Главные вкладки

    Пояснительная записка. Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения
    рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

    Гвоздеева Елена Анатольевна

    Пояснительная  записка. Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 11_1kl.tehnologiya__poyasnitelnaya_zapiska.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЯ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

            Рабочая программа по технологии  для 1 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

        Цели изучения технологии в начальной школе:

    1. Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
    2. Освоение продуктивной проектной деятельности.
    3. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

    Общая характеристика курса

            Теоретической основой данной программы являются:

    -  Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

    Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

    Основные задачи курса:

    - духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

     - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

    - формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

    - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

    - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

    - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

    -  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

    - формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

    - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

    - развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

    - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

    - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

    - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

    - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

    - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

    -  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

    - формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

    - формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

    - формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

    - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

    - формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

         Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.   Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы  стехнологической картой.

             Названные особенности  программы отражены в ее структуре. Содержание  основных разделов -  «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» -  позволяет  рассматривать деятельность человека с разных сторон.  В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены  технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом.  В    каждой теме реализован  принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

             Особое внимание в программе отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает:

    1. знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
    1. овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы)  разметки, раскроя, сборки, отделки;
    2.  первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;  
    1. знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
    2. изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия);
    3. осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
    4. проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
    5. использование в работе  преимущественно конструкторской, а не  изобразительной деятельности;
    6. знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
    7. изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

    Проектная деятельность и работа с технологическими картами  формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности  совершенствует умение  находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

            Продуктивная  проектная деятельность создает основу для  развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые  представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

           Программа   ориентирована на широкое использование  знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других   учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.      

           Результаты изучения курса

    Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

    Личностные результаты:

    - Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

    - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    -  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    -  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    -  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

     Метапредметные результаты:

    - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

    - Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

    - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    - Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

    -  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

    - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

           - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

    - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

    - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Предметные результаты:

    - Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

    - Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

    - Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

    -  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

    - Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

    В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания»

    Выпускник научится:

    - иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах,

    - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира,

    - планировать и выполнять практические задания с опорой на инструкционную карту,

    - выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

    В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

    Выпускник научится:

    - подбирать доступные в обработке материалы для изделий в соответствии с поставленной задачей,

    - отбирать и выполнять оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки (при разметке деталей, сборке и отделке изделия),

    - применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами (линейка, циркуль, ножницы, игла).

    В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»

    Выпускник научится:

    - анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения,

    - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения детали,

    - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, чертежу или эскизу.

    В результате изучения блока «Практика работы на компьютере

    Выпускник научится:

    - соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

    - использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

    - создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

    Место курса «Технология» в учебном плане

    На изучение технологии в 1 классе отводится 1 ч в неделю (33 учебных недели)

    Для реализации программного содержания используются:

    Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова Технология.. 1 класс: учебник. – М: Просвещение, 2011.

    Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова Технология. 1 класс: рабочая тетрадь. – М: Просвещение, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)

    Рабочая программа по курсу «Русский  язык»  (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС второго поколения (системаЛ.В.Занкова)

    Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса МОУ Заветинская СОШ № 1 разработана на основе ФГОС второго поколения, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности граждан...

    Программа Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Программа Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения...

    Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Пояснительная  записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения...

    Программа. Физкультура 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Программа. Физкультура 1 класс. ФГОС 2 поколения...

    Пояснительная записка. математика 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Пояснительная  записка. математика 1 класс. ФГОС 2 поколения...

    Технологии реализации ФГОС НОО второго поколения

    Более подробно в выступлении на педагогическом совете  рассказывается о методе проектов и технологии портфолио. ( Из опыта работы)...