Сценарий детского традиционного праздника обских угров "Прилёт Трясогузки"
материал (1 класс) на тему

Бушуева Надежда Константиновна

Сценарий рассчитан на детей младшего школьного возраста (1-4 классы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Орнамент Соболь Полоска.png

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

дополнительного образования детей  

«Детский этнокультурно – образовательный  центр  «ЛЫЛЫНГ  СОЮМ»

Направление: Культурологическое.

Название: «Прилёт  трясогузки»

Жанр: Сценарий традиционного детского  праздника  обских угров

Автор: Бушуева Надежда Константиновна, методист/педагог дополнительного образования

C:\Орнамент Соболь Полоска.png

СЦЕНАРИЙ

традиционного детского  праздника обских угров «Прилёт трясогузки»

Цель: Познакомить  детей  с  детским  народным  традиционным  праздником  «Прилёт Трясогузки»

Задачи:

  • Развитие  познавательного  интереса  к  изучению  традиционных  праздников  народов  ханты и манси;
  • Развитие творческих способностей детей, внимания, логического  мышления;
  • Знакомство  с  различными  жанрами  устного народного творчества ханты и манси: легенды, песни, танцы, музыка;
  • Знакомство со священными птицами обско – угорских народов – трясогузка и гагара.
  • Приобщение  детей к  традициям праздника  «Прилёт трясогузки»;
  • Вовлечение  детей  в  ход  праздника;
  • Привлечение родителей к совместным мероприятиям с детьми;
  • Воспитание  бережного  и  заботливого  отношения  к  птицам;
  • Воспитание  любви  к  своей  малой  родине, чувства  уважения  к  традициям  коренных  народов  Югры, бережного отношения к птицам.

Материалы и оборудование:

  • Музыкальный центр
  • Презентация
  • Музыкальная нарезка «Времена года»
  • Бумажные деревья
  • Воздушные шары
  • Берестяной кузов
  • Трава

Форма проведения:

Автор сценария: Бушуева Н.К.

Ведущая (Миснэ): Бушуева Н.К.

Действующие лица:

Трясогузка - Гаврильчик  Р.М.

Гагара – Вьюткина Е.В.

Солнце-Хатл ими - Сосунова Л.М.

Чтецы: Федоркив Маша, Молданов Миша, Мумарева Вероника, Хромов Игорь

Место проведения: ДЦ  «Лылынг  союм»

СОДЕРЖАНИЕ  ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Звучит наигрыш на санквылтапе «Весенняя песня». Под  наигрыш появляются звуки  метели. Затем звуки капели. Под звуки журчащего ручейка показывается Солнце (на хантыйском языке  - Хатл ими). Солнце-Хатл ими  обходит  зал по часовой  стрелке, прикасается к деревьям, к детям – деревьям даёт тепло, а, прикасаясь к детям, проверяет – все ли здоровы после  зимы, здоровается, поглаживает по голове, ручкам. Затем  звучат  голоса  птиц,  под  которые  Хатл-ими  покидает  зал.

Музыкальная нарезка «Времена года»

В  зал  вбегают  Трясогузка и Гагара

 (читают  стихотворение  «Лужайка», автор З.Халил)

Трясогузка:

Весна – молодая  хозяйка –

С  плеча  уронила  платок.

И  вот  запестрела  лужайка,

И  шмель  опрокинул платок.

Гагара:

И  росы  сверкают  на  травах,

И  кашкой  ягнята  хрустят,

И  по  две  росинки  лукавых

На  мордочках  чёрных  блестят.

Трясогузка:

Бегите  из  дома – взгляните –

Прекрасна  весною  земля!

Гагара:

Но  только  ягнят  не  вспугните,

Но  только  не  троньте  шмеля!

Трясогузка: Здравствуйте, дорогие  друзья!

Гагара: Мы  очень  рады  встретиться  с  вами. Особенно  мы  рады, что вы  после завершения  зимы  остались  такими  же  весёлыми, сильными, а  главное – здоровыми.

Трясогузка: Хантыйский  и  мансийский  народ  считает, что  всю  зиму  о  вас  заботится  Хатл-ими. Кому  из  вас  известно, кто это?

Ответы  детей. Если  правильного  ответа  не  прозвучало, то  птицы  подсказывают: кто дарит нам тепло, балует светом своих лучиков?

Гагара: Молодцы, ребята! Действительно, именно Солнце  заботится о нас  в  суровое  зимнее  время. И когда  наступает  весна, Хатл-ими  садится  на нарты  и  едет  осматривать  всех  людей: у всех ли всё в порядке? К сожалению, к вам  Солнце  ещё  не  приходило… (вздыхает)

Дети отвечают, что солнце уже приходило – в начале праздника.

Гагара: Правда? Хатл-ими уже появилось в наших краях!

Трясогузка: Ты что? Если  бы  солнце  не  пришло  в  северные  края, то  и  не  было бы весны. Если бы не было весны, то и мы бы  с тобой  не  прилетели.  Ребята, а вы  узнаёте нас – кто мы такие?

Гагара: Я  знаю, кто  вам  поможет  узнать – кто мы такие. Нашей  покровительницей  является  лесная  фея. Вы  помните,  как  её  зовут? Правильно, Миснэ. Она  обязательно  появится у нас в гостях, если вы правильно выполните  задание.

Трясогузка: Приготовились, повторяйте за мной  громко  и  дружно:

Руки на пояс поставьте вначале

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Ну как? Достали? Все в полном порядке!

А напоследок должны вы прокаркать,

прокрякать, прокуковать и   прочирикать!

Трясогузка: Молодцы, вы успешно справились с заданием и стоит лишь нам радостно похлопать в ладоши, как птицы крылом по речной воде, и Миснэ вмиг появится у нас в гостях.

Дети хлопают в ладоши и

под звуки капели, голоса птиц заходит Миснэ  с  кузовком

 (в  кузовке  трава)

Миснэ: Здравствуйте, мои дорогие  мальчики  и  девочки! Добрый день, уважаемые  взрослые! Рада видеть и вас (обращается к Трясогузке и Гагаре), мои подружки! Я – лесная  фея  Миснэ. Я благодарна Хатл ими-Солнцу-женщине за то, что и в наши северные  края  пришла  весна. Закончились морозные дни, замолчали метели. Время, когда  начинались весенние  дни,  ханты и манси  называли   «Большим светом». Ребята, как  вы  думаете, почему  именно  так  наши народы  называли  наступившую весну? (ответы детей)

          Правильно, потому что день становился длиннее, начиналось время солнца и погода всё  больше  стояла  ясная и светлая. И всё  это – благодаря  Хатл-ими-Солнцу-женщине!

          Я поздравляю всех  присутствующих  с  праздником  Большого  Света! Пусть  наступающее  лето  будет  тёплым и  светлым, а  вода  в  реках  скорее  потеплеет!!!

Традиционный хантыйский танец  «Лоща»

Появляются звуки санквылтапа, исполнители танца медленно выходят на сцену друг за другом

Миснэ: Ребята, а вы уже познакомились с моими  подружками? Они  у  меня – особенные. А  почему - вы  сейчас узнаете.

          Мои подружки - птицы  перелётные. С наступлением  осени  они  покидают  наши  края, а с наступлением Большого  Света возвращаются  домой.

          Птицы – мои  гонцы. С их возвращением  наступает  весна.

Давайте  ближе познакомимся с  моими  подружками. Слушайте  внимательно  загадку:

С ледоходом прилетает,

Черным хвостиком мотает,

Черный с белым хвостик узкий

У изящной ...

         Правильно, трясогузка. Узнайте, кто из них  трясогузка?

Дети определяют Трясогузку и поясняют свой ответ

Миснэ: Молодцы, правильно. Дорогая  Трясогузка, расскажи  ребятам о себе.

Трясогузка: Я - крошечная  умная  птичка. Коренные народы Югры  называют  ещё  меня  «ледоломкой». Ребята, как  вы  думаете – почему?  (ответы  детей)

          Совершенно  верно, по  Солнцу  я  узнаю  время, когда  рекам  нужно  освободиться  ото  льда. Вот в  этот  момент я  и  прилетаю  на  Север.

          Именно поэтому хантыйский народ называет меня вестницей Большого Света и Красной Весны.

          Я – птица  священная и считаюсь  покровительницей  вас, детей. Обские угры  посвятили мне даже  праздник. Он  так  и  называется – праздник  Трясогузки. Сейчас  я  прикоснусь к каждому из вас и этим  пожелаю всем вам  добра, удачи и здоровья, а вы загадаете  свои самые  заветные  желания!!!

Обходит всех детей  с  сувениром  Трясогузки в руках

Миснэ: Ребята, теперь, когда вы познакомились с моей подружкой  Трясогузкой, вы согласны, что она - особенная  птица? Почему же она особенная?  (дети отвечают)

Трясогузка: Молодцы, ребята! Всё правильно рассказали обо мне. Если Хатл-ими  всех  оповестила  о весне, значит, лето уже не за горами. И если мы в летние дни с вами  случайно встретимся  на улицах города, угостите  меня, пожалуйста, моим любимым лакомством - сухими комариками. Я их очень люблю!

          А сейчас я предлагаю всем вместе исполнить  «Танец Трясогузки». Я буду показывать вам мои любимые  движения, а вам нужно будет их повторить. Готовы? Начинаем.

«Танец  Трясогузки»  (Движения: руки разводят в стороны, как крылья, размахивают в разные стороны; сбегаются в круг-разбегаются в стороны; приседают, прыгают, хлопают в ладоши, вертят головой)

Трясогузка: Молодцы! Очень красивый танец получился, как этот орнамент на кузовке. Миснэ, что ты приготовила для нас в своём чудо – кузовке?

Миснэ: Сейчас покажу.  Ребята, посмотрите – что это? (достаёт из кузовка траву, показывает).

          Правильно, это трава. А как  вы  думаете, почему  она  зимой  не  замёрзла? (ответы детей)

         Вы правы, когда вам  бывает холодно в постели, вы укрываетесь одеялом. Вот и трава всю зиму была укрыта снегом, как пушистым тёплым одеялом, и потому не замёрзла.

          А после того, как стаял снег, кто становится  для  неё  родной  тётушкой? Кто  согревает  её  корешки? (ответы детей)

          Тоже  правильно, земля. Ханты называют её -  тётушка  Мых. Обские  угры  к  земле  относятся  очень  уважительно. Например, в  неё  нельзя  вонзать  острые  предметы, а если всё-таки  нечаянно  получилось, то ранку  нужно  загладить. А  вот  откуда  появилась  земля, как  вы  думаете?  (ответы  детей)

Трясогузка: Вот и наступило  время  знакомства  с  моей    подружкой. Приглашаю сюда трёх человек (называю имена).         Буквы  рассыпались, вам нужно  составить  слово из  этих  букв  и  вы  получите  имя  этой  птицы  (буквы: раагааг).

Под наигрыш «Весенняя песня» появляется Гагара

Гагара: Молодцы, ребята, вы правильно  отгадали моё  имя. Я – гагара. Я – самая  мелкая  из  гагар. В отличие от многих птиц,   взлетать я  умею без  разбега. Живу  на  реках, озёрах, поэтому очень  люблю  рыбу.

Миснэ: Дорогая Гагара, мы сейчас говорили о том, откуда появилась земля. Ты поможешь нам узнать ответ на этот вопрос?

Гагара: Именно для этого я сегодня здесь. Слушайте, дети, внимательно.

          Я – птица священная. И сейчас вы узнаете – почему коренной народ Югры меня называют «священной». Существует  такая  мансийская  легенда: когда-то  вокруг  была только  вода. Обратились люди ко мне, попросили меня помочь достать со дна морского немножечко земли. Спустилась я с неба, нырнула в воду и долго не выныривала. А  когда  вынырнула – то  на  клюве  у  меня  были  крупинки  земли. Так  пришлось  мне  нырять  несколько  раз. На месте, где я складывала крупинки,  Земля  стала  разрастаться, разрастаться и  разрасталась до тех пор, пока  повсюду  не  появилась  земля. Люди обрадовались, расцеловали меня. А на месте этих поцелуев образовались на моих перьях красивые полоски – следы человеческих губ. С тех  пор, коренные народы относятся ко мне с почтением и уважением и называют меня «священной».

Миснэ: Гагара, расскажи  ребятам, почему  Небесный отец направил именно тебя, такую  мааааленькую, доставать  землю со дна моря?  

Гагара: Потому что я, гагара,  глубже  всех  птиц  ныряю, дольше  всех  птиц  могу под  водой  находиться   и  даже  могу  по  дну  ходить.

Миснэ: А почему  у  тебя  лапки такие  кривые?

Гагара: В  поисках  земли я  очень   долго  ходила  по  дну  моря,  от того  мои  лапки и стали такими кривыми.  

Миснэ: А  красное  пятно  на  шее  откуда  у  тебя?

Гагара: А  красное  пятно  на шее  у  меня  от  того, что  когда  я  нашла  землю и доставала  её  со дна моря, то поранила  свой  клюв  и  немного  запачкала  шею. Именно поэтому  меня  ещё  называют  краснозобой  гагарой.

Миснэ: Ну вот, ребята, мы познакомились  со второй  моей  подружкой. А  почему  она  является  особенной  птицей  для  народа  ханты?

Ответы  детей

Миснэ: Молодцы, ребята! Порадовали вы меня своими знаниями  о  птицах. Птицы наши друзья. Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, а как красиво они поют. Во все  времена  коренные народы  Югры  посвящают  птицам  песни, легенды, сказки, танцы, праздники.

Трясогузка: Вот и ребята детского центра «Лылынг союм» приготовили для нас подарок. Это музыкальная сюита «Родной край».

Ансамбль народных инструментов  «Торые» - «Журавушка» - музыкальная сюита «Родной край»

Трясогузка: Миснэ, добрая фея!  Сейчас в наших краях наступила весна, а там и лето пролетит незаметно. Потом осень и опять зима. Вот я и моя подружка Гагара – мы птицы  перелётные. С наступлением холодов я улетаю в тёплые края. Там  у  меня  всегда есть корм, там тепло. А  есть  среди нас  и не перелётные  птицы. Как  же  они  живут  здесь  в  лютую зиму?

Миснэ: Да, действительно, птицам, которые  остаются  в  наших  краях  на  всю  зиму, очень  тяжело. Морозы стоят трескучие, метели да бураны сердитые и корма  найти тяжело.

Гагара: Но неужели им никак нельзя помочь? Ну, хотя бы тем, которые живут в городе…

Миснэ: Не знаю, Гагара. Давай у ребят  спросим. Может, они подскажут. Ребята, как  вы  думаете, как  мы  можем помочь птицам в зимнее  время?

Ответы  детей, Миснэ их обобщает

Миснэ: Дорогие мои Трясогузка и Гагара! Дети нашего центра приготовили для вас и для всех-всех наших пернатых друзей стихотворение. Послушайте.

Александр Яшин «Покормите птиц зимой»

Федоркив Маша

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Молданов Миша

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Мумарева Вероника

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Хромов Игорь

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Миснэ обращается к Трясогузке: Вот и время незаметно пролетело, наш праздник завершается. Дорогая  Трясогузка, а как  завершался  твой  праздник?

Ворона: Коренные  народы  Югры  считают  меня  покровительницей  женщин  и  детей, поэтому  мой  праздник  завершался  традиционным  танцем  «Куренька». Предлагаю  продолжить  эту  традицию  и  завершить  наш  праздник  общим  исполнением  танца  «Куренька». Этим танцем мы покажем  весне, что мы ей  рады и очень скучали по ней!!!

Заключение праздника: коллективное  исполнение  танца  «Куренька»  под  сопровождение  оркестра  санквылтапов

Трясогузка обходит  детей  под  наигрыши  санквылтапа «Казарки»

Наигрыш «Весёлая птичка»

Глоссарий

  1. Санквылтап - народный струнный музыкальный инструмент народа манси.
  2. Небесный отец - Нум-Торум — в мифологии ханты и манси небесный бог, возглавляющий  пантеон угорских божеств.
  3. Хатл ими – Солнце – женщина, божество Неба.
  4. Миснэ – лесная добрая фея.
  5. Мых – Богиня Великая Земля.
  6. Саламат – традиционное хантыйское блюдо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детского новогоднего праздника в наступающий «Год Змеи»

Сценарий новогоднего праздника включает в себя несколько сценок и программные номера подготовленные ребятами....

Сценарий детского спортивного праздника "Про Катю и пиратов".

Сценарий разработан учителем физической культуры Мосягиной Еленой Николаевной при содействии учителя театра Ларионовой Елены Леонидовны для учащихся начальной школы....

Сценарий детского спортивного праздника "Про Катю и пиратов"

Сценарий разработан учителем театра Ларионовой Еленой Леонидовной при содействии Мосягиной Елены Николаевны для учащийся начальной школы...

Сценарий детского театрализованного праздника "Добро-это..."

Литературный сценарий детского театрализованного праздника "Добро-это..." расчитан на аудиторию детей от 5 до 12 лет. Так же материал может подойти для благотворительных акций в помощь детям. Основная...

Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки»

Цели:1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,3.Развивать внимание, пам...

Сценарий хантыйского традиционного праздника «Вороний день» «ВУРНА ХАТЛ»

Цель: возрождение и укрепление традиций народа ханты и манси, повышение творческого, интеллектуального, физического развития современного поколения, развитие семейных ценностей и традиций в молод...

Исследовательская работа "День оленевода – традиционный праздник обских угров".

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник обско-угорских народов, связанный с их хозяйственной деятельностью. Праздник оленеводов отмечается, прежде всего, спортивными состя...