Сценарий детского традиционного праздника обских угров "Прилёт Трясогузки"
материал (1 класс) на тему
Сценарий рассчитан на детей младшего школьного возраста (1-4 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий десткого традиционного праздника | 205.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детский этнокультурно – образовательный центр «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»
Направление: Культурологическое.
Название: «Прилёт трясогузки»
Жанр: Сценарий традиционного детского праздника обских угров
Автор: Бушуева Надежда Константиновна, методист/педагог дополнительного образования
СЦЕНАРИЙ
традиционного детского праздника обских угров «Прилёт трясогузки»
Цель: Познакомить детей с детским народным традиционным праздником «Прилёт Трясогузки»
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к изучению традиционных праздников народов ханты и манси;
- Развитие творческих способностей детей, внимания, логического мышления;
- Знакомство с различными жанрами устного народного творчества ханты и манси: легенды, песни, танцы, музыка;
- Знакомство со священными птицами обско – угорских народов – трясогузка и гагара.
- Приобщение детей к традициям праздника «Прилёт трясогузки»;
- Вовлечение детей в ход праздника;
- Привлечение родителей к совместным мероприятиям с детьми;
- Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам;
- Воспитание любви к своей малой родине, чувства уважения к традициям коренных народов Югры, бережного отношения к птицам.
Материалы и оборудование:
- Музыкальный центр
- Презентация
- Музыкальная нарезка «Времена года»
- Бумажные деревья
- Воздушные шары
- Берестяной кузов
- Трава
Форма проведения:
Автор сценария: Бушуева Н.К.
Ведущая (Миснэ): Бушуева Н.К.
Действующие лица:
Трясогузка - Гаврильчик Р.М.
Гагара – Вьюткина Е.В.
Солнце-Хатл ими - Сосунова Л.М.
Чтецы: Федоркив Маша, Молданов Миша, Мумарева Вероника, Хромов Игорь
Место проведения: ДЦ «Лылынг союм»
СОДЕРЖАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ | ПРИМЕЧАНИЯ |
Звучит наигрыш на санквылтапе «Весенняя песня». Под наигрыш появляются звуки метели. Затем звуки капели. Под звуки журчащего ручейка показывается Солнце (на хантыйском языке - Хатл ими). Солнце-Хатл ими обходит зал по часовой стрелке, прикасается к деревьям, к детям – деревьям даёт тепло, а, прикасаясь к детям, проверяет – все ли здоровы после зимы, здоровается, поглаживает по голове, ручкам. Затем звучат голоса птиц, под которые Хатл-ими покидает зал. | Музыкальная нарезка «Времена года» |
В зал вбегают Трясогузка и Гагара (читают стихотворение «Лужайка», автор З.Халил) Трясогузка: Весна – молодая хозяйка – С плеча уронила платок. И вот запестрела лужайка, И шмель опрокинул платок. Гагара: И росы сверкают на травах, И кашкой ягнята хрустят, И по две росинки лукавых На мордочках чёрных блестят. Трясогузка: Бегите из дома – взгляните – Прекрасна весною земля! Гагара: Но только ягнят не вспугните, Но только не троньте шмеля! | |
Трясогузка: Здравствуйте, дорогие друзья! Гагара: Мы очень рады встретиться с вами. Особенно мы рады, что вы после завершения зимы остались такими же весёлыми, сильными, а главное – здоровыми. Трясогузка: Хантыйский и мансийский народ считает, что всю зиму о вас заботится Хатл-ими. Кому из вас известно, кто это? Ответы детей. Если правильного ответа не прозвучало, то птицы подсказывают: кто дарит нам тепло, балует светом своих лучиков? Гагара: Молодцы, ребята! Действительно, именно Солнце заботится о нас в суровое зимнее время. И когда наступает весна, Хатл-ими садится на нарты и едет осматривать всех людей: у всех ли всё в порядке? К сожалению, к вам Солнце ещё не приходило… (вздыхает) Дети отвечают, что солнце уже приходило – в начале праздника. Гагара: Правда? Хатл-ими уже появилось в наших краях! Трясогузка: Ты что? Если бы солнце не пришло в северные края, то и не было бы весны. Если бы не было весны, то и мы бы с тобой не прилетели. Ребята, а вы узнаёте нас – кто мы такие? Гагара: Я знаю, кто вам поможет узнать – кто мы такие. Нашей покровительницей является лесная фея. Вы помните, как её зовут? Правильно, Миснэ. Она обязательно появится у нас в гостях, если вы правильно выполните задание. Трясогузка: Приготовились, повторяйте за мной громко и дружно: Руки на пояс поставьте вначале Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки, Ну как? Достали? Все в полном порядке! А напоследок должны вы прокаркать, прокрякать, прокуковать и прочирикать! Трясогузка: Молодцы, вы успешно справились с заданием и стоит лишь нам радостно похлопать в ладоши, как птицы крылом по речной воде, и Миснэ вмиг появится у нас в гостях. Дети хлопают в ладоши и под звуки капели, голоса птиц заходит Миснэ с кузовком (в кузовке трава) | |
Миснэ: Здравствуйте, мои дорогие мальчики и девочки! Добрый день, уважаемые взрослые! Рада видеть и вас (обращается к Трясогузке и Гагаре), мои подружки! Я – лесная фея Миснэ. Я благодарна Хатл ими-Солнцу-женщине за то, что и в наши северные края пришла весна. Закончились морозные дни, замолчали метели. Время, когда начинались весенние дни, ханты и манси называли «Большим светом». Ребята, как вы думаете, почему именно так наши народы называли наступившую весну? (ответы детей) Правильно, потому что день становился длиннее, начиналось время солнца и погода всё больше стояла ясная и светлая. И всё это – благодаря Хатл-ими-Солнцу-женщине! Я поздравляю всех присутствующих с праздником Большого Света! Пусть наступающее лето будет тёплым и светлым, а вода в реках скорее потеплеет!!! Традиционный хантыйский танец «Лоща» | Появляются звуки санквылтапа, исполнители танца медленно выходят на сцену друг за другом |
Миснэ: Ребята, а вы уже познакомились с моими подружками? Они у меня – особенные. А почему - вы сейчас узнаете. Мои подружки - птицы перелётные. С наступлением осени они покидают наши края, а с наступлением Большого Света возвращаются домой. Птицы – мои гонцы. С их возвращением наступает весна. Давайте ближе познакомимся с моими подружками. Слушайте внимательно загадку: С ледоходом прилетает, Черным хвостиком мотает, Черный с белым хвостик узкий У изящной ... Правильно, трясогузка. Узнайте, кто из них трясогузка? Дети определяют Трясогузку и поясняют свой ответ Миснэ: Молодцы, правильно. Дорогая Трясогузка, расскажи ребятам о себе. Трясогузка: Я - крошечная умная птичка. Коренные народы Югры называют ещё меня «ледоломкой». Ребята, как вы думаете – почему? (ответы детей) Совершенно верно, по Солнцу я узнаю время, когда рекам нужно освободиться ото льда. Вот в этот момент я и прилетаю на Север. Именно поэтому хантыйский народ называет меня вестницей Большого Света и Красной Весны. Я – птица священная и считаюсь покровительницей вас, детей. Обские угры посвятили мне даже праздник. Он так и называется – праздник Трясогузки. Сейчас я прикоснусь к каждому из вас и этим пожелаю всем вам добра, удачи и здоровья, а вы загадаете свои самые заветные желания!!! Обходит всех детей с сувениром Трясогузки в руках Миснэ: Ребята, теперь, когда вы познакомились с моей подружкой Трясогузкой, вы согласны, что она - особенная птица? Почему же она особенная? (дети отвечают) Трясогузка: Молодцы, ребята! Всё правильно рассказали обо мне. Если Хатл-ими всех оповестила о весне, значит, лето уже не за горами. И если мы в летние дни с вами случайно встретимся на улицах города, угостите меня, пожалуйста, моим любимым лакомством - сухими комариками. Я их очень люблю! А сейчас я предлагаю всем вместе исполнить «Танец Трясогузки». Я буду показывать вам мои любимые движения, а вам нужно будет их повторить. Готовы? Начинаем. «Танец Трясогузки» (Движения: руки разводят в стороны, как крылья, размахивают в разные стороны; сбегаются в круг-разбегаются в стороны; приседают, прыгают, хлопают в ладоши, вертят головой) Трясогузка: Молодцы! Очень красивый танец получился, как этот орнамент на кузовке. Миснэ, что ты приготовила для нас в своём чудо – кузовке? Миснэ: Сейчас покажу. Ребята, посмотрите – что это? (достаёт из кузовка траву, показывает). Правильно, это трава. А как вы думаете, почему она зимой не замёрзла? (ответы детей) Вы правы, когда вам бывает холодно в постели, вы укрываетесь одеялом. Вот и трава всю зиму была укрыта снегом, как пушистым тёплым одеялом, и потому не замёрзла. А после того, как стаял снег, кто становится для неё родной тётушкой? Кто согревает её корешки? (ответы детей) Тоже правильно, земля. Ханты называют её - тётушка Мых. Обские угры к земле относятся очень уважительно. Например, в неё нельзя вонзать острые предметы, а если всё-таки нечаянно получилось, то ранку нужно загладить. А вот откуда появилась земля, как вы думаете? (ответы детей) Трясогузка: Вот и наступило время знакомства с моей подружкой. Приглашаю сюда трёх человек (называю имена). Буквы рассыпались, вам нужно составить слово из этих букв и вы получите имя этой птицы (буквы: раагааг). Под наигрыш «Весенняя песня» появляется Гагара Гагара: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали моё имя. Я – гагара. Я – самая мелкая из гагар. В отличие от многих птиц, взлетать я умею без разбега. Живу на реках, озёрах, поэтому очень люблю рыбу. Миснэ: Дорогая Гагара, мы сейчас говорили о том, откуда появилась земля. Ты поможешь нам узнать ответ на этот вопрос? Гагара: Именно для этого я сегодня здесь. Слушайте, дети, внимательно. Я – птица священная. И сейчас вы узнаете – почему коренной народ Югры меня называют «священной». Существует такая мансийская легенда: когда-то вокруг была только вода. Обратились люди ко мне, попросили меня помочь достать со дна морского немножечко земли. Спустилась я с неба, нырнула в воду и долго не выныривала. А когда вынырнула – то на клюве у меня были крупинки земли. Так пришлось мне нырять несколько раз. На месте, где я складывала крупинки, Земля стала разрастаться, разрастаться и разрасталась до тех пор, пока повсюду не появилась земля. Люди обрадовались, расцеловали меня. А на месте этих поцелуев образовались на моих перьях красивые полоски – следы человеческих губ. С тех пор, коренные народы относятся ко мне с почтением и уважением и называют меня «священной». Миснэ: Гагара, расскажи ребятам, почему Небесный отец направил именно тебя, такую мааааленькую, доставать землю со дна моря? Гагара: Потому что я, гагара, глубже всех птиц ныряю, дольше всех птиц могу под водой находиться и даже могу по дну ходить. Миснэ: А почему у тебя лапки такие кривые? Гагара: В поисках земли я очень долго ходила по дну моря, от того мои лапки и стали такими кривыми. Миснэ: А красное пятно на шее откуда у тебя? Гагара: А красное пятно на шее у меня от того, что когда я нашла землю и доставала её со дна моря, то поранила свой клюв и немного запачкала шею. Именно поэтому меня ещё называют краснозобой гагарой. Миснэ: Ну вот, ребята, мы познакомились со второй моей подружкой. А почему она является особенной птицей для народа ханты? Ответы детей Миснэ: Молодцы, ребята! Порадовали вы меня своими знаниями о птицах. Птицы наши друзья. Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, а как красиво они поют. Во все времена коренные народы Югры посвящают птицам песни, легенды, сказки, танцы, праздники. Трясогузка: Вот и ребята детского центра «Лылынг союм» приготовили для нас подарок. Это музыкальная сюита «Родной край». Ансамбль народных инструментов «Торые» - «Журавушка» - музыкальная сюита «Родной край» Трясогузка: Миснэ, добрая фея! Сейчас в наших краях наступила весна, а там и лето пролетит незаметно. Потом осень и опять зима. Вот я и моя подружка Гагара – мы птицы перелётные. С наступлением холодов я улетаю в тёплые края. Там у меня всегда есть корм, там тепло. А есть среди нас и не перелётные птицы. Как же они живут здесь в лютую зиму? Миснэ: Да, действительно, птицам, которые остаются в наших краях на всю зиму, очень тяжело. Морозы стоят трескучие, метели да бураны сердитые и корма найти тяжело. Гагара: Но неужели им никак нельзя помочь? Ну, хотя бы тем, которые живут в городе… Миснэ: Не знаю, Гагара. Давай у ребят спросим. Может, они подскажут. Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь птицам в зимнее время? Ответы детей, Миснэ их обобщает Миснэ: Дорогие мои Трясогузка и Гагара! Дети нашего центра приготовили для вас и для всех-всех наших пернатых друзей стихотворение. Послушайте. Александр Яшин «Покормите птиц зимой» Федоркив Маша Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Молданов Миша Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Мумарева Вероника Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Хромов Игорь Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Миснэ обращается к Трясогузке: Вот и время незаметно пролетело, наш праздник завершается. Дорогая Трясогузка, а как завершался твой праздник? Ворона: Коренные народы Югры считают меня покровительницей женщин и детей, поэтому мой праздник завершался традиционным танцем «Куренька». Предлагаю продолжить эту традицию и завершить наш праздник общим исполнением танца «Куренька». Этим танцем мы покажем весне, что мы ей рады и очень скучали по ней!!! Заключение праздника: коллективное исполнение танца «Куренька» под сопровождение оркестра санквылтапов | Трясогузка обходит детей под наигрыши санквылтапа «Казарки» Наигрыш «Весёлая птичка» |
Глоссарий
- Санквылтап - народный струнный музыкальный инструмент народа манси.
- Небесный отец - Нум-Торум — в мифологии ханты и манси небесный бог, возглавляющий пантеон угорских божеств.
- Хатл ими – Солнце – женщина, божество Неба.
- Миснэ – лесная добрая фея.
- Мых – Богиня Великая Земля.
- Саламат – традиционное хантыйское блюдо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий детского новогоднего праздника в наступающий «Год Змеи»
Сценарий новогоднего праздника включает в себя несколько сценок и программные номера подготовленные ребятами....
Сценарий детского спортивного праздника "Про Катю и пиратов".
Сценарий разработан учителем физической культуры Мосягиной Еленой Николаевной при содействии учителя театра Ларионовой Елены Леонидовны для учащихся начальной школы....
Сценарий детского спортивного праздника "Про Катю и пиратов"
Сценарий разработан учителем театра Ларионовой Еленой Леонидовной при содействии Мосягиной Елены Николаевны для учащийся начальной школы...
Сценарий детского театрализованного праздника "Добро-это..."
Литературный сценарий детского театрализованного праздника "Добро-это..." расчитан на аудиторию детей от 5 до 12 лет. Так же материал может подойти для благотворительных акций в помощь детям. Основная...
Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки»
Цели:1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,3.Развивать внимание, пам...
Сценарий хантыйского традиционного праздника «Вороний день» «ВУРНА ХАТЛ»
Цель: возрождение и укрепление традиций народа ханты и манси, повышение творческого, интеллектуального, физического развития современного поколения, развитие семейных ценностей и традиций в молод...
Исследовательская работа "День оленевода – традиционный праздник обских угров".
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник обско-угорских народов, связанный с их хозяйственной деятельностью. Праздник оленеводов отмечается, прежде всего, спортивными состя...