Методическая разработка внеклассного занятия в 1 -4 классе «В здоровом теле - здоровый дух»
методическая разработка (1 класс) на тему

Предлагаемая методическая разработка – попытка разнообразить профилактическую работу среди младших школьников по бережному отношению к своему здоровью. Она разработана с учетом особенностей сельского социума, где проживают учащиеся, их уровня развития, жизненного опыта. В основу положены общие рекомендации по формированию здорового образа жизни.

Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.b._1.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Фёдоровская ООШ»

Методическая  разработка

внеклассного занятия в 1 -4 классе

«В здоровом теле - здоровый дух»

Автор: Чемоданова Вера Борисовна

                                                                учитель начальных классов

                                                                МБОУ «Фёдоровская ООШ»

с. Фёдоровское, 2012 год

Пояснительная записка

        В современном, постоянно меняющемся мире, где на человека обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и череда нескончаемых дел, на фоне неблагоприятной окружающей среды, самой большой ценностью может быть только здоровье человека.

«Здоровье – это то, что люди больше всего

стремятся сохранить и меньше всего берегут»

/ Ж. Лабрюйер /

        Как же его сохранить? Как убедить в необходимости беречь его с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим людям стало привычной, а позже  - особенностью характера?

        Предлагаемая методическая разработка – попытка разнообразить профилактическую работу среди младших школьников по бережному отношению к своему здоровью. Она разработана с учетом особенностей сельского социума, где проживают учащиеся, их уровня развития, жизненного опыта. В основу положены общие рекомендации по формированию здорового образа жизни.

Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье.

Задачи:

  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

В результате проведенного мероприятия учащиеся должны научиться понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил гигиены; получат возможность пользоваться простыми навыками самоконтроля своего самочувствия для сохранения здоровья.

Ход занятия:

Мойдодыр.

Все Чуковского читали

И меня давно узнали.

Я – великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир. (поворачивается к другим ведущим)

Со мной хорошие,

Надежные помощники:

Старый друг проверенный –

Полезная Бактерия.

Она и просто, и легко

Превращает молоко

В простоквашу и кефир.

Бактерия (протягивает Мойдодыру стакан кефира).

Поправляйся, Мойдодыр!

Мойдодыр пьет кефир, благодарит Бактерию.

Мойдодыр.

Познакомьтесь – витамины,

А вот это – С и В (обнимает витамины)

Ведущие (вместе).

Нынче к доброй медицине

Мы покажем путь тебе.

Витамин А. Чтобы были вы красивы …

Витамин В. Чтобы не были плаксивы …

Витамин С.

Чтоб в руках любое дело

Дружно спорилось, горело!

Полезная Бактерия.

Чтобы громче пелись песни,

Жить чтоб было интересней!

Все вместе. Нужно сильным стать, здоровым.

Мойдодыр (обращаясь к детям).

Эти истины не новы.

Только покажите мне

Путь к загадочной стране,

Где живет здоровье ваше.

Все ли знают?

Дети (хором). Да.

Полезная Бактерия.

Но дорога непроста:

Из-за каждого куста

Может недруг появиться.

Вам придется с ним сразиться.

Потому перед дорогой

Разомнитесь-ка немного!

Мойдодыр. Мы посмотрим на ребят и выберем лучшую команду.

Дети делают зарядку. Ведущий вручает лучшей команде (или отдельным игрокам) карточку с количеством баллов. Такие карточки команды будут получать в течение всего путешествия. В заключение праздника победитель будет определен по сумме баллов.

Мойдодыр.

Посмотрите на ребят!

Не сутулясь все сидят.

Все умыты, все опрятны,

Ложки держат аккуратно.

Витамин С.

Быстро, дружно все съедают,

Корки на пол не бросают.

Чай на стол не проливают,

Потому что твердо знают.

Ведущие (по очереди).

Кто ест красиво, глядит счастливо …

Когда я ем, я глух и нем …

Не красен дом пирогами, красен едоками …

Кто быстро ест, тот хорошо работает …

Станция Чистюлькино

На пороге беседки стоит Мойдодыр. Вокруг него развешаны плакаты на

санитарно-просветительскую тему, выполненные детьми.

На беседке лозунг: «Чистота – залог здоровья».

Мойдодыр.

На нашей станции живут

Уже который год.

Откровенно вам скажу:

Славный вы народ!

Никогда у вас ребята

Не едят немытых ягод,

Чистят зубы, моют уши.

Грязнуля (вылезает из беседки, берет за рукав одного из слушателей и таинственно шепчет).

Лучше ты меня послушай.

Я живу и бед не знаю,

Мыло в глаза не попадает,

Щетка десны не дерет,

Губка мокрая не трет.

Огурцы, морковь не мою.

Хочешь, друг, пойдем со мною.

(Тянет одного из мальчиков в беседку)

Мойдодыр (хватает мальчика за руку и тянет к себе).

Не ходи ты с ней, не пробуй!

Загрызут тебя микробы,

Разорвут меня на части!

Не видать грязнулям счастья!

(вырывает мальчика из рук Грязнули)

Выскакивают Вредные Бактерии и, не найдя другой добычи,

набрасываются на Грязнулю.

Мойдодыр.

Что ж, поможем ей, друзья?

Ведь бросать в беде нельзя!

Грязнуля плачет и протягивает к детям руки.

(продолжение)

Нам тебя, Грязнуля, жалко.

Дарим мыло и мочалку.

Грязнуля берет подарки, поворачивается спиной к ребятам, лицом к

Вредным Бактериям, которые, увидев мыло, в ужасе разбегаются.

Грязнуля быстро снимает страшную, грязную маску и парик. Поворачивается

лицом к участникам праздника.

Грязнуля (глядя в зеркало).

Я себя давно забыла.

А теперь лицо умыла,

Да и стала вспоминать.

(Оглядывает свой наряд)

Платье, что ли, постирать?

Мойдодыр.

Постирай его скорее.

Может, к вечеру успеешь

К нам на праздник в школе нашей.

Ведущий. До свидания! Едем дальше!

Станция Ягодная

На лавочке сидит Ягодка-Ведьма и держит корзинку. Она протягивает ее детям.

Ягодка-ведьма.

Как же я вам рада!

Слаще шоколада

И вкусней, чем ананас,

Эти ягоды для вас!

Выскакивает Земляничка, отнимает у нее корзинку.

Земляничка.

Не сошла ли ты с ума?

У тебя здесь бузина!

Да еще и белладонна!

Гибель ты несешь в ладонях!

Убери свою корзинку!

(Возвращает ее Ягодке-ведьме)

Посмотрите на картинку.

Эти ягоды, друзья,

Собирать в лесу нельзя!

В каждой яд опасный есть.

Если их случайно съесть,

Можно сильно отравиться.

И придется вам лечиться.

Земляничка показывает рисунки белладонны, бузины, ландыша.

Спрашивает, какие еще ребята знают несъедобные ягоды.

Станция Растяпино

Участников праздника встречает Красная шапочка. У нее за спиной

Бабушка бинтует Волку голеностопный сустав.

Красная Шапочка.

Все, как было в старой книжке.

Повстречался мне Волчишко.

Он про Бабушку проведал,

Нас решил перехитрить …

А пришлось его лечить.

(Волк воет)

Хоть и злой, а жаль беднягу!

Побежал он по оврагам,

Там за корень зацепился,

Поскользнулся, повалился.

И теперь он инвалид!

Волк.

У меня нога болит!

Я раскаиваюсь горько. (Плачет)

Забинтуй меня!

Обещаю: никогда

Я не сделаю вреда.

Есть я бабушек не буду,

И скажу я всем и всюду:

Коль собрался ты идти,

Будь внимателен в пути!

Бабушка берет тампон и йод (жидкость, окрашенную под цвет йода).

Хочет смазать Волку царапину на лапе. Он отдергивает ее.

Убери скорее йод!

Так болячка заживет!

Бабушка.

Как не стыдно! Трус Волчишка!

Все девчонки и мальчишки

Знаю с ранних детских лет:

Там микробам хода нет,

Где, как стражник у ворот,

Их встречает грозный йод.

Чуть пощиплет – не беда!

Заживет-то навсегда!

(Мажет Волку лапу)

Красная Шапочка. Что ж, в порядке все? Пойдем?

Волк встает и с воплем хватается за другую ногу.

Может это перелом?

Бабушка.

Это нам в больнице скажут.

Шины мы пока привяжем,

Чтобы кости укрепить

И в дороге не сместить.

Бабушка приглашает детей поучиться накладывать шины при вывихе или переломе ноги. Берет две плоские дощечки и привязываем к голени выше коленного и ниже голеностопного сустава с наружной и внутренней сторон ноги. Волк тихо встает.

До чего же ты крикливый

И какой нетерпеливый!

Чтобы помощь оказать,

Рот придется завязать.

(завязывает Волку рот косынкой. Обращается к детям)

Ну, теперь, друзья, идите,

Только под ноги глядите!

Станция Крепышкино

На траве спиной к друг другу сидят два мальчика. Один чихает, другой кашляет.

Рядом стоит Мальчик-Крепыш.

Мальчик-крепыш.

Говорил я им зимой:

Закалялись бы со мной!

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий!

На ночь – окна открывать,

Свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет …

Не послушались, болеют.

Дети (вместе).

Поздно поняли мы, братцы,

Как полезно закаляться.

Кончим кашлять и чихать,

Станем душ мы принимать

Из водицы ледяной.

Мальчик-крепыш.

Помогите, ой-ой-ой!

Крепким стать нельзя мгновенно.

Закаляйтесь постепенно.

Обращается к командам с просьбой ответить, при какой

температуре воды нужно начинать закаливание.

Дети (хором). 32 градуса. Температуру снижают на один градус в неделю.

Мальчик-крепыш запевает песню «Закаляйся, если хочешь быть здоров…»

Станция Зарядкино

Спортсмен.

Со здоровьем дружен спорт.

Стадион, бассейны, корт,

Зал, каток. Везде вам рады.

За старание в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши тверды.

Только помните – спортсмены

Каждый день свой непременно

Начинают с физзарядки.

Не играйте с дремой в прядки,

Быстро сбросьте одеяло,

Встали – сна как не бывало.

Делает с детьми шуточный комплекс упражнений.

Станция Грибная

На станции сидит Боровик и отгоняет прутиком шныряющих вокруг поганок.

Поганки пытаются у него утащить таблицу с нарисованными на ней ядовитыми грибами.

Боровик.

Эй, ребята подходите,

Хорошенько посмотрите!

В белых точечках убор

Надевает мухомор.

А поганка – бахрому –

Вдруг понравиться кому!

Это вот опенок ложный.

Отравиться ими можно.

Поганки схватили таблицу. Боровик обращается к залу.

Как же мне прогнать поганок,

Этих шустрых хулиганок?

Помогите мне, друзья!

Ведущий.

Слушай, средство знаю я.

(обращается к залу)

Назовите-ка друзья,

Имена грибов съедобных.

По мере того как дети называют съедобные грибы, поганки прячутся.

Боровик.

Много знаете грибов!

Победили всех врагов!

А теперь прошу сказать,

Как их надо собирать?

Дети отвечают, что грибы нужно осторожно срезать ножом,

чтобы не повредить грибницу, тогда на месте срезанных вырастают новые.

До свидания, в добрый час,

Жду в лесу под елкой вас.

(снимает шляпу и машет)

Станция Лекарственная

Ромашка (сидит с букетом лекарственных растений).

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок.

(протягивает пучок дурмана)

Ромашка.

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман,

Ядовитая трава –

Разболится голова

От подарка твоего.

Забирай назад его!

Травяная ведьма убегает. Ромашка показывает таблицу с ядовитыми растениями.

Ромашка.

Ох уж эта Травянистая ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную. Посмотрите, ребята, на эту таблицу. Не рвите и не ешьте эти растения.

Снова появляется Травяная ведьма.

Травяная ведьма.

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдем.

Соберем шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвем.

Дома мы поставим в вазу…

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

(загораживает ребят от ведьмы)

Нет, с тобой мы не пойдем!

Травяная ведьма грозит Ромашке и убегает.

Мы растения эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

        А кто знает, что такое Красная книга природы? Эта книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, нужно охранять.

Станция Солнечная

На лавочке сидят витамины А, В и С. У них за спиной лежит мальчик в плавках.

Спина у мальчика красная. От него идет «дым».

Витамин А. Я почуял – будто дым?

Витамин В. Братцы, вроде мы горим!

Витамин С.

Нет ли в спальной где пожара?

Иль на кухне что «сбежало»?

(оглядываются по сторонам и видят мальчика)

Витамин А.

Эй, скорей сюда бегите!

Где у нас огнетушитель?

(показывает на мальчика)

Вот, ребята, посмотрите!

Пять часов сегодня Витя

Возле речки загорал.

Будто как вареный стал.

Солнце Вите кожу съело.

Что теперь мы будем делать?

Как мы мальчика спасем?

Витамины В и С (хором). В изолятор отнесем!

Витамины В и С уносят мальчика на носилках.

Витамин А. Кто знает, как оказать первую помощь при перегреве?

Дети. Отнесите пострадавшего в тень, положить на лоб влажную холодную косынку, дать прохладной воды, осторожно протереть кожу одеколоном и смазать кремом.

После того как команды прошли все станции, они собираются на сцене.

Здесь же ведущие. Костюмы у всех прежние, только Грязнуля сияет чистотой.

Ее никто не узнает. Ведущие спрашивают друг у друга, указывая на нее:

«Кто это?» - и пожимают плечами. Последними на сцене появляется Мойдодыр.

Все замолкают.

Мойдодыр.

Мы про здоровье вам с утра

Сегодня говорили.

Расстаться нам пришла пора.

(Собирается уходить)

Витамин С.

Нет, погоди-ка, Мойдодыр!

Меня гнетет забота:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Появляется маленькая Девочка.

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет.

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч «где», семь тысяч «как»,

Сто тысяч «почему».

Девочка.

Что едят пингвины летом?

Где ночует Дед Мороз?

Как достать на день карету?

Почему вы не матрос?

Сколько девочек на свете?

Сколько гор и сколько рек?

А еще вы мне ответьте,

Как устроен человек?

Витамин А (рисует человечка кистью на большом планшете).

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая,

Палка, палка, огуречик,

Вот и вышел человечек.

Девочка.

Ест ли он морковку с грядки?

Как он делает зарядку?

Где он спить, во что играет?

Книжки он про что читает?

Как зовут его друзей?

Где, зачем, когда? Скорей!

Ведущие (обращаются к зрителям).

Может, есть у вас шпаргалка?

Мы попали в переплет!

Посмотри, им нас не жалко,

И ответа каждый ждет.

Витамин А.

Человек на свет родился,

Встал на ножки и пошел.

Грязнуля.

С ветром, солнцем подружился,

Чтоб дышалось хорошо.

(Рисует румянец человечку)

Витамин В.

Приучал себя к порядку:

Рано утром я вставал.

Грязнуля.

Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

(Рисует солнце над головой человечка)

Полезная Бактерия.

Он к зубным врачам, представьте,

Не боясь совсем, пришел.

Грязнуля.

Он ведь чистил зубы пастой,

Чистил зубы порошком.

(Рисует человечку улыбку)

Ромашка. За обедом черный хлеб и кашу ел.

Грязнуля.

Вовсе не был привередой,

Не худел и не толстел.

(Рисует человеку курточку).

Витамин С.

Спать ложился в 8.30.

Очень быстро засыпал.

Грязнуля.

С интересом шел учиться

И пятерки получал.

(Рисует человечку аккуратную челочку и пятерку)

Спортсмен.

Каждый день он прыгал, бегал,

Много плавал, в мяч играл.

Грязнуля.

Набирал для жизни силы,

И не ныл, и не хворал.

Из-за планшета выходит маленький мальчик, похожий на человечка на картинке.

На груди его написано: «Здоровье». Грязнуля берет мальчика за руку, поднимает

и ставит его на первое место пьедестала почета.

Мойдодыр. (Грязнуле) Да кто ты, не пойму я!

Грязнуля.

Я бывшая Грязнуля.

Мне стало нынче ясно,

Что чистой быть прекрасно!

Полезная Бактерия (Мойдодыру).

Смотри, она отмылась

И как переменилась!

Мойдодыр.

Что ж, бывшую Грязнулю

Мы будем звать чистюлей.

И поручаем ей

Назвать сегодня лучших

И вручить призы.

Чистюля вручает призы победителям.

 

Список литературы

  1. Белокожкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе. Внеклассная работа в школе. – Волгоград, Учитель, 2006.

  1. Гайдина Л.И. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. – М., ВАКО, 2008.

  1. Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. В помощь классному руководителю. – Волгоград, Учитель, 2007.

  1. Нуриллина Г.Г. Праздник здоровья // Начальная школа, №5, 2007.

  1. Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Мастерская учителя. – М., ВАКО, 2008.

  1. Соковня И. Неболейка. Наука быть здоровым. – М., Просвещение, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»      для учащихся 1-4 классов...

Внеклассное занятие по воспитанию у детей здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух»

развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;- развивать инициативу детей вести здоровый образ жизни;3. Воспитывающие:- воспитывать умение работать в коллективе;- воспитывать чувство ответ...

Игра-викторина 2 класс на тему «В здоровом теле - здоровый дух»

Цели: Формировать представление о том, что такое здоровый образ жизни.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом....

Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».

Это конспект занятия    внеурочной деятельности  по  спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...

ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

Внеклассное мероприятие для начальной школы"...

Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"

Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"...