Классный час "Масленица"
классный час (2 класс) на тему

Братцева  Оксана Олеговна

История праздника. Название дней недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslennitsa.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент

1 мин

Словесный

   Добрый день, ребята! Садитесь пожалуйста.

Слушают

Мотивационный

4 мин

Словесный:

Беседа

Фронтальный опрос

Давайте сегодняшний классный час начнем с просмотра видео.

  Поделитесь своими впечатлениями.

- Как вы думаете о чем сегодня будет идти речь?

-О Масленице!Поставьте цель классного часа.

- Молодцы! Ребята, знаете, откуда пришел к нам этот веселый праздник и почему он до сих пор так любим в народе? А главный символ масленицы?

 Сейчас расскажу происхождение праздника.

Слушают учителя

отвечают на вопросы

формулировать собственное мнение;

 

Основная часть

15 мин

Словесный:

Беседа

 Практический: выполнение задания

По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция  выпекания блинов. Эта традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его больше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины с маслом, которые были символом солнца.

Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот, следуя данному обычаю, и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.

А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и  отцом этого праздника был Мороз.  В самое суровое и печальное время года, зиму, человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал её помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от людей в лесу, а здоровой и красивой бабой. С румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме. Своим теплом разогрела кровь в людях, схватила людей за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

-Как вы думаете, что является основным угощением и символом Масленицы?

-Правильно, Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

А вы знали,что у каждого дня недели,есть свое название?

Давайте поработаем в группах,Разделитесь на 7 групп. И каждая группа нам расскажет об одном дне праздника.

Понедельник – встреча

Утро. Понедельник. Наступает “встреча”

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам, обращались к нему ласково. К первому дню устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.

Вторник – заигрыш

Заигрыш беспечный – вторника отрада

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них награда

Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Также в этот день сооружают снежные городки и происходит взятие таких городков.

Среда – лакомка

Тут среда подходит – лакомкой зовется

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – все им удается,

Пироги и блинчики – все на стол мечи!

На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще.

Четверг – разгуляй

А в четверг раздольный разгуляй, приходит

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят

Парни ищут девушек – суженых своих.

Всем миром, в качестве участников или активных зрителей, выходили на кулачные бои.

Пятница – тещины вечерки

Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота – золовкины посиделки

Близится суббота – золовки угощенье.

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением являются блины.

Воскресенье – прощеный день

Воскресенье светлое быстро наступает

Облегчают душу все в прощеный день.

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.

Давайте отдохнем.А затем продолжим.

Отвечают на вопросы

Слушают происхождение праздника.

Отвечают на вопросы

Работают в группах

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Основная часть

20

Практический: групповая работа

Словесный

Начнем проверку с  1 ой группы.

Кто скажет, как называется понедельк? Вторник? Среда? Четверг? Пятница?суббота? А что необычного в воскресение?Молодцы!»

А кто знает-пословицы о масленнице?

Теперь такое задание, в группе вы должны собрать пословицы, и объяснить их значение.

Масленица семь дней гуляет.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Милости просим к нам об Масленице своим добром, с честным животом.

Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить,

Была у двора Масленица , а в дом не зашла,

Без блинов -не Масленица.

Молодцы!

А кто скажет,что сжигают в воскресение?(чучело)

Ваша задача,нарисовать в парах чучелу и объяснить почему именно такую нарисовали.

Работают в группах

Собирают пословицы

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

строить понятные для партнёра высказывания;

Рефлексия

3мин

Над какой темой мы с вами сегодня работали?

Дополните фразы

Мне понравилось..

Я узнал…

Мне было интерсно..

Я не понял…

И на прощание я предлагаю сыграть в игру , которая относится к этому празднику.

Игра «Ручеек»

Всем спасибо!

Отвечают на вопросы

  1. Школа МАОУ СОШ №  95
  2. класс 2-5
  3. учитель : Власова С.В.
  4. Тема: «  Масленица».

Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Оборудование: презентация , карточки для групповой работы, листочки с пословицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...