Главные вкладки

    Внеклассное занятие по воспитанию у детей здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух»
    классный час по зож на тему

    Тунникова Людмила Александровна

    развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

    - развивать инициативу детей вести здоровый образ жизни;

    3. Воспитывающие:

    - воспитывать умение работать в коллективе;

    - воспитывать чувство ответственности, перед своим здоровьем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_zdorovom_tele_-_zdorovyy_duh.docx20.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие по воспитанию у детей здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух»

    Цель: познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «лекарствами с грядки».

    Задачи:

    1. Образовательные:

    - познакомить детей с лекарственными растениями;

    -повторить правила пользования лекарственными средствами;

    - выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления рук, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

    2. Развивающие:

    -развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

    - развивать инициативу детей вести здоровый образ жизни;

    3. Воспитывающие:

    - воспитывать умение работать в коллективе;

    - воспитывать чувство ответственности, перед своим здоровьем.

    Оборудование: коробочки с сухими лекарственными травами, статья «Аптечные огороды».

    Ход занятия

    I. Психологический настрой.

    - Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.

    Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я, приветствую тебя, Земля». Вытяните руки перед собой вперед: «Я приветствую тебя, Вода». Согните руки в локтях и подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

    II. Актуализация знания.

    Тема занятия.

    - Как же звучит тема занятия?

    - Как вы понимаете смысл этого выражения? ( Если человек занимается спортом, правильно питается, значит, он здоров).

    - Что надо делать, чтобы быть здоровым?

    - Что делать, если вы заболели? (Вызвать врача.)

    - Какую помощь оказывает врач? (Выписывает рецепт, назначает лечение).

    - Где надо брать лекарства? Какие формы лекарственных средств вы знаете?

    - Как принимать лекарства? ( По назначению врача).

    - Можно ли заниматься лечением самостоятельно? (Нет.) Почему?

    - У кого дома есть аптечка? Вспомните, что в ней находится? Разрешают ли вам родители пользоваться ей самостоятельно?

    - Какие вы знаете правила пользования лекарствами? (Принимать, только по назначению врача.)

    - Молодцы! Вам хорошо известны эти правила. Можете ли вы представить, что какое – то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек?

    III. Знакомство с новым материалом.

    Знахарские рецепты.

    - Давайте перенесемся на несколько веков назад и кратко познакомимся с историей развития аптекарского искусства. Издавна на Руси верили в «сглаз и порчу», обращались к целителям и знахарям, лечились травами, святой водой, заговорами. Посмотрите на некоторые из них:

    * От зубной боли – змею живую добыть, вынуть жало и той желчью мазать.

    * От глухоты – если человек оглохнет, взять желчь вороны и пустить в уши.

    * От корысти – кожей собачьей обернуть.

    * Если истолченный изумруд положить в питье, то уймет смертельный яд и заживут укусы ядовитых гадов.

    - Как вы думаете, стоит ли пользоваться этими рецептами?

    - Правильно. Когда вы читаете свои гороскопы, то можете увидеть, что у каждого знака Зодиака есть камень-талисман, который охраняет человека от различных неприятностей и злых сил. Может быть, эти поверья как-то связаны со старинными методами лечения.

    Ребёнок.

    Без больницы люди жили,

    Знахари больных лечили:

    От озноба – зверобоем,

    От зубов – льняным настоем,

    От ожогов – бузиной,

    А от ран – землей родной.

    Варят старые знахарки

    Из лечебных трав припарки,

    Сушат в печке ножки жабы,

    Привороты знают бабы.

    Побормочут разных слов –

    И глядишь, больной здоров!

    Жив – здоров и сам доволен.

    Он, видать, и не был болен.

    О бане.( Иллюстрации к тексту).

    Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие сегодня придерживаются, этого способа лечения. Раньше, когда не было бань, люди парились в печах. Когда печь остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, взяв с собой веник и посуду с ковшом. Ложился человек на солому и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду. Париться в печах было неудобно, поэтому стали строить бани на берегах рек и прудов.

    - Как вы думаете, почему? ( Вода рядом.) Какие они были? ( Из бревен).

    - Воду таскали из колодца, топили печку березовыми дровами, давали бане выстояться. После мылись. Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. Парься, помахивай веником – тут тебе удовольствие и польза.

    - В углу бани делали очаг, на который клали булыжники. Когда они раскалялись, на них выплескивали воду – пар заполнял всю баню. А когда от жары, люди выбегали без одежды на улицу – сразу в пруд, а затем снова в баню. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. И здоровый парился и больной, маленькие и взрослые.

    - Вас беспокоит простуда:

    а) купи в аптеке травы;

    б) полезен после массаж;

    в) чай испокон веку считался лучшим напитком для бани.

    Хорошо его заварить со смородиной или медом.

    Релаксация.

    - А теперь сделаем массаж. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставу, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

    - Когда же стали появляться первые аптеки, как люди лечились?

    Я предлагаю прочитать статью «Аптеки и аптечные огороды».

    - Когда же появились первые аптеки? ( В Москве).

    - Что такое аптечные огороды? (Лекарственные растения)

    - Кто такой фармацевт? (Работник аптеки)

    Лекарства с грядки.

    - Ехать в Москву за лекарствами могли не все, что оставалось делать?

    - Издавна люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек использовал лечебные свойства растений и передавал знания об этом своим детям и внукам. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам знакомы хорошо.

    (дети по цепочке читают о лекарственных свойствах)

    Капуста – если свежий капустный лист приложить к голове – помогает от головной боли. После уколов – приложить лист – рассасывает уплотнения.

    Морковь – есть для улучшения состава крови. Тертую морковь прикладывают к ожогам.

    Лук – сок лука при полоскании горла во время ангины. При кашле варят лук с сахаром и медом в течение 3 часов.

    Картофель – сок свежего картофеля пьют по одной четвертой столовой ложки при головных болях. При простуде ингаляции паром над кастрюлей.

    Чеснок – при гриппе 2 зубчика надо съедать. При насморке – дышать чесноком.

    Свекла – сок при насморке.

    - А на «закуску» хочу дать рецепт вкусного лекарства от кашля: в столовую ложку сахарного песка наливают несколько капель воды и в ложке прокаливают над открытым пламенем. Полученный коричневый сахар сосут маленькими кусочками. – Современная медицина признает лечение травами. Покупаем уже готовыми в аптеке, кто-то собирает сам. Лечение травами - это своего рода наука, нужно знать, какое растение от каких болезней помогает, когда и какие части надо собирать, как правильно сушить или заваривать. Лекарственные растения используются в «живом виде», (листья, цветки, кора, корни).

    - При заготовке растений необходимо соблюдать определенные правила:

    * почки и кору растений собирают весной, листья- в период цветения и только в сухую погоду, цветы – в период цветения, и только те, которые раскрылись, корни – в конце лета и осенью, ягоды и семена – целые и неиспорченные;

    * сушат лекарственные растения при сухой жаркой погоде, под навесом, обязательное условие – перемешивание;

    * растение считается готовым, если при трении листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются, а корни гнутся. Хранить можно 1 – 1,5 года, корни – 2-2,5 года.

    - Представляете, как непросто было собрать и приготовить лекарственное растение? Лечимся мы ими, приготавливая настои или отваривая. Это тоже непросто.

    Поэтому на коробочках пишут способ приготовления лекарства.

    - Я принесла некоторые из лекарственных растений.

    Давайте рассмотрим.

    ( Кора дуба, зверобой, липовый цвет, мать-и-мачеха, шалфей, ромашка.)

    - Прочитайте способ приготовления, найдите сроки годности этих сборов.

    - Дети, а кто любит чай с травами?

    IV. Рефлексия.

    - Мы совершили небольшое путешествие в историю развития аптечного искусства. Что вам больше всего понравилось?

    - Как вы думаете, что легче: лечиться или предупреждать заболевание? Вспомните, что для этого нужно сделать?

    V. Аутогенная тренировка.

    - Сделайте спокойный вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.

    - Да, а как насчет улыбки?

    - Улыбнитесь друг другу. Я имею ввиду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, которая так ценится высоко. Я приглашаю гостей выполнить это простое задание.

    -Сядьте удобно, подтяните подбородок, держите высоко голову, наполните легкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы!

    -Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов.

    - Что вы почувствовали? А когда вам улыбались?

    - Запомните и сохраните эти ощущения. Ведь улыбка создает счастье в доме и служит паролем для друзей. И если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. Будьте здоровы!

    (Приглашение гостей к чаю из трав.оглашаются правила чайной церемонии)

    Хотим видеть школьников здоровыми и веселыми. У многих детей, поступающих в школу, ослабленное здоровье, и это является причиной ухудшения успеваемости. Главной целью занятия было научить детей бережно относиться к своему здоровью, знать и выполнять правила пользования традиционными лекарствами и «лекарствами с грядки», выработать умения и навыки снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия, ведь от здоровья, бодрости детей зависит их умственное развитие, вера в свои силы.

    Ребёнок.

    Без больницы люди жили,

    Знахари больных лечили:

    От озноба – зверобоем,

    От зубов – льняным настоем,

    От ожогов – бузиной,

    А от ран – землей родной.

    Варят старые знахарки

    Из лечебных трав припарки,

    Сушат в печке ножки жабы,

    Привороты знают бабы.

    Побормочут разных слов –

    И глядишь, больной здоров!

    Жив – здоров и сам доволен.

    Он, видать, и не был болен.

    Капуста – если свежий капустный лист приложить к голове – помогает от головной боли. После уколов – приложить лист – рассасывает уплотнения.

    Морковь – есть для улучшения состава крови. Тертую морковь прикладывают к ожогам.

    Лук – сок лука при полоскании горла во время ангины. При кашле варят лук с сахаром и медом в течение 3 часов.

    Картофель – сок свежего картофеля пьют по одной четвертой столовой ложки при головных болях. При простуде ингаляции паром над кастрюлей.

    Чеснок – при гриппе 2 зубчика надо съедать. При насморке – дышать чесноком.

    Свекла – сок помогает при насморке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

    Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

    Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни: "Путешествие в школу здоровья"

    В доступной для младших школьников интересной и занимательной форма рассказывается о продуктах питания....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию здорового образа жизни ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ

    ЦЕЛИ:  в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и  ценностное  отношение к собственному здоровью. развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля; продо...

    Программа "Наше здоровье - в наших руках" по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий

    Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил...

    Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

    Программа  нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои...

    Твое здоровье и личная гигиена, классный час. Здоровый образ жизни

    Соблюдение личной гигиены, закаливание и правила закаливания, гигиена зубов и полости рта....