Информация для родителей
материал по теме

Кирьянова Юлия Сергеевна

Интересная информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.

4. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

8. Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка(изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

9. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

10. Графические упражнения.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

11. Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку(графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.



Предварительный просмотр:

Полезные советы родителям

«Не хочу делать уроки!» —  Как часто нам приходилось слышать эти слова от своих детей. Если вы решили помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

1.     Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

2.     Выполняйте с ребёнком только то, что задано в школе

3.     Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.

4.     Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно.

5.     Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

6.     Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно.

7.     Для того, чтобы ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической.



Предварительный просмотр:

                 

             Законы родителей

                             

  1. Завтра, когда ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро» и ... не
    ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

  1. Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще»,
    «Вечно ты». Ваш ребенок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.
  2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по
    своим делам.        
  3. Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его cпрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
  4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как  хорошо у нас дома!»
  5. Когда вам хочется сказать ребенку «Не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «Не обманывай». А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».
  6. Скоро ваш ребенок принесет отметки за первую четверть. Какими бы слабы
    ми они  вам ни показались, все-таки найдите, за что похвалить.
  7. Сейчас старшие ребята уходят в армию. Пожелайте им хорошей службы и
    скажите: «Не ищи работы полегче, тогда не пропадешь». А первый месяц присылайте им письма каждый день.
  8. Внушите ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

  1. Скажите ребенку: «Не будь чистюлей — в классе не любят чистюль, не будь
    грязнулей — в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
  2. Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У
    многих раздражение сразу проходит.
  1. А сегодня, когда ваш ребенок проснулся, вы сказали ему «Доброе утро?».
  2. Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок работает — он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.

14.        Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и
скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен».

  15. Когда сын или дочь возвращаются домой, встречайте их у дверей.  Ребенок  должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.

16.        Бывает, что нет возможности сделать красивым дом, тогда пусть будет красивым хотя бы стол. Пусть дети видят, что вам не все равно, как расставлены тарелки.

  1. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если вам кажется, что вы все должны знать о своем ребенке.
  2. Когда вы вместе с детьми смотрите телевизор и в фильме нескромные, на ваш взгляд, сцены, не позволяйте себе никаких замечаний, смотрите, как ни в чем не бывало.
  3. Не бойтесь читать вслух даже самым старшим детям. Нет лучшего способа приохотить ребенка к книге.
  4. Побывав вместе с ребенком в кино, не ограничивайтесь замечанием: «Ничего, картину смотреть можно». Постарайтесь рассказать что-нибудь содержательное.
  5. Когда ваша дочь станет старше, и к ней будут приходить молодые люди, не будем в каждом из них видеть жениха. Дружба может кончиться ничем, но кто-то почувствует себя виноватым.
  6. Когда ребенок совершит что-нибудь дурное, его обычно мучит совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. А это опасно.
  7. Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребенка, и вместо

того, чтобы воспитывать ребенка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме еще опаснее.

  1. Никогда не дразните ребенка за то, что он чего-то боится. Не называйте его трусишкой. Относитесь к страхам спокойно. И тогда они скорее уйдут.
  2. Запирая дверь на сто замков, вы от воров вряд ли спасетесь, но в сердце вашего ребенка может поселиться страх.
  3. Когда маленький на каждом шагу требует: «Купи? Купи!», скажите ему: «Говори лучшее «А давай мы купим?» Этим вы покажете, что можно просить, а не брать.

27. В пятнадцать лет — пик безвкусицы в жизни человека. Не стыдите и не позорьте свою дочь, относитесь к этой безвкусице, как к временной болезни.

  1. Заметив, что ваш сын или дочь ведут дневник, ни о чем не спрашивайте и
    даже не произносите слово «дневник». И уж конечно, не читайте.
  2. Вместо совета сегодня — Новогоднее пожелание. Мир вашему дому. Пусть ваши дети приносят вам больше радости и пусть будете вы им всегда в радость.
  3. Говорят: как пройдет первый день  Нового года, так пройдет и весь год. Хвалите сегодня ребенка с утра и до вечера.
  4. В одиннадцать лет ребенка как будто подменили, и родителям даже кажется, что он попал под дурное влияние. Не ищите виноватых, просто ребенок становится подростком.
  5. Когда ваш сын идет на свидание с девушкой, не забудьте спросить, нужны ли ему деньги. Свидание без копейки денег очень сложно.

33. Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

  1. Как бы вы ни устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, вы учите и их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалость ребенка к себе, и к другим людям, родным или не знакомым.

35. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.

36.        Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажите дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

37.Наши разговоры нередко с детьми бедны, поэтому еще раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.        

38.        Люди на телеэкране — это гости вашего дома. Вы же не высмеиваете гостей как бы глупо они не выглядели? Осторожнее и с домашней критикой Телепередач.

39.        Когда вам кажется, что все с ребенком плохо, главное не опускать руки. Постарайтесь оценить и если можно переменить свое педагогическое отношение (поведение).

  1. Бывает так: папа утром уходит — мальчик еще спит, приходит — мальчик
    уже спит, а в воскресенье — на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите сына: «Как дела?»
  2. Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и
    даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в игре.
  3. Никогда не попрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А еще мальчик», ни куском хлеба: «Мы  тебя кормим».
  4.  Для воспитания детей нужны шахматы, кошка, лыжи и собака. Есть ли у
    вашего ребенка шахматы, кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк. Есть ли у вашего ребенка хоть что-нибудь из этого списка?
  5. Сейчас по телевидению показывают фильмы, в которых много насилия.
    Многие дети смотрят их. Это плохо. Может быть, если нет другого выхода, по-
    жертвовать собственным интересом и выключить телевизор.
  6. Врач прописал первокласснику очки. Не забывайте, что они все время
    бьются, и с этим ничего не поделаешь. Три пары очков в год — это еще не предел.
  1. Когда в доме маленькие дети, сделайте две необходимые вещи: все крючки
    и задвижки переставьте повыше, а нижние электрические розетки заклейте пластырем.
  2. Договаривайтесь с ребенком заранее о тех домашних делах, которые он
    должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше - «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.      

48. Некоторые ребята, когда делают уроки; включают радио и говорят, что так им легче заниматься и Родители ругают их за это, но напрасно. Полная тишина еще больше отвлекает.

  1. Наш первый совет: «Завтра, когда ваш ребенок проснется, окажите ему «Доброе утро!».
  2. Спросите у сына или дочери, какой школьный предмет они любят меньше других. И посоветуйте начинать делать уроки именно с этого предмета.
  3. Когда папа приходит раньше мамы, он может предложить детям: «Давайте наведем дома чистоту». Мама придет и удивится: «Кто все это убрал?» А мы скажем: «Мы не знаем. Это, наверное, гномики».
  1. Некоторые родители уже с шестого — восьмого класса посылают детей в
    магазин, чтобы они сами покупали платки, носки, рубашки, платья. Хотя это и рискованно, но очень помогает в развитии самостоятельности.
  2. Хорошо или плохо идет воспитание — об этом достоверно можно судить
    по тому, может ли ваш ребенок сказать: «Я счастлив».
  3. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь  повторять это».
  4. Далекая от дома школа имеет свои преимущества. Торопясь на уроки, ребенок приучается рассчитывать время. А дорога домой — вроде одиночного плавания, в котором много тревог и счастья.
  5. Увидев на столе у сына раскрытую книгу вверх корешком, обратите его внимание на то, что надо листать аккуратно книгу.        
  1. Хорошо, когда ребенок вовремя ложится спать. Но важно, чтобы он уснул в
    хорошем настроении, от этого будет зависеть его сон. Пусть ваш ребенок засыпает без скандалов и просыпается счастливым.
  2.  Постарайтесь уже до шести-семи лет научить ребенка аккуратно есть. Более старшим детям говорить: «Не чавкай» — оскорбительно.

59. Ни в чем не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то очень дурное, — подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.

  1. Не упускайте случай подарить ребенку какую-нибудь интересную ручку,
    красивый ластик блокнот, тетрадь на пружинке. Дети очень любят эти вещи.
  2. Радость воскресной прогулки с родителями может быть испорчена замечаниями на каждом шагу: «Ты как себя ведешь?», «Больше никогда не возьму тебя с собой!» Постарайтесь сделать воскресный день выходным от замечаний.
  3. Вашим детям в доме будет теплее, если на обеденном столе всегда будет вазочка с цветком или веточкой.
  4. Мальчики приносят домой железки, а девочки — лоскутки. Пожалуйста, не
    выбрасывайте эти драгоценности.

64.        Начните готовить маленького к школе: приучайте его обращаться с ключом от дверей и с плитой, ведь с осени ему, может быть, придется подогревать самому себе обед.

  1. Пошла последняя учебная четверть, но это не значит, что надо выжимать из  ребенка последние силы. Сбавьте, пожалуйста, напор и подумайте о витаминах.
  2. Все знают, что читать лежа плохо, от этого портится зрение. В крайнем случае - разрешите детям читать сидя в постели.

67.        Иногда дети воспринимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

68.        Иногда дети воспринимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

  1. Знаете ли вы о режиме Сухомлинского? Днем и вечером уроков не делать, а вставать в пять часов - и заниматься с утра. Некоторым детям это очень нравится.
  2. Внимательно следите: не оказываете ли вы внимания и ласки одному ребенку больше, чем другому. Дети крайне щепетильны в вопросах справедливости.
  3. Художники говорят, что дети охотнее всего рисуют гуашью, широкой кистью и на большом куске обоев. Устройте ребенка рисовать на полу и примите меры, чтобы комната не была вся в краске.
  4. У некоторых ребят, начинающих писать, ничего не выходит потому, что у них слабая рука. Иногда помогает, если ребенок много «калякает» на бумаге. Иногда надо сменить шариковую ручку. А еще советуем играть теннисным мячом: подбрасывать и ловить.
  1. Запишите второклассника в какой-нибудь кружок, но не огорчайтесь, если он скоро бросит его. Некоторые дети занимаются в одном кружке до десятого класса, иные меняют их то и дело. И то и другое — нормально.
  2. Когда вы моете посуду, не стоит громко вздыхать и говорить: «Как мне надоела грязная посуда!» Дети слышат, а им мыть ее всю жизнь.
  3. Помните, у маленьких детей еще не развито чувство юмора. Вы пошутили, а ребенок обиделся. Вот случай, когда не стоит экспериментировать. Чувство юмора придет со временем.
  1. Ребенка очень трудно заставить чистить зубы. Не надо скандалить, просто два-три раза за утро спросите как ни в чем не бывало: «А ты уже почистил зубы?» Рано или поздно зубы привыкают чистить все.
  2. Дети пробуют курить в 10—11 лет. Это лучшее время беседы о вреде табака. Покажите сыну, как вы огорчены. Не угрожайте наказанием — этим вы сделаете курение привлекательным героическим поступком. Расскажите, как умирают люди от рака легких.
  3. Вспомните, давно ли вы слышал детский смех в вашем доме? Чем чаше смеются дети, тем лучше идет воспитание.
  4. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, потому что считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Теплые, ласковые слова и прикосновения смягчают
    душу ребенка, снимают напряжение.
  5. Иногда дети спрашивают о чем-то родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», — скажите ему: «Когда со мной говорят из другой комнаты — не слышу».
  1. В человеческой жизни есть два пика ведения дневников: 15 и 32 года. Уважайте подростка, ведущего дневник. Если вы вошли в комнату и видите, что дочь или сын что-то пишет, оставьте ребенка, ни о чем не спрашивайте.
  2. Если дети слишком увлечены телевизором, не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен сломаться. Хотя бы на два-три месяца, пока дети придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

84. Чтобы подросток не курил, позаботьтесь о его спортивных занятиях. Есть ли у него футбольный мяч, велосипед, теннисная ракетка? Подростки-спортсмены обычно не курят.

85. У кого дома ребенок трех-четырех лет, при малейшей возможности, хоть на балконе, посадите что-нибудь: луковицу, семечко — пусть сын или дочь видят, как прорастает зеленое.

86. В какую школу записать ребенка? Первое время для сына или дочери будет важна не школа, а учитель. Попробуйте познакомиться с будущей учительницей.

  1. Сейчас решается летняя судьба городских детей. Куда: к бабушке, в пионерский лагерь или еще куда-нибудь? К сожалению, не всегда удается учесть желание детей. Но все-таки, если они наотрез отказываются от чего-то, прислушайтесь.
  2.  Присматривать за детьми мало. Безнадзорных детей может подстеречь беда, и бойтесь, как бы дети не почувствовали в вас надзирателя.

89.        Умейте, подумав, отказаться от любого совета, в том числе и от советов «Родительской газеты».

90.        Если у вас сильный духом и очень любознательный и деятельный ребенок, не держите его на голодном пайке заурядности. Дайте ему свободно добывать необходимое для его духа.

  1. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку, будьте последовательны и не уступайте ему. Но это не всегда так. Бесконечно уступая, мы можем избаловать ребенка, но, никогда не уступая, мы
    выглядим жестокосердными в его глазах. Не бойтесь иногда уступить.
  2. Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймем, что злого умысла не было: просто и грат и дети в прятки. Воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».
  1. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина. Но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей... Не бойтесь детских  сомнений в вашей правоте. Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
  1. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие гораздо хуже. Не увеличивайте дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.
  2. Ребенок всегда понимает, отчего мы сердимся. В каждом его поступке есть действия и есть намерения. Не сердитесь за дурные действия, не давая себе труда увидеть невинное или даже благое намерение.
  3.  Самое трудное в воспитании — научить детей человеколюбию. Любить людей бывает трудно. Хвалите ребенка, но еще чаще хвалите людей в его присутствии.
  4. Совет сотого номера такой же, как и первого, и пятидесятого: и летом не

 забывайте сказать своему ребенку: «Доброе утро!»

  1. Дети пошли в школу. Не говорите им с первого дня, что пора приниматься за ум. Школа сама постепенно введет их в рабочее состояние.
  1. Джон Стейнбек говорил: мальчик становится мужчиной, когда возникает  необходимость в мужчине. Хотите вырастить мужчину — создавайте такую необходимость в доме.
  2. Защищать или не защищать своего ребенка от обидчиков — один из самых трудных вопросов воспитания. Но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.
  1. В детском доме Януша Корчака было правило: виноватого или оправдывают, или прощают. Не установить ли и нам такой закон?
  2. Терпимо относясь к детским рассказам о снах, все-таки приучайте их не придавать значения снам, и сами не рассказывайте детям сны.
  3. Бывает, что у сына травма и самая тяжелая, а он мужественно молчит, чтобы не огорчать родителей. Укладывая ребенка спать, погладьте его, убедитесь, что руки-ноги целы.

105. Один подросток сказал нам в редакции, что не прикасается к спиртному из идейных соображений. Водка приносит большое несчастье народу, и он не хочет поддерживать это зло. Расскажите об этом своим детям.

  1. Когда два человека разговаривают, между ними должно быть определенное расстояние. Обычно люди хорошо его чувствуют. Общаясь с ребенком, старайтесь выдерживать это всеми принятое расстояние.
  2. Бывает, что хорошего учителя выживают из школы, при этом родителям говорят, что это не их дело. Нет, не оставляйте такого учителя в беде, боритесь за него.
  3. Дети часто жалуются, что мы, родители, не понимаем их, но чаще бывает, что дети не понимают нас. Когда вы что-нибудь объясняете ребенку, помните, что надо опираться не на свой жизненный опыт, а на его.
  4. Мы приучаем ребенка говорить:«Спасибо». Но научите его и старомодному слову: «Благодарю». Время от времени говорите ребенку: «Благодарю тебя».
  5. Постарайтесь, чтобы у взрослой дочери была хотя бы одна красивая вещь, особенно ею любимая.
  6. Подростки сами находят картинки и развешивают их в своем углу. Не мешайте им. Не корите их за дурной вкус. И над кроватью маленького ребенка повесьте красивую репродукцию и меняйте ее раз в месяц.
  7. Не бойтесь читать детям книги для старших. Например, второкласснику можно читать вслух «Два капитана» В. Каверина.
  8. Когда вы о чем-то просите сына или дочь, стоит добавить: «Если это тебя  не затруднит». Вежливость воспитывается только вежливостью и ничем другим.
  9. Когда ребенок неправильно произносит слова, не говорите, что он ошибся, не стыдите, а тут же без нравоучительной интонации произнесите это слово правильно. И так каждый раз.
  10. Большой расход на подростка — спортивное снаряжение, но сделайте все возможное, чтобы у вашего сына или дочери оно было получше.

Дети в шесть-семь лет не любят
мыть посуду, потому что в этом возрасте они очень брезгливы. Купите специальную щетку... или подождите несколько лет.

  1. Когда начинать воспитывать женственность? Не позже года. Папа должен относиться к девочке, как к маленькой леди.
  2. Некоторые старые люди, угощая, дают ребенку не одну конфету, а две, чтобы ему было легче поделиться.
  3. Каждый раз, когда вы замечаете в ребенке дурную черту характера, поспешите, хотя бы в уме, отметить и хорошую. А лучше — дать ему знать о том, что вы ее видите.
  4. Иногда говорят: пусть поплачет, ничего не случится. Нет, случится. Слезы вовсе небезопасны для детской души.
  5. Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши.
  6. Некоторые родители беспощадны к детям и не прощают им ни одного промаха. Им кажется, что это справедливо. Помните, что беспощадность — та же несправедливость.
  1. Учите детей во всех бедах уповать на поворот к лучшему, ожидать его. Бойтесь вырастить детей, не умеющих надеяться.
  2. Бывает, что в семье ссорятся и бранятся при детях, но, даже ссорясь и бранясь, подавляйте разрушителя в себе, охраняйте твердыни семьи.
  3. Снова и снова: какую радость вы доставили детям в последний раз? Знаете  ли вы хотя бы, что им в радость? Не бойтесь, радостью ребенка не испортить.
  4. Маленькие дети невольные предатели. Если у вас есть семейные тайны, охраняйте их от детей. Предупреждать ребенка: только ты никому не рассказывай — совершенно бесполезно.
  5. Если случилась беда и ваш сын-подросток крепко завяз в тенетах дурной компании и вконец запутался в неприятностях, то, спасая его, быть может, нужно уехать в другой город.

128. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и вы увидите, как покойно станет у вас в доме.

  1.  Если вашего ребенка унижают и презирают в школе, настойчиво ищите
    занятия и компании, где бы он мог само утверждаться и повышать свою самооценку. А жаловаться в школе, как правило, бесполезно.
  2. Без симпатии воспитывать совершенно невозможно. Раздражительный
    отец еще что-то может дать ребенку. Раздражающий своим видом и голосом ничего не даст. Старайтесь вызвать симпатию.
  3. Терпеливо объясняйте маленькому, как устроен мир, почему люди ведут
    себя так, а не иначе, что из чего получается. Лучшее время — дети лет до семи, пока они еще имеют право на совершенно глупые вопросы.

132.        Есть дети, которых не возьмешь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасёт их.

133.        Если у вас есть выдержка, то прежде чем сделать замечание ребенку, внутренне настройте свой голос так, чтобы он не звучал фальшиво и злобно. Если же у вас выдержки нет, постарайтесь не делать замечаний.

  1. Как? Вы еще ставите ребенка в угол? Этого уже не делает никто в Европе. Вы безнадежно отстали от педагогической моды.
  2. Чаще говорите ребенку главные слова: «Не горюй! Не унывай! Не бойся!
    Не пищи!»
  3. Учитесь управлять своей интонацией. Безошибочная интонация может
    сгладить даже педагогическую ошибку.
  4. Подумаем: в чем последняя цель воспитания? Наверное, дать ребенку цель жизни. Еще лучше, если удастся дать ему высокую цель.

  1.  Не слишком надейтесь на собственный пример. Увы, только дурные при-
    меры заразительны. Пример, конечно, важен только в том случае, если вы уважаете ребенка.

139.Когда дети становятся подростками, они к тому же становятся ужасными скептиками. Не затевайте с ними бесконечных споров. Относитесь к скептицизму терпимо. Со временем пройдет.

140.        Даже при самых трудных обстоятельствах сделайте все возможное, чтобы установить душевный контакт с учителем. Помните, что учитель так же нуждается в этом контакте, как и вы.

  1. Ваши дети узнали о несчастье, произошедшем где-то в России или за
    рубежом. Подумайте вместе с ними, чем ваша семья поможет пострадавшим. Не останавливайте детей, если они захотят
    отдать даже самое нужное.
  2. Если учитель поругал вашего ребенка на собрании, это, конечно, неприятно, но не слишком обижайтесь на учителя и на ребенка. Собрание забудется, а ребенок и его учитель останутся, и надо
    жить дальше.
  3. Бывает, что на собрании учитель резко осуждает кого-нибудь из учеников, и все родители сплачиваются вокруг этого ученика и его родителей. Подумайте, каково одному, когда против него все?
  4.  Почерк вашего ребенка... Сейчас у многих детей плохой почерк, поэтому не раните своего ребенка, не говорите: «Ну что ты пишешь, как курица лапой». Но не забывайте похвалить за самую маленькую попытку писать аккуратно. Аккуратный почерк — аккуратный человек.
  1. Ваш ребенок добивается свободы от родителей? Значит, что-то в семье не в порядке. В хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.
  2. Северный полюс открыт. Южный полюс открыт. Что же осталось на долю вашего сына? Не бойтесь помечтать с ребенком о его великом будущем, не бойтесь внушать ему надежду стать великим
    человеком, не бойтесь возможных разочарований.
  3. В сто пятидесятый раз повторяем наш первый и последний совет: когда ваш ребенок просыпается, не забудьте сказать ему: «Доброе утро». И еще: вы приготовили новогодние подарки для всех детей, которые вас окружают?  

 



Предварительный просмотр:

                                                Родительское собрание

                                        на тему «Развиваем внимание»

        (организационно - деятельностная игра)

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
  2. Выявление проблем развития внимания.
  3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения: организационно - деятельностная игра.

Этап подготовки:

  1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.
  2. Работа классного «почтового ящика» с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.
  3. Подготовка памяток для родителей.

3.1.Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания.

3.2.О развитии произвольного внимания у младших школьников.

     4. Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике            

        родителями.

 5.Подготовка опросника «Я и мой ребёнок».

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения» (К.Д.Ушинский)

Учитель: Часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Нередко я сетую вам на то, что многие ошибки ваших детей – от невнимания. Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось. Увы, нет, и это следует из содержания ваших вопросов, поступивших в наш «почтовый ящик». Но то, что вы здесь, означает ваше cтремление постигнуть этот очень значимый для успеха наших детей вопрос и преодолеть затруднения, возникающие в практике семейного воспитания. Нашу встречу мы проведём в форме организационно - деятельностной игры.

Этап 1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся – «Что такое внимание и каковы его свойства?». (Слайд – «Внимание – это важно».)

«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов».

Представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы

не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания.

(Слайд – «Механизм»)

Учитель: Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю)

(Слайд – «Особенность внимания»)

Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То, есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

(Слайд – «Виды внимания»)

Учитель: Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Представим, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это – непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога. (Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает текст)

                    Упражнения по развитию произвольного внимания.

                              (методика Р.В. Овчаровой)

                            Упражнение1. «Запоминай порядок»

1.Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

2.Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

                           Упражнение 2. «Заметить всё»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить всё.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Положив один на другой 8 предметов, заставить ребёнка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20 секунд, поставив набок, приложив друг к другу, положив один на другой и т.д. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).

                                                 Упражнение 3 «Ищи безостановочно».

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и                

т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другой его дополняет.

Учитель: Не следует допускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке, машины, ассортимент хлеба в магазине. Всегда побуждайте ребёнка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы.

Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребёнка. Возможно, придётся задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть вы поставите себе заслуженную «пятёрку» и утвердитесь в верности своей позиции.

                                    Тест для родителей «Я и мой ребёнок».

Вопросы

                      Ответы

Можете ли вы

 Могу и   всегда

 так делаю

Могу, но не

всегда так

поступаю

Не могу

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2.Посоветоваться с ребёнком не взирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладании, даже если ребёнок вывел вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

Б

В

А

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

А

Б

В

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

А

Б

В

                                              Ключ к тесту:

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от16 до 30 очков: забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

                           Этап 2. Углубимся в проблему.(Слайд)

Учитель: Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания.

По мере повествования учителя родители должны заполнить правую графу таблицы, предложенной каждому участнику.

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Концентрированность

Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, дав следующее задание, учителя ещё продолжают выслушивать ответ на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

В конце «параллельной» работы учителя и участников в качестве одного из вариантов может быть озвучен следующий:

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Переключаемость

Разнообразить виды заданий.

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать.

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

Учитель: Вы вооружили друг друга замечательными советами, а теперь освоим ещё несколько приёмов развития внимания у детей, причём выполним эти упражнения сами (родители выполняют задания, а затем получают их тексты для использования дома).

                                          Упражнение по развитию внимания.

                                               (методика О.А.Степановой)

                                     Упражнение 1.»Маленькие обезьянки»

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-нибудь позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами), копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

                                  Упражнение 2.  «Разложи по порядку»

Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ним ряд картинок и запомнить расположение каждой из них. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Выигрывает игрок, который правильно восстановит картинный ряд. Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.

                         Упражнение 3. «Какие цифры (буквы) изменили место?»

Ведущий предлагает детям запомнить расположение цифр (букв). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение 1-4 цифр (букв). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда.

Третий этап. «Вырабатываем стратегию»(Слайды- паровоз)

Учитель: Итак, обобщим наши представления о том, что важно в развитии столь значимого для перспективы ребёнка свойства – внимания. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают учёные (в процессе изложения появляются слайды):

Окрик, угроза – помеха развитию внимания        «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками               Лучшие стимулы развития внимания – рисование, лепка, конструирование               Телевизор задерживает внимание

Больше разнообразия в заданиях              Помощь родителей.

Учитель: В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников. Они вместе с отработанными упражнениями будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придёт!

           

                                                 Приложение.

                     Игры на развитие восприятия и внимания.

                                (методики О.А.Степановой)

     Что продают в магазине?

В этой игре используются стилизованные рисунки – «вывески магазинов». Задача игроков – узнать, какие товары продают в том или ином магазине.

    На что похоже?

Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игры.

Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями – рисовать по очереди будут дети, а отгадывать – взрослый и другие участники игры.

     Угадай, чья тень?

Детям предлагается несколько картинок и одна силуэтная ( «тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень.

 

Необычный алфавит.

Взрослый предлагает детям сначала назвать буквы в таблице, а затем назвать с опорой на неё весь алфавит по порядку:

Е

Ц

О

Т

Л

Ч

Й

Я

Ё

Ж

В

П

А

Ю

Н

М

Щ

Г

У

Б

Ш

З

Э

Д

Ф

Р

С

И

Х

К

      От 1 до 20 и обратно.

Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно.

4

9

10

2

5

7

1

14

11

17

12

16

20

3

18

19

8

13

15

6

 



Предварительный просмотр:

Что нужно иметь в виду, чтобы без осложнений привыкнуть к новым условиям обучения вчерашнему четверокласснику и его родителям? Прежде всего, не надо заранее бояться «злых учителей», не надо настраиваться на плохое и передавать подобные страхи своему чаду.

Простой способ узнать о новых учителях – это посетить сайт школы. Посмотрите новости, фотографии, страницы, посвящённые педагогическому коллективу.

Побеседуйте с ребёнком о школе, о подготовке к ней (куплены ли подходящие канцелярские товары, учебники, ведётся ли читательский дневник, приготовлена ли форма одежды и сменная обувь, спортивный костюм и новый портфель или рюкзак). Эффект новизны должен быть хоть в чём-нибудь! Выясните, с каким настроением он идёт в 5 класс.

Самое первое, к чему приходится привыкать, – это новые учителя по разным предметам и пять-шесть уроков в день в разных кабинетах с переходом по этажам. Классный руководитель тоже предметник, он не может постоянно сопровождать детей и контролировать их на всех уроках. Он рядом в столовой, когда класс обедает, на субботниках по очистке пришкольной территории, на мероприятиях общешкольного или классного уровня, когда организует выход в учреждения дополнительного образования, музеи, театры, на экскурсии.

Как правило, в случае чего-нибудь непредвиденного требуется срочная связь с классным руководителем, поэтому нужно иметь его телефон. Если ребенок упал и ушибся, потерял какую-нибудь вещь, у него заболел живот, его кто-то обидел, он должен обращаться за помощью к взрослым (медработникам, учителям, классному руководителю, дежурному администратору). Обязательно узнайте и расскажите ребёнку, где находится медицинская комната, учительская или методический кабинет.

Уровень сложности уроков и объём домашних заданий в 5 классе возрастают, нужно тщательно готовиться дома, быть активным в учебной деятельности, задавать вопросы, если что-либо непонятно, контролировать своё собственное настроение и поведение. Нельзя отказываться от кружков и секций, музыкальных или художественных школ. Дополнительные занятия по интересам приучают детей быть собранными, дисциплинированными, ценить время, рационально планировать свой день. Нагрузка, конечно, большая, поэтому важен полноценный сон, пешие прогулки на свежем воздухе, отдых.

На уроке приветствуются инициативность, любознательность, заинтересованность ребёнка.  Только при этом условии затраченные усилия дадут хороший результат, появится привычка постоянно, а не время от времени трудиться. К тому же открытие нового знания дети делают самостоятельно, конечно, при поддержке учителя, разбирая через проблемный диалог возникшее затруднение.

Урок становится более насыщенным, много вопросов, требующих привлечения дополнительного материала – делайте доклады и сообщения. Следите, чтобы ребенок дома готовился, не читал информацию, а свободно, без опоры на текст и помощь рассказывал.

Практические навыки детей чаще проверяют, дают много сочинений, изложений, тестов, диктантов, грамматических разборов. Отработка этих навыков ведётся почти на каждом уроке, в классной работе в тетрадях прописываются все полезные образцы.

Изменяется по сравнению с начальной школой и система оценивания. Не ставится оценка за внешнее оформление работы, почерк, терпимее воспринимаются исправления.  На полях тетради появляются особые знаки:

- «палочки» (I) и «галочки» (Ѵ) - символы орфографической и пунктуационной ошибки,

- «Р» - речевой недочёт,

- «Г» - грамматическая ошибка,

- «Ф» - фактическая ошибка,

- «Л» - логическая ошибка,

- «Э» - этическая ошибка.

На каждом уроке ребенок должен учиться решать жизненные задачи, планировать свою деятельность, использовать самоконтроль и самооценку. Свои поступки нужно регулировать и подчинять их конкретной общеполезной цели.

Все предметы основаны на текстах учебно-научного характера, насыщены терминами, их нелегко читать. Дома следует перечитывать заданные параграфы несколько раз, подчёркивать самое важное, отвечать на вопросы, извлекать смысл из прочитанных текстов, много читать дома, вести свой читательских дневник. Конечно, и устные ответы отличаются, вместо односложных и кратких ценятся ответы-монологи с обоснованной аргументацией («Я так считаю, потому что…»; «Я думаю, что…»).

Роль родителей заключается в контроле (нельзя ребенка предоставлять себе самому, считая, что он уже самостоятельный). Пятый класс, что и первый класс, самый непростой для родителя: как задашь тон, так и дальше будет всё или как по маслу идти, или так-сяк, но легче однозначно не будет.

Самую лучшую поддержку оказывают близкие люди, не надейтесь на учителей, они ведь не усыновили и не удочерили вашего ребенка, значит, вам нужно постоянно общаться с сыном и дочерью, выясняя и про трудности, и про успехи. Не спешите верить всему дословно. Нередко бывает, что ребенок начинает преувеличивать или рассказывать небывальщину. Сравнивайте детскую версию с интерпретацией педагога. Выводите нечто среднее и принимайте меры, пока не стало поздно. Старайтесь не идти на конфликт и занимайте компромиссную позицию. «Военные» действия в педагогике – наихудший вариант развития отношений между домом и школой. Пострадают обе стороны!

УДАЧИ !!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информация для родителей

материалы для родителей, содеражт информацию и рекомендации по адаптации детей к обучению...

Информация для родителей

Информация для родителей...

Стендовая информация для родителей

Несколько советов о том, как добиться необходимого поведения ....

2 класс (информация для родителей)

Уважаемые родители! Приглашаем Вас в пятницу 28.11.2011 в 18:00 на родительское собрание- праздник.Хорошее настроение и раздачу улыбок гарантируем!С уважением 2 Б класс....

ФГОС. Информация для родителей. Советы родителям, будущих первоклассников.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?...

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»

МОУ ДОД «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ  Составитель: Ермолович Л.Г. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ  - РОДИТЕЛИ»  «Родители, -...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Беседа для родителей первоклассников об адаптации ребёнка к школе....