Рабочая программа Технология 2 класс Школа 21 века ФГОС
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Сизова Мария Сергеевна

Рабочая программа по предмету технология 2 класс Школа 21 века ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_2_klass.docx71.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

___________________

 (предмет)        

« ___» _________ 20   года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

_____________________

« ___» _________ 20   года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СОШ _____

______________________

« ___» _________ 20   года

 

 

                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

                             по ________технологии__________________________

(предмет, курс)

класс _______2 «А» класс__________________________

                            учитель________высшей квалификационной категории

Сизова Мария Сергеевна

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

                             

2012-2013

учебный год

Пояснительная записка к курсу «Технология»

Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  2. рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  3. с положениями Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ лицея №378  (далее Образовательной программой);
  4. с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.
  5. Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

В авторскую программу изменения не внесены.

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные   методы, реализующие развивающие  идеи  курса,  продуктивные  (включают  в  себя  наблюдения,  размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

В соответствии   с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Во 2  классе на изучение технологии (труда) отводится 1 час в неделю  

Обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации

Программа по технологии  для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.

          Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  2. приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
  3. овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  4. воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  5. развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

          Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.

          У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии)

Описание ценностных ориентиров содержания образования.

Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству.

      Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.

Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:

  1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
  2. Значением универсальных учебных действий  моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе  выполнения различных  предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся  использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие  выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
  3. Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки  предметно-преобразовательной деятельности учащихся в  генезисе и развитии психологических новообразований  младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
  4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.

Личностные результаты:

Создание условий для формирования следующих умений:

  1. объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
  2.  уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
  3. понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
  2. учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  3. учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  4. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  5. учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  6. работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  2. сравнивать конструктивные и декоративные особенности  предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  3. учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
  4. находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  5. при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  6. самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене средней школы. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:

  1. Возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы).
  2. Возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, занятия детей на уроках «Технологии» позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Работа над заданиями в рамках «Технологии» позволяют также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

Содержание тем изучаемого курса «Технология»

Перечень и название раздела и тем курса

Необхо-димое коли-чество часов для изучения раздела, темы

Содержание учебной темы

основные изучаемые вопросы

практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

требования к знаниям и умениям обучающихся

формы и вопросы контроля

возможные виды самостоятельной работы учащихся

 1.  Как человек учился мастерству

1.1. Природа и человек. Освоение природы

1.2. Как родились ремесла. Как работали ремесленники-мастера

1.3. Каждому изделию — свой материал

1.4. Разные материалы — разные свойства

1.5. Каждому делу — свои инструменты.

Познакомимся с инструментами

1.6. От замысла — к изделию

1.7. Выбираем конструкцию изделия

1.8. Что такое композиция

1.9. Симметрично и несимметрично

1.10. Технологические операции.

Размечаем детали: технологическая операция 1

1.11. Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2

1.12. Собираем изделие: технологическая операция 3

1.13. Отделываем изделие: технологическая операция 4

1.14. Что умеет линейка.

Почему инженеры и рабочие понимают друг друга

1.15. Учимся читать чертеж и выполнять разметку

1.16. Разметка прямоугольника от двух прямых углов

1.17. Разметка прямоугольника от одного прямого угла

1.18. Что умеют угольники

1.19. Разметка прямоугольника с помощью угольника

1.20. Как разметить круглую деталь

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

     1

Что давала древнему человеку природа для его жизни?:

Причины зарождения ремесел. Почему многие ремесла существуют и сегодня?

От чего зависит выбор материала для изделия?

Какие свойства имеют известные материалы?

Могут ли различные материалы иметь одинаковые свойства?

Почему в каждой профессии используется свой набор инструментов?

Какие технологические назначения имеют материалы и инструменты?

Чем отличаются материалы от инструментов?

С чего каждый мастер начинает свою работу?

Замысел как первый этап творческой деятельности человека.

Как окружающие предметы различаются по своей конструкции? От чего зависит выбор конструкции?

Что такое композиция?

Чем отличается композиция от конструкции?

Что такое симметрия?

Как симметричность проявляется в работах художников – мастеров.

Что такое технологический процесс и технологические операции?

Размечаем быстро и экономно

Какими способами размеченные детали можно отделить от заготовки?

Какими способами можно соединить детали из разных материалов?

От чего зависит способ соединения деталей?

Какими способами можно выполнить отделку изделия?

Всегда ли отделка служит только для украшения?

Какие бывают линейки и кто их ближайшие родственники?

Как устроена линейка?

Как правильно пользоваться линейкой? О чем может рассказать чертеж?

Чертежи и эскизы

Как читать чертеж?

Как выполнить разметку прямоугольной детали с опорой на чертеж, если заготовка имеет хотя бы два прямых угла?

Обучение разметке прямоугольника от двух прямых углов

Как выполнить разметку прямоугольной детали с опорой на чертеж, если заготовка имеет хотя бы один прямой угол?

Для чего человек придумал угольник?

Как проверить, является ли угол прямой?

Знакомство с устройством угольника.

Чем различается разметка по линейке и угольнику?

Знакомство с разметкой прямоугольника с помощью угольника.

Оформление изделия

Чем круг отличается от шара?

Как устроен циркуль и что он умеет?

Обсуждение: работа по учебнику: рассматривание рисунков, работа по вопросам.

Знакомство с устройством циркуля и его использованием.

Комбинированный урок;

Наблюдение,

Индивидуальная работа;

Коллективная  работа

Практическая работа

Знать

-О возможностях использования природных материалов в повседневной жизни человека, о технологиях обработки природных материалов

-Названия ремесел;

-о созидательной, творческой деятельности человека и природе, как источнике вдохновения;

-когда деятельность человека сберегает природу, а когда приносит вред

-различные инструменты

-последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.

-что такое композиция, ее отличие от конструкции

-о симметрии и оси симметрии.

-подбирать  изделия по заданным условиям ;

-различать однодетальные и многодетальные изделия

-что такое деталь; какое соединение деталей называют неподвижным; виды материалов, их свойства и названия;

какое соединение деталей называют неподвижным;

последовательность изготовления несложных

- о некоторых профессиях; названия и назначение ручных инструментов и приспособлений

-Строение линейки, приемы проведения прямой линии по линейке, строить отрезок между двумя заданными точками, измерять отрезки, строить отрезки заданной длины.

-названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними.

-что такое треугольник;

Уметь

-Соотносить процесс и результат труда с использованием зрительных опор и аналогий.

-применять приобретенные знания и умения при изготовлении изделий из разных материалов

-наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения и выводы

-различать однодетальные и многодетальные изделия

-воспринимать красоту  изделия;

разрабатывать эскиз изделия.

-различать материалы и инструменты по их назначению; готовить место

-читать простейший чертеж

-различать материалы и инструменты по их назначению; готовить рабочее место

-применять освоенные умения в жизненной ситуации

-наблюдать, сравнивать, делать обобщения;

проводить исследование

-алгоритм чтения чертежа.

-что такое циркуль, приемы работы с ним

-работать с опорой на инструкционную карту

Текущий контроль

Пошаговый диктант

Самостоятельная работа

Практическая работа: поделки из природного материала, собранного на экскурсии.

Практическая работа в рабочей тетради по теме  «Ремесла»

Практическая работа: изготовление изделия по выбору уч-ся.

Практическое исследование по группам

Работа по иллюстрациям учебника

Разгадывание кроссворда «Инструменты»

Практическая работа: подбор изделий по заданным условиям

Практическая работа: собираем изделие

Практическая работа: украшаем изделие

Практическая работа в рабочей тетради: линейка-труженица.

Практическая работа- пошаговый диктант

Практическая работа: рабочая тетрадь - размечаем детали с помощью линейки изготовление домино

Практическая работа: задание в рабочей тетради: размечаем изделие с помощью угольника

Практические упражнения: работа с циркулем; выполнение заданий в рабочей тетради: циркуль. Размечаем детали с помощью циркуля

2 . Как человек научился делать одежду

2.1. Как появились натуральные ткани

2.2. Свойства и строение натуральных тканей.

От прялки до ткацкого станка

2.3. Особенности работы с тканью

Технология изготовления швейных изделий

2.4. Волшебные строчки

Размечаем строчку

4

1

1

1

1

Из чего получают натуральные ткани?

 Как человек научился делать одежду?

Какими физическими свойствами обладают натуральные ткани?  

Как устроена ткань?

Чем и почему различаются технологические операции по обработке ткани и бумаги?

В чем особенность разметки на ткани?

Обсуждение образца поделки из ткани - футляра

Как соединяются детали в изделиях из ткани?

Как с древних времен украшают одежду?

Какие существуют варианты отделки одежды на основе прямой строчки?

Комбинированный урок

Практическая работа

Групповая опытно -исследовательская работа

Урок-исследование

Уметь

-проводить самостоятельные исследования;

-классифицировать свои наблюдения

-проводить самостоятельные исследования; классифицировать свои наблюдения

-выполнять различные стежки

-выполнять вышивку аккуратно, ровно

Знать

особенности работы с тканью

-приемы выполнения перевивов.

Текущий

Самостоятельная работа в тетради.

Практическая работа: групповое исследование

Групповая опытно -исследовательская работа: свойства натуральных тканей

Работа по учебнику: рассматривание и обсуждение иллюстраций

Практическое исследование: работаем с тканью

Практическая работа: приемы выполнения перевивов; способы прокладывания строчки – изготовление несложной вышивки на уголке салфетки

   3.     Как человек учился выращивать сад и огород

3.1. Живая природа. Что любят и чего не любят растения

3.2. Что выращивают дома и возле дома

3.3. Технология выращивания растений

3.4. Как размножаются растения

3.5. Инструменты – помощники садовода и огородника

3.6. Долго ли живут растения

6

1

1

1

1

1

1

 Для чего природа нужна человеку?

Как связаны жизнь человека и жизнь растений?

Что необходимо растениям для их жизни?

Какие виды растений выращивает человек?

Какие растения выращивают в твоем крае?

Поиск ответа: чем отличаются культурные растения от дикорастущих?

Какие общие приемы используются для выращивания культурных растений?

Что такое агротехника?

Понятие об агротехнике

Проблема урока:

Как размножаются растения?

Как вырастить растение из черенка?

Какими инструментами пользуются садовод и огородник?

Долго ли живут растения?

Одинакова ли продолжительность жизни у разных растений?

Комбинированный урок

Групповое исследование

Знать

-для чего природа нужна человеку;

-что она дает ему для жизни; как влияют основные природные факторы на рост и развитие растений

-культурные растения и дикорастущие

-названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними

Уметь

-поводить исследования и самостоятельные наблюдения

-классифицировать

-различать материалы

и инструменты по их назначению

Текущий

 

Групповые практические исследования: начало наблюдений за жизнью растений: что любят и чего не любят растения

Работа по учебнику: выполнение заданий

Практическая работа: работа в тетради: что выращивает человек дома и возле дома

Практическая работа: как вырастить растение

Практическая работа: задание в рабочей тетради «Как размножаются растения»

Практическая работа: задание в рабочей тетради «Инструменты садовода»

Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов

Работа с учебником: иллюстрации, выполнение заданий: у каждого растения свои особенности.

4 . Как человек придумал себе помощников – машины и механизмы

4.1. Далеко идти, тяжело нести.

От телеги до машины

4.2. Макеты и модели. Как соединяют детали машин и механизмов. Автомобильная история России

4.3. В воздухе и в космосе

4.4. В водной стихии

4

1

1

1

1

Что такое транспорт, транспортные средства?

Зачем человек придумывает новые виды транспорта?

Беседа по вопросам проблемы

Проблема урока:

Что такое макет и модель их отличие?

Как человек покорил воздух и космос?

Как человек осваивал водную стихию – реки, моря, океаны?

Комбинированный урок

Практическая работа

Самостоятельные опыты и исследования

Знать

-виды транспорта

-что такое модель

Уметь

-классифицировать виды транспорта

-использовать приобретенные знания в жизни в групповой работе

-отличие макета от модели

-что такое модель

-работать самостоятельно с помощь инструкционной карты.

-работать самостоятельно с помощь инструкционной карты; правильно классифицировать транспорт

Текущий

Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов

Практическая работа:

от телеги до машины: конструирование транспорта

Практическая работа: выполнение коллективного проекта «Улица моего горда»: делаем макеты. Автомобиль

Практическая работа: делаем модели - самолет

Практическая работа: В водной стихии – изготовление  лодочки

                Всего                  34 ч.

Календарно-тематическое планирование 

№п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные 

вопросы

Наглядные пособия, оборудование

Программное обеспечение

Интернет-ресурсы

Домашнее задание

1

Приспособления первобыт-ного человека к окружающей среде. Природа и человек.

Учебник с. 6 - 9

 Комбинированный

Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить».

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

2

Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла.

Учебник с. 10 – 13

 Комбинированный

Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося) «Чайная посуда»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

3

Профессии ремесленников. Разделение труда. Как работали ремесленники-мастера.

Учебник с. 14 – 19

 Комбинированный

Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося)

«Кондитерские изделия к чаю»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

4

 

Свойства материалов. Каждому изделию свой материал.

Учебник с. 20 - 22

 Комбинированный

Простейшее исследование материалов.

Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

5

Назначение инструментов. Каждому делу – свои инструменты.

Учебник с. 23 - 25

 Комбинированный

Простейшее исследование инструментов.

Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

6

Введение в проектную деятельность. От замысла к изделию.

Учебник с. 26 - 29

 Комбинированный

Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

7

Введение в проектную деятельность. Выбираем конструкцию изделия.

Учебник с. 30 - 33

 Комбинированный

Изготовление поздравительной открытки по шаблону.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

8

 

Введение в проектную деятельность. Что такое композиция.

Учебник с. 34 - 37

 Комбинированный

Аппликация из деталей по шаблону «Поднос»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

9

Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично.

Учебник с. 38 - 42

 Комбинированный

Композиция из симметричных деталей.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

10

Технологические операции. Разметка деталей.

Учебник с. 42 - 49

 Комбинированный

Аппликация из цветной бумаги во выбору учащегося «Открытка с сюрпризом» (с. 45) или «Фигурки животных из кругов» (с. 49)

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

11

Технологические операции. Отделение детали от заготовки.

Учебник с. 50 - 53

 Комбинированный

Обрывные аппликации «Берёзка»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

12

 

Технологические операции. Сборка изделий.

Учебник с. 54 - 58

 Комбинированный

Игрушки – подвески (по выбору учащегося) «Клубничка, ёлочка и грибок»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

13

Технологические операции. Отделка изделий.

Письменная проверочная работа.

Учебник с. 59 - 62

 Комбинированный

Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

14

Технологические операции. Разметка с помощью чертёжных инструментов.

Учебник с. 63 - 66

 Комбинированный

Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

15

Линии чертежа. Почему инженеры и рабочие понимают друг друга.

Учебник с. 67 - 70

 Комбинированный

Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

16

 

Чтение чертежа. Учимся читать чертежи и выполнять разметку.

Учебник с. 71 - 73

 Комбинированный

Тренировка в построении геометрических фигур на основе чертежа.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

17

Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

Учебник с. 74 - 75

 Комбинированный

Практическая работа в разметке прямоугольника.

Цветок из бумаги

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

18

Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

Учебник с. 76 - 78

 Комбинированный

Практическая работа в разметке прямоугольника.

Домино.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

19

Разметка прямоугольника с помощью угольника.

Учебник с. 79 - 82

 Комбинированный

Практическая работа в разметке прямоугольника.

Поздравительная открытка.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

20

 

Разметка деталей циркулем. Как разметить деталь круглой формы.

Учебник с. 83 - 85

 Комбинированный

Практическая работа в разметке деталей круглой формы.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

21

Радиус окружности. Чертёж окружности. Как начертить окружность нужного размера?

Учебник с. 86 - 88

 Комбинированный

Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

22

Новогодний проект «Мастерская Деда Мороза»

 Комбинированный

Изготовление новогодних игрушек по выбору учащихся.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

23

Происхождение натуральных тканей и их свойства. Как появились натуральные ткани.

Учебник с. 90 - 96

 Комбинированный

Помпон из ниток на основе кольца.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

24

 

Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка.

Учебник с. 97 - 100

 Комбинированный

Игрушки из помпона (по выбору учащегося).

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

25

Технологические операции обработки тканей. Особенности работы с тканью.

Учебник с. 101 - 103

 Комбинированный

Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

26

Технология изготовления швейных изделий.

Учебник с. 104 - 108

 Комбинированный

Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

27

Строчка прямого стежка и её варианты.

Учебник с. 108 - 111

 Комбинированный

Игрушки из меховых шариков.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

28

 

Разметка строчек.

Письменная проверочная работа.

Учебник с. 112 - 116

 Комбинированный

Подушечка для иголок.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

29

Транспортные средства. Макеты и модели.

Учебник с. 118 - 121

 Комбинированный

Игрушки из спичечных коробков.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

30

Виды соединения деталей конструкции. Как соединяют детали машин и механизмов.

Учебник с. 122 - 123

 Комбинированный

Изготовление изделия, в котором детали имеют подвижное соединение (нитки, проволока).

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

31

Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины.

Учебник с. 124 - 126

 Комбинированный

Работа с конструктором «Лего» - изготовление автомобиля.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

32

 

Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и космосе.

Учебник с. 127 - 128

 Комбинированный

Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты.

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

33

Техника в жизни человека. История развития транспорта. В водной стихии.

Учебник с. 129 - 130

 Комбинированный

Рисование по замыслу «Корабль будущего»

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

34

Урок обобщения и закрепления знаний. Из истории технологий.

Учебник с. 132 - 135

 Комбинированный

 Образец изделия

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012 учебник для 2 класса, рабочая тетрадь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ae3d7e5-0a01-0180-0169-68c4d63aac53/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=36

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны: иметь представление:

• об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;

•  о причинах разделения труда;

• об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;

• о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;

• о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и много детальная), композиция, чертеж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка;

знать:

названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю;

• названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

• происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;

• неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный — клейстер (клей) и нитки; подвижный — проволока, нитки, тонкие веревочки);

• технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;

• линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

• названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);

• природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;

• основные агротехнические приемы: подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;

• способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;

•   названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;

уметь:

• с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);

• читать простейший чертеж (эскиз);

• выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;

• выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж;

• определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;

• оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

• выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;

•   решать несложные конструкторско-технологические

задачи;

•   изготавливать   несложные   макеты   транспортных:,

средств;

самостоятельно:

•   организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

•   экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;

• контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;

• справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;

при помощи учителя:

проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

•   выдвигать возможные способы их решения;

•   доказывать свое мнение.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
  2. Текущий:
  1. прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  2. пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  3. рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  4. контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  1. Итоговый контроль   в формах
  1. тестирование;
  2. практические работы;
  3. творческие работы учащихся;

        

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  1. качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  2. степень самостоятельности;
  3. уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

Предпочтение отдаётся  качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Учебно-методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

 «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2011.

Методическое пособие для учителя

Пособие для учителя

2

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2012

«Технология. Ступеньки к мастерству»

Учебник для 2 класса

3

 «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2012.

Рабочая тетрадь к учебнику  

«Технология. Учимся мастерству»

Рабочая тетрадь по технологии

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

 «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2012

«Технология. Ступеньки к мастерству»

Учебник для 2 класса

2

 «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2012.

Рабочая тетрадь к учебнику  

«Технология. Учимся мастерству»

Рабочая тетрадь по технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс школа 2100 ФГОС

Рабочая программа вместе с тематическим планированием по основным предметам...

Рабочая программа 2 класс школа 2100 ФГОС

Рабочая программа вместе с календарно-тематическим планированием по основным предметам для 2 класса с учётом ФГОС....

рабочие программы 1 класс "Школа России" ФГОС

рабочие программы "Школа России" 1 класс...

Рабочие программы 1 класс. Школа России. ФГОС.

Рабочие  программы  по  русскому  языку, обучению  грамоте, письму, математике, окружающему  миру,  изобразительному  искусству,  технологии....

Рабочие программы_1 класс_"Школа России" (ФГОС)

Рабочие программы_1 класс_"Школа России" (ФГОС)...

Рабочие программы 1 класс "Школа России" ФГОС.

Рабочие программы на 2012-2013 учебный год по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО, технологии, физической культуре 1 класс ФГОС....

Рабочая программа 3 класс школа 2100 ФГОС

В приложении к программе имеется календарно-тематическое планирование по всем предметам на 2013-2014 учебный год...