В гостях у матрёшки (развлекательно - познавательное мероприятие).
методическая разработка (3, 4 класс)

Лореш Ольга Владимировна

Познакомить учащихся с историей возникновения русской матрёшки, отличительными особенностями росписи различных их видов; развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного; воспитывать любовь к народному искусству, гордость за мастеров и художников родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_matryoshki.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развлекательно – познавательное мероприятие

(для учащихся 3 – 4  классов).

В гостях у матрёшки.

Цель:  совершенствовать знания учащихся о русских матрёшках.

Задачи:  познакомить учащихся с историей возникновения русской матрёшки, отличительными особенностями росписи различных их видов; развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного; воспитывать любовь к народному искусству, гордость за мастеров и художников родного края.

Оборудование:  художественные образцы матрёшек из Загорска,  Полхова  – Майдана, Семёнова.

Ход занятия

1-й ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам и радости. Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем.

2-ой ведущий. Послушайте нашу загадку, назовите нам отгадку.

           Алый, шелковый платочек,

           Яркий сарафан в цветочек,

           Упирается рука в деревянные бока.

          А внутри секрет есть:

          Может три, а может шесть.

          Разрумянилась немножко

          Наша русская …(Матрёшка).

1-й ведущий. Совершенно верно. Сегодня мы в гостях у Матрёшки.

Мы сегодня про матрёшку многое узнаем.

Мы вам песни пропоём, загадки загадаем.

Кто, когда её придумал – весело расскажем.

Даже как её создать, дружно вам покажем.

(Под музыку М.Глинки из оперы “Иван Сусанин” в зал входят ученики с матрёшками).

1-й ученик. Кто матрёшку создал, я не знаю,

                      Но известно, что сотни лет

                      Вместе с Ванькой – Встанькой, как живая,

                      Покоряет кукла белый свет.

2-й ученик.

                     Где он краски брал, искусный мастер?

                     В нивах шумных, сказочном лесу?

                     Создал образ неуемной страсти,

                     Истинную русскую красу.

3-й ученик.

                     На щеках навёл зари румянец,

                     Наба синь плеснул в её глаза.

                     И, пустив в неповторимый танец,

                     Он должно быть, весело сказал:

4-й ученик.

                      Ну и пой, Гуляй по свету,

                      Весели честной народ.

                      И матрёшка через всю планету

                      До сих пор уверенно идёт.

5-й ученик.

                       Выступает гордо, величаво,

                       С удалой улыбкой на лице.

                       И летит за ней по миру слава

                       О безвестном мастере-творце.

2-й ведущий. А как же появилась первая русская Матрёшка?

1-й ведущий. Неужели мастер неизвестен?

1 – я ученица: Более ста лет назад в подмосковное село Абрамцево попала японская деревянная игрушка - японец, а в нём – мал мала меньше – вся его семья.

2 – я ученица: Вот тогда мастер из Загорска Василий  Звёздочкин выточил похожую игрушку – русскую матрёшку.

3 – я ученица: Матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Яблоками лёг на щёки румянец. Голову покрыл яркий цветастый платок, а из-под него свисала русая коса.

1-й ученик.

                   Сто лет назад известный мастер

                   Игрушку чудную создал.

                   Игрушка – кукла расписная,

                   А как назвать её, не знал.

2-й ученик.

                  Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

                  А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

                  Красивая игрушка, как русская девчушка.

                  И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

 3-й ученик.

                    С тех пор живёт Матрёшка,

                    Как русский яркий сувенир.

                    Шагает кукла по планете,

                    И ей любуется весь мир.

Учащиеся (хором). И сегодня русская Матрёшка желанная гостья в каждом доме.

И в наш дом тоже пожаловали Матрёшки. Они хотят нам танец станцевать.

ТАНЕЦ “Ой, да мы, матрёшки!”

2-й ведущий. На наш праздник прибыли Матрёшки из разных уголков России: Загорска, Полхово  - Майдана и Семёнова.

Входят ученики с Матрёшками из Загорска.

1 – я ученица: Наша Матрёшка прибыла из Загорска. Она в сарафане, кофточка с вышивкой, ярком платке и переднике. Одежду украшает орнамент  кругляшки с горошками. (Показ художественного образца Матрёшки из Загорска).

1-й ведущий: С Загорской фабрики игрушек за один год выходит столько матрёшек, что если их выстроить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загорска до Москвы(=60км).

А сейчас мы покажем вам свою компанию матрёшек.

Входят восемь учеников на середину зала. В руках одного из них - большая Матрёшка. Учащиеся по очереди читают стихотворение и постепенно достают восемь матрёшек.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт еще одна

Кукла в серединке.

Эту куклу открой-

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая.

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Ведущий 1: Вот поставленные в ряд,

                     Сёстры – куколки стоят.

                     «Сколько вас?» – у них мы спросим,

                     И ответят куклы:  Дети (хором). Восемь!

Входят два ученика с матрёшками из Семёнова.

2 – я ученица. А эта Матрёшка из Семёнова. Её отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а края платка – цепь небольших бутонов.  (Показ художественного образца Матрёшки из Семёнова).

2-й ведущий: В Семёнове роспись наносится на естественную золотистую фигурку. Из Семёнова Матрёшка начала путешествовать по белу свету. На Всемирных выставках в Париже, Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира.

1-й ведущий. Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к вам пришли Матрёшки!

Частушки (исполняют дети)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрёшки.

Ложки деревянные

Матрёшечки румяные!

Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём  и прядём,

Сами в гости к вам идём!

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём,

Вшестером поём частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе.

Спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подружка, подпевай.

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ

О Матрёшке нашей русской

На весь мир молва идёт.

2-ой ведущий: Спасибо,  Матрёшечки за частушечки. А что расскажут гости из Полхово-Майдана?

Входят два участника с матрёшками из Полхово-Майдана.

3 – я ученица. У мастеров из Полхово-Майдана свой стиль декоративной росписи. Они закрывают всю фигуру матрёшки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. (Показ художественного образца Матрёшки из Полхово-Майдана).

1-й ведущий: Эти Матрёшки самые яркие. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, как у других матрёшек, нет привычного сарафана и фартука. Цвет её одежды ярок: малиново-красный, ярко-жёлтый, сочно-фиолетовый.

2-й ведущий: Ребята, а теперь для вас викторина.

Викторина:

  1. Назовите имя и фамилию мастера, художника, который выточил матрёшку?
  2. Назовите имя и фамилию художника, который расписал матрёшку?
  3. Сколько лет существует матрёшка?
  4. От какого русского имени произошла матрёшка?
  5. Сколько матрёшек было внутри самой первой?
  6. Сколько матрёшек в самой большой матрёшке-гиганте?
  7. Какие виды матрёшек вы знаете?
  8. Из какого дерева делают матрёшек?
  9. В какой стране есть игрушка похожая на матрёшку?

Открывается задание: «Сделай аппликацию».

Практическая работа

  1. Ребята, посмотрите на пословицы. Выберите пословицу о труде. Объясните смысл вашей пословицы.
  2. Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа делает аппликацию одной из трёх Матрёшек. (Семёновскую, Загорскую, Полхово-Майдановскую.)
  3. Дети представляют свою матрёшку. Рассказывают о ней.

Открываются буквы: БЛАГОДАРЮ.

1-й ведущий. И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наших умельцев, в нашу Россию с её зажигательными танцами, задорными частушками и душевными песнями.

Исполняется песня «Матрёшки».

1 куплет.

В лавке на прилавке Матрёшечки стоят,

Всех нас завлекает затейливый наряд.

Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят.

А Матрёшечки, как живые, шлют улыбки всем подряд.

Припев: Люба, Надя, Груша,

               Марина, Вера, Ксюша,

              Дуняша, Катя, Зина

              Наташа, Таня, Нина.

              Знамениты и пригожи эти крошечки

              Завлекают, удивляют русские Матрёшечки.

2 куплет.

Все вокруг довольны, Матрёшкам нет цены.

Покупатели, как деты, в Матрёшек влюблены.

А Матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят.

Все похожи друг на друга, будто все они родня.

Припев.

2-ой ведущий. Более ста лет живёт это игрушка, а суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. Как посланница этих добрых чувств она приходит в наш дом. И пусть в вашем доме будет эта маленькая посланница.

(Дети дарят сувениры «Матрёшка» всем гостям.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно-познавательное мероприятие «Богатырская наша сила»

Спортивное мероприятие способствовало развитию гармонично развитой здоровой личности и  раскрытию  творческих способностей.                 ...

Развлекательно-познавательное мероприятие "НОВЫЙ ГОД В РАЗНЫХ СТРАНАХ".

Разработка мероприятия, посвященного знакомству с традициями празднования Нового года в разных странах....

"Богатырская наша сила" развлекательно познавательное мероприятие.

Мероприятие очень содержательное, много полезной информации для детей из истории Русской Земли.А историю своей исторической Родины нужно знать. Развлекательно-познавательное мероприятие...

Развлекательно-познавательное мероприятие "Осенний марафон"

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 1 - 2 классов. Может быть проведено в одном классном коллективе, можно привлечь детей из друих классов паралглели....

Развлекательно-познавательное мероприятие «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» английский язык

Данный материал знакомит детей с главными источниками витаминов – овощами, фруктами и ягодами и их значением для организма,  со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, п...

КВН. 4 клас (развлекательно-познавательное мероприятие)

Цель: -  развивать творческие способности детей-развивать речь, логическое мышление, память, внимание, сообразительность учащихся- учить работать в коллективе, прислушиваться к мнению других...

Сценарий развлекательно - познавательного мероприятия "За грибами в лес"

Сценарий осеннего развлечения «За грибами в лес»Разработала: Усачева Богдана Богдановна (воспитатель)Цель: обобщение знаний детей об осени и грибах через музыкальную де...