Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Бибарсова Асия Хасяновна

Сценарий внеурочного занятия по внеурочной деятельности на тему "Татарский фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_tatarskiy_folklor.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                               Руководитель:Бибарсова А.Х.

                                       2017  г.

 Тема:Татарский  фольклор

.

 Цели:

  • Формирование знаний о жанрах татарского народного творчества.
  • Изучение  характерных черт татарского фольклора и пополнение знаний в этой области.
  • Содействие в развитии ребенка любознательности и внимания; в обогащение словарного запаса учащихся; мышления и коммуникативных навыков, творческих способностей.
  • Пробудить познавательный интерес к культурному наследию народа, способствовать формированию патриотических чувств, уважения к культуре и  национальным  традициям  татарского народа.

                      Ход мероприятия

1.Орг. момент.

(Звучит  татарская лирическая музыка «Курай»)

Дорогие ребята! Уважаемые гости! 

-Ребята ,оглянитесь вокруг  ,почему некоторые из вас одеты в национальные костюмы? О чем мы с вами поговорим  сегодня на  занятии?

(ответы учеников)

- Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить об очень важных вещах. У каждого человека есть своя малая родина, А как человек должен относиться к своей родине, к её истории, культуре?

(Любить, уважать национальные  традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…)

Значит мы поговорим о татарском фольклоре. Давайте вспомним ,что такое фольклор? –

(Фольклор - это устное народное творчество, в переводе с английского языка означает «народная мудрость».)

- Вы уже знаете, что фольклор выражается разными жанрами. Назовите их. (Ответы детей.)

- Сегодня мы совершим путешествие в старину, обратимся к фольклору, к старинным татарским обычаям, играм, пословицам, песням.

                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Костюмы (Костюмнар) (слайд 2-5)

Костюм наиболее яркий определитель национальной принадлежности.Для каждого народа его  костюм является наследием предков.

В национальном костюме татар  сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс.Национальной татарской обувью были сапожки (читек),ичиги. Татарские национальные головные уборы:

Тюбетейка- у мужчин ,у женщин-калфак.

Работа в группах

  1. Из предложенных вариантов одежды выбрать предметы, относящиеся к татарскому национальному костюму;
  2. Представить модель от каждой группы, одетую в атрибуты народного татарского костюма

(Одеть бумажные куклы)

(звучит музыка «Курай»

Бишек җыры (слайд 6)

Татарскому фольклору относится колыбельные(Бишек жыры) 

Традиция пения колыбельных песен пришла к нам из далекого прошлого

- С какой целью исполняются колыбельные песни?

(мама напевавала песни перед сном,когда укладывала ребенка спать)

- Как они поются?

(колыбельные песни поются нежно негромко)

-Что передавала мама через песню своему ребенку?

(Через песню мама передавала ребёнку свою ласку, любовь, нежность.)

- Считалось, что с шестинедельного возраста ребёнок понимает обращённые к нему слова, реагирует улыбкой на слова взрослых.

-Теперь все закрыли глаза  и на минутку представьте себя малышами

,вспомните, как ваша мама убаюкивала вас.

(Мама  убаюкивает свою дочь)

   Говорят: «Живое слово - дороже мёртвой буквы», а поэтому пословицы и поговорки - самый живой жанр устного народного творчества.

   У вас на столах в конвертах лежат  татарские пословицы. Вы должны собрать  разрезанные пословицы и объяснить смысл одной пословицы                                

(работа в группах)

(звучит музыка «Курай)

                   

Мәкальләр (слайд 7)

Туган илең – (туган анаң).

Кем әшләми – (шул ашамый).

Сабыр төбе – (сары алтын).

Җиде кат үлчә - (бер кат кис).

Әткәй – шикәр, (әнкәй – бал).

Эш беткәч, (уйнарга ярый).

Следующий жанр татарского фольклора Анекдоты (мезеклер)

Анекдо́т  — жанр фольклора — короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех .Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны.

(сценка Өлгермәгән ) Слайд 8

Кечкенә Шамил урамнан килеп кергәч, әнисе аның өс-башын күреп куркып киткән:

— Әбәү, ни булды, балам, кайда бу хәтле пычрандың?

Шамил:

— Егылдым ла...

Әнисе:

— Шушы өр-яңа  кулмеген беләнме?

Шамил:

— Ә мин аны салырга өлгермәдем ич...

 

Изучать татарский фольклор  нужно, чтобы не забывать устное народное творчество нашего края, передавать его из поколения в поколение.

К нам на урок сегодня пришла особая гостья Адикаева Магиря Закировна

Она  является  супербабушкой бабушкой  вашей одноклассницы Галии Бухминовой.

 Чем занимались  долгими зимними вечерами в деревнях ?

(На деревенских посиделках п девушки  готовили для себя приданное. Шили, вышивали. (открывает сундук). Вот  наволочки,вышитые вручную.

внучка: А там чем занимались?

Бабушка:   устраивали игры.

внучка: Әби, и нас научи этим играм.

Бабушка: Хорошо кызым научу,  зовите своих друзей.

Внуки: Кызлар, малайлар, килегез безгә, әбиебез уеннар өйрәтә (зовут своих друзей).

Девочки и мальчики: Исәнмесез!

 Бабушка: Бик яхшы! Это кольцо (показывает кольцо) осталось от моей бабушки. Я его очень берегу. На посиделках с этим кольцом мы  играли «Йөзек салыш» («Колечко»). Вы садитесь полукругом и готовите свои ладошки, у меня в руке колечко. У кого оно останется, вы должны угадать. Услышав слова: «Йөзек кемдә, йөгереп чык!» («Колечко, колечко, выйди на крылечко!»), у кого колечко в руке, должен выбижать в середину, а те, кто по краям с ним сидят должны его поймать. Если поймаете, то ему дадим задание (изобразить какого-нибудь животного, станцевать, спеть, рассказать стихотворение).

(Игра проходит под музыкальное сопровождение. )

Бабушка: Мин сезгэ уеннар өйрәттем, хәзер сез, миңа биеп күрсәтегез. 
                    Звучит музыка, дети начинают танцевать татарский парный танец.

Бабушка: Бик матур биедегез! Рәхмәт сезгэ! (останавливаются, бабушка всех выводит в одну линию, делают поклон и уходят.

Спасибо вам ,Магиря Закировна что пришли на наше занятие ,желаем вам здоровья,чтобы радовали нас своим присутствием.

«Угадай-ка».

Татарская кухня

Какие традиционные блюда татарской кухни знаете?

(очпочмак,чак-чак,губадия,перемеч,белеш.)

Эти блюда готовили наши прабабушки ,бабушки, продолжают готовить на- ши мамы

 Загадки. Табышмаклар (слайд 10)

Загадки – один из жанров татарского  фольклора. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а отгадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.

- Әйдәгез табышмаклар әйтешеп алыйк:

Иртә килә, кич кайта. (Кояш)

У Борынсыз чыпчык боз тишә. (Тамчы)

Утта янмый, суда батмый. (Боз)

Кат-кат тунлы, карыш буйлы (Кәбестә)

Ул җир астына төшкән,

Кып-кызыл булып пешкән.

Ашка тәм һәм төс бирер,

Аны кем белер?   (Чөгендер)

Үзе шома, күбеккә күмә,

Хуш исле, я, кем белә?  (Сабын)

Җәен соры, кышын ак,

Аңа шулай яхшырак. (Куян)

Бер нәрсә тегә белми,

Энәләр тагып йөри. (Керпе)

Оча – юк канатлары,

Чаба – юк аяклары,

Тышта булса өелә,

Өй гә керсә, җәелә. (Кар)

Агач түгел – яфраклы,

Күлмәк түгел – тегелгән,

Кеше түгел – сөйли,

Нәрсә ул? (Китап)

. Татарский народ очень любит сказки. Их очень много. Мы сейчас с вами вспомним названия  любимых татарских сказок

Татарские частушки, жанр башкирского и татарского музыкально-поэтического фольклора. Такмак исполняется в мелодическом стиле. Петь на свадьбах частушки(такмаклар) — замечательная татарская традиция. Какая же это свадьба(туй) — без задорного, зажигательного исполнения старинных и современных частушек для молодожёнов и их гостей. Татарские частушки можно выучить и спеть под гармошку или подготовить специальный оригинальный концертный номер.

 Такмаклар (слайд 11)

Шапшак сарыклар

Ике сарык юлга чыккан

Кулларында чемодан.

Иреннәрен буяганнар,

Ә битләре юмаган.

Тоз ялаучы тавык

Йорт кошларын ашатырга

Иртүк чыгам сарайга.

Тавыкларга тоз ялатам,

Печән салам казларга.

 

Гармунчы тавык

Иртән торып тышка чыксам,

Кырмыска утын кисә.

Кара сарык биеп йөри,

Сыер чәбәкәй итә.

 Хәйләкәр

Җырларга да мин оста,

Биергә дә мин оста.

Әти-әни эшкә кушса,

Мин авыру, мин хаста.

 Аягымда кызыл яулык...

Аягымда кызыл яулык,

Башларымда чабата,

Җәйнең эссе көннәрендә

Аягым карга бата.

Прослушивание детей.

Рефлексия.Составление  цветка ромашки по жанрам  татарского фольклора

Дересне девем иту жыр белен Яратыгыз туган илебезне!

Яратыгыз
Яратырга килдек без бу жиргэ,
Яратмаган йорэк яналмый,
Яратмаган йорэк-йорэк тугел,
Яналмаган йорэк - йорэк тугел-
Яратмыйча безгэ карамый.

Яратыгыз туган илебезне,
Яратыгыз туган телебезне,
Бернигэ дэ карамый,-
Мэхэббэтсез яшэу ярамый!

Яратулар булмый жинел генэ-
Кунеллэрне мен кат яралый.
Тик барыбер яратырга кирэк,

 Сагышларны таратырга кирэк,-
Яратмыйча безгэ ярамый.

Яратыгыз газиз аналарны,
Яратыгыз газиз балаларны,
Бер нигэ дэ карамый,-
Мэхэббэтсез яшэу ярамый

Яратмаган кеше яратмасын,
Андыйларга яну ярамый,
Яратырга кирэк Тахир кебек,
Яратырга кирэк Зехрэ кебек,-
Яратмыйча безгэ ярамый

Яратыгыз туган ягыгызны,
Яратыгыз туган телегезне
Бер нигэ дэ карамый,-
Мэхэббэтсез яшэу ярамый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Учитель: Ильченко Т.И.

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в 1 классе...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Технологическая карта внеклассного занятия по внеурочной деятельности "Моё настроение. Передай улыбку по кругу"

Внеклассное занятие.Класс: 1 класс«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» Образовательная программа внеурочной деятельности  по спортивно – оздоровительному направлению Раздел: Я и моё ближайш...

Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»...

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы"

Занятие  по теме « Совершенствование воображения».Цель: формирование  интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала.Задачи:обучающая: создат...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"

Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...