Учебно-методическое пособие постановка кукольной миниатюры "Один день из жизни Каштанки".
методическая разработка на тему

Сценарий кукольного представления «Каштанка» предназначен для педагогов дополнительного образования театральных объединений, может послужить в помощь педагогу по литературе в начальных классах для эмоционального изучения творчества А.П.Чехова.

Актуальность данной работы состоит в том, что задумываясь о «братьях наших меньших» и невольно сравнивая себя с ними, ребёнок (с помощью педагога) осознает своё место в этом мире.

Работа с куклами и текстом происходит в действенном анализе событий рассказа, в осмыслении её содержания (на детском уровне), внутреннее проживание дает  речевую и отчасти пластическую выразительность ребёнку и одновременно ребёнок  учится владеть речью, удерживать внимание зрителя, развивать воображение, воспитывает в себе милосердие и сострадание ко всем живым существам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kashtanka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Выборгского района Санкт-Петербурга
Дом детского творчества

«Олимп».









Сценарий кукольной миниатюры «Каштанка»
по рассказу А.П.Чехова

для учащихся 1- 4 классов








Автор:

Стоянова Георгина Ариевна,
педагог дополнительного образования.











Санкт-Петербург
2013


Сценарий миниатюры «Каштанка» по рассказу  А.П.Чехова

 для учащихся 1- 4 классов


  1. Вступительная часть


        Сценарий кукольного представления «Каштанка» предназначен для педагогов дополнительного образования театральных объединений, может послужить в помощь педагогу по литературе в начальных классах для эмоционального изучения творчества А.П.Чехова.

Актуальность данной работы состоит в том, что задумываясь о «братьях наших меньших» и невольно сравнивая себя с ними, ребёнок (с помощью педагога) осознает своё место в этом мире.

Работа с куклами и текстом происходит в действенном анализе событий рассказа, в осмыслении её содержания (на детском уровне), внутреннее проживание дает  речевую и отчасти пластическую выразительность ребёнку и одновременно ребёнок  учится владеть речью, удерживать внимание зрителя, развивать воображение, воспитывает в себе милосердие и сострадание ко всем живым существам.

 Социальная значимость.

Кукольный театр учит отстранению а то есть взгляду на себя со стороны. Эта способность отстранения, перенесённая в жизнь позволит осознать себя и понять свои достоинства и недостатки, капризы и ошибки в общении со сверстниками, научит терпеливо относится к их недостаткам. Общение с таким высоконравственным писателем и драматургом каким является А.П.Чехов окажет большое влияние на формирование его личности.

В спектакле заняты учащиеся 1-5 классов.

Спектакль рассчитан на широкий круг зрителей.

Специальных ограничений нет, за время своего существования спектакль игрался как в камерных залах, так и на большой сцене.

Возрастной диапазон зрителей также весьма широк, от младшей школы до взрослой публики: их родителей, родителей одноклассников, старшеклассников, их родителей и др.

Цели и задачи миниатюры:

Цель: Воспитание в детях милосердия и любви, заботы о животных, своих друзьях, душевного тепла.

Миниатюра призвана способствовать решению нескольких задач:

  • Образовательная
  • Глубокое изучение творчества великого русского писателя и драматурга.
  • Знакомство с кукольным театром, как одним из видов театра.
  • Одновременно происходит освоение текста рассказа и формируется способность осмыслять его.
  • Развивающая
  • Развитие сценического многоплоскостного внимания,
  • воображения,
  • умения общаться на сцене,
  • владеть своим голосом, произносить текст с паузами и интонациями,
  • умение работать с куклами.
  • Воспитательная
  • Главная тема Чехова о свободе человека, конечно, сложна для ребёнка, но то щемящее чувство жалости к Каштанке, к её жертвенной любви запомнится надолго и когда-нибудь, повзрослев, он перечитает её вновь, и поймет почему ему её жалко. Но животное – не человек, у него нет такой свободы, а человек часто уподобляется этой Каштанке и зарывает свой талант.

Репетиции, результатом которых бывает выступление, создаёт стимуляцию для работы и накопления знаний у детей в различных гуманитарных областях. Реализация сценария проходит в репетиционном обучающем процессе и в выступлениях, после которых анализируются допущенные ошибки. В предварительном процессе подготовки подбирается музыка, шьются куклы, готовится реквизит, разучивается текст. Подбираются шумы и музыка. Мы выбрали небольшой отрывок из «Каштанки».        В процессе работы педагог проводит беседы с детьми о жизни и творчестве поэта, о главной идее его творчества.
        Для выступления необходима сценическая приподнятая над залом площадка, которая есть во многих школах. Куклы будут двигаться прямо по полу, т.к. они больших размеров.

.

Материально-техническая база

  • Декорации – нет.
  • Радиоаппаратура- для реализации шумо-музыкального оформления необходимо наличие аппаратуры, воспроизводящей записи на СД-носителе или флеш-носителе.
  • Светотехника- стандартное освещение, стандартного театрального зала.
  • Костюмы –
  • Черные брюки, черные бадлоны, черные банданы.
  • Куклы
  • Серый гусь
  • Чёрная свинья
  • Рыжая Каштанка
  • Белый кот
  • Реквизит, бутафория-
  • Пистолет
  • Устройство формой буквы «П»
  • Колокольчик
  • Обруч
  • Бич
  • Трубка для курения

Программируемый результат

 Цель сценической работы – эмоционально-образное освоение содержания рассказа Чехова, углубление осмысления его содержания.


Организационный этап.

1.Написание сценария.

Были найдены эпизод  и разучен текст. Для перевода литературного произведения в сценическое долго не придумывалась форма, очень не хотелось, чтоб дети изображали животных пластически именно в этой работе. Стиль Чехова такой изящный и тонкий, что для пластического воплощения требует большого мастерства, которого нет у детей. И, наконец, решение было найдено: кукольный театр.

  1. Подготовка музыкального оформления спектакля:

поиск нужной аранжировки, запись на диск CD-R или флеш-носитель.

  1. Пошив костюмов. Были пошиты вышеописанные костюмы.
  2. Рекламная деятельность.

О спектакле объявлялось по школьной радиотрансляционной сети, а также использовались обычные в таких случаях средства оповещения, т.е. афиши, приглашения, когда

также реклама размещалась на сайтах музеев,в которых мы выступали или на сайтах фестивалей.

  1. График репетиций.

Сентябрь - отбор, анализ и обработка материала.

Октябрь - декабрь пробы на роль, репетиции сцен.

Декабрь,январь и др. - показы.

Сценарий.

Чудеса в решете.

Автор Немного погодя опять вошёл незнакомец и принёс с собой какую-то странную вещь, похожую на ворота и на букву П.(Держит в руке ворота , потом ставит их и укрепляет скотчем) На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет; от языка колокола и от курка пистолета тянулись верёвочки. Незнакомец поставил П посреди комнаты, долго что-то развязывал и завязывал, потом посмотрел на гуся и сказал:(Автор произносит и слова незнакомца).

— Иван Иваныч, пожалуйте!

 Гусь подошёл к нему и остановился в ожидательной позе.(Кукловод выводит гуся).

— Ну-с,— сказал незнакомец, — начнём с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо! .

Иван Иваныч вытянул шею, закивал во все стороны и шаркнул лапкой. (Кукловод проделывает вышесказанные действия).

— Так, молодец... Теперь умри!

Гусь лёг на спину и задрал вверх лапы. (кукловод гуся проделывает вышесказанные действия).   Проделав ещё несколько подобных неважных фокусов, незнакомец вдруг схватил себя за голову,   изобразил на своём лице ужас и закричал:

— Караул!   Пожар!   Горим!

Иван Иваныч подбежал к П, взял в клюв верёвку и зазвонил в колокол. (Кукловод проделывает вышесказанные действия).

Незнакомец остался очень доволен.   Он погладил гуся по шее и сказал:(автор гладит гуся, от имени незнакомца).

— Молодец,Иван Иваныч! Теперь представь, что ты ювелир и торгуешь золотом и брильянтами. Представь теперь, что ты приходишь к себе в магазин и застаёшь в нём воров. Как бы ты поступил в данном случае?

Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (Кукловод проделывает вышесказанные действия). Каштанке (кукловод Каштанки до сих пор внимательно смотрел на происходящее, а сейчас стал двигаться и вилять хвостом).очень понравился звон, а от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг П и залаяла.

— Тётка, на место! —крикнул ей незнакомец. —Молчать! (Каштанка прибежала на место).

Работа Ивана Иваныча не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причём гусь должен был прыгать через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и махать лапками. (Все эти действия кукловод гуся проделывает)Каштанка не отрывала глаз от Ивана Иваныча, завывала от восторга и несколько раз принималась бегать за ним со звонким лаем. (Кукловод Каштанки подпрыгивает, завывает и бегает с лаем, музыка)Утомив гуся и себя, незнакомец вытер со лба пот и крикнул:

— Марья, позови-ка сюда Хавронью Ивановну!  Пауза.

Через минуту послышалось хрюканье... Каштанка заворчала, приняла очень храбрый вид и на всякий случай подошла поближе к незнакомцу(кукловод Кащтанки делает описанные действия). Отворилась дверь, в комнату поглядела какая-то старуха и, сказав что-то, впустила чёрную, очень некрасивую свинью. (появляется кукловод со свиньёй и вступает на арену). Не обращая никакого внимания на ворчанье Каштанки, свинья подняла вверх свой пятачок и весело захрюкала(проделывает описанные действия и хрюкает). По-видимому, ей было очень приятно видеть своего хозяина, кота и Ивана Иваныча. Когда она подошла к коту и слегка толкнула его под живот своим пятачком и потом о чём-то заговорила с гусем,(кукловоды кота и гуся делают соответствующие оценки) и  в её движениях, в голосе и в дрожании хвостика чувствовалось много добродушия(кукловод свиньи проделывает все описанные действия) Каштанка сразу поняла, что ворчать и лаять на таких субъектов — бесполезно(кукловод Каштанки находит движения выражающие это).

Хозяин убрал П и крикнул: (автор убирает «П» и одновременно ведет рассказ).

— Фёдор Тимофеич, пожалуйте!

Кот поднялся, лениво потянулся и нехотя, точно делая одолжение, подошёл к свинье(кукловод кота ведёт кота указанным образом).

— Ну-с, начнём с египетской пирамиды, — начал хозяин(рассказчик-автор делает жест дрессировщика).

Он долго объяснял что-то, потом скомандовал: «Раз... два... три!» Иван Иваныч при слове «три» взмахнул крыльями и вскочил на спину свиньи (кукловод гуся взмахивает крыльями гуся а кукловод свиньи чуть вздрагивает). Когда он, балансируя крыльями и шеей,(кукловод гуся заставляет куклу балансировать) укрепился на щетинистой спине,(кукловод кота описанным способом оживляет куклу кота).Фёдор Тимофеич вяло и лениво, с явным пренебрежением и с таким видом, как будто он презирает и ставит ни в грош своё искусство, полез на спину свиньи, потом нехотя взобрался на гуся и стал на задние лапы. Получилось то, что незнакомец называл египетской пирамидой(все кукловоды пошатывают свои куклы, балансируя равновесие пирамиды). 

 Каштанка взвизгнула от восторга(кукловод Каштанки делает куклой движение подпрыгивания и взвизгивает) но в это время старик кот зевнул и, потеряв равновесие, свалился с гуся.(кукловод кота делает куклой кота движение зевания и спрыгивает). Иван Иваныч пошатнулся и тоже свалился(кукловод проделывает движения с куклой гуся). Незнакомец закричал, замахал руками и стал опять что-то объяснять(автор во время рассказа и проделывает жесты – машет руками и показывает то, что должен объяснить, как удерживать равновесия). Провозившись целый час с пирамидой, (все кукловоды по несколку раз проделывают пирамиду) неутомимый хозяин принялся учить Ивана Иваныча ездить верхом на коте,(кукловоды гуся и кота передвигают свои куклы одну на другой, изображая гуся идущим и кота балансирующего на нём) потом стал учить кота курить (кукловод демонстрирует движением куклы с сигарой курение кота).и т. п.

Ученье кончилось тем, что незнакомец вытер со лба пот и вышел(автор удаляется , делая движение вытирания пота со лба широким жестом) Фёдор Тимофеич брезгливо фыркнул, лёг на матрасик и закрыл глаза,(кукловод кота двигает куклу, издавая звук фыркания). Иван Иваныч направился к корытцу,(кукловод гуся ведет его к корыту) а свинья была уведена старухой(по-является старуха, надевает веревку на шею свиньи и уводит свинью, кукловод двигает за ней куклу свиньи). Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно, а вечером она со своим матрасиком была уже водворена в комнатке с грязными обоями и ночевала в обществе Фёдора Тимофеича и гуся( все кукловоды укладывают своих оставшихся кукол спать в условленном углу, затем занавес и куклы удаляются).

                                                        (Пауза).

Талант!   Талант!

Автор. Прошел месяц(Пауза).

Когда она совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обра-тилась в сытого, выхоленного пса, однажды перед ученьем хозяин погладил ее и сказал:(Автор гладит куклу Каштанки и говорит за хозяина):

— Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать... Ты хочешь быть артисткой?

(Затем отворачивается от куклы и начинает рассказ), И он стал учить ее разным наукам.  В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, (сопрвождается его жес-тами дрессировщика) что ей ужасно нравилось (кукловод Каштанки совершает с куклой дви-жение, выражающее удовольствие собаки). Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар,(кукловод Каштанки совершает своей куклой движение стояния на задних лапах и прыжка) который высоко над ее головой держал учитель(автор одновременно делает жест как будто он держит перед куклой кусок сахара). Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде,( куловод совершает описанные автором движения своей куклой, воет за собакой, звонит и стреляет) выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде»(Появляются куклы свиньи и гуся и строят с Каштанкой «египетскую пирамиду», в то время как кукловод с котом остается на своем коврике спать и лениво переворачивается). Училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на ста-ром Федоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки(Прыжок через обруч, который держт хозяин-автор)

— Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!(Автор говорит Каштанке за хозяина).

И Тетка так привыкла к слову «талант», (каштанка вскакивает и оглядывется) что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было ее кличкой(кук-

ловод проделывает с куклой Каштанки описанные движения).

Используемая литература.

  1. Чехов А.П.Повести и рассказы в трёх томах.1959 «Каштанка».
  2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы.1979, Наука.
  3. А. П. Чехов: Очерк творчества. М., 1954
  4. Записные книжки Чехова. М., 1976
  5. Чайка» А. П. Чехова. М., 1980 (Массовая историко-литературная библиотека)
  6. Вопреки всем правилам: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982
  7. Чехов . Г.Бердников Москва, «Молодая гвардия», 1978,ЖЗЛ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. "Здоровый образ жизни"

Дидактический материал для учащихся начальных классов по теме «Здоровый образ жизни»...

Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни»

Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни», 2 варианта проведения....

Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни»

Учебно- методическое пособие к спортивно-интеллектуальной игре «Здоровый образ жизни», 2 варианта проведения....

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Правила твоей жизни»

Познакомить с правовыми документами; способствовать воспитанию правовой культуры; создание условий для самоопределения учащихся в школьной жизни; развитие коммуникативных компетенций и творческих спос...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: зимняя жизнь птиц и зверейЦели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособлени...

Учебно-методический комплекс по ИЗО на тему: "День победы" 3 класс

Тема урока: Вечная память. Памятники героям Великой Отечественной войны.                                    ...