Тематическое планирование по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме

Технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_1_klass.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного курса  «Технология» для 1 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской  программы «Технология» Роговцевой Н. И., Анащенковой  С. В. (Сборник рабочих программ  «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

- приобретение личного опыта как основы обучения и познания, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью, формирование позитивного эмоционально - ценностного отношения к труду и людям труда.

.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Теоретической основой данной программы являются:

-  cистемно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.);

- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Учебный курс «Технология» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий,  обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд;
  • обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;
  • формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

- Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе./  Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. - М: Просвещение, 2011.

- Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /  Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. - М: Просвещение, 2011.

Формы организации учебного процесса

Основная форма работы на уроке технологии - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания на развитие мышления, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

1.Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная работа – диалог, полилог;

- работа в малых группах;

- работа в статистических парах;

- индивидуальная работа

- нетрадиционная форма урока:

  • урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры )  
  • урок-экскурсия

2. Используемы методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- метод стимулирования интереса к учению;

- метод самоконтроля;

- метод самостоятельной деятельности учащихся:

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

 3. Используемые технологии:

- игровые технологии

- технология создания ситуации успеха на уроке

- личностно-ориентированные (разноуровневые задания) 

- здоровьесберегающие ( приём зрительных меток; интерактивные  физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж));

ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах,  коллективное.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет "Технология " входит в предметную область "Технология". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения в 1 классе составляет 33 учебные недели (1 ч в неделю). Авторская программа предполагает изучение предмета "Технология" в объеме 33 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по технологии Н.И. Роговцевой и др.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность. Они получат общее представление о мире профессий, их социальном значении.

         Особое внимание в программе отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы)  разметки, раскроя, сборки, отделки;
  •  первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;  
  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия);
  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
  • использование в работе  преимущественно конструкторской, а не  изобразительной деятельности;
  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;

представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места; положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;

  • первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
  •  интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
  • этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
  • знание основных моральных норм поведения;
  • знание о гигиене учебного труда и организации учебного места.

Обучающийся получит возможность для формирования:

        - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

        - первичных умений оценки работ и  ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

        - познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;

        - представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
  • первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

        - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

        - в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

        - осуществлять констатирующий контроль своих действий по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать информацию в знаково-символической форме, схемы, модели, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
  • под руководством учителя проводить сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
  • обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.

Обучающийся получит возможность научиться:

        – продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

        – основам смыслового восприятия познавательных текстов;

        – выделять существенную информацию из познавательных текстов;

        – на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

        – под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов

решения учебной задачи;

        – под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять

класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

        – научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать важность коллективной работы;
  • контролировать свои действия при совместной работе;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

        - проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

        - следить за действиями других участников учебной деятельности;

        - строить понятные для партнёра высказывания;

        - принимать другое мнение и позицию;

        - строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Обучающийся научится:

        – воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

        – называть профессии своих родителей;

        – организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

        – соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;

        – отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

        – уважительно относиться к труду людей;

        – называть некоторые профессии людей своего региона.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

        – узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;

        – узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;

        – выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы

их ручной обработки;

        – применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).

Обучающийся получит возможность научиться:

        – определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;

        – комбинировать художественные технологии в одном изделии;

        – изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

        – выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;

        – изменять вид конструкции;

        - анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;

        – изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

        – создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Обучающийся научится:

        – понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;

        – наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.

Обучающийся получит возможность научиться:

        – понимать значение компьютера в жизни человека;

        – понимать смысл слова «информация»;

        – наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по предмету «Технология»;

        – бережно относиться к техническим устройствам;

        – соблюдать режим и правила работы на компьютере.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (33 часа)

Давайте познакомимся (3 ч)

Как работать с учебником.  Материалы и инструменты. Что такое технология.

Человек и земля (21 ч)

Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные.  Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда. Ткань. Нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.

Человек и вода (3 ч)

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».

Человек и воздух (3 ч)

Использование ветра. Полеты птиц.  Полеты человека.

Человек и информация (3 ч)

Способы общения.  Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.


        

Формы и средства контроля

        Контроль за уровнем достижений учащихся по предмету «Технология» производится в форме обобщающих творческих работ, при  выполнении  которых необходимо использовать все изученные техники и применить освоенные приемы в новой ситуации, а также  представить  и продемонстрировать ) свою работу.

Обобщающие работы рассчитаны на 1 урок и проводятся в конце  изучения каждого раздела.  Всего таких уроков - 4.

Содержание обобщающих работ:

Выбор  понравившегося изделия или изготовление нового с использованием всех изученных техник. Рассказ одноклассникам о поделке с использованием презентации. Применение освоенного приёма в жизненных ситуациях через участие в выставках детских работ.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименования учебного оборудования

Необходимое оборудо вание

Имею щееся

%

Готовнос ти

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. Изд.: Просвещение, 2011.

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: учебник: 1 класс.- М:- Просвещение, 2011

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: рабочая тетрадь: 1 класс.- М:- Просвещение, 2012

  1. Методическое пособие для учителя, Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс. Изд.: Просвещение, 2011.

Д

К

К

Д

1

27

27

1

100

100

100

100

Печатные пособия

Альбомы демонстративного и раздаточного материала

Д/П

5

100

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», отражающие основные темы курса технология.

Д

Технические средства обучения

Экспозиционный экран

Магнитофон

Персональный компьютер

 Принтер

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

100

100

100

100

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

1

1

100

100

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

Конструкторы.

Объёмные модели геометрических фигур

К

К

П

27

27

5

100

100

100

Оборудование класса

Ученические столы одноместнык

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг

К

Д

Д

Д

Д

К

30

1

1

1

27

100

100

100

100

100


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
  2. Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
  3. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
  • Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, дощечки для лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой;
  • Материалы для изготовления изделий, предусмотренными содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон, ткань, нитки, текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин, фольга, природные материалы, «бросовый» материал, пуговицы, наборы «Конструктор».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....

календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".

Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....

Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе

В планировании учебного предмета "технология" отражены 2 модуля: технология и иинформатика...

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...

Учебно-методический материал по технологии (4класс) по теме: Тематическое планирование по технологии (4 класс, УМК "Начальная школа XXI век")

Рабочая программа по технологии в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся....

Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .

    Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...