рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._p._tehnologiya_1_klass_hhi_vek.doc | 414.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии
1 класс. «Начальная школа ХХI века»
Пояснительная записка.
В ХХI веке технологическое образование становится технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
- развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;
Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации
Содержание курса.
№ | Тема раздела | Кол -во часов | Планируемые результаты | Корректировка | ||
Универсальные учебные деятельности | Предметные задания | |||||
Знать | Уметь | |||||
1. | Что нас окружает | 3 | Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Нравственно-этическая ориентация |
сравнивать, делать простейшие обобщения; |
смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение | |
2. | Кто где живет | 6 | Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
|
человека в окружающем ребенка мире;
творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
деятельности утилитарного и эстетического характера;
профессиях, о силах природы, их пользе и опасности для человека;
человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; | самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять и узнавать главное
свои наблюдения и переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в поделках смысловые связи между предметами | |
3. | Азбука мастерства | 7 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
нравственно-этическая ориентация |
природными материалами.
несъедобными семенами растений
деталей пластилином. |
аппликацию из засушенных растений
мозаику из семян.
сказочных героев из природного материала | |
4. | Работаем с бумагой | 5 | Познавательные
Регулятивные
Личностные
|
аппликации
мозаики.
складыванием.
из бумажных полос. |
мозаику из мятой бумаги.
мозаику из рваной бумаги
симметричное вырезание
аппликацию из бумажных полос. | |
5 | Помощники мастерства | 2 | Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
|
работы с иглами и ножницами. |
общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | |
6 | Сначала рисуем | 5 | Познавательные
Регулятивные
Личностные
|
складыванием. |
развёртку. Выполнять технику «гармошка». Выполнять аппликацию из геометрических фигур. |
Календарно - тематическое планирование.
1 час в неделю - 33 часа
№ п/п | Название темы урока | Дата | Тип урока | Кол.ч | Наглядность | Примечание. | |
1 | Экскурсия, игры на воздухе: «Кто назовет больше предметов окружающего мира» | общеметодологической направленности | 1 | ||||
2 | Мир природы. Как засушить листья. | открытие нового знания | 1 | листья | |||
3 | Мир рукотворный. Любимые занятия. | урок рефлексии | 1 | различные материалы | |||
4 | Экскурсия «как люди нашего города, села, деревни относятся к природе». Фантазия из листов и цветов. | общеметодологической направленности | 1 | листья, цветы, бумага, клей | |||
5 | Экскурсия в краеведческий музей. Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем? | общеметодологической направленности | 1 | ||||
6 | Если хочешь - сделаешь (значение трудовой деятельности для человека). | открытие нового знания | 1 | изделия трудовой деятельности | |||
7 | Готовим праздник. | открытие нового знания | 1 | различные материалы | |||
Подари сказку «Колобок» | общеметодологической направленности | ||||||
8 | Из чего сделан рукотворный мир (общее представление о материалах). | открытие нового знания | 1 | различные материалы | |||
9 | Как устроены разные изделия (общее представление о конструкции). | открытие нового знания | 1 | различные материалы | |||
10 | Шаг за шагом (общее представление о конструкции изделий). Пластилин волшебник. | открытие нового знания | 1 | пластилин | |||
11 | Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? | открытие нового знания | 1 | бумага, ткань | |||
12-13 | Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки. | открытие нового знания | 2 | бумага, ткань | |||
14-15 | Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать детали (клеевое соединение бумажных деталей) | открытие нового знания | 2 | бумага, ножницы, клей | |||
16 | Фантазии из бумаги (приемы работы ножницами). | рефлексия | 1 | бумага, ножницы, клей | |||
17 | Почему ножницы разные? (особенности конструкции инструментов в зависимости от их назначения). | открытие нового знания | 1 | иллюстрации ножниц | |||
18 | С кем линии дружат (понятие линии). | открытие нового знания | 1 | различные материалы | |||
19 | Из ниток и веревочек (виды линий). | открытие нового знания | 1 | нитки | |||
20 | Путь - дорожка (виды линий). | рефлексия | линейка, бумага | ||||
21 | Размечаем круги (разметка деталей по шаблону). | открытие нового знания | 1 | шаблоны | |||
22 | Размечаем прямоугольники (разметка деталей по шаблону). | открытие нового знания | линейка, бумага, образец | ||||
23 | Размечаем треугольники ( разметка деталей по шаблону) | открытие нового знания | шаблоны | ||||
24-25 | Несложные прямые сгибания. | рефлексия | 2 | линейка, бумага | |||
26-27 | Изготовление памятки. | открытие нового знания | 2 | различные материалы | |||
28 | Свойство бумаги и ткани. | открытие нового знания | 1 | бумага, ткань | |||
29-30 | Иглы и булавки (швейные приспособления) | открытие нового знания | 2 | швейные приспособления | |||
31 | Домики для иголок и булавок. | рефлексия | 1 | булавки, иголки | |||
32 | Самостоятельная работа с опорой на инструкцию. Бант-заколка | развивающий контроль | 1 | различные материалы | |||
33 | Комплексная работа «Книжкина больница». | развивающий контроль | 1 | различные материалы |
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.
К концу обучения в первом классе уч-ся должны
Иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.
Знать:
- о детали как составной части изделия,
- о конструкциях однодетальных и многодетальных, о неподвижном соединении деталей;
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и ее вариантами;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
Общетрудовые умения.
Под контролем учителя:
- рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.
С помощью учителя:
- проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 384 с.: ил.
- Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 2-е издание
«Вентана – Граф», 2011 г. – 112 с. ил.
- Лутцева Е.А. Технология: Учемся мастертсву: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы к курсу Технология (под ред. Симоненко В.Д.) Серия: (Лутцева Е.А.) – М.: «Вентана – Граф», 2011 г. – 60 с. ил.
- Лутцева Е.А.: Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс: Методическое пособие. – М.: «Вентана – Граф», 2011 г. – 80 с.
- Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века» - 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2005. – 325 с.
Дополнительная литература:
- Лутцева Е.А.: Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс: Методическое пособие. – М.: «Вентана – Граф», 2011 г. – 80 с.
- Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 384 с.: ил.
- Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века» - 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2005. – 325 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса. УМК "Школа России"
Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание програмы....
Рабочая программа в 3 классе. УМК "Школа России."
Документ включает в себя рабочии программы и тематическое планирование по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру,физической культуке и технологии. Тематическое планирование ...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету окружающий мир (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...