Предметное внеклассное занятие " В гостях у Алфавита"1 класс
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Предметное внеклассное занятие " В гостях у Алфавита"1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnoe_zanyatie_v_gostyah_u_alfavita.docx98.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:  В гостях у Алфавита

  1. Приветствие.

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Сегодня вы будете работать в группах. А помогут вам в этом ваши знания и умения работать дружно.

Какие правила нужно помнить и соблюдать, работая в группе?

  1. Не говорить всем сразу.
  2. Всем смотреть на говорящего.
  3. Перед работой нужно договориться, кто что будет делать.
  4. Не спорить зря, а доказывать и объяснять.
  5. Стараться понять друг друга.

  1. Определение темы урока и постановка задач.

-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.

У детей на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и напечатать их на доске.

http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/Alfavit.files/image002.gif

http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/Alfavit.files/image004.gif

 

Так, какая тема занятия? АЗБУКА и АЛФАВИТ.

-Что хотите узнать об азбуке и алфавите?

-Кто скажет, что такое алфавит? (ответы детей)

-Что такое азбука?

-Алфавит и азбука отличаются друг от друга?

-Кто знает, что обозначает слово «алфавит»? слово «азбука»

-Где можно узнать их значения?

-I группа узнает значение слова «Алфавит»

-II группа –слово «Азбука»

Выступление групп

Вывод: Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Слово “алфавит” – греческое. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита…Именно так и возникло слово «алфавит».(на столах греческий алфавит, рассматривают)

       Слово «азбука» русское, оно появилось позже, но образовано так же – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”.Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». Посмотрите внимательно.

-Кто придумал азбуку?

   В 9 веке в Византии в г. Солунь жили два брата – Константин и Мефодий.  Были они люди умные, образованные. Их послали рассказать славянам о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл. Умели славяне пахать и косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Кирилл много работал. В 863 году азбука была готова.

Может кто-то из вас догадался, как называется теперь эта азбука?

Ученики: Кириллица…

Учитель: - Верно. Эта азбука так названа по имени Кирилла.  Названия букв должны были напомнить людям о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они создали первую славянскую азбуку. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

Славяне отмечают 24 мая- День славянской письменности и культуры.

- Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

-Сколько букв в русском алфавите?

-Сколько гласных и согласных?

-Русский алфавит относится к кириллическим алфавитам и на сегодняшний день включает 33 буквы. 21 буква служит для обозначения согласных звуков: Гласные звуки обозначают следующие 10 букв. 2 буквы русского алфавита не обозначают звуков: ъ, ь.

А вот слово « Азбука» имеет и другое значение, как вы думаете какое?

-Да, правильно –Азбука-это название учебника.

-Кто из вас слышал о том, когда и кто написал первый русский букварь?

Первый букварь

         Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас – букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.

       Писатели составляли для лёгкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз – я, буки – буквы, ведаю – знаю. Глаголю – говорю, добро – хорошо, есть – жить… Или: рцы – говори слово твердо. Сочиняли стихи, была даже азбучная молотва.

Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле.»

-Что такое азбука, алфавит? Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Правильное название букв является показателем культуры человека. Поэтому мы должны хорошо знать порядок букв и их названия.

Как вы думаете, хорошо ли знаете алфавит?(желающие говорят алфавит)

 1. Игра «Отгадай  слова».

Отгадайте слово, если вы знаете, что первая и третья  буквы в слове стоят в алфавите четырнадцатой, а вторая и четвёртая в алфавите первая (мама).

В этом слове первая буква в алфавите-18,вторая-16, третья- 5, четвёртая- 10, пятая-15, шестая-1 (Родина).

В нашем третьем слове первая буква-14, вторая-10, третья-18(мир).

2.«Угадайка». ( в паре)

Угадайте слова:

1пара: 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1  (грамота)

2 пара: 21, 25, 10, 20, 6, 13, 30  (учитель)

3 пара: 9, 15, 1, 15, 10, 33  (знания)

4 пара: 1, 9, 2, 21, 12, 1  (азбука)

3.«Запоминайка».( в группе)

 Послушайте разговор сына с папой и запомните слова на букву В.

- Папа! Отгадай, что у меня в кармане на букву В?

- Винтик.

- Нет.

- Ватрушка.

- Нет.

- Водопроводный кран.

- Нет.

- Восемь конфет.

- Нет.

- Ворона.

- Нет.

- Верблюд.

- Какой ещё верблюд?

- Игрушечный.

- Нет.

- Ну тогда я сдаюсь. Говори, что у тебя в кармане?

- Ничего.

- Как это ничего? Ведь ты же сказал на букву В!

- На букву В – это воздух. Карман пустой. Понятно!

- Понятно! И очень хорошо, что пустой. Нечего набивать карман всякими предметами.

Вспомните слова, которые вы услышали на букву В и найдите их на столе

Сколько слов вы нашли на букву В? (7)

Назовите эти слова!

А теперь в группах расположите эти слова в алфавитном порядке.

(Ватрушка, верблюд, винтик, водопроводный кран, воздух, ворона, восемь).

Как располагали эти слова в алфавитном порядке?

Какие возникли затруднения?

Какой сделаете вывод?

Расположите в алфавитном порядке имена детей своей группы. Постройтесь в алфавитном порядке.

              4.Следующая  игра «Алфавит – художник».(индивидуально)

            Соедините  буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.

   ( Первые, закончившие задание начинают раскрашивать  картинку). 

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/210349/img2.jpg

Подведение итогов занятия.

-А теперь проверим как какие внимательные вы были на уроке.Вспомните о чем мы говорили на уроке и подготовьте вопрос по данной теме задайте этот вопрос.

ота в парах. Вставить пропущенные буквы. Какое получилось слово по буквам?

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж  З  И  Й  К Л ?Н  О  П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Й  К Л  М Н ? П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж  З  И  Й  К? М  Н  О  П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж З  И  Й  К Л  М  Н ?П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г ? Е Ё  Ж  З  И  Й  К Л  М  Н  О П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж  З  И  Й  К Л  М  Н  О П  Р   С  Т У  Ф Х  ?  Ч  Ш  Щ    ъ   Ы  ь  Э  Ю Я

А  Б  В  Г Д  Е Ё  Ж  З  И  Й  К Л  М  Н  О П  Р   С  Т У  Ф Х  Ц  Ч  Ш  Щ    ъ   ?  ь  Э  Ю Я

-Какое слово получилось?

(МОЛОДЦЫ)

Кто доволен работой своей группы? (аплодисменты)

Кому где  понравилось работать: в группе, в паре или индивидуально?

Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

Благодарю вас за работу!

Надеюсь, полученные знания и навыки помогут вам быть грамотными и интересными в общении с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Алфавиту

ознакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать умения использовать алфавит на практике; способствовать развитию орфографической зоркости; расширять кругозор учащихся; развиват...

Внеклассное занятие по математике в 1 классе "В гостях у сказки"

Тема:                   «Числа от 1 до 10. ...

Тематическое планирование занятий "В гостях у Риторика" 2 класс

Тематическое планироваие внеурочной деятельности во 2 классе "В гостях у Риторика" в соответствии с требованиями новых ФГОС...

Занятие по этике в 1 классе «Приходите в гости к нам»

Данная разработка содержит конспект занятия по этике,целями которого являются : воспитание культуры поведения во время приёма гостей; научить правилам поведения в гостях; развивать коммуника...

Внеклассное занятие "В гости к мудрой вороне" 1 класс

Внеклассное занятие проводится в виде путешествия в сказку,дети работают в группах,используетсянгаглядный материал...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Внеурочное занятие по русскому языку «В гости к алфавиту», 1 класс

Конспект внеурочного занятия "В гости к алфавиту" разработан для 1 класса.Цель занятия: ознакомить с алфавитом и его ролью в жизни людей, формировать использование алфавита на практике....