Классный час "Масленица"
классный час (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этапы урока | время | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент | 1 мин | Словесный | Добрый день, ребята! Садитесь пожалуйста. | Слушают | |
Мотивационный | 4 мин | Словесный: Беседа Фронтальный опрос | Давайте сегодняшний классный час начнем с просмотра видео. Поделитесь своими впечатлениями. - Как вы думаете о чем сегодня будет идти речь? -О Масленице!Поставьте цель классного часа. - Молодцы! Ребята, знаете, откуда пришел к нам этот веселый праздник и почему он до сих пор так любим в народе? А главный символ масленицы? Сейчас расскажу происхождение праздника. | Слушают учителя отвечают на вопросы | формулировать собственное мнение;
|
Основная часть | 15 мин | Словесный: Беседа Практический: выполнение задания | По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Эта традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его больше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины с маслом, которые были символом солнца. Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот, следуя данному обычаю, и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей. А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и отцом этого праздника был Мороз. В самое суровое и печальное время года, зиму, человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал её помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от людей в лесу, а здоровой и красивой бабой. С румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме. Своим теплом разогрела кровь в людях, схватила людей за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником. -Как вы думаете, что является основным угощением и символом Масленицы? -Правильно, Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. А вы знали,что у каждого дня недели,есть свое название? Давайте поработаем в группах,Разделитесь на 7 групп. И каждая группа нам расскажет об одном дне праздника. Понедельник – встреча Утро. Понедельник. Наступает “встреча” Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю, все блины едят. На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам, обращались к нему ласково. К первому дню устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше. Вторник – заигрыш Заигрыш беспечный – вторника отрада Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них награда Сдобный и румяный масленичный блин В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Также в этот день сооружают снежные городки и происходит взятие таких городков. Среда – лакомка Тут среда подходит – лакомкой зовется Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – все им удается, Пироги и блинчики – все на стол мечи! На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще. Четверг – разгуляй А в четверг раздольный разгуляй, приходит Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят Парни ищут девушек – суженых своих. Всем миром, в качестве участников или активных зрителей, выходили на кулачные бои. Пятница – тещины вечерки Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Суббота – золовкины посиделки Близится суббота – золовки угощенье. Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением являются блины. Воскресенье – прощеный день Воскресенье светлое быстро наступает Облегчают душу все в прощеный день. Чучело соломенное – Зимушку – сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение. Давайте отдохнем.А затем продолжим. | Отвечают на вопросы Слушают происхождение праздника. Отвечают на вопросы Работают в группах | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить |
Основная часть | 20 | Практический: групповая работа Словесный | Начнем проверку с 1 ой группы. Кто скажет, как называется понедельк? Вторник? Среда? Четверг? Пятница?суббота? А что необычного в воскресение?Молодцы!» А кто знает-пословицы о масленнице? Теперь такое задание, в группе вы должны собрать пословицы, и объяснить их значение. Масленица семь дней гуляет. Это Масленица идет, блин да мед несет. Милости просим к нам об Масленице своим добром, с честным животом. Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить, Была у двора Масленица , а в дом не зашла, Без блинов -не Масленица. Молодцы! А кто скажет,что сжигают в воскресение?(чучело) Ваша задача,нарисовать в парах чучелу и объяснить почему именно такую нарисовали. | Работают в группах Собирают пословицы | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить строить понятные для партнёра высказывания; |
Рефлексия | 3мин | Над какой темой мы с вами сегодня работали? Дополните фразы Мне понравилось.. Я узнал… Мне было интерсно.. Я не понял… И на прощание я предлагаю сыграть в игру , которая относится к этому празднику. Игра «Ручеек» Всем спасибо! | Отвечают на вопросы | ||
- Школа МАОУ СОШ № 95
- класс 2-5
- учитель : Власова С.В.
- Тема: « Масленица».
Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
Прививать интерес к русской народной культуре.
Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.
Оборудование: презентация , карточки для групповой работы, листочки с пословицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703209-1446742213.jpg)
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...