Внеклассное мероприятие "Чете достохвальной"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

 Цапаева Анастасия Александровна

Сценарий литературно-музыкального приношения преподобным Кириллу и Марии Радонежским «Чете достохвальной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

АННОО Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

Сценарий литературно-музыкального приношения

преподобным Кириллу и Марии Радонежским

«Чете достохвальной»

Семейный праздник

Подготовила и провела

учитель: Цапаева А.А.

Сергиев Посад

2016-2017 уч.год

Сценарий литературно-музыкального приношения преподобным Кириллу и Марии Радонежским «Чете достохвальной»

 «По плодам их узнаете их.

Собирают ли с терновника виноград,

или с репейника смоквы?

Так всякое дерево доброе

приносит и плоды добрые…»

Евангелие от Матфея

На авансцену выходит Ведущий. Открывает книгу и, обращаясь ко всем собравшимся, зачитывает:

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые… Итак, по плодам их узнаете их. Евангелие от Матфея, глава седьмая, стих шестнадцатый».

На фоне музыки русоволосый мальчуган читает:

«Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полет мне в высоту;

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных

Дай младенцев простоту

И высокою, святою

Нищих духом чистоту!

Дай стряхнуть земные узы

С прахом страннических ног,

Дай во мне угаснуть шуму

Битв житейских и тревог!

Да откроется тобою

Мне молитвенный чертог,

Да в одну сольются думу

Смерть, бессмертие и Бог.

Ответом на молитвенные слова мальчика, многоголосье хора. Звучит Величание преподобному Сергию Радонежскому (авт. Дадонов)

Негромкие, очень прозрачные переборы гуслей (В. Маляров „Сюита в монастыре“ „Величит душа моя Господи“). На фоне музыки читает Ведущий.

Ведущий:

„Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели“.

Правдивая простота звучания колесной лиры. Исполняется древний распев „Грешный человече“.

Эпизод первый

Ведущий:

В один воскресный день Мария пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия…

Мария:

Жизнь — таинство! Но жизнь — и жертвоприношенье.

Признанью верен тот, кто средь земных тревог

Смиренно совершит священное служенье

И верует тому, чего постичь не мог.

Кто немощи души молитвою врачует

И, если душу жизнь обманом уязвит,

Скорбя, без ропота свой тяжкий крест целует

И плачет на земле, и на небо глядит.

Хор подхватывает слова Марии исполнением „О сладкого Твоего Гласа“ (авт. Трубачев)

Ведущий:

Вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у Марии во чреве, да так, что многие обратили внимание на этот крик. Когда начали петь Херувимскую, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Когда же младенец вскрикнул в третий раз…

Мария:

О, вера чистая, святая,

Ты дверь души в обитель рая,

Ты жизни будущей заря,

Гори во мне, светильник веры,

Гори ясней, не угасай,

Будь мне повсюду спутник верный

И жизни путь мне просвещай.

Ведущий:

Кирилл и Мария рассказали этот случай священнику. Отец Михаил утешил их благодатною надеждою относительно новорожденного. „Не смущайтесь, — говорил он им, — а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы“. И благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова отпустил их с миром.

Хор поет „Богородице Дево, радуйся“ (авт. Трубачев)

Эпизод второй

Вступает оркестр (В. Маляров „Сюита в монастыре“ „У иконы Борородицы“). На фоне музыки Ведущий рассказывает

Ведущий:

Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.

На последних словах ведущего гусли умолкают.

Будто бы свет надежды, неяркий, но и не меркнущий в прозрачных звуках, исполняется вокализ С.Прокофьева. Это произведение исполняет детский хор, на фоне музыки звучат слова:

Кирилл (из наставления Вл. Мономаха своим сыновьям):

„Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него“.„Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей“. „И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими… Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся… Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков“.

Ведущий:

Было у Марии и Кирилла трое сыновей. Старший Стефан, младший Петр, и средний —Варфоломей, которого мы знаем как преподобного Сергия Радонежского. Родители отдали их учиться грамоте, чтобы дети могли читать и разуметь Слово Божие. Братья Стефан и Петр обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Укрываясь в уединении он горько плакал: „Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!“

Отзвуком слов отрока Варфоломея, пение детского хора. Песня В. Толкуновой „Ангел мой“ под аккомпанемент оркестра.

Эпизод третий

Ведущий:

Праведность Кирилла и Марии была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: „страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы“. Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника».

Раз отец послал Варфоломея в поле искать жеребят. На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец изливал здесь пред Всеведущим, слезы сердечного умиления.

Аккомпанемент — рояль (также возможен аккомпанемент оркестра) Музыка П. И. Чайковского(вступление) и проникновенный бас выводит слова:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду.

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить!

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

Ведущий:

Поклонившись старцу, Варфоломей сказал: «Помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы». Старец помолился и бережно вынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: «Возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания».

Вступает оркестр (В. Маляров «Сюита в монастыре» «Свете тихий»). На фоне музыки Ведущий продолжает.

Но благоразумный отрок не хотел расстаться со святым наставником. Он пал к ногам его и со слезами умолял войти в дом его родителей. «Родители мои», — говорил Варфоломей, —очень любят таких, как ты, отче! Не лиши же и их своего святого благословения!»

Старец последовал за юным странноприимцем, но войдя в дом, наперёд сказал: «Прежде следует вкусить пищи духовной» и вся семья направилась в моленную. Благословив начало Третьего часа, старец велел Варфоломею читать псалмы. Благоговейно осенив себя крЕстным знАмением, отрок начал стихословить Псалтирь стройно и внятно!

Ведущий:

«О, добрые супруги!» — На прощанье, говорил старец Марии и Кириллу. — «Вот, Господь удостоил вас такой великой милости: дал вам такого сына! Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь! Сей отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей».

Сводный хор «Тебе Бога хвалим» (Д.Бортнянский)

Ведущий:

Гостеприимные хозяева Мария и Кирилл проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что они невольно подумали: не ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну?

Кирилл:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,-то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Мария:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Кирилл:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

И будто бы тихим светом, пространство наполняется рождественской мелодией В.Ребикова (вальс из оперы «Елка», в исполнении оркестра и детского хора (вокализ, последнее проведение).

Эпизод четвертый

Ведущий:

Мария, видя как Варфоломей желает сохранить душевную и телесную чистоту строгим воздержанием и трудами, уговаривала его пощадить себя, он отвечал:

Чтец (юноша)

Зачем не в то рождён я время,

Когда меж нами, во плоти,

Неся мучительное бремя,

Он шёл на жизненном пути!

Зачем я не могу нести,

О мой Господь, моя надежда,

Твоим страданием страдать,

И крест на плечи твой приять,

И на главу венец терновый!

О, если б мог я лобызать

Лишь край святой твоей одежды,

Лишь пыльный след твоих шагов,

О мой Господь, моя надежда,

Моя и сила и покров!

Тебе хочу я все мышленья,

Тебе всех песней благодать,

И думы дня, и ночи бденья,

И сердца каждое биенье,

И душу всю мою отдать!

Не отверзайтесь для другого

Отныне, вещие уста!

Греми лишь именем Христа,

Моё восторженное слово!

Ведущий:

Кирилл и Мария удивлялись разумным речам своего сына, и, не желая препятствовать его доброму произволению о Боге, обыкновенно говорили ему: «Если ты так рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобою, мы не хотим стеснять тебя в добром, дитя!»

Вступает оркестр (В. Маляров «Сюита в монастыре» «Размышление»). На фоне музыки Ведущий продолжает.

Ведущий:

Господня воля — наша доля. Частые путешествия в Орду, тяжкие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, жестокий голод, нередко опустошавший Ростовские земли, а больше всего, — бесконечные нашествия ордынцев — крайне расстроили состояние Кирилла. Тогда он задумал перейти на службу к другому князю. Случай скоро представился. «Великий Князь, по малолетству Андрея, поставил в Радонеже наместником Терентия Ртища, который, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Туда переселились Кирилл и Мария с семейством, и водворились в Радонеже близ церкви Рождества Христова.

Детский хор исполняет произведение «Свете тихий» акапелла.

Эпизод пятый

Ведущий:

Там же Святые Кирилл и Мария приняли пострижение. По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь».

Вступает оркестр (В. Маляров «Сюита в монастыре» «В келье»). На фоне музыки Ведущий продолжает.

«Помедли, чадо, — отвечал ему на это отец, — сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому — у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание».

Звучит произведение «Ныне отпущаешы», исполняет солист в сопровождении хора.

Ведущий:

Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых мощей его родителей — праведных Кирилла и Марии — в Хотьковском монастыре. За их родительским благословением множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы.

Кирилл:

Изливая перед святыми родителями преподобного Сергия свои скорби и радости.

Мария:

Испрашивая помощи, утешения, исцеления и благословения на добрую жизнь.

Чтец ребенок:

Кирилл и Мария, спасите

От тех, кто пытается вновь

Родную Россию похитить,

Пролив неповинную кровь.

Прошу вас, святые Хотькова

Взывать перед Сыном своим,

Пусть вымолит Родине снова

Путь в горний Иерусалим.

Звучит финальная песня «Наши православные родители», авторы П. Синявский, А. Журбин в исполнении солистов, сводного оркестра, сводного хора и всех участников.

По окончании песни Ведущий говорит

Ведущий:

Наш концерт,        

старания всех его участников,

ваше внимание,

тепло, настроение,

и эти цветы,

мы посвящаем сегодня «Чете достохвальной»

преподобным Кириллу и Марии Радонежским!

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...