Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
учебно-методический материал по технологии (2 класс) по теме

Газинская Елизавета Игоревна

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.odt23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно–тематический план

 

п/п

Тема

Количество часов

Основное содержание

программы по теме

    Формы

организации урока*

1

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником

1

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы. Рубрика «Вопросы юного технолога»

 

  • фронтальная
  • индивидуальная

 

2

Художественная мастерская

9

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного

мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.

 

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

 

3

Чертежная мастерская

6

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка

материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

 

  • фронтальная
  • индивидуальная

 

4

Конструкторская мастерская

8

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

 

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско- технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).

  • фронтальная
  • индивидуальная

 

5

Рукодельная мастерская

9

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.

  • фронтальная
  • индивидуальная

 

6

Заключительный урок

1

Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.

 

  • групповая
  • индивидуальная

 

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

*Формы организации урока:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

 


Календарно-тематическое планирование

 

урока

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Планируемая дата

 

Фактическая дата

Тип урока*

Требования к уровню подготовки обучающихся

(планируемые результаты)

Характеристика деятельности обучающихся  

1

Инструктаж по ТБ на уроках технологии. Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.

1

01.09.16

 

 

 

УОНЗ

Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.

Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.

Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека.

Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода.

Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях.

Проводить  наблюдения, оформлять результаты.

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается.

Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины.

Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её изготовления.

Использовать примы плетения корзины при изготовлении изделия.

Организовать рабочее место.

Размечать изделие по шаблону, составлять композицию.

Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия.

Соблюдать правила работы с ножницами.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. 

Определять  и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином.

Организовывать  рабочее место.

Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.

Воспроизводить реальный образ предмета (цветка) при выполнении композиции.

Составлять рассказ о цветах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений).

Знать средства художественной выразительности: Светотень. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Введение понятия «симметрия». Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезания. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки.

Подбирать материалы и инструменты для работы.

Обсуждение результатов коллективной работы.

Закрепить полученные знания.

Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения.  Знакомство с технологической картой.

 

Р.Принимать и удерживать учебную задачу.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы.

2

Земледелие.

Практическая работа № 1 – «Выращивание лука».

1

08.09.16

 

УОМН

Р. Принимать и удерживать учебную задачу.                            Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                П. Строить речевое высказывание в устной форме,

Применение правил и пользование инструкций.

К. Аргументировать свою позицию, координировать её с позициями партнёров. 

3

Посуда. Работа с пластичными материалами  Изделие:

«Корзина с цветами»

1

15.09.16

 

УОМН

Р.   Принимать и удерживать учебную задачу.                            Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                               

П. Исследовать доступные материалы: их виды, физические и технологические свойства. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков гончарных  мастеров.

 К .Определять общую цель и пути её достижения, допускать возможность существования у людей различных точек  зрения. оказывать взаимопомощь,

4

Композиция. Какие бывают цветочные композиции?

1

22.09.16

 

УОМН

5

Как увидеть белое изображение на белом?

1

29.09.16

 

УОМН

 

6

Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?

1

06.10.16

 

УРК

7

Можно ли сгибать картон? Как?

Выполнение биговки по сгибам деталей.

 

1

13.10.16

 

УОМН

8

Наши проекты. 

Африканская саванна.

Изготовление изделий сложных форм в одной тематике

Проверим себя. 

Проверка знаний и умений по теме.

 

1

20.10.16

 

УОМН

 

9-10

Что такое технологические операции и способы?

Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.

Игрушки с пружинками. Медвежонок, бабочка.

 

1

27.10.16

10.11.16

 

УОМН

 

11

Что такое чертёж и как его прочитать?

Изделия и их чертежи.

Необычная открытка.

 

1

17.11.16

 

УОМН

Введение понятия «чертёж». Линия чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками. Чтение чертежа.

Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу.

Введение понятий: «циркуль-чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция.

Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполнять аппликацию в технике мозаика.

Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов.

Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).

Экономно расходовать материалы при выполнении.

Составлять  план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы.

Находить в словаре и объяснять значение новых слов.

Составлять рассказ об уходе за домашними птицами.

Обобщить полученные знания по теме.

12

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?

Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам.  

Блокнот.

 

1

24.11.16

 

УОМН

 

13-14

Можно ли без шаблона разметить круг?

Изготовление изделий с круглыми  деталями, размеченными с помощью циркуля.

Пригласительный билет.

Цветок – шестиугольник.

 

1

01.12.16

08.12.16

 

УРК

15-16

Мастерская Деда мороза и Снегурочки.

Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки.

Оригамушки.

Открытка в технике оригами.

 

1

15.12.16

22.12.16

 

УОМН

 

17

Проверим себя.

Проверка знаний и умений по теме. 

Симметричные снежинки.

 

1

12.01.17

 

УРК

18

Какой секрет у подвижных игрушек?

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали.

Игрушка – качалка.

1

19.01.17

 

УОМН

Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение.

Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция». Расширение знаний о шарнирном механизме. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

Расширение знаний о шарнирном механизме.

Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта.

 

19

Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения.

Вертушка

 

1

26.01.17

 

УОМН

 

20

Ещё один способ сделать игрушку подвижной.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки – «дергунчик».

Обезьянка с подвижными лапками.

 

1

02.02.17

 

 

УОМН

 

21

Можно ли соединить детали без соединительных материалов?

Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком

1

09.02.17

 

УОМН

22

День Защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии?

Изготовление изделия на военную тематику.

Открытка-вертолёт

 

1

16.02.17

 

УОМН

Общее представление об истории вооружения армией России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии

Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин

Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций.

Подбирать материалы и инструменты для работы.

Обсуждение результатов коллективной работы.

Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение, свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов. Профессии швеи и вязальщицы.

Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток- пряжи. Изготовление пряжи – прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников.

Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение.

 

23

Как машины помогают человеку?

Изготовление моделей машин по их развёрткам.

Машина полиции.

 

1

02.03.17

 

УОМН

 

24

Поздравляем женщин и девочек.

Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений.

Открытка к 8 Марта.

 

1

09.03.17

 

УОМН

 

25

Наши проекты.

Изготовление макета родного города или города мечты.

Макет города.

1

16.03.17

 

УОМН

 

26

Какие бывают ткани?

Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона).

Композиция с цветами.

 

1

06.04.17

 

УОМН

 

27

Какие бывают нитки. Как они используются?

Изготовление изделий, частью которых является помпон.

Помпон из пряжи.

 

1

13.04.17

 

УОМН

28


Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу.

Подставка «Ёжик»

1

20.04.17

 

УОМН

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.   Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.                           

П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.  

 

29

Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?

Изготовление изделий с вышивкой крестом.

Кораблик. Ёлочка.

 

1

27.04.17

 

УРК

Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками.

Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности.

 

30-33

Как ткань превращается в изделие? Лекало.

Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.

Чехол для телефона.

Сумочка-собачка.

3

04.05.17

11.05.17

18.05.17

 

УОМН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

Подведение итогов за год. Конференция для обучающихся

1

25.05.17

 

УР

Организовывать и оформлять выставку изделий.

Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям

Р. Контролировать, обсуждать и оценивать коллективную работу

П.  Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста.

К. Проявлять навыки сотрудничества при обсуждении творческих работ, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

 

*Типы уроков:

  • уроки общеметодологической направленности (УОМН);
  • уроки открытия нового знания (УОНЗ);
  • уроки рефлексии (УР);
  • урок развивающего контроля (УРК).