Праздник "Прощаемся с Азбукой"
методическая разработка (1 класс) на тему

Громышева Ирина Николаевна

В разработке праздника помещены стихи, загадки, инсценировки про буквы русской Азбуки. В гости к ученикам приходят сказочные герои - старуха Шапокляк, Нафаня и Баба Яга. Детям представляют новые учебные книги - Русский язык и Литературное чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК «Прощаемся с АЗБУКОЙ»

Разработчик: Громышева Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Цель: подведение итогов изучения Азбуки.

Задачи:

-учить детей выразительно читать стихи, разыгрывать сценки;

-развивать коммуникативные способности учащихся;

Песня-клип «Азбука»

Ученик 1.

Смех и слезы, радость и печаль

За полгода довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль –

Книги нам легко теперь читать!

Ученик 2.

В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

«Азбуку» для всех в подарок –

Старшеклассники внесли.

Ученик 3.

Азбука - первая книга моя!

Как не любить мне за это тебя?

Складывать буквы меня ты учила,

Радость открытий ты мне подарила.

Ученик 4.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

Ученик 5.

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут,

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Ученик 6.

Тем, кто любит приключенья,

Мы откроем свой секрет.

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

Голос из-за угла: «Как это нет?! Чего вы врете?»

Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал?

Нафаня. Это я, Нафаня.

Учитель. Нафаня… в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Нафаня выходит) Ты из какого класса мальчик?

Нафаня. Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?

Учитель. Что значит «ерундой»? да ты у ребят спроси, сколько всего они за это время узнали – читать, писать учились!

Нафаня. Ну уж, писать! Какая проблема –то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать –то самому на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в одной книжке в вашей не прочтешь!

Учитель. Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабуся не знает.

Нафаня. Неправда. Давай поспорим, что и даже я знаю!

Учитель. Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет, а ты отгадай сказку.

Нафаня. Давай, называй.

Игра «Угадай сказку».

1.А дорога далека,

А корзинка нелегка.

Сесть бы, сесть бы на пенек,

Съесть бы съесть бы пирожок (Маша и медведь)

2.Нет ни речки, ни пруда-

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца! ( Сест. Аленушка и брат. Иванушка)

3.Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке            (Колобок)

4.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор                            (Айболит)

5.Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое

Вы подскажите, как звали ее.        (Красная шапочка)

6.Отворили дверь козлята

И ….. пропали все куда – то!      (Волк и семеро козлят)

7. Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачёк

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель Пятачок

Для него прогулка – праздник

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник. Медвежонок … (Винни Пух)

Учитель: Эх, Нафаня, Нафаня! Не знаешь ты сказок!

Нафаня (проиграв). Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребенка. Скажу моей бабусе-Ягусе, она вам еще покажет! (обиженный уходит).

Учитель. Вот глупый! Вместо того, чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну, пусть идет.

А мы с вами, ребята, сегодня попрощаемся с любимой «Азбукой, поблагодарим её за учение».

Стук, грохот. В зал влетают Баба Яга.

Баба Яга.  Это кто обидел моего внучка? Вот вас я сейчас! Я за своего внучка всегда постою.

Учитель. Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А в-третьих, никто вашего Нафаню не обижал.

Баба Яга. Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят дурачком назвала!

Учитель. Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто ваш Нафаня игру проиграл. Оказалось, что он совсем сказок не знает.

Баба Яга. Конечно, не знает.  В наших лесах школ нет, где буквы учат. А вы, вместо того чтобы смеяться над моим внучком, рассказали бы лучше про все буквы вашего алфавита, да читать научили.

Учитель. А вот наши ребята уже научились. И сегодня мы с «Азбукой» прощаемся. Кстати, она должна скоро  подойти. Так, что присоединяйтесь, слушайте и запоминайте, тогда точно читать научитесь.

Первоклашки вам расскажут

И, конечно же, покажут,

Что им Азбука дала,

Как учила их она.

Для начала отгадайте загадку:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

В одном городе живут

И повсюду славятся.

Кто они?

Дети. Буквы.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все…АЛФАВИТ!

Учитель: Алфавит или Азбука.

А вот и наша Азбука.

Азбука:

 Я – Азбука, учу читать, меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо и сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё: про реки и моря
И, что у неба нет конца, и круглая земля,
Про космонавтов, к облакам летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром, про свет, тепло и газ.

Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Я пришла не одна.

А, ну-ка буквы,

Встаньте в ряд!

Представляю мой отряд.

 Ученик1
А, Бе, Ве, Ге, Де, Е,  Же – 
Прикатили на еже. 
Ученик 2 
Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – 
Дружно вылезли в окно. 
Ученик 3 
Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха – 
Оседлали петуха. 
Ученик 4 
Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я – 
Все теперь мои друзья! 
Ученик 5 
Ё, Й, Ъ, Ь, Ы. 
Пять сестренок опоздали – 
Заигрались в прятки, 
А теперь все буквы встали 
В азбучном порядке. 

Инсценировка «Сказка о букве Я»

Вбегает Буква Я.

Ведущий. 

Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
Дети. Неизвестно!
Ведущий. Интересно?
Дети. Интересно!
Ведущий. Ну так слушайте рассказ!
Жили в азбуке у нас буквы,
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я:
- Я, - сказала буква Я, - 
Главная – заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду,
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду
Быть желаю на виду!
Говорят ей: - Встань на место!-
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мной – недоразумение
Недоразумение – не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу-ты, ну-ты! - Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
- Срам! –сказала буква С
В кричит: - Воображала
Это всякий так бы мог!
Проворчала П: - Попробуй, потолкуй с такой особой!
- Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил мягкий знак.
А сердитый Твёрдый знак
Молча показал кулак.
- Тише буквы! Стыдно знаки! – 
Закричали гласные – 
Не хватало только драки!
А ещё согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Мы же грамотный народ:
Буква Я сама поймёт:
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперёд?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе, ни ме! – 
Я затопала ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума! – 
Буквы тут переглянулись,
Все – буквально! – улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо, идём на спор:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, - 
Правда, стало быть, твоя!
- Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я! – 
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела, - 
Написать она сумела
Только …я я я я я !
Как зальётся буква Х:
- Ха-ха-ха-ха-ха!


О от смеха покатилось!
А за голову схватилась!
Б схватилась за живот
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревёт:
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать ребята даже после буквы Ю.
- Что ж, - решил весь алфавит, - 
Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все – от А до Я –
Жили как одна семья!
Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я!

Учитель:

А однажды в Азбуке случилось во что…  

1 ученик:

Что случилось? Что случилось?

2 ученик:                                                    

С печки азбука свалилась!

3 ученик:
Больно вывихнула ножку                                   

Прописная буква М (эм),
Г (гэ) ударилась немножко,
Ж (жэ) рассыпалась совсем!

4 ученик:
Потеряла буква Ю                                                                         
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!

5 ученик:
Ф (эф), бедняжку, так раздуло                                                      
Hе прочесть её никак!
Букву Р (эр) перевернуло
Превратило в мягкий знак!

6 ученик:
Буква С совсем сомкнулась                                                     
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Hе узнала никого!

СТУК В ДВЕРЬ. Появляется ШАПОКЛЯК.


Кто людям помогает, 
Тот тратит время зря! да да
Хорошими делами
Прославиться нельзя! Да да да да 
Пусть вам учебный год
Только гадости несет.
Получайте только 2,
Очень редко – можно тройки.
Бейте окна и витрины,
Не ходите в магазины, 
Проводите больше драк, привет, старуха Шапокляк.

-Что вы здесь собрались?
Учитель: Мы прощаемся с нашей первой книжкой, с Азбукой.

Шапокляк: Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там, 
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Докажу, что зря старались,
Лучше б в детсаду остались!
Учитель: Бабушка, дети многому научились, многое узнали. Не веришь, проверь.

Шапокляк: Да, да! Доверяй, да проверяй. Так, кажется, гласит пословица.

Ну, что ж. Проверим! Угадайте, о каких буквах идёт речь?

1.Вот два столба наискосок,
а между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
2. В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла.

Укатиться бы могла (О)

3. На эту букву посмотри,
она совсем как цифра 3.     (З)
4. Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок. (И)
5. С этой буквой на носу,
Филин прячется в лесу.

6.Эта буква широка

И похожа на жука (Ж)

7.Вы посмотрите:

Кто такой загородив дорогу

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу (Б)

Шапокляк: Соглашусь с вашим мнением, многоуважаемая мучительница. Действительно буквы знают. Надо же…Хм… Умники! Ну да ладно, оставайтесь, а мне не досуг тут с вами. (Шапокляк уходит)

1 ученик:
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.

2 ученик:

Книгу первую мою берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам, я её читаю сам.
И с конца, и с серединки в ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней.

3 ученик:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

4 ученик:
Мы Азбуку прошли до корки,
Нам по чтению – пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У- ДО-СТО-ВЕ-РЕ-НИЯ!!!
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!    
(выдаются удостоверения) 

Азбука: А сейчас, мои друзья, 
Я представить вам должна, 
Кто на смену мне придёт, 
Дальше вас учить начнёт.

Русский язык:

Я люблю учить детей, 
С вами жить мне веселей. 
Будем крепко мы дружить, 
Мои правила учить. 
Очень важно, скажем, знать, 
Где поставить мягкий знак, 
Как вам написать МОЁ, 
Через А иль через О? 
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.

Ведущий: Кто-то к нам ещё стучится.

Литературное чтение:

Вам моё почтение! 
Я “Книга для чтения” 
Полистай мои страницы: 
Здесь стихи и небылицы. 
Сказки, басни, прибаутки. 
Поговорки, даже шутки.

Дети:

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз 
Дружно хором скажем!

Дети исполняют песню «Азбука»

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...