Азбука, 1 кл
методическая разработка (1 класс) на тему

Кулаковская Надежда Михайловна

Прощание с азбукой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchay_azbuka.docx375.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мы сегодня очень рады Ф889

  Всех приветствовать гостей.

  Всех знакомых, незнакомых,              

  И серьезных, и веселых.

Праздник начинается, все улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать

Первый класс, первый класс   Пригласил на праздник вас.

на доске
"Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться”.

учитель:

     Дорогие ребята! Сегодня у нас  праздничный урок.  Вы закончили читать  первую книгу - “Азбуку”. Совсем недавно, первого сентября, вы переступили порог школы и стали учениками. За это время вы научились читать, считать и писать. А научила вас этому - “Азбука”. Было  у всех желание научиться скорее -  читать. Много мы все приложили для этого усилий.  

Почему мы наш учебник Азбукой зовем?

 А другие называют книгу Букварем?

Книгу, что знакомит с буквой

 Букварем назвали встарь,

 В честь славянских «аз» и «буки»

 Назван Азбукой Букварь.

Учитель: А знаете ли вы, кто напечатал первую Азбуку на Руси?

Первопечатник Иван Федоров

 Им создан был первый учебник толковый,

В нем азбуку грамоты он изложил.

1.За окном снежинки пляшут,

Сказки зимние даря                                      

Первый праздник в первом  классе –

Это праздник букваря                   День прощанья с Азбукой!

2.Нашим куклам, нашим мишкам

Отдохнуть сейчас пора

Нам, девчонкам и мальчишкам

Дорог праздник букваря.

3.К новым знаньям, к новым книжкам

Мы теперь спешим, друзья

Здравствуй, праздник, школьный праздник

День прощанья с Азбукой!

4.Весь букварь мы одолели,

Потрудились мы не зря

Здравствуй, праздник, школьный праздник

Славный праздник букваря!

Звучит музыка. Появляется Азбук (начало 31 секунда до 1:10 музыка убавляется)

Азбука:  Вот и я, мои друзья! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!

Только в школу вы пришли —

Встретилась я с вами.

Дни учебы потекли,

Стали мы друзьями.

Я учила буквам вас,

И письму, и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А еще терпению.

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать,

Очень грамотными стали,

Поумнели, возмужали,

И хочу сказать сейчас:

Рада я, друзья, за вас!

А где же мои помощники-буквы?

Учитель: Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова,  и весь алфавит появится перед тобой: «Шарма, фарма, туквы, муквы, Дети, превращайтесь в буквы».  Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита. 

А какие же буквы на празднике будут главными? Давайте их назовем. Уважаемая, Азбука! Принимай парад букв!

Азбука: Есть принимать парад!
А, ну-ка, буквы встаньте в ряд:
Я – командир, вы – мой отряд !

Буквы строятся и рассказывают стихи.

  1. А – начало алфавита

тем она и знаменита

А узнать её легко:

ноги ставит широко

  1. Буква А, Буква А

Алфавита голова

Знает Вова,         

Знает Света,

А похожа на ракету

  1. Буква Б проснётся рано

Буква Б – бочонок с краном

Умывайся! будь здоров,        

Богатырь Борис Бобров!

  1. Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки        иттт

        

  1. Этот домик – буква Д

В домике – окошко

Из трубы идёт дымок,

А в окошке - кошка        

  1. Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная        

  1. На дворе такая жалость!-

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,        

буква Е зато осталась.

  1. На калитку посмотри,

Чем она не буква И?        

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок

  1. На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит        

Буквой К на нас глядит

  1. Ай да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К

  1. Палочка и палочка,

Между ними галочка        

И понятно сразу всем:

Получилась буква М

  1. Нина шила  маме платье,

Не вставала целый час

Не годится маме платье,        

Но… для куклы в самый раз

        

  1. Н – натянутая сетка

Сетку держат очень крепко

Приходите к нам во двор        

Поиграем в волейболмтт

  1. Буква П в спортивном зале

Перекладиной назвали

- Ну-ка, милый, не ленись,        

Подойди да подтянись

  1. Дома букву П найдем

Заглянув в дверной проём        

  1. Влез на букву озорник:

Он решил, что

П – турник                          

  1. Когда я сосульку ел,

Было очень вкусно

А потом я заболел-        

Стало очень грустно

  1. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок          

  1. Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё        

Можно сделать е на ё

Я (выходит вперед, начинает хвастаться). 

                          Посмотрите на меня,

                          Разве я не хороша?

                          Не худющая, как А,

                          И не толстая, как Ш!

                          Ножку вправо отведу

                          К букве я соседней,

                          Не хочу теперь в ряду

                          Я стоять последней.

(Обращаясь к Азбуке.) 

                          Книжка первая моя,

                          Пожалей ты букву Я,

                          Разреши минут хоть пять

                          Первой в азбуке стоять!

итьрпрнрнп

  Азбука.          Ай-ай-ай, мне очень стыдно

                          И за алфавит обидно.

                          Как ты можешь, буква Я,

                          Подводить сейчас меня?

                           В алфавите всем известно:    

                          Хвастунишкам тут не место!

                           Знают буквы все отлично:

                          Якать просто неприлично.  

                          Буквы людям все нужны,

                          Этим буквы и дружны.

                          Дело тут совсем не вместе.

 Все буквы. Дело в том, что все мы вместе!

Буква Я становится в строй.

Азбука. Спасибо моим помощникам-буквам, им пора  превращаться в учеников (говорит волшебные слова):

«Шарма, фарма», — я скажу,

Покажу пять пальчиков,

Буквы, превращайтесь

В девочек и мальчиков.

После этих слов дети снимают шапочки.

Ученик 1. 

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,                              
Подружились сказки с нами.

Ученик 2. 

Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,                                                
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"

Ученик 3. 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"                    
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
 

Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

Учитель: Ребята, мы прощаемся с книгой, которая познакомила нас с интересным, занимательным миром чтения. Теперь мы отправимся в новую страну, страну Литературию (слайд 3)

Все сели удобнее. Можно начать путешествие. А начнем мы его с веселой игры “Это я, это я! Это все мои друзья”  (слайд 4 с фотографиями детей)

Кто ватагою веселой,
Каждый день шагает в школу?

Кто мороза не боится,
На коньках летит как птица?

Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?

Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Кто из вас приходит в класс,
С опозданием на час?

Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
ьщз

Кто домашний свой урок,
Исполняет точно в срок?

Песня «Учат в школе»

      Я  думаю, что жителям этой страны надо сообщить, что мы к ним в гости собираемся.  Я приготовила письмо, его необходимо отправить, но прежде нужно подписать адрес. Письмо получилось такое:

      “Дорогие жители страны Литературии! Спешим Вам сообщить, что мы научились читать и сегодня прощаемся с Азбукой. Но хотим ещё узнать много полезного и интересного, поэтому очень нам хочется побывать в вашей стране. Возможно ли это? Ждём ответа.”

         Ну, что подпишем?  Учитель пытается подписать конверт, но ручка выскальзывает и падает.

       Что происходит? Я не могу подписать письмо! Дети, мне кажется, что нам кто-то хочет помешать отправиться в страну Литературию. -  Сегодня мы должны попрощаться с “Азбукой”, но знания, которые она нам дала, мы возьмем в страну Литературию. В этой стране мы познакомимся с новыми литературными произведениями. Но попасть в нее может только тот, кто много читает, у кого в груди бьется доброе сердце.

Появляется буква А,  плачет.

Учитель: Что случилось?

Буква А: Клякса! Отвратительная клякса пробралась в Азбуку! Она ссорит буквы друг с другом. Она хочет их выгнать из книги. Меня уже выгнала.

Учитель: Что же делать? Нет, ты успокойся, мы с детишками обязательно что-нибудь придумаем.

Буква А:  Что уж тут думать?! Ведь вы даже своё письмо не можете подписать (плачет). Клякса ведь когда узнала, что вы письмо в Литературию пишите, расхвасталась: “Гласные запрячу под замок, звонкие согласные зарою глубоко, а глухие спрячу поблизости, их всё равно не слышно”.

Учитель: Да, ребята, в сложную ситуацию мы попали. А без письма нас никто там не встретит. Нам предстоит потрудиться. Мы найдём кляксу и выпроводим с праздника! Согласны?!

Буква А:  Ещё как правильно.

Учитель: Ну, что ж, отправляемся на поиски злодейки. Для этого нам нужно выдержать несколько испытаний.  Читай нам заклинание, оно нам поможет.

БукваА: Ширли-мырли, капитужда! Ширли-мырли, капитужда!
Повторяйте за мной дружно!
 Ребята, вам сейчас предстоит выполнить первое задание, которое я вам  предлагаю.   

Загадки.

1. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино.
И известна всем давно,
Эта милая мордашка.
Он зовется …(чебурашка)

2.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота,
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …(айболит)

3.Деревянный шалунишка,
Подружиться мог бы с книжкой.
Но в театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал
. (Буратино)

4.Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее.

5. Он любил до объеденья

Торт, варенье и печенье.

Жил на крыше молодец,

Его звали … (Карлсон)

6. Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Там, на неведомых дрожках,

Дом её на курьих ножках.  (Баба Яга)

7. Человек немолодой,

С очень длиной бородой,

Обижает он Мальвину,

И Пьеро, и Буратино.

Знает кто-нибудь из вас?

Кто же это? (Карабас)

Азбука: благодарю за правильно выполненное задание.

Появляется буква Б.

Буква Б: Купите бублики! Бараночки купите!

Буква А: Какие бублики? У нас очень важное дело. Пропустите нас, пожалуйста.

Буква Б: Бросьте! Берите белые бублики и бараночки! Быстрее! Больше! Больше!

Азбука: Ребята, берём ручки, карандаши, фломастеры и быстро рисуем много-много бубликов, баранок! Иначе мы дальше не продвинемся.

 Учитель: Что же тогда станет с буквами, даже и подумать страшно!

Дети берут карандаши, фломастеры и на приготовленных ватманах рисуют.

Буква Б Ходит, смотрит, как дети рисуют и приговаривает: больше, больше берите бубликов! Больше!

Учитель: Ну, что, госпожа, наверное, дети достаточно нарисовали для тебя?

Азбука: (обращается к букве Б) Скажите, уважаемая, вы случайно не видели Кляксу?

Буква Б: Как же не видела?! Клякса сбежала. Она уехала на поезде! Ха-ха-ха!   Буква Б  убегает, кривляясь.

Азбука: Ребята, скорее садимся в вагон! Поехали!

Учитель: Её немедленно надо догнать, иначе у нас ничего не получится.

Дети строятся “паровозиком”, впереди Азбука.

Звучит песня “Голубой вагон”, но паровозик не может тронуться.

Учитель:  Что случилось?

Азбука: Путь закрыт. Клякса разобрала все рельсы, дома, спилила все деревья. Ребята,  нужно выполнить задание кляксы.

 Отгадай имя литературных героев.

1.  Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная).

2. Я большой друг Чебурашки.

3.  Как звали слепого кота, товарища лисы Алисы? (Кот Базилио)

 4.  Кукла с голубыми волосами? (Мальвина)

5.  Я лучший в мире друг. (Карлсон)

Азбука: Ну, вот и починили путь. Можно отправляться.

Вновь звучит песня, ребята “едут” по кругу. Садятся на места.

Учитель: Ребята, но клякса ещё не успокоилась. Она приготовила очередное испытание. Ну, что, готовы выполнить  задание?

Составить из букв слова  (буквы на доске)

Л  И С А  

Р А Ж И Ф (жираф)

Б Е Р З А (зебра)

К О Ш К А

Молодцы, ребята! Вы замечательные знайки!

Азбука: Да, ребята, вы просто умнички! Буквы все свободны! Но кляксу мы так и не нашли. Стоп! А кто это здесь бормочет?

Заглядывает за шторку, а там Клякса, дети выгоняют её с праздника.

Учитель: Наконец-то, мы можем подписать наше письмо и отправить в Литературию. Все вместе подписываем письмо, его забирают родители и уходят из класса.

Учитель: Ну, что ж, дети, теперь будем ждать приглашение от жителей этой страны. А сейчас немного отдохнём и поиграем!

Песня «Медленно страницы мы листали вдаль» («Голубой вагон»)

Игра “Хлопалка”.

Хлопают только те, кто причисляет себя к данной категории – школьники.

Хлопают все присутствующие.

Хлопают только те, кто любит вкусно поесть.

Хлопают только те, кто ни разу не опаздывал на уроки.

Хлопают только те, кто любит каникулы.

Хлопают только те, кто любит “Сникерс”.

Хлопают только те, кто любит учиться.

Хлопают только те, у кого отличное настроение.

Выходит буква Б.

Буква Б: 6лц

Да, много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставить в чёткий ряд.
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

Азбука:

Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишним.
А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам.

Учитель:

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях и на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроют путь от А до Я.

Раздаётся стук в дверь. Возвращаются родители вместе с «литературным чтением» с приглашением в страну Литературию.

Литературное чтение:  Я пришла к вам из страны литературии, наши жители приглашают вас в гости и дарят вам в подарок книгу, которая называется «Родная речь». Я знаю, что вы, ребята аккуратные, и всё же я хочу,  вам напомнить,  как нужно обращаться с книгой.

Слайд 10. Правила:
1. Нельзя  писать и рисовать на ней.
2. Перед тем, как взять книгу, посмотри чистые ли у тебя руки.
3. Не загибай углы у страниц, пользуйся закладками.
4. Чтобы книга дольше служила тебе, обверни ее.
5. Придерживаясь этих правил, ты сбережешь свои книги в показательном состоянии.
литературное чтение: Обещаете бережно относиться к книгам.
Все: Обещаем!
литературное чтение: Обещаете стать активными читателями нашей библиотеки.
Все: Обещаем!

Литературное чтение раздает детям книги «Литературное чтение»

Азбука: Я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке и на каждой страничке в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои.  

1.Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.                              
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.

2.Мы Азбуку прочли до корки.
Нам по чтению пятерки.
Позади не легкий путь
Слогового  чтения.                      
Нам сегодня выдают
Удостоверения.

3.В том, что мы “Азбуку” прочли,        

Полный курс наук прошли,

4.И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.                  

Девочка.

Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру сказок нас ведут.

Мальчик.

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: "Спасибо!" –
Расставаться нам пора!

Девочка.

Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных нам дала немало!
И теперь мы – лучшие друзья!

Мальчик. 

Мы хотим сказать тебе "спасибо!"
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: "До свиданья!"
"Здравствуй", – новой книге говорим!

До свидания, до свидания

А на следующий год

Азбука читать научит                          

Тех, кто в  первый класс придёт.

Азбука: Ну что ж, пришла пора расстаться, Осталось только попрощаться. В память обо мне я дарю вам подарки.  Детям вручаю удостоверения об усвоении Азбуки.  Звучит музыка. До свидания

Учитель. До свидания, Азбука, до свидания. Давайте на прощанье   споем.

Исполнение песни «Если с другом вышел в путь»

Учитель: Ребята умные у нас,

Экзамен сдали в тот же час,

Вы все порадовали нас,

Давайте ж чай попьём сейчас!

C:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Лена\смайлики\картинки\school2-22[1].jpgC:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Лена\смайлики\картинки\1191268944_c4104[1].jpg

        

Теперь  мы находимся в городе «ЧАСТУШКИ»

(Дети поют частушки.)        

Ученик 1:
Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.

C:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Лена\смайлики\картинки\2a47b024bb070ae8259d21a3a50b973a_full[1].jpg

Ученик 2:
Мы в нарядах нынче новых,  и у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!

Ученик 3:
Разбудите меня ночью,в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки!

Ученик 4:
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ученик 5:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

Ученик 6:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

А    БЭ   ВЭ    ГЭ   ДЭ   Е  Ё  ЖЭ   ЗЭ  И  Й  КА   ЭЛЬ   ЭМ   ЭН  О  ПЭ  ЭР   ЭС  ТЭ  У  ЭФ  ХА  ЦЭ  ЧЕ  ША   ЩА  Ъ   Ы  Ь   Э   Ю   Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...