Тема: «Космос. Исследование Вселенной»
классный час (4 класс) на тему

Кокова Любовь Валерьевна

Цель урока: показать огромные возможности науки физика в освоении космического пространства; познакомить учащихся с исследованиями Вселенной; познакомить учащихся с американским агентством по исследованию космического пространства; изучить созвездия Большой и Малой медведицы; проверить познания в области планет Солнечной системы и использовать знания учащихся из курса физики и астрономии при ознакомлении с данной темой; развивать ключевые компетентности обучающихся (познавательные и информационные); научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и с источниками сети интернет; прививать бережное отношение к своей планете Земля.

 

Оснащение урока: компьютер с мультимедийным проектором, экран, презентация Power Point, музыкальная композиция на космическую тему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmos.doc808 КБ
Файл kosmos.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сорская основная общеобразовательная школа № 2 им. Толстихиной Ю.Н.

Разработка внеклассного мероприятия

к Дню Космонавтики

Тема:

«Космос. Исследование Вселенной»

Учитель начальных классов

Кокова Любовь Валерьевна

Стаж работы – 27 лет

г. Сорск

2015 г.

Слайд1

ТЕМА УРОКА: «Исследования Вселенной»

Цель урока: показать огромные возможности науки физика в освоении космического пространства; познакомить учащихся с исследованиями Вселенной; познакомить учащихся с американским агентством по исследованию космического пространства; изучить созвездия Большой и Малой медведицы; проверить познания в области планет Солнечной системы и использовать знания учащихся из курса физики и астрономии при ознакомлении с данной темой; развивать ключевые компетентности обучающихся (познавательные и информационные); научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и с источниками сети интернет; прививать бережное отношение к своей планете Земля.

Оснащение урока: компьютер с мультимедийным проектором, экран, презентация Power Point, музыкальная композиция на космическую тему.

Слайд2

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг

(А.С.Пушкин)

Учитель:

          Дорогие ребята, сегодня наш урок посвящается исследованиям Вселенной. Мы познакомимся с американским агентством по исследованию космического пространства и его открытиями, изучим созвездия Большой и Малой медведицы, проверим познания в области покорения космоса.

Слайд 3                                           Космос

Учитель: Что такое космос?

Ко́смос (греч. κόσμος — порядок, красивое) — строение, мир, вселенная, мироздание, материальный мир.

Вселенная — совокупность всего, что существует физически.

Космическое пространство — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел

Космос это мир в целом, миропорядок, упорядоченная Вселенная в противоположность хаосу.

Слайд 4

Обычно люди представляют космос как абсолютно тихое место. Но недавно астрономы из США обнаружили с помощью приборов странный шум, исходящий из глубин Вселенной.

Неведомый космический рык по своей силе в 6 раз превышает все известные источники радиоизлучения во Вселенной вместе взятые. Это открытие заставляет по-новому отнестись к сенсационным сообщениям конца 1990-х, когда ученые заявили об обнаружении жизни в космосе. Тогда эксперты НАСА, изучая аномалии по снимкам, сделанным орбитальным телескопом «Хаббл», обнаружили на нескольких фотографиях… летящие ангелоподобные фигуры.

Учитель: Познакомимся со Звёздным небом

Каждый человек мечтает хоть ненадолго стать космонавтом. И дело тут вовсе не в романтическом рокоте двигателей ракет или удивительном состоянии невесомости. Его манит небо, которое целиком доступно наблюдению  лишь за пределами атмосферы, вдали от Земли.

Давайте и мы совершим полёт в космос, и посмотрим на нашу Землю глазами космонавтов. (Cлайд 5, звучит музыка на космическую тему).

До этого мы смотрели на Землю с высоты неба, давайте теперь посмотрим на небо с Земли. Сейчас мы с вами находимся в современной обсерватории и посмотрим на звездное небо в мощный телескоп: (слайд 6)  

Слайд 7

Вопрос  учащимся:

  1. Что такое созвездие? Сколько созвездий на небе?  (88)

Созвездием называется участок небесной сферы, границы которого определены специальным решением Международного астрономического союза (МАС). Всего на небесной сфере 88 созвездий.

Учитель:

Слайд 8

Попробуйте летом в безлунную ясную ночь посмотреть на небо. И вам откроется звёздная бездна. Сначала, кажется, что звёзд бесчисленное множество и что расположены они «как попало». Но стоит только приглядеться повнимательнее, пофантазировать, и вот уже глаз замечает и выделяет группы звёзд, похожие на какой-то рисунок.

Ещё в глубокой древности наблюдатели разделили всё небо на участки- созвездия, каждое из которых характеризуется своеобразным узором входящих в него звёзд. Фантазия древних помогла им увидеть в этих узорах очертания мифических героев или животных, поэтому о каждом созвездии существует своя древняя легенда или миф.

Слайд 9

1-ая загадка ученикам                             

Чистый небосвод прекрасен,

Про небо существует много басен,

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь, на небе он теперь,

Ясной ночью светиться

Это - Большая ……………………(Медведица)

Слайд 10

Большая Медведица

Легенда о Большой Медведице (заранее готовит 1-ый ученик)

Согласно одной легенде, созвездие Волопаса олицетворяет первого земледельца Триптолема. Ему богиня плодородия и покровительница земледелия Деметра вручила колос пшеницы, деревянный плуг и серп. Она научила его, как вспахать землю, как посеять пшеничные зерна и с помощью серпа сжать созревший урожай. Первое же поле, засеянное Триптолемом, дало богатый урожай.

Исполняя волю богини Деметры, Триптолем посвятил людей в тайны земледелия. Он научил их обрабатывать землю и почитать богиню Деметру, чтобы она вознаграждала их труд богатыми плодами. Потом он сел в колесницу, в которую были запряжены змеи, и полетел высоко-высоко... до самого неба. Там боги превратили первого пахаря в созвездие Волопаса и дали ему неутомимых волов - яркие звезды в созвездии Большой Медведицы. С их помощью он беспрестанно пашет и засевает небо.

И когда после периода невидимости ранней весной после полуночи на востоке появлялся пахарь - созвездие Волопаса, люди начинали готовиться к весенним полевым работам.

Слайд 11

Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:

Уже заря румянила восток.  

А свет звезды, что немила Юноне,  

Еще сиял на бледном небосклоне  

Над полюсом, прекрасен и далек.

Большая Медведица кульминирует в полночь в марте — мае, а Малая — в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.

Слайд 12

2-ая загадка ученикам:                          

А медведица - с ребёнком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светиться,

Малая ……………………(Медведица)

Слайд 13

Созвездие Малой Медведицы найти на небе труднее, чем созвездие Большой. Её наиболее яркие звёзды тоже образуют ковш из семи звёзд, правда совсем небольшой, да и эти звёзды менее яркие. В этом созвездии находится звезда, которая является ориентиром для всех путешественников. Это полярная звезда. По ней определяют север. Полярная звезда находится на конце ручки ковшика Малой Медведицы, а сам ковшик как будто бы опрокинут над ковшом Большой Медведицы. Полярная звезда стоит неподвижно в центре гигантской карусели.

Другая легенда (заранее готовит 2-ой ученик)

Народная фантазия переносила на небо предметы привычные и знакомые — обычно из обихода земледельца, охотника, скотовода... А потом, много позже, появлялись мифы, объясняющие эти названия. Самый известный миф о Большой Медведице пришел к нам из древней Эллады. Согласно ему, это — нимфа Каллисто, возлюбленная Зевса, превращенная в медведицу его ревнивой женой Герой. По поводу Малой Медведицы мифы менее конкретны. Лично мне приходилось читать, что это — служанка Каллисто, но, скорее всего это «притянуто за уши». Несомненно, созвездие обязано своим названием прежде всего сходством формы с Большой Медведицей. Что же еще интересного таят в себе эти созвездия? Прежде всего, знаменитую звездную пару — Мицар и Алькор. С древних времен по этим звездам проверяли остроту человеческого глаза. Мицар — средняя звезда в ручке ковша Большой Медведицы. Человек с хорошим зрением легко различит рядом с ним слабую звездочку — Алькор. Арабы называли их Конем и Всадником… Эти звезды образуют двойную систему. Алькор обращается вокруг Мицара, правда, орбитальный период его настолько велик, что за всю многовековую историю наблюдений, смещение не стало заметным…

Слайд 14, 15                    Планеты Солнечной системы

Вопрос  учащимся:

  1. Какие планеты вы знаете и сколько их? (9) 

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун

Учитель: Сейчас мы проведем викторину по нашей сегодняшней теме. Я хочу, чтобы вы разделились на 3 команды, выбрали капитана в своей команде и придумали название команды... И так начнем.

Викторина

Задание 1.

Правильно составить расположение планет солнечной системы, начиная от солнца, будут даны лишь названия планет, первая команда, собравшая список правильно, получает жетон.

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун)

Задание 2.

Расположить по возрастанию объемов планет, правильно и раньше всех собравшая команда получает жетон.

(Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун, Земля, Венера, Марс, Меркурий)

Задание 3.

Какой спутник, какой планете принадлежит?

Две колонки, надо правильно сопоставить спутники и планеты.

Луна

Европа

Титан

Корделия

Тритон

Земля

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Правильно и быстро собравшая команда получает жетон.

Задание 4.

Соотнесите количество спутников к планетам.

Земля

8

Сатурн

18

Юпитер

16

Марс

1

Нептун

0

Правильно и быстро собравшая команда получает жетон.

Слайд 16

Задание 5.

Ответить на вопросы:

1) Что такое "Большой взрыв"?

Процесс зарождения нашей Вселенной

Взрыв сверхновой звезды

Взрыв галактики

Взрыв сталкивающихся звезд, состоящих из материи и антиматерии;

2) Какой радиус Солнца?

Одна астрономическая единица

Радиус Солнца = 696 000 км

Миллион километров

Примерно в 100 раз больше радиуса Земли

3) Расстояние от Земли до Солнца?

300 миллионов километров

Одна астрономическая единица

150 миллионов километров

Один килопарсек

4) Какая скорость света?

1000 000 км/с

500 000 км/с

300 000 км/с

100 000 км/с

5) Что такое эклиптика?

Воображаемая окружность, отделяющая северную и южную части неба

Линия пути Солнца по небосводу за год

Колебания земной оси

Воображаемая линия, отделяющая небесный свод от видимой поверхности Земли;

6) На Луне есть океан…

Облаков

Бурь

Изобилия

Холода;

7) Какой самый большой телескоп?

Хаббл

Шатл

Труба Ньютона

Бинокль

8) Кто был первым космонавтом?

Р. Эдисон

Ю. Гагарин

В. Терешкова

Дж. Бонд.

Учитель: А теперь познакомимся с с американским агентством по исследованию космического пространства и его открытиями.

Слайд 17

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства

Деятельность        

Космические исследования

Девиз компании        

Во благо всех (For the Benefit of All)

Год основания         29 июля 1958 года

Прежние названия        

Национальный

консультативный комитет по

аэронавтике, 3 марта 1915 года

Расположение        

Вашингтон (округ Колумбия) (США)

Продукция        

Mercury Gemini Apollo Skylab

Apollo-Soyuz Shuttle

Число сотрудников        17 900

Сайт        www.nasa.gov

Учитель: Вот небольшой перечень достижений астрономов и физиков Агентства.

Слайд 18

Ученик.

Инженеры НАСА подарили миру самые детализированные и качественные фотографии нашей планеты, сделанные со спутника.

фотография Земли, сделанная со спутника NASA

Слайд 19

Ученик. Бомбардировка Луны позволила ученым Агентства доказать факт наличия на Луне запасов замерзшей воды.

бомбардировка Луны

Слайд20

Ученик. Ученым НАСА удалось получить одни из самых качественных в истории снимков Плутона. Фотографии сделаны телескопом Хаббл.

Плутон на снимке NASA

Слайд 21

Ученик. Также с помощью телескопа НАСА, астрономы обнаружили следы столкновения двух формирующихся планет, вращающихся вокруг молодой звезды. По мнению экспертов, «катастрофа» произошла много тысяч лет назад.

телескоп NASA

Слайд 22

Ученик. Космический аппарат НАСА запечатлел «плюющийся» водой спутник Сатурна – Энцелад.

Плюющийся спутник Сатурна – Энцелад

Слайд 23

Ученик. Очень красивый снимок «космической руки» был сделан одной из обсерваторий НАСА.

Космическая рука

Слайд 24

Ученик. Ученые НАСА доказали факт наличия на Марсе запасов воды. Это в очередной раз подтвердило то, что на Красной планете могла существовать жизнь.

Слайд 25

Ученик. Специалистами НАСА была обнаружена гигантская черная дыра (100 миллионов масс Солнца) в центре галактики, находящейся на расстоянии 50 миллионов световых лет.

Подведение итогов

Учитель: 

Сегодня на уроке мы познакомились с  исследованиями Вселенной. Мы познакомились с американским агентством по исследованию космического пространства и его открытиями, изучили созвездия Большой и Малой медведицы, с помощью викторины проверили познания в области покорения космоса.

Команда, получившая большее количество жетонов, получает за урок оценку "5", а две другие команды получают "4".

Слайд 26

Использованная литература

  1. Астрономия. Детская энциклопедия. Изд-во «Аванта», 2004.

  1. Я иду на урок физики: 7 кл. Часть II. Книга для учителей. М.: изд-во «Первое сентября», 2000.

  1. Журнал «Физика в школе» №3, 2002.

  1.  Солдатова Т.Б., Гусева Т.Л., Сгибнева Е.П. « Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики 7-11 класс (Серия «Школа радости) Ростов н /Д: Феникс, 2002.

  1. Лесков С. «Космическая археология. Последние открытия в пределах солнечной системы», ст.

  1. Гильотта Г., Шаров П. «Космос: время новых открытий», ст.

  1. Компьютерный диск «Открытая астрономия».

  1. Ресурсы сети интернет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Космос. Исследования вселенно й» Учитель Кокова Л.В. 201 5 г.

Слайд 2

О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг (А.С.Пушкин)

Слайд 3

Космос это мир в целом, миропорядок, упорядоченная Вселенная в противоположность хаосу

Слайд 4

Астрономы из США обнаружили с помощью приборов странный шум, исходящий из глубин Вселенной

Слайд 5

Земля Диаметр 12756 км Масса 5,98*10 24 кг Плотность 5510 г/м 3 Период вращения 23 ч 56 мин 4,1 сек Среднее расстояние от Солнца 1 а.е. (149,6 млн. км) Период обращения 365,26 суток Эксцентриситет орбиты 0,017

Слайд 7

Созвездием называется участок небесной сферы, границы которого определены специальным решением Международного астрономического союза (МАС). Всего на небесной сфере 88 созвездий

Слайд 9

Загадка. Чистый небосвод прекрасен, Про небо существует много басен, Вам соврать мне не дадут, Будто звери там живут. Есть в России хищный зверь, Глянь, на небе он теперь, Ясной ночью светиться Большая ……………………

Слайд 10

Созвездие Большой Медведицы

Слайд 11

Франческо Петрарка ( итал.поэт 1304-1374) Уже заря румянила восток. А свет звезды, что немила Юноне, Еще сиял на бледном небосклоне Над полюсом, прекрасен и далек .

Слайд 12

Загадка. А медведица - с ребёнком, Добрым, славным медвежонком. Рядом с мамой светиться, Малая ……………………

Слайд 14

Планеты Солнечной системы

Слайд 15

Викторина Задание 1. Правильно составить расположение планет солнечной системы, начиная от солнца Задание 2. Расположить по возрастанию объемов планет Задание 3. Какой спутник, какой планете принадлежит? Задание 4. Соотнесите количество спутников к планетам.

Слайд 16

Викторина : Задание 5.Ответить на вопросы 1) Что такое "Большой взрыв"? 2) Какой радиус Солнца? 3) Расстояние от Земли до Солнца? 4) Какая скорость света? 5) Что такое эклиптика? 6) На Луне есть океан… чего? 7) Какой самый большой телескоп? 8) Кто был первым космонавтом?

Слайд 17

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства Деятельность - Космические исследования Девиз компании: «Во благо всех (For the Benefit of All ) » Дата основания - 29 июля 1958 года Прежние названия - «Национальный консультативный комитет по Аэронавтике», 3 марта 1915 года Расположение - Вашингтон (округ Колумбия ) ( США) Продукция - Mercury Gemini Apollo Skylab Apollo-Soyuz Shuttle Число сотрудников 17 900 Сайтwww.nasa.gov

Слайд 18

фотография Земли, сделанная со спутника NASA

Слайд 19

бомбардировка Луны

Слайд 20

Плутон на снимке NASA

Слайд 21

телескоп NASA - Хаббл

Слайд 22

Плюющийся спутник Сатурна – Энцелад

Слайд 23

Космическая рука

Слайд 24

На Марсе есть запасы воды

Слайд 25

Гигантская черная дыра

Слайд 26

Спасибо за внимание!!! апрель 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка олимпиадных заданий по окружающему миру для 2-4 классов по теме "Космос"

Предлагаю олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов на тему "Космос"....

Тест по окружающему миру по теме "Космос".УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Космос". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система Занкова"....

Презентация на тему "Космос"

Презентация использовалась к внеклассному занятию по теме "День космонавтики"...

Презентация на тему: " КОСМОС"

В данной презентации представлены  фотографии на тему космос, которые вы можете использовать как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях....

тест по теме "Космос"

Срез знаний по теме: «Космос». 2 класс. по учебнику Дмитриевой...

Урок-игра по окружающему миру для 1-4 классов. Тема: "Космос. Полет на другие планеты."

Представляю Вашему вниманию урок-игру по окружающему миру на тему "Космос. Полет на другие планеты". Вас ждет интересное путешествие по Солнечной системе, с полетом на каждую из известных планет....

Викторина по теме "Космос"

Викторина предлагается для учеников 3 класса  для внеклассных мероприятий....