Рабочие программы по учебным предметам УМК "Гармония" 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Тютина Ирина  Павловна

Рабочая программа курса  технология   УМК Гармония  автор   Н.М. Конышева   для  2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_2_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА              

 Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы». В 2 ч. Ч. 2  Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина и авторской программы «Чудесная мастерская»  Н.М.Конышева.                                                                                                                                                                                           Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).                                                                             Программу обеспечивают:                                                                                        Н.М.Конышева. Чудесная мастерская.2 класс: Учебник. Смоленск: Ассоциация ХХ1 век.            Н.М.Конышева. Технология 2 класс. Рабочая тетрадь в 2ч. Смоленск: Ассоциация ХХ1 век.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  1. расширение и совершенствование знаний и умений в области обработки различных материалов и использования соответствующих инструментов;
  2. формирование чертежно-графической грамотности;
  3. формирование первоначальных знаний и представлений о правилах и законах создания мира вещей;
  4. развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
  5. воспитание организованности и культуры труда;
  6. развитие руки, глазомера через формирование практических умений.

                         Программа «В природе, в жизни и в мастерской» обеспечивает постепенное приобщение детей к творческой проектно- конструктивной деятельности. Значительное внимание уделяется освоению материалов и способов их обработки, развивая при этом моторику,  координацию движений, глазомер, точность действий и приучает детей к аккуратности. Во втором классе берет начало одна из важнейших линий, проходящих далее через весь курс: школьники знакомятся с основами народной эстетики, причем это знакомство начинается с главного – с мировоззренческих устоев народного искусства, изложенных в доступной форме. Организованный процесс познания разных технологических процессов, выстроенный по принципу «от действия по образцу – к самостоятельному творческому поиску» способен увлечь каждого ученика, пробудить в нем стремление к подобного вида работе, перехода от репродуктивных видов деятельности к творческим.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводный урок                                                           1 час                                                                                                      Работа с бумагой                                                      7 часов                                                                                                   Работа с текстильными материалами                    4 часа                                                            Работа с природными материалами                       8 часов                                                     Комбинированные технологии                               6 часов                                                                  Конструирование                                                     6 часов                                                                                              Контрольная работа                                                  1 час                                                                                                                         Итоговый урок                                                           1 час

Программа обеспечивает постепенное приобщение детей к творческой проектно-конструкторской деятельности: Значительное внимание продолжаем уделять освоению материалов и способов их обработки, развивая при этом моторику, координацию движений, глазомер, точность действий и приучая детей к аккуратности. Совершенствуем процесс восприятия. Ребята учатся рассматривать, изучать объекты природы и объекты предметной среды В пропедевтическом плане (на уровне общих представлений) второклассники постигают основное правило дизайна, не называя его: красивая вещь - та вещь, которая подходит к обстановке, т. е. функционально целесообразная. Кроме того, они получают представление о характере вещи и некоторых способах передачи этого характера в серии уроков «О чем рассказывают наши вещи».

Во втором классе берет начало одна из важнейших линий, проходящих далее через весь курс: школьники знакомятся с основами народной эстетики, причем это знакомство начинается с главного - с мировоззренческих устоев народного искусства, изложенных в доступной форме. На примере нескольких изделий учащиеся видят, что ~ народной эстетике нет пустой игры или украшательства, в ней отражены знания о взаимосвязях, существующих в природе, и понимание ее единства. Все это, наряду с расширением кругозора, обогащает детей духовно, способствует формированию у них национально-исторической памяти, На общеинтеллектуальное развитие ориентированы многочисленные задания-головоломки, которые органично связаны с конкретными темами и носят конструкторский характер. Ученики выполняют расчеты, определяют возможные целесообразные изменения конструкции изделий. Есть задания и на пространственное мышление.

В целом практическая деятельность второклассников «дисциплинируется», использование материалов носит уже не столь спонтанный характер. Ребята осваивают более сложные приемы разметки с помощью линейки. Начальные уроки идут под девизом «Первые шаги в мастерской». Хотя дети уже знакомы с некоторыми материалами, инструментами и способами работы, первая четверть в значительной мере носит установочный характер. К второклассникам предъявляются более высокие требования, поэтому так важно создать атмосферу всей последующей работы - творческой, осмысленной и серьезной. Проблема культуры и организации ручного труда воспринимается учениками не путем отвлеченных разговоров и упражнений, а через самостоятельное изготовление приспособлений для удобства работы. Уже самые первые темы целенаправленно демонстрируют интегрированный и комплексный характер уроков ручного труда, поскольку включают новые приемы обработки бумаги, а также задания на сообразительность и пространственное воображение - и все это в процессе изготовления вещей,· необходимых для более эстетичной организации практической деятельности на уроке. Вторая половина темы - «Любуемся природой, учимся у природы». Предусматривается новый уровень освоения основного содержательного компонента программы. На конкретных примерах, в работе с самыми разными (не только природными) материалами ребенок убеждается, что человек-творец мудр именно своим умением учиться у природы, вглядываясь в ее формы, выстраивая в композиции такую организацию элементов, которая уже предусмотрена природой: в ней есть симметрия как одно из проявлений гармонии и, как правило, обязательные отклонения от абсолютной симметрии как проявление динамики жизни. Идею ритма элементов в композиции художник также заимствовал у природы. На этих уроках важно расширить запас детских впечатлений, полученных в результате наблюдения, и организовать их творческую деятельность не как копирование, а как сознательное претворение в своей работе живых впечатлений от натуры.                                        

Образы и конструкции. Предусматривается дальнейшее расширение перечня художественных материалов и способов работы, которые осваивают дети. На фоне выработки новых приемов продолжается обогащение чувственного опыта, развитие восприятия, ассоциативного мышления. Зрительный ряд уроков постоянно обращает детей к образной стороне природы, а задания формулируются таким образом, чтобы ребенок активно наблюдал и творчески воплощал увиденное. Серию уроков этой темы можно провести под девизом «Готовимся к встрече Нового года и Рождества». Изготовление новогодних поделок отнюдь не является самоцелью. Напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер новогодних сувениров и предметов оформления используется для включения в учебный процесс некоторых дизайнерских идей: прежде всего той, что вещи имеют характер и настроение; это настроение может быть выражено через соответствующий образ с помощью специфических материалов и способов работы.

Люди и вещи. В этой теме серьезное внимание уделяется продолжению                                                                              намеченных ранее линий дизайнерского образования. Эти линии насыщаются доступным детскому пониманию философским смыслом. Серия уроков «О чем рассказывают наши вещи» направлена на формирование сознательного отношения к вещи и бытовой среде в целом. Основной принцип дизайна (функциональная целесообразность + художественная выразительность) дети осваивают в процессе активной творческой деятельности по проектированию вещей с ярко выраженным характером и точно определенной областью функционирования. В выполнении этого сложного комплексного задания ученикам существенно помогает его условно-сказочная формулировка: они проектируют вещи для конкретных сказочных героев. Далее дизайнерские идеи продолжают развиваться в серии уроков по работе с тканью. В них функциональное назначение вещи задается уже не сказочной, а настоящей бытовой ситуацией. Ребята учатся понимать, что и конструкция, и материал, и декор изделий сходного назначения (например, игольницы) могут существенно различаться в зависимости от условий использования. В этой же теме имеется блок уроков «Учимся у народных мастеров». Ученики знакомятся с художественно-философским смыслом вещей на качественно новом уровне. Продолжается освоение новых материалов и технологий.

Фантазии и игры в мастерской. В этой теме продолжается обучение детей новым способам ручной работы, ознакомление их с новыми материалами. Однако в основном достигнутый уровень подготовки позволяет осуществлять и некоторое творческое экспериментирование. Кроме того, следует учесть, что в конце учебного года работоспособность учащихся несколько снижается, поэтому лучше предоставить им возможность больше «поиграть» С материалом. И не просто для разрядки. «Игра» С материалом - одно из лучших средств для выявления созидательных возможностей, развития творческих способностей, проявляющихся в неожиданных образных ассоциациях. Такие задания позволяют варьировать образ в ходе работы, свободно фантазировать, сочинять. Они дают возможность широко комбинировать приемы и материалы для создания выразительного образа. Эти уроки и полагается строить как свободный поиск новых, оригинальных творческих решений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО

В результате изучения курса технологии ученик узнает:

  1. что такое развертка объемного изделия2;
  2. условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
  1. что линию сгиба на плотной бумаге или картоне необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента;
  2. что такое композиция;
  3. что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
  1. как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
  2. что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продергивания нити.

научится:

         

  1. читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
  2. выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия;
  3. выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
  4. лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
  1. выполнять изображения в технике барельефа;
  2. расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
  3. изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
  1. выполнять разметку и бахрому на ткани способом продергивания нитей;
  2. выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;
  3. выполнять швы «вперед иголку» И «через край»;
  4. создавать фронтальные и объемные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
  5. анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Технология. 2 класс –34часа (1 час в неделю)

№ п\п

         

                            Тема урока

Кол-во

час.


Характеристика деятельности учащихся.


Дата

проведения

1

Культура труда. Организационные работы. Построение прямоугольника при помощи линейки.

1

Строить геометрические фигуры при помощи линейки.

6.09

2-3

Оригами. Простые складки.

ПДД. Как мы знаем правила дорожного движения.

2

Изготавливать изделие «тюльпаны» из цветных квадратиков бумаги

13.09   20.09

4-5

Оригами. Композиция «Аквариум »

2

Составлять композицию.

 27.09   4.10

6

Формы и краски осени. Аппликация « Листопад».

1

Составлять композицию.

11.10

7

Композиция из засушенных листьев.

1

Создавать образ из природных материалов.

18.10

9-10

Симметрия и ассиметрия в композиции. Использование цвета.

2

Анализировать формы листьев. Составлять композицию.

25.10   15.11

11

Лепка. Скульптура животного.

1

Создавать образ животного.

22.11

12

Барельеф. Техника лепки.

1

Создавать барельеф. Декоративная пластина.

29.11

13

Конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги. Фонарик из бумаги.

1

Изготавливать изделие по намеченному плану.

6.12

14

Бумагопластика. Елочка из треугольников.

ПДД. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.

1

Изготавливать изделие по намеченному плану.

13.12

15-16

Образ и конструкция открытки.

2

Изготавливать и оформлять поздравительную открытку.

20.12   27.12

17

О чем рассказывают наши вещи. Чайная чашка для сказочного героя.

1

Изготавливать изделие из пластилина.

10.01

18-19

Украшение.

2

Расписывать изделие акварельными красками.

17.01   24.01

20-21

Работа с тканью. Игольница в обложке.

2

Изготавливать изделие по чертежу.

31.01    7.02

22

Работа с тканью. Шов « Вперед иголкой».

1

Выполнять шов« Вперед иголкой».

14.02

23-25

Работа с тканью. Полотняное переплетение. Салфетка с бахромой.

ПДД. Все для пешеходов и пассажиров. Правила обхода транспортных средств.

3

Размечать изделие из ткани

Украшать вышивкой.

21.02   28.02 6.03

26-28

Учимся у народных мастеров .Кукла из волокнистых материалов.

3

Изготавливать куклу из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями

13.03   20.03   3.04

29-30

Мозаика: технология, особенности композиции.

2

Составлять композицию на плоскости  из мелких камешков или семян.

10.04   17.04  

31

Мозаика. Композиция из цветной бумаги.

1

Составлять композицию на плоскости  из цветной бумаги.

24.04

32-33

Конструирование игрушки на основе модуля – шара.

2

Изготавливать простые мягкие игрушки.

8.05    15.05  

34

Контрольная работа. Итоги года.

1

Применять полученные знания.

22.05

                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам 2 класс Составитель: Ведрова Т.М. учитель начальных классов

                        Пояснительная записка  к рабочей  программе  2 класс...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....