Занятие внеурочной деятельности " Выразительное чтение" по теме " Биография и творчество А.С.Пушкина"
план-конспект занятия (3 класс)

Медведева Валерия Валерьевна

Данное занятие может использоваться как материал при проведении занятия внеурочной деятельности "Выразительное чтение"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнце русской поэзии (Жизнь и творчество А.С. Пушкина) Занятие внеурочной деятельности «Выразительное чтение»

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

Слайд 3

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. 1800-1802

Слайд 4

Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин. 1824.

Слайд 5

Мать, Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу . Н.О. Пушкина. 1800-е гг. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал: "Арап Петра Великого" А.П. Ганнибал

Слайд 6

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Сергеевна Лев Сергеевич Александр Сергеевич

Слайд 7

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. Ганнибал Мария Алексеевна Яковлева Арина Родионовна

Слайд 8

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.

Слайд 9

В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин. «Записки о Пушкине». Комната Александра Пушкина

Слайд 10

Антон Антонович Дельвиг Иван Иванович Пущин Близкие друзья Пушкина по Лицею. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Слайд 11

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены. "Пушкин в Царском Селе«.(Картина И. Репина, 1911.)

Слайд 12

С имением своей матери, селом Михайловским в Псковской губернии, Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г. Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я – когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был – Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; - годы Промчалися - и вы во мне прияли Усталого пришельца. Михайловское

Слайд 13

Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком. А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!» Тригорское

Слайд 14

Чуть более двух лет длилась ссылка в с.Михайловское. Она закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву. В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Слайд 15

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате Квартира Пушкина в Москве на Арбате С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. Квартира Пушкина в Петербурге на Набережной Мойки

Слайд 16

Старшая дочь Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.) Старший сын Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.) Младший сын Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.) Младшая дочь Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.) У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

Слайд 17

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг. 8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Слайд 18

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г. "Солнце русской поэзии закатилось",- написал В. Жуковский.



Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности « Солнце русской поэзии»

(О жизни и творчестве А.С.Пушкина)

для обучающихся  3Б класса МОУ «СОШ №11»

Разработала учитель начальных классов

      Медведева В.В.

                       

   

ЦЕЛИ:   1. Закрепить у обучающихся знание сказок А. С. Пушкина.

               2. Развивать образное мышление, память, речь.

               3. Прививать интерес к русской литературе, творчеству поэта.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет А. С. Пушкина, картины из сказок, рисунки обучающихся  из сказок А.С. Пушкина, « Чудесный мешочек» с вещами : зеркало, петушок, корона, яблоко, рыба, веревка.

                                                ХОД    Занятия:

Выходят двое обучающихся для сценки:

Внук. -Бабушка, расскажите мне сказку. 
Бабушка. -А какую хочешь сказку, внучек? 
Внук. -Бабушка, а разве сказки бывают разные? 
Бабушка. -Есть сказки волшебные. Они могут все. Превратить лебедя в девицу, лягушку – в царевну, молодца в комара, а за одну ночь построить серебряный дворец.
Внук. -А есть еще сказки про зверей. 
Бабушка. -Правильно, но в них нет волшебных превращений. 
Внук. -Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. 
Бабушка. -А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки. 
Внук. -Бабушка, а почему А. С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Бабушка. - «Сказка – ложь» оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит понимать чужую беду. 
Внук. - Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее. 
Бабушка. -Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

Вступительное слово учителя: А. С. Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем  детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». Сегодня наше занятие  посвящается творчеству  Пушкина.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О А.С. ПУШКИНЕ

Вопросы по презентации

  1. Где родился А.С. Пушкин?  ( В Москве)
  2. Когда он родился?  ( 6 июня  1799г. )
  3. От кого маленький  Пушкин узнал русские народные сказки?   ( От няни Арины Родионовны)
  4. Сколько сказок написал поэт?  ( 7; 5 и 2 не закончил)
  5. Перечислите эти сказки   ( « Сказка о царе Салтане»… , « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о золотом петушке»,  «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

 Учитель: А.С.Пушкин писал не только сказки, но и стихотворения.

Выходят дети и читают стихи:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

_____________________

   Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

 КОНКУРС « ЛУЧШИЙ ЗНАТОК СКАЗОК».

  1.  Назовите сказку, из которой взяты эти строки:

            Жил старик со своею старухой

            У самого синего моря;

            Они жили в ветхой землянке ровно…

            тридцать лет и три года.

            Старик ловил неводом рыбу,

            Старуха пряла свою пряжу.  ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

            2.Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.   (« Сказка  о царе  Салтане»)

              3.Нужен мне работник:Повар, конюх и плотник.Где найти  такого

Служителя не слишком дорогого?   (« Сказка о попе и о работнике его Балде»)

4.Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?  ( « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Учитель: И снова ребята нашего класса подготовили стихотворения А.С.Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе………

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе………

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Ну, а теперь, ребята ,предагаю Вам  решить познавательные математические задачи:

1.Первое свое стихотворение А.Пушкин написал в 6 лет на французском языке, на тот момент няне Арине Родионовне было 35 лет. На сколько лет была старше няня?(на 29)

2. А.С. Пушкин был зачислен в лицей 14 августа 1811 года. Лицей он окончил -9 июня 1817 года. Сколько лет проучился Пушкин в лицее? (6)

3. Петя прочитал 5 сказок А.С.Пушкина, а Ваня- в 2 раза больше.Сколько сказок прочитал Ваня? ( нисколько, т.к. у Пушкина- 5 сказок)

4. У А.С.Пушкина было 5 основных мест: Мемориальный музей в Царскосельском лицее (г.Пушкин), Музей-заповедник в Михайловском (Псковская обл.), Музей-заповедник в Болдино (Нижегородская обл.), Мемориальная квартира на Арбате (г. Москва) и Музей-квартира на Мойке (Санкт-Петербург). В одном из этих замечательных мест побывал ваш одноклассник. Сколько мест осталось посетить мальчику?

Выходит ученик и рассказывает об экскурсии в музей А.С.Пушкина.ПРЕЗЕНТАЦИЯ

КОНКУРС « УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО СЛЕДУЮЩИМ СЛОВАМ»

  1. Откуп,  дурачина,  корыто, старуха, изба, рыбка.  ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Базар,  лошадь, жадность, работа, повар, плотник, оброк, море.  ( «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
  3. Царь, сёстры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата.  ( « Сказка о царе  Салтане»…)
  4. Терем, зеркальце,  путь – дорога, месяц, ветер, свадьба.  ( « Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
  5. Петушок, рать, воеводы, мудрец, шатёр, звездочёт.  (« Сказка о золотом петушке»)

ВОПРОСЫ ПО СКАЗКАМ.

1. Сколько было богатырей в « Сказке о мёртвой царевне»?  ( 7 богатырей)                           . 2. Куда  укусил шмель сватью бабу  Бабариху?  ( В нос)

3. На каком острове выстроил дворец Гвидон?   ( На острове Буяне)

4. Царь  Дадон – персонаж какой сказки?    ( « Сказки о золотом петушке»)

5. Живёт он в поповом доме,

    Спит себе на соломе,

    Ест за четверых,

    Работает за  семерых.  ( Балда)

6.Какие  чудеса были за морем в « Сказке о царе Салтане…»?  (Белка грызла золотые орешки, 33 богатыря, Царевна – Лебедь.)

КОНКУРС  « ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

  1.  «И клюка и бородавка, а зовут её …»  ( Чернавка)
  2. «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»   ( Царевна – Лебедь)

  1. « Долго у моря ждал он ответа, не дождался,

   К старухе воротился…»   ( Старик)

  1. « Золотой грызёт орех,

  Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает

 Кучки равные кладёт

 И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе…»   ( Белка)

        5. Жил  старик со своею старухой

У самого синего…»        (моря).

6.Родила царица в ночь

      Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому…   ( зверюшку).

        7.Белка песенки поёт,

Да орешки всё…  (грызёт).

8.Нужен мне работник: повар, конюх и …  ( плотник).

9.Ах, ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне …   ( назло)

10.Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка…   ( Золотого петушка)

КОНКУРС « УГАДАЙ – КА!»

Вам предстоит по рисункам на доске узнать название сказки и ее персонажей

 Внеклассное занятие заканчивается стихотворением и общей песней.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Исполняется песня на мотив «Маленькая страна»

1. Не за горами, за лесами

Пушкинская страна -

Может, средь книг в читальном зале

Встретится вам она.

Там чудо-озеро клубится,

Там зла и горя нет,

Сказок чудесные страницы

Дарят нам добрый свет.

Припев.

Пушкинская страна, пушкинская страна,

Это страна волшебных сказок,

Тайн и чудес полна.

Пушкинская страна, пушкинская страна,

Там, где всегда светло и ясно,

Где круглый год весна.

2. Годы летят, как будто птицы,

И нужный час придет:

С детством придется нам проститься -

Взрослая жизнь зовет.

Но пронесем мы через годы

В сердце своем весну

И сохраним в душе надолго

Пушкинскую страну.

Припев.

                     

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МЕРОПРИЯТИЯ

     

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Тема: «Изучаю творчество А. С. Пушкина»

Использование собранного теоретического материала на уроках литературного чтения,  как в начальных классах, так и при переходе в среднее звено....

А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество

Содействовать воспитанию умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи поэта; интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей...

Презентация на тему : "Жизнь и творчество А.С.Пушкина."

В данном материале подчёркнуты основные интересные моменты жизни и творчесва А.С.ПУШКИНА....

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество А.С. Пушкина- сказки" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество А.С. Пушкина- сказки" 1  класс Школа России...

Тема: Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Цели деятельности учителя:- познакомить с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова;- познакомить с произведением «Горные вершины»;- развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать ...

Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»

В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....