"Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО", презентация
методическая разработка

Выступала на августовском совещании для педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nosova_l.l._29.08.2018_.ppt181 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС Носова Любовь Леонидовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10», педагог дополнительного образования МБУ ДО «СДЮТиЭ» город Нижнекамск, НМР РТ

Слайд 2

Основная задача современного образования в условиях ФГОС второго поколения заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся. Лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребёнка. А интересы младшего школьника определяются не только потребностями, сформированными в процессе воспитания и обучения, но и заложенными в него самой природой .

Слайд 3

Я. А. Коменский рассматривал окружающий мир как начальный способ обучения и развития думающего человека и советовал приучать учащихся «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней». Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым как семья, дом, друзья, город, река, лес.

Слайд 4

Краеведение - это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. «Край» – понятие условное. Это может быть и город, и район, и улица. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Слайд 5

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники». Д.С. Лихачев, академик

Слайд 6

Роль педагога Через использование краеведческого материала на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине .

Слайд 7

Значение использования регионального компонента Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у студентов научного мировоззрения, воспитанию нравственности. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность. Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже самостоятельного открытия.

Слайд 8

Критерии отбора краеведческого материала При отборе краеведческого материала к уроку следует учитывать следующие. Краеведческий материал должен быть: а) органически связан с программным материалом; б) доступными для учащихся по содержанию и объему; в) образными и эмоциональными, стимулировать познавательный интерес к изучению предмета; г) способствовать усвоению ключевых знаний и умений; д) отражать уникальность региона, его неповторимый характер.

Слайд 9

Использование краеведческого материала основывается на следующих принципах, вытекающих из общедидактических требований к процессу обучения. К этим принципам относятся: Принцип междисциплинарности , согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими учебными предметами; Принцип систематичности , состоящий в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения истории; Принцип тематичности , предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме рабочей программы; Принцип когнитивности , предполагающий познание обучающимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания; Принцип толерантности , предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры.

Слайд 10

Уровни использования регионального компонента Преподавание с использованием регионального компонента в обучении предполагает как минимум три уровня познавательной работы обучающихся 1) получение учащимися «готовых» со слов учителя и из федеральных и региональных учебников; 2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся; 3) углубленный исследовательский поиск.

Слайд 11

Виды работы с региональным компонентом: самостоятельная работа обучающихся с письменными и вещественными источниками; экскурсии, экспедиции по родному краю, осмотр памятников истории и культуры; ученические исследования (подготовка проектов, сообщений, докладов); встречи с интересными людьми; создание видеофильмов и т.д.

Слайд 12

Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта).

Слайд 13

Исследовательские мини - проекты Моя родословная. Как возникла моя фамилия, мои выдающиеся однофамильцы. Что означает мое имя и отчество. Имя Победы - на карте Нижнекамска. Где мои корни? Первооткрыватели Нижнекамской нефти и газа. Почетные граждане Нижнекамска. Выдающиеся деятели культуры.

Слайд 14

Заключение Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Доказано, что историческое краеведение является источником конкретизации излагаемых учителем общеисторических фактов и является одной из важных отраслей исторического образования. Главная задача учителя истории – заинтересовать подростков процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.

Слайд 15

Литература 1. Вавилова О.Л. Регионалистика [Текст]/ М., 2005 2. Краеведение: Пособие для учителя [Текст]/ А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987. – 158с. 3. Лукиева Е.Б. Историческое краеведение [Текст]/ Учеб. пособие Том. политехн. ун-т. - Томск, 2003. - 156 с. 4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение[Текст]/ Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1987. 231 с. 5. Пирожков Г.П. Краеведение [Текст]/ учебник. Тамбов; М.; СПб.; Баку, Вена, 2006. 272 с. 6. Строев К.Ф. Краеведение [Текст]/ Учебное пособие для студен-тов естест.-геог. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение. 1974. – 143с.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!