и прочёл: “Четыре ижек!”      (Редж.Р)  


37: Шпагоглотатель не шутил, пять шпаг бесстрашно проглотил.       (Утег)
– Эй, шалуны, прибавьте шагу! Несите мне шестую шпагу!


38: Щёголь щётку уважает. Щёткой щеголь пыль счищает.     (Лин)    

 Если вещь не вычищать, не в чем будет щеголять.

 
39: Обойди хоть всю планету, с твёрдым знаком зверя нету.      (Дав)
    Может где-то на Венере с твёрдым знаком рыщут звери?


40: “Ы” – мыло душистое, белое, мылкое.          (Фет)
    Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою
     Если б грязнуля вспомнил про мыло,
     Мыло его наконец бы отмыло.


41: Мягкий знак живёт беспечно он без кепки ходит вечно.      (Ник)


42: Эхо! Эхо! Вот потеха! Обезьянка это эхо.           (Луц)
    Это эхо каждый раз передразнивает нас.


43: Юрки замёрзнуть не хотят, юрки от вьюг на юг летят.        (Бех)
    Юрки, вернитесь с юга, ушли мороз и вьюга!


44: “Я” сказала про себя:         (Ник)
    – Хоккеист известный я.
   Шайба прямо в цель летит –
    Гол! Закончен алфавит.

Азбука: Сегодня вы познакомитесь с моей родной сестрой Литературным чтением. Изучайте её так же старательно, относитесь к её страницам бережно. А для вас от меня на прощание вот такое задание, знаете ли вы сказочных героев: (Слайды к загадкам)

 1. Человечек деревянный,
Ищу ключик золотой
На воде и под водой.
Всюду нос сую я длинный,
Называюсь... (Буратино).
2. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его... (Незнайка).
3. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена... (крокодил).
4.  Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюшевый проказник
Медвежонок…(Винни – Пух)

5.Всех на свете он добрей,
Лечит больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)
6.Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – Луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется… (Чипполино)
7. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчок и не сурок,
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка
И зовется… (Чебурашка)

8. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку.(Дюймовочка)

9.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

10.Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали её? (Красная шапочка)


Учитель: Конкурс “Игра в слова”. (Слайд)
Составить как можно больше новых слов из слова: соковыжималка,
пароварка, знаменитость, гастроном и записать их на доске.
Незнайка: Я тоже умею читать!    (Слайд – изображение Незнайки)
Учитель: Ребята, кто это? Незнайка, ты не обманываешь нас?
Незнайка:  Кто сказал такую бяку: “Не читал Незнайка книг!”
Это враки. Просто враки! Заявляю напрямик.
Я читаю без запинки десять тысяч книжек в год,
От картинки до картинки, а потом – наоборот!
Про дедушку Мазая я запомнил с детских лет:
Он, в трамваи залезая, забывал купить билет.
Разводили шампиньоны тридцать три богатыря.
А курносый Буратино дружит с Бабою Ягой.
Я читаю без запинки десять тысяч книжек в год.
От картинки до картинки, а потом наоборот!

Учитель: Вот так шутник Незнайка!
Незнайка: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Люблю сметану, а не мед нам промурлыкал рыжий ... (кот)
Гав-гав, вам тапочки принёс, с утра пролаял верный… (пёс)
Трава, как страшно ты шуршишь, пугливо пропищала… (мышь)
Где улей с пчёлами, ответь, сердито проревел… (медведь)
Му-му, я травку есть привык, нам прорычал сердитый… (бык)
Я- толстая, красивая, хвастливо хрюкала… (свинья)

Буквы все от А до Я
На страницах… (букваря)

Должен каждый ученик
В школу брать с собой (дневник)

Чтобы ручками писать,
Приготовим мы …. (тетрадь)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …. (карандаш)

Чтобы вдруг он не пропал,
Уберём его в …. (пенал)
Долгожданный дан звонок –
Это кончился …. (урок)
Мы прочли букварь до корки,

Нам по чтению — …. (пятёрки).

Учитель: Ребята, а вы помните, когда поступали в 1 класс, какую песню пели, давайте ее еще раз вспомним.
Песня «Здравствуй, первый класс».
По тропинкам, по дорогам,
В первый раз, осенним днём,
Прямо к школьному порогу,
Мы с букетами идём.

Припев:
Здравствуй, здравствуй, первый класс!
Научи учиться нас.
Научи учиться нас.
В городах и в дальних сёлах,
В первый раз, навстречу нам,
Побежал звонок весёлый,
Вдоль по школьным этажам.

Припев:
Здравствуй, здравствуй, первый класс!
Научи учиться нас.
Научи учиться нас.
Мы за парты сядем смело
И откроем буквари.
На доске напишем мелом
Буквы первые свои.

Учитель: Угадайте, какие сказки я знаю:   (Слайды – отгадки сказок)
Жёлтая кепочка. (Красная шапочка)
Илья – царевич и черный кабан.   (Иван –царевич и серый волк)

Свеколка (Репка)
Гадкий цыплёнок.  (Гадкий утенок)
Сказка о рыбаке и акуле. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Луковый мальчик.     (Чиполлино)

Литературное чтение: Здравствуйте, ребята! Я вас заждалась! И не я одна. На нашей почте накопилось много телеграмм от литературных героев. Только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться от героев каких сказок пришли телеграммы на ваш праздник и кто автор этих сказок. Поможете? (Слайды-отгадки)

1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах» Ш. Перро.)

2. Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка» Ш.Перро.)

3. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.)

4. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. ( «Муха-цокотуха», К.Чуковский.)

5. Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)

6.Поздравляю всех с праздником. Не ссорьтесь. Давайте жить дружно.
(Кот Леопольд).

Литературное чтение: Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполняли мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай,
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни.
Где взял меня – туда верни.
Запомни я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

45.Берем мы Азбуку в последний раз          (Пон)
И ценной книге говорим: «Благодарим!»

46.Ты книга первая моя,            (Кам)
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.

47:До свиданья! До свиданья!           (Редж.Р)
А на следующий год
Наша Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!

48.Это что ещё за звук?      (Утег)
То ли топот, то ли стук.
Это буквы в алфавите
Начинают перестук.

(Все вместе): А, Б (бэ), В (вэ), Г (гэ), Д (дэ), Е, Ё — постирали мы белье,
Ж (жэ), 3 (зэ), И, Й, К (ка), Л (эль), М (эм) — кашу манную всю съем.
Н (эн), О, П (пэ), Р (эр), С (эс), Т (тэ), У — и посуду вымою.
Ф (эф), Х (ха), Ц (цэ), Ч (че), Ш (ша), и Щ (ща) – мы поймали два леща.
Ъ (твёрдый знак), Ы, Ь (мягкий знак) — не расстанутся никак.
Э, Ю, Я — буквы все — мои друзья.

Учитель: Отгадайте, ребята, загадки про буквы.   (Слайды -  буквы)
1.Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …. (а)

2.Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук, (ж)

3.На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (з)

4.Молоток я раздобыл,
Из дощечек буквы сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква?… (и)

5.В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла, (о)
6.Взявшись за руки друзья
И сказали: «Ты да я -
Это мы». А между тем
Получилась буква … (м)

Зайчик: Я – зайчик!

Скажите, ребята, в каких сказках я встречаюсь?

Я для вас приготовил задание:  Конкурс «Подпиши картинку».
На доске прикреплены   картинки: стул, шкаф, шуба, шапка.
Задание: Подпишите картинки.

Учитель: Конкурс «Ребусы».     (Слайд)

Учитель: Игра «Да», «Нет»
Друга выручим всегда? Да
Врать не будем никогда? Да
В классе списывать ответ? Нет
Кинуть камень кошки вслед? Нет
Брать в автобусе билет? Нет
Ай-яй-яй! Как это нет?
Надо брать билет всегда? Да
Не робеть, когда беда? Да
Не жалеть для дел труда? Да
Рук не мыть когда обед? Нет
Как же это не мыть? Мыть обязательно
Грязь смывать без следа? Да
Солнце, воздух и вода? Да
Мы лентяям шлем привет? Нет
А тем, кто трудится всегда? Да

Учитель: «Отгадай загадки»

Загадки: 1. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

2. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

3. Портфель у меня не велик и не мал,
Лежит в нем задачник,
Букварь и… (Пенал)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)

5. Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
сеет, сеет семена,
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)

6. Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я. (Резинка)

7.На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс…
Уместил всю Землю…(Глобус)
8. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,.
Кто же я?-…(Линейка)
10.То я в клетку, то в линейку –
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я?(Тетрадь.)
11.Меж двумя звонками срок
Называется…(Урок.)
12.Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…(Бумага)
13.Всё на карте укажу -
Полюс, тундру и Аляску.
Я с учителем дружу.
Угадали? Я — …(Указка.)
15.Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется …(Алфавит).
16.Школы – не простые здания,
В школах получают …(Знания.)

Учитель:  Шуточные задачи на смекалку.
1. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда он станет на одну ногу?
2. На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишен, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось?
3. В клетке сидело 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться?
4. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери- и две перегорели. Сделать нужно нам малость, сказать, сколько ламп в люстре осталось?

49: Мы теперь читаем сами   (Дав)
Знаем слоги и слова
Скажем АЗБУКЕ спасибо !
Расставаться нам пора.


50 : Нам она свои страницы открывала       (Лин)
Обучая, развлекая, веселя,
Знаний нужных нам дала не мало !
И теперь мы лучшие друзья


51 : Мы хотим сказать тебе спасибо        (Фет)
Мы тебя за все благодарим
Говорим тебе мы до свиданья !
"Здравствуй" – новой книжке говорим.

Учитель: А теперь давайте закончим наш праздник  песней «Буквы разные писать»

1.Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.


2.К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.


3.Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.


4.Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.



Предварительный просмотр:

(Слайд 1) Тема моего выступления на педсовете называется «Как вызвать у учащихся желание учиться». Тема актуальна особенно сейчас, когда мы подводим итоги контрольных и четвертных оценок.

Свое выступление я хотела бы начать с высказывания В.А.Сухомлинского «Все наши замыслы и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».  (Слайд 2) Учиться приходится всем и всегда. От этого никуда не деться, но иногда так не хочется учиться... Но, как гласит народная мудрость, «Век живи - век учись». И учёба пойдёт хорошо, если человека правильно мотивировать.

В современной школе вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст, например,  благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения  желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? (Слайд 3)

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, который он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Чтобы определить отношение учеников к школе, было проведено анонимное анкетирование по В.С. Гальперину «Мотивация ученика» (Слайд 4)

1.Тебе нравится в школе?

а) не очень 1            б) нравится 3               в) не нравится 0

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома 0  б)бывает по-разному   1  в)иду с радостью3

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю  1          б)остался бы дома       0                         в)пошел бы в школу 3

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится  3             б) бывают по-разному    1            в) нравится 0

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы   0               б) не хотел бы     3                 в) не знаю 1

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю   1           б) не хотел бы     3                  в) хотел бы    0

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто   3                         б) редко     1                    в) не рассказываю 0

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

а) точно не знаю   1              б) хотел бы     0                в) не хотел бы 3

9.У тебя в классе много друзей?

а) мало     1                   б) много   3         в) нет друзей  0

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся 3                 б) не нравятся   0                           в) не очень 1

(Слайд 5) В анкетировании приняли участие 71 человек. Из них начальное звено (2-4 классы) – 25 человек; среднее звено (5-8 классы) – 31 человек; старшее звено (9-11 классы) – 15 человек.

Результаты анкетирования (Слайд 6)

Высокая мотивация (25-30б)  щелкнуть

Начальное звено –  7чел (28%)

Среднее звено – 3чел ( 10%)

 Старшее звено – нет

- Высокий уровень мотивации (25-30 баллов), как видим из таблицы, имеют 7 человек (28% от числа всех опрошенных начального звена) и 3человека (10% из среднего звена). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легче усваивают учебный материал; овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе по всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Хорошая мотивация (20-24б) щелкнуть

Начальное звено – 2чел (8%)

Среднее звено – 11чел (35%)

Старшее звено – 5чел (13%)

- Хороший уровень мотивации (20-24 балла)  наблюдается у 2 учащихся начального звена (8%), 11 человек среднего звена (35%), 5 человек старшего звена (33%). При хороших показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Внешняя мотивация (15-19б)    щелкнуть

Начальное звено –  13чел (52%)

Среднее звено – 8чел (26%)

Старшее звено – 4чел (27%)

- Внешняя школьная мотивация (15-19 баллов) у 13 человек начального звена (что составляет 52%), 8 человек среднего звена (26%), 4 человека старшего звена (27%) имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Для таких учащихся свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными. При умелом воздействии  и взаимодействии учителей и родителей у таких детей вполне успешно формируются познавательные мотивы.

Низкая мотивация (10-14б) щелкнуть

Начальное звено – нет

Среднее звено – 9чел (29%)

Старшее звено – 4чел (27%)

- Низкий уровень мотивации (10-14 баллов) был выявлен у 9 человек среднего звена (29%) и у 4 человек старшего звена (27%). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал

Школьная дезадаптация (ниже 10б)    щелкнуть

Начальное звено – нет

Среднее звено - нет

Старшее звено – 1чел (7%)

- Школьная дезадаптация (ниже 10 баллов) – выявлен 1 человек из старшего звена (7%)  Такие дети испытывают негативное отношение и серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

 

Таким образом, дети с низким уровнем и школьной дезадаптацией ( всего 14 человек) по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых, они составляют  «группу риска».

 

(Слайд 7. Диаграмма) Так выглядит общий вид уровней мотивации участников анкетирования.

Как  вызвать  у  школьника  интерес к  предмету?

(Слайд 8)  Известный дидактик, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Она предлагает вводить на уроках такие средства:

(Слайд 9) 1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению предмета. Эта связь осуществляется через учебный материал. Как показывает практика, через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный.

Щелк 2. Наглядность как средство развития интереса к урокам. На любых уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Щелк 3. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

Щелк 4. Мыслительные доступные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ или создать проблемную ситуацию.

Щелк 5. Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам. Игровые технологии  используются с 1 класса, в связи с их психолого-возрастными особенностями, также очень важны и в 5 классе. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока, если слышим от детей фразу: « Давайте ещё поиграем» или «Как быстро урок прошел», это свидетельствует об успешности урока.

Щелк 6.-? Поставила знак вопроса, потому что многие учителя для успешности урока применяют и другие средства.

 В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.

(Слайд 10) По данным исследователей, в памяти человека остается Щелк 1/4 часть услышанного материала, Щелк 1/3 часть увиденного, Щелк 1/2 часть увиденного и услышанного, Щелк  3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, ежеурочно создающего условия для формирования положительной учебной мотивации. Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией.

Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. (Слайд 11) Щелк  Познавательные мотивы — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Щелк Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.

Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.

(Слайд 12) Подводя итог своего выступления, хочется выделить положительные моменты для поднятия мотивации учащихся.

  • соответствие материала по сложности и типу класса; (Щелк каждый раз)
  • оптимальный темп урока;
  • общая эрудиция учителей;
  • разнообразие форм и методов на уроке;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся.

         Хочется отметить, что все эти моменты связаны с организацией деятельности учителя, но чтобы процесс обучения вызывал у ребенка побуждение к знаниям, желание учиться, необходима также помощь родителей.

(Слайд 13) На этом слайде улыбающиеся и довольные лица учеников 1 класса, хотелось бы, чтобы такое выражение оставалось до выпускного класса. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...