Сценарий познавательно-развлекательной программы «В гостях у шахматной Королевы» (для обучающихся младшего школьного возраста)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Сценарий театрализованной программы «В гостях у шахматной Королевы» разработан для обучающихся 7-10 лет. Участники- обучающиеся объединений, секций, шахматных клубов образовательных учреждений, победители шахматных турниров различных уровней. Содержательный материал сценария нацелен не только на создание праздничной атмосферы, позитивного настроя участников мероприятия, но и на пропаганду занятий шахматами, на формирование и развитие мотивации к занятиям в шахматных школах, клубах секциях и объединениях, на популяризацию шахмат как вида спорта и искусства. Командное сплочение участников мероприятия, создание ситуации успеха, комфорта и дружеского взаимодействия всех участников мероприятия, - одна из главных задач данного сценария. Присутствие и приветственные слова возможных гостей подчеркивают значимость мероприятия. Соревновательные моменты, коммуникативные и подвижные игры с залом, костюмированные персонажи, любимые мультипликационные герои, ростовые куклы, выступления юных артистов, - все это создает незабываемую атмосферу яркого детского праздника. Форма проведения мероприятия - театрализованное представление с элементами командных соревнований. Дидактический материал к сценарию разработан в соответствии с уровнем подготовки участников и их возрастными особенностями. Отличительная особенность и новизна данного сценария от проводимых ранее мероприятий - в сочетании театрализованных и познавательно-образовательных моментов в ходе проведения мероприятия. Содержательный материал сценария универсален в применении - его можно использовать не только на сценических площадках, для открытия шахматных турниров в качестве пролога, но и в камерных условиях для проведения мероприятий по шахматной тематике в классе, в процессе реализации программ ФГОС в школе, в рамках работы шахматных клубов, в шахматных объединениях дополнительного образования и т.д. Участники мероприятия: приглашенные гости, 2 ведущих, обучающиеся, педагоги, тренеры. Костюмированные персонажи: Королева Шахмат, Маша и Медведь, 2 ростовые куклы (Смешарики). Реквизит: напольная шахматная доска с фигурами, установленная на сцене; 2 больших мяча, детский велосипед. Организационные условия и оборудование: актовый зал, мультимедийное оборудование, экран, микрофоны. Продолжительность мероприятия- 60 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_v_gostyah_u_shahmatnoy_korolevy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи» города Магнитогорска

               Сценарий познавательно-развлекательной программы

                                 «В гостях у шахматной Королевы»

                  (для обучающихся младшего школьного возраста)

                                             Автор-составитель: Рыбалко Татьяна Геннадьевна,

                                                                               педагог-организатор

                                     

                                       

                                       

Сценарий  познавательно-развлекательной программы

«В гостях у шахматной Королевы»

 

Звучат фанфары. На экране- слайд с названием мероприятия.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые  гости! Сегодня у нас  настоящее шахматное событие! Мы приветствуем юных любителей Шахмат!

Ведущий 2:  В нашем зале присутствуют лучшие  юные шахматисты   и ребята, которые  только собираются изучать шахматное искусство! Которые сделали  только первые шаги на  поле шахматных баталий!

Ведущий 1: В энциклопедии можно прочитать, что шахматы- это  старинная настольная  логическая игра. Но  каждый  из нас знает,  что  это уникальная  игра в век высоких технологий, как ничто другое,   учит мыслить, находить решения,  преодолевать препятствия,  воспитывает выдержку и уважительное отношение к сопернику.

Ведущий 2:   А еще  формирует  сильный волевой характер, развивает фантазию, изобретательность, математическое и логическое  мышление, приобщает к мировой культуре. И мы надеемся, что  из наших юных шахматистов  скоро вырастут настоящие мастера шахматного искусства!

Ведущий 1:  На нашем празднике присутствуют  гости.

(Представление гостей. Приветственное слово гостей).

Ведущий 2: Наш праздник продолжается!

Выход Королевы Шахмат

Королева:  Это кто же здесь шумит?

                     Сейчас корона вот слетит! (поправляет шахматную корону на голове)

           Вы откуда здесь взялись?

                     Вы чего тут собрались?!

Ведущий 1:  Это что еще за чудо?

                       Извините вы откуда?

                       Что- то я на вас смотрю

                       И никак не знаю!

Королева:    Королева я лесная-

                      Вот гламурная какая!

                      Люблю я в шахматы играть

                      И в турнирах  побеждать!

Ведущий 2:  Но мы тебя сюда не звали,

                       В гости к нм  не приглашали!

Королева:    Вы не звали- я  пришла!

                       Эта партия- моя!

                       Не могла я пропустить-

                       Научу я вас ходить!  (переставляет фигуры на шахматной доске)

                       Буду с пешек начинать…

                       Зачем этюды  изучать?

                       Е 2- Е 4.. И в дамках!

                       Я как Карпов и Корчной-

                       Без кубка не уйду домой!

                       Сам Алёхин говорил-

                      «Пришел, увидел, победил!»

Ведущий 2:  Нет, так дело не пойдет!

                      Шахматы- это искусство!

                      Шахматы- это наука!

 Королева:   Ой, какая с вами скука!

                       Шахматы- это тяжелый вид спорта!

                       Не верите- тогда смотрите

                       Репортаж с нашей лесной шахматной школы!

 (На экране демонстрируется фрагмент  мультфильма

«Шахматы для детей. Волшебные холмы»)

Королева:  Вот такая у нас супер-школа!

                    В нашем шахматном лесу

                    Я дебютам всех учу!

                    Скоро я Дворец построю-

                    Федерацию открою!                  

Ведущий 1: И правильно!  Потому что:

                     Шахматы- это интересно!

                     Шахматы-  это очень полезно!

                     Шахматы- это обученье!

                     Но иногда и развлеченье!

                     Это множество друзей!

                     С ними в жизни веселей!          

  (выступление ансамбля современной хореографии )

  Королева:   Я тоже хочу вас со своими друзьями познакомить!  

                       Ау, Маруся, Мишка, вы где? Идите скорее сюда!

(На экране демонстрируются  фрагменты   мультфильма «Маша и Медведь». Королева  и ведущий ведут диалог с «экранной»  Машей, «нарезка» фраз из мультфильма):  

Маша:           А чего  это вы тут делаете?

Королева:     Да с шахматистами беседуем…

                        Хотим тебя с ребятами познакомить!

Маша:           Да не могу идти я, звери не  пускают!

Ведущий 1:   Не хочешь с нашими ребятами партию сыграть?

Маша:           Что? Опять играть? Может уже  поспим уже?

Ведущий 2:   Нет- нет- нет! Не время спать!

                        Надо с нами поиграть!

Маша:           Ну и как тут ходят, чтобы победить?

Ведущий 1:   Чтобы в шахматы играть-

                        Надо все законы знать!

                        Как поставить доску нам,

                        По каким ходить полям…

Маша:           Надо коником ходить! Тыг-дыг, тыг- дыг…Тыг-дыг, тыг- дыг…

                        Скачи, скачи, мой коник…

                        Да, игры-  это не игрушки!

 (Выход Маши и Медведя. Маша выезжает на сцену на детском  велосипеде)

Королева: А вот и моя чемпионка!  

                   Давай с ребятами знакомится!

Маша:      Давайте! 

(коммуникативная игра с залом)

Королева: Как вас, мальчики, зовут?  (мальчики хором отвечают)

                   А как вас, девочки, зовут? (девочки хором  отвечают)

 Маша:      Я поняла.. Мальчишек зовут бу- бу- бу, а девчонок  сю- сю- сю

 Королева: А теперь все вместе.. Как вас зовут? (дети отвечают)

                    Молодцы!

                    Я признаюсь от души-

                    И девчонки, и мальчишки,

                    Все вы были хороши!

А  теперь  дружно отвечайте на мои вопросы:

               -Коньки на льду чертили стрелочки

                В хоккей играют только… ( мальчики)

                -Болты, шурупы, шестеренки

                 Найдешь в кармане у… ( мальчишек)

                -Болтают час без передышки

                 В цветастых платьицах…( девчонки)

      -При всех померится силенкой

                 Не прочь всегда одни…( мальчишки)

                 -Бояться темноты трусишки

                 Конечно только лишь… ( девчонки)

  Молодцы, ребята!

Ведущий 2: Да!  Эти ребята умеют мыслить! Эти ребята- лучшие юные шахматисты!

Ведущий 1: Победители и будущие победители соревнований  по шахматам!

Королева: Да ну! А вот сейчас и  проверим!

                   Скажите,  а умненькие ребята здесь? (ответы детей)

                   А плаксы и капризули здесь?

                   А драчуны и грязнули?

                   А спортсмены и физкультурники?

                   Тогда повторяйте все движения за мной! Маша, Мишка, помогайте!

(Игра- зарядка «Помашите мне рукой»)

 Ведущий 1:   Молодцы, ребята!

                        Мы не будем  здесь скучать,

                        Будем вместе танцевать!

(Танцевальная анимация)

Маша:           А теперь для вас, ребятки,

                       Загадаем мы загадки. 

1. Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…(Мат)


2.Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…(Ладье)
3.Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(Шах)

4. Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…(Конем)
5. Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(Пешка)

6. Вот я выиграл почти,

И заранее был рад,

Но сопернику зайти

Удалось в ничейный...(Пат)

7. Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…(Рокировкой)

8. Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Прекращается игра....(Шахматный король)

Ведущий 1:    Какие  сообразительные! А  теперь проверим, какие вы ловкие!

Королева:       Сейчас Смешарики придут,

                          Это будет их дебют!

                          Они мне будут помогать

                          Чемпионов выбирать!

                          Эй, Смешарики, сюда!

                          Заждалась вас детвора!

(Выход Смешариков)

Ведущий 1: Предлагаю разделить зал на 2 команды. Слева от меня- команда Нюши. Справа- команда  Карыча. Первое задание: чья команда быстрее передаст  мяч с первого ряда до последнего и  обратно. Готовы? Начали!

(игра повторяется 2 раза)

 Ведущий 1: А теперь приглашаем на сцену самых смелых. Кто хотел бы принять участи в конкурсе?

 (На сцену вызывается 8 человек для формирования  каждой команды.  Раздаются карточки с обозначениями цифр, букв,  шахматных фигур и т.д.)

 

Задания:

-построиться по порядку цифр: от 1 до 8;

-построиться по порядку букв на шахматной доске:  от A до  H;

-построиться  так, как стоят фигуры на щахматной доске в начале партии;

-построиться по сравнительной ценности шахматных  фигур (2 человека из команды в роли  капитана и судьи);

(для информации: пешка- 1 единица. слон-    3 единицы, конь-    3 единицы, ладья-  5 единиц. ферзь-  9 единиц, король- бесценная фигура);

-выстроиться,  чтобы  получилось слово «Шахматы!». (Карточки прикреплены на спине участников).

Ведущий 2:  Победила шахматная дружба! Для всех участников- этот танцевальный подарок!

(выступление ансамбля современной хореографии)  

Ведущий 1:   Наши участники  доказали, что они настоящие шахматисты- они талантливые во всем!

Ведущий 2:       Эндшпиль получился просто класс!

                            Как мы рады все за вас!

 Королева:        Я бы  ребят  к себе в  школу взяла!

                            Рокировку б провела!                    

Ведущий 2:      Дорогие ребята! Вы – большие молодцы! И мы хотим пожелать вам вдохновения и  творчества за шахматной доской, красивых партий и ярких побед!              

(Вокальный  номер. Звучит песня  «Мы- дети Солнца»)

Ведущий 1: Любите шахматы, играйте в шахматы! До свидания и до новых встреч!

Литература

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 2016.
  2. Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 2012;
  3. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 2014. – Вып. 2.

4.  Мультфильм «Шахматы для детей. Волшебные холмы»

     https://youtu.be/o2t6k651pl8

5.  Мультфильм «Маша и медведь. Шахматы»        https://www.youtube.com/watch?v=oUfnNs152CQ

https://www.youtube.com/watch?v=I1t8-QjiJ4U


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. В помощь учителям,...

Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся младшего школьного возраста "7 ключей".

Данная программа рекомендована для тех образовательных учреждений, которые выбрали модель дополнительного образования на основе муниципальной системы дополнительного образования, предполагающего созда...

Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...

Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....