Материал для мастер-класса "Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Квиллинг" К
методическая разработка по технологии по теме

Сучкова Елена Юрьевна

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_kvilling.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Квилинг»

Цель:           всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие

                      детей в процессе  овладения элементарными приемами техники

                      квилинга, как художественного способа конструирования из

                      бумаги.

Задачи:

Обучающие

* Обучать различным приемам работы с бумагой в нетрадиционной технике.

* Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квилинга.

* Формировать умения следовать инструкциям.

* Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

* Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

* Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квилинга.

Развивающие:

* Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

* Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

* Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

* Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев,

    совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

* Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

* Воспитывать интерес к искусству квилинга.

* Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

* Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

* Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе занятий:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

* традиционные,

* комбинированные и практические занятия;

* лекции,

* игры,

* праздники,

* конкурсы,

* соревнования.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

* исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Основное содержание.

       На Руси традиционно уважают людей, обладающих «рукодельными» умениями

       Каждый из нас любит получать подарки. Но делать подарки ещё приятнее. Задумываясь над тем, что подарить любимым людям, мы стараемся угадать их желания и вкладываем в подарок свою душу. А если подарок изготовлен своими руками, а ещё лучше руками наших детей, то его хранят всю жизнь.

      Дети не могут подарить маме на день рождения или на 8 Марта букет живых цветов, но они могут сделать цветы из бумаги.

      В процессе художественного ручного труда дети создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов учитываются эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, практический опыт, приобретённый на уроках в школе. В процессе ручного труда у детей развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы.

      В школах и во многих семьях стало традицией делать к праздникам и торжествам  подарки-сувениры. Дети вместе со взрослыми придумывают оригинальные поделки, используя разнообразные материалы. Многое можно сделать дома, своими руками, привлекая к этой интересной, увлекательной работе всех членов семьи.

       Любое изделие, выполненное ребёнком,- это его труд, в который вложено много старания, усилий, терпения, времени, а главное, желание сделать хорошо, оригинально и красиво, чтобы поделка понравилась маме или бабушке. Сколько радости доставит ребёнку сознание того, что его подарок не спрятан в шкаф, а украшает комнату или стоит на столике у мамы.

    Между тем организовать рукотворную деятельность младших школьников можно не только на уроках труда, но и вне школы, на каникулах, в отпуске. Опыт показывает, что дети с удовольствием занимаются этой полезной во всех отношениях деятельностью, если соблюдаются некоторые методические условия ее организации, которые я охарактеризую дальше.

    Для выполнения поделок ученики не должны выполнять трудоемких действий, использовать дорогие или труднодоступные материалы. Практически всю работу ребенок выполняет сам при минимальной помощи и поддержке учителя (или любого взрослого). Однако, полученный при этом результат должен быть всегда эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка.

    В основе моего методического подхода лежит идея, что ребенок не должен только видеть и ценить результат своего труда, но и создавать нечто свое, новое. При этом взрослый должен помнить, что ребенку не просто заниматься трудовой деятельностью, в частности, доводить начатое дело до конца.  Это означает, что методически процесс работы должен быть настолько хорошо подготовлен, чтобы у ученика не возникало технических проблем с изготовлением изделия.

     Создавая  красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети испытывают внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.

      Основой каждой поделки является несложное силуэтное изображение предмета, выполненное из бумаги, части которого скреплены и украшены различными по величине, цвету и способу скрепления отдельных деталей.

   Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством учителя проводит исследовательскую работу:

- рассматривает предложенный образец;

- выстраивает план действий;

- подбирает материал (по цвету, размеру);

- устно раскладывает на детали;

- сверяет результат с образцом или вносит собственные изменения и дополнения.

    Для работы понадобятся: цветная бумага, картон для наклеивания готовых изделий, клей ПВА, .

    Для организации и облегчения работы я снабжаю каждую поделку инструкционной картой, подбираются стихотворения, слайды, музыкальное сопровождение, репродукции картин. Благодаря этому  ребенок легко придет к намеченной цели с минимальной помощью учителя. Основная задача учителя – помочь ребенку соблюдать предложенные этапы по изготовлению выбранной поделки.

Ожидаемые результаты

В результате обучения учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квилинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квилинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квилинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

Поздравительная открытка

(инструкционная карта)

Материалы и инструменты:

  1. бумага для акварели размером 20х21 см, 10х1 5см;
  2. однотонная упаковочная бумага или бумага для оригами размером 20х21см;
  3. бумага для принтера фиолетового цвета размером 5х0,3 см, 10х15 см, 17 полосок 20х0,3 см;
  4. золотая тесьма, 10 см;
  5. объёмный контур;
  6. ножницы;
  7. клей ПВА;
  8. линолеум;
  9. булька;
  10. резак для бумаги.

                                                   Этапы выполнения работы

На бумагу для акварели (20х21 см) наклеить цветную упаковочную бумагу, сложить открытку пополам.

Изготовление цветка  

  1.     Полоску фиолетового цвета (20 х 0,3 см) накрутить на зубочистку, немного распустить деталь, конец детали подклеить.
  2. Большим пальцем вдавить один край детали, придать ей форму сердечка.

Для цветка сделать 5 лепестков, склеить их вместе. Середину цветка нарисовать объёмным контуром (можно капнуть блестящего лака для ногтей или наклеить бусинку)   

 Изготовление листьев

  1. На бумагу для акварели (10х15 см) наклеить фиолетовую бумагу для принтера, положить под пресс и дать просохнуть.
  2. Нарисовать на ней шаблоны листьев и вырезать их по контуру, прогладить булькой на линолеуме с изнаночной стороны. Взрослый резаком прорезает прожилки листа!
  3. Две полоски фиолетового цвета ( 25х0,3 см) склеить вместе, чтобы получилась одна длинная полоска. Сложить полоску несколько раз с небольшим запасом, подклеить конец детали. Сделать  четыре длинных листа.
  4. Из полоски фиолетового цвета (25х0,3 см) сложить короткий лист. Сделать 4 листа.
  5. Короткую полоску фиолетовой бумаги (5х0, см) накрутить на зубочистку и распуститься. получится кудрявая травка-завиток. Сделать 3 детали.

Сборка открытки

  1. На открытку наклеить первый ряд длинных листьев, на них-ряд коротких листьев. Поверх листьев наклеить цветок.
  2. Приклеить листья, выполненные в технике бумагопластики, создавая красивую композицию.
  3. К листьям приклеить кудрявую травку. Украсить композицию золотой тесьмой.
  4. Объёмным контуром на открытке: 8 Марта.

                       

Букет нарциссов к 8 марта.

(инструкционная карта)

(Работа выполняется в технике бумагокручения)

Цель урока:

  1. вызвать желание приготовить для мамы подарок к 8 марта;
  2.  учит выполнять цветы на основе представления о внешнем виде растения (венчик, стебель, листик);
  3. учить скручивать полоски бумаги, придавать им овальную форму;
  4. учит составлять композицию рамки;
  5. развивать мелкую моторику рук;
  6. воспитывать заботливое отношение к близким, желание порадовать их подарком.

Материалы:

(Для работы используются бумага для пастели.)

  1. 12 полосок белой бумаги для лепестков размером 0,5х25см;
  2. круг из зелёной бумаги для подклейки диаметром 2см;
  3. 3 полоски светло-жёлтой бумаги (0,5х25см);
  4. 2 полоски тёмно-зелёной бумаги (0,5х25см);
  5. 2 полоски бумаги оранжевого цвета (0,5х25см).

Ход урока:

                                 В горшочек посажу росток.

                                 Поставлю на окне.

                                 Скорей, росток,

                                 Раскрой цветок-

                                Он очень нужен мне.

                                Промчатся ветры за окном

                                Со снежною зимой,

                                Но выше будет

                                С каждым днём

                                Расти цветочек мой.

                                Когда же по календарю

                                Весны настанет срок,

                                Восьмого марта

                                Подарю

                                Я маме свой цветок.

     Дети, приближается праздник 8 марта, и все вы, конечно, хотите сделать подарок любимой маме. Можно вырастить для неё цветы в горшочке, можно сделать букет первых весенних цветов-нарциссов из бумаги.

        Учитель предлагает детям рассмотреть изображение нарциссов,  уточняет представление о внешнем виде растения: лепестки у нарциссов жёлтого или белого цвета, их шесть, они овальной формы. Серединка у нарцисса похожа на трубочку, она оранжевого цвета. Листья длинные, овальной формы. Соцветие и листья крепятся к длинному зелёному стеблю. Учитель предлагает детям рассмотреть  материал, из которого они будут выполнять букет.

                                 Этапы выполнения работы

  1. Накрутить на зубочистку полоску белой бумаги, немного распустить и зажать концы детали, придавая ей полукруглую форму, конец детали подклеить. Сделать 12 деталей.
  2. Склеить вместе две детали, соединяя середины деталей. Сделать шесть лепестков.
  3. Каждый лепесток обклеить по контуру светло-жёлтой полоской бумаги.

Изготовление трубочки-серединки

  1. Склеить вместе 3полоски бумаги оранжевого цвета, получится длинная полоска. Плотно накрутить её на зубочистку, конец детали подклеить.
  2. Аккуратно выдавить серединку детали, чтобы получился удлинённый конус-трубочка. Проклеить изнутри клеем, дать просохнуть.
  3. Сделать подклейку для лепестков из круга зелёного цвета: ножницами сделать надрез для середины, склеить края надреза, чтобы получился конус.
  4. Склеит вместе две полоски тёмно-зелёного цвета, накрутить их на зубочистку, подклеить конец детали.
  5. Аккуратно выдавить середину детали, чтобы получился конус. Проклеить изнутри клеем.

Сборка цветка

  1. На зелёный конус-подклейку приклеить лепестки нарцисса, в центр цветка приклеить оранжевую трубочку-серединку.
  2. К венчику цветка с обратной стороны приклеить конус тёмно-зелёного цвета.

Учители предлагает подумать и сказать, в чём заключается смысл народной поговорки: "Мне не дорог твой подарок-дорога твоя любовь". Обобщая ответы детей, педагог говорит, что главная ценность подарка - не его стоимость, а то, что человек преподнес его от всей души, с любовью, постарался угадать желание того, кому этот подарок предназначается.

                                                    Мама

                                        Кто мне песенку споёт?

                                        Кто рубашку зашьёт?

                                        Кто меня накормит вкусно?

                                        Кто смеётся громче всех,

                                        Мой услышав звонкий смех?

                                        Кто грустит, когда мне грустно?..

                                        МАМА.

                                                                                                    Р. Сеф

Из истории квилинга

     

     Одно из названий техники квилинга - бумагокручение. Из тонких полосок бумаги скручивают роллы, из которых потом путём несложных манипуляций делают элементы различной формы.

      Название техники пришло к нам из английского языка-quilling, ( от слова quill- "птичье перо"). Эта техника возникла в Европе на рубеже XIV-XV веков. Именно на кончике птичьих перьев средневековые монахини накручивали бумагу с позолоченными краями. Такие изделия выглядели, как настоящая филигрань - старинная ювелирная техника. Поэтому квилинг называют бумажной филигранью.

     Бумага, особенно высшего сорта, которая использовалась для квилинга, стоила очень дорого. Поэтому долгое время в Европе квилинг был искусством, доступным только высшим слоям общества: им занимались английские принцессы и знатные дамы Франции и Италии. Изящным орнаментом из бумажных полос украшали предметы культа, шкатулки для рукоделия и другие изящные дамские штучки.

      Квилинг быстро распространился по всему миру, его приняли и развили страны с традиционной культурой изготовления изделий из бумаги, такие как Китай и Корея.

      На Востоке квилинг, который там называют бумагокручением, приобрёл совершенно другое почтение. Если европейский квилинг лаконичен - для изделия используется всего несколько элементов, то в Корее, например, мастера выполняют в этой технике настоящие картины, включающие до нескольких тысяч элементов. В Китае из роллов делают шкатулки и вазы, складывая из бумажных колечек конструкции наподобие "китайской стены".

      Вы скажете, что бумага - недолговечный материал, годится разве что на открытки, салфетки - использовал и выбросил? Ничего подобного. В бумагокручение создаются элементы, которые имеют достаточную прочность. Так, шкатулка, выполненная из бумажных роллов, прослужит много лет.

     Для квилинга не требуется никакого специального дорогостоящего оборудования, цветная бумага в наши дни более чем доступна, а техника квилинга позволит вам сделать настоящие маленькие шедевры.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника рисования ладошками. Мастер-класс.

Мастер-класс предполагает групповое занятие.Рисуя, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Сравнение цвета краски с окружающими пред...

мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»

На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной  мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...

Работа с бумагой в нетрадиционной технике - квиллинг "Букет нарциссов к 8 марта"

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих о...

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...

Использование нетрадиционной техники рисования "мятая бумага" на коррекционно-развивающих занятиях с детьми

Про неоценимую роль   развития у детей  творческих способностей высказывались многие выдающиеся деятели. В. А. Сухомлинский говорил:  «Истоки способностей и дарования де...

Конспект урока технологии на тему: «Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. Инструктаж по технике безопасности.»

Дидактическая цель: Создать условия для формирования навыка выполнения изделия «Закладка»  из бумаги. Решаемые учебные проблемы  (учебная задача)   Совершенст...