Рабочая программа по курсу "Технология". 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Алексеева Ирина Владимировна

Рабочая программа по курсу «Технология» для учащихся 2-го класса. Создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования второго поколения (2009г.), Примерной программы по технологии для основной школы, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, авторской программы курса «Технология» под редакцией Е.А. Лутцевой  (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010.), с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, основной образовательной программы начального общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Садовый, Самойловского района, Саратовской области».                                                                                  В авторскую программу изменения не внесены.                                                                                                                                                        Цели обучения:                                                                                                                                                                                                                     - дать детям первоначальный опыт преобразовательной  художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;                                                                                  - создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.                                                                                                                                                       Основные  задачи: 

  • научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной  жизни,
  • пользоваться различного рода источниками
  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

•   формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человекас природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

•   формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

•    овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

•   использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских,          художественно-конструкторских         (дизайнерских), технологических и организационных задач;

•   развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

•   воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Основная задача  второго класса – научить детей работать чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль) – размечать прямоугольные и круглые детали. Познакомить с простейшим чертежом, эскизом, линиями чертежа (линия контура, сгиба, выносная и размерная, центровая, осевая). Научить выполнять разметку прямоугольника разными способами (от двух прямых углов, от одного прямого угла). Выполнять простые преобразования прямоугольника без применения чертежных инструментов (например, округление углов). Размечать круги с помощью циркуля.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, анергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

        Идея содержания курса – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.

         Курс реализует следующие типы уроков и их сочетаниях: урок – экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность уч-ся носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная  деятельность на уроках технологии, направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельность, ответственность, организованность,  умению не только проектировать, но и анализировать полученные результаты. На уроках уч-ся овладевают азами проектной деятельности, где тематика предлагается учителем, либо выбирается детьми ,после изучения отдельных тем , или целого блока.

В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.      Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.                                                                                                                                                                                                                          Основные   методы, реализующие развивающие  идеи  курса,  продуктивные  (включают  в  себя  наблюдения,  размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).                                                                                                               В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.                                                                          Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.                                                                                                                                                                                                              Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации

          Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
  • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

          У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии.

Оценка деятельности уч-ся осуществляется в конце каждого урока.

 Работы оцениваются :

  • качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работ в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности, найденные технологические решения.

Предпочтение отдаётся оригинальности идеи, творческим находкам в процессе наблюдений, исполнений, размышлений, аккуратности выполнения.

Описание места учебного курса

Рабочая программа учителя по курсу «Технология» для учащихся 2-го класса  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и  разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «СОШ пос. Садовый»;
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы В.Н. Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011);
  • с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей

Планируемые результаты освоения предмета «Технология»

Личностные  результаты:

 Создание условий для формирования следующих умений:

—    объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

—    уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

—    понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Личностные ценности:

  • ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания;
  • ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви;
  • ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
  • ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
  • ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности:

  • ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье; 
  • ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
  • ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования;
  • ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек;
  • ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
  • ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
  • ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающеееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.

Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:

  • ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
  • значением универсальных учебных действий  моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе  выполнения различных  предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся  использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие  выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия;
  • специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки  предметно-преобразовательной деятельности учащихся в  генезисе и развитии психологических новообразований  младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
  • широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.

Личностные результаты:

Создание условий для формирования следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
  •  уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;

понимать исторические традиции ремёсел, уважительно

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

—   определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

—  учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

—  учиться планировать практическую деятельность на уроке;

—  под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

—  учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

—  работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

—   определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

—  наблюдать   конструкции   и   образы   объектов   природы   и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

—   сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

—  учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

—  находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

—   с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

—   самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:

—  уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

—  уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

—  вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

—  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

 Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):

—   об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

—   о гармонии предметов и окружающей среды;

—  профессиях мастеров родного края,

—  характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

—   самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

—  готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; —  выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

—   самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;

—  уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2.  Технология ручной обработки материалов.  Элементы графической грамоты Знать:

—    обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

—    названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

—    происхождение натуральных тканей и их виды;

—    способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

—    основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

—    линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

—    названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

—  читать простейшие чертежи (эскизы);

—  выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

—  оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

—  решать несложные конструкторско-технологические задачи;

—  справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование Знать:

—  неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

—  отличия макета от модели. Уметь:

—    конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

—    определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4.    Использование   информационных    технологий   (практика   работы   на компьютере)

знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
  2. Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  1. Форма итоговой аттестации обучающихся в формах:
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

Содержание программы по технологии.   2 класс

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Природа и человек. Освоение природы  Как родились ремесла Как работали ремесленники-мастера

Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Каждому изделию – свой материал. Разные материалы - разные свойства Каждому делу – свои инструменты Познакомимся с инструментами Технологические операции Размечаем детали: технологическая операция 1 Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2 Собираем изделие: технологическая операция 3 Отделываем изделие: технологическая операция 4 Что умеет линейка Почему инженеры и рабочие понимают друг друга Учимся читать чертеж и выполнять разметку Разметка прямоугольника от двух прямых углов Разметка прямоугольника от одного прямого угла Что умеют угольники Разметка прямоугольника с помощью угольника Как разметить круглую деталь

Как появились натуральные ткани  Свойства и строение натуральных тканей От прялки до ткацкого станка

Особенности работы с тканью Технология изготовления швейных изделий Волшебные строчки Размечаем строчку.

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

Конструирование и моделирование

Далеко идти, тяжело нести От телеги до машины Макеты и модели  Как соединяют детали машин и механизмов

Автомобильная история России  В воздухе и космосе В водной стихии.

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

 Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

Повторение. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Конструирование и моделирование

Резервный урок

Календарно- тематическое планирование «Технология»

 

       п/п

Тема

Дата

Характеристика деятельности уч-ся

Планируемые результаты

Прим.

Факт.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Из истории технологии. (2 ч.)

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Природа и человек. Освоение природы.

Поделки из природного материала.

Инструктаж по ТБ. Аппликация. Работа с природным материалом, клеем,  шилом, ножницами,

-знать особенности материалов , используемых учащимися в своей деятельности; и их возможности для создания образа;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений;

(явления, события), в предложенных ситуациях,

2.

Ремесленники и ремёсла.

Творческое задание: мини проект.

Знакомство с понятиями: ремесленник,  ремёсла, профессия, мастер, этап.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы.

Основы технологических знаний (32часа)

3.

Общее представление о материалах. Творческое задание: мини проект.

(Посуда, украшение, кукла из бумаги или пластилина, ткани)

 Знакомство со свойствами материалов различного вида.

Кусочки ткани, клей, нитки,

ножницы, глина (пластилин)

 симметрия, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, , мозаика.

проговаривать последовательность действий на уроке;

отмечать конкретные поступки,

4.

Инструменты для работы и дома.

Составление памятки для работы с инструментами.

Колющие, режущие

Кусочки ткани, клей, нитки, картон, цветная бумага, ножницы

-уметь под контролем учителя организовывать рабочее место.

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

оценить: какие хорошие или плохие;

5.

Общее представление о проектной деятельности. Практическая работа «Открытка-сюрприз для друга»

Замысел, конструкция, изготовление, отделка.

Кусочки ткани, клей, нитки, картон, цветная бумага, ножницы

-уметь поддерживать порядок на рабочем месте  во время работы;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства;

6.

Общее представление о конструкции. Технология изготовления.

Практическая работа (техника оригами)

Конструкция, назначение,  однодетальные, многодетальные изделия.    

Цветная бумага, бумага А-4.

-знать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, , клей), их свойства и названия;

учиться готовить рабочее место

 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

7.

Беседа: «Что такое угловая, центральная композиция».

Аппликация  «Украшаем носовой платок»

Получение знаний о композиции: центральной, угловой

Цветная бумага, белый лист 21x21, клей.

-уметь правильно работать ручными инструментами;

                 

выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

слушать и понимать речь других.

8.

Симметрия.  Практическая работа: аппликация «Орнаменты с геометрическими и растительными мотивами».

Симметрично-несимметрично

Цветная бумага, клей, ножницы.

  с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания

9.

Практическая работа:

Получение знаний о технологической операции, технологическом процессе. Бумага А-4, степлер.

осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

читься совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения

10.

Разметка детали. Практическая работа:  изготовление деталей для орнамента с помощью шаблонов.

Технология обработки бумаги.

Заготовка. Цветная бумага, клей, ножницы.

аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру деталей);

ориентироваться в своей системе знаний:

 

определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате обсуждения;

11.

Сборка изделия. Способы соединения деталей. Практическая работа: лепка посуды.

Самостоятельный отбор инструментов для работы. Глина или солёное тесто.

-знать способы соединения с помощью , клея ПВА;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

соблюдать самые простые общие для всех людей правила поведения

12.

Беседа об украшении предметов быта. Отделка изделия: под хохлому или гжель.

Формирование способности справляться с доступными технологическими заданиями.

Гуашь.

осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

делать предварительный отбор источников информации: 

слушать и понимать речь других.

13.

Виды линий. Значение линеек, правила пользования ими.

Практическая работа в тетради: «Работа с линейкой»  

Умение чертить линии на нелинованной бумаге. Линейка – контрольно-измерительный инструмент.

конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

14.

Беседа: «Почему инженеры и рабочие понимают друг друга». Чертежи и эскизы.

Инженеры-конструкторы, чертежи

названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

 Соблюдать правила поведения, опираясь на общие для всех,

15.

Чтение чертежа. Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Практическая работа: изготовление карточек для игры.

Развитие умения вычерчивать различные линии на нелинованной бумаге. Картон, ножницы

-уметь самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий,

добывать новые знания;

делать выбор, какой поступок совершить.

16.

Разметка прямоугольника от одного прямого угла. Практическая работа:

изготовление карточек домино.

Знание основных характеристик простейшего чертежа и их различия.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы

выполнять экономную разметку деталей по шаблону;

 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

17.

Разметка прямоугольника с помощью угольника. Практическая работа: открытка.        .

Формирование знаний основных характеристик простейшего чертежа.

Угольник, лист А-4,

цветная бумага, клей, ножницы

-уметь правильно работать ручными инструментами;

основы общечеловеческих нравственных ценностей;

18.

Технология построения дуги и окружности с помощью циркуля. ТБ при работе с циркулем.

Практическая работа: игрушка-кошка.

Приёмы работы с контрольно-измерительными инструментами.

Циркуль, цветная бумага, клей

-знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

пользоваться памятками ;

слушать и понимать речь других.

19.

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь.

Натуральные ткани. Практическая работа: создание коллекции натуральных тканей.

Знакомство с технологией обработки ткани.

Натуральная ткань Лоскутки натуральных тканей, клей, ножницы, лист А-4

способы разметки: сгибанием, по шаблону;

 перерабатывать полученную информацию:

20.

Свойства и строение натуральных тканей. Урок-исследование. Практическая работа: плетение коврика из бумажных полос.

Продольное и  поперечное направление

Цветные полоски из бумаги 15x1, квадрат из цветной бумаги 15x15

-знать  виды отделки:  аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

 делать выводы в результате совместной работы всего класса;

слушать и понимать речь других.

21.

Беседа: «От прялки до ткацкого станка».

Ткацко-прядильная фабрика.

Практическая работа: фенечка, шнурок.

Знакомство с технологией изготовления швейных изделий.

Пряжа. Шерстяные, шёлковые, х/б нити

-уметь реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности;

перерабатывать полученную информацию:

слушать и понимать речь других.

22.

Особенности работы с тканью. ТБ при работе с иглой. Практическая работа: футляр для ножниц.

Выполнение практической работы по оформлению футляра. Кусок плотной ткани 20X20, мыло, игла цветные нитки

-знать названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы с ними

сравнивать и группировать предметы и их образы;

23.

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь. Технология изготовления швейных изделий. Практическая работа: украшение из ткани.

 Создание условий для оформления швейного изделия

Кусок ткани10 x 20, мел, иголка, нитки.

- уметь работать с приспособлениями шаблонов, правила работы с ними

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

слушать и понимать речь других.

24.

Беседа: «Народная вышивка». Прямая строчка и её варианты. Практическая работа: вышивка прямыми строчками.

Знание профессий мастеров родного края. Кусок ткани, игла, цветные нитки

-уметь правильно работать ручными инструментами;

художественные образы.

определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения

25.

Технология разметки строчек.

Практическая работа: несложная вышивка на уголке салфетки.

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь.

Умение делать разметку, выкройку. Кусок ткани10 x 10, иголка, цвет. нитки.

\

-уметь реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности;

донести свою позицию до других;

26.

Условия жизнедеятельности растений.

Практические исследования.

Создание условий для проведения практической работы по наблюдению за влиянием освещённости, температуры, влаги.

-уметь самостоятельно определять ход работы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

Соблюдать правила поведения, опираясь на общие для всех,

27.

Приёмы агротехники (технология выращивания растений)

Практическая работа: посадка семян.

Знакомство с понятием

«агротехника»

Семена цитрусовых или финика, или растений открытого грунта

-уметь реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности;

донести свою позицию до других;

слушать и понимать речь других.

28.

Размножение растений семенами и черенками

Практические исследования.

Практическая работа по размножению растений.

Знание основ агротехники.

осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения

29.

Продолжительность жизни растений.

Работа со справочной литературой.

Организация наблюдений за развитием растений.

Соблюдать правила поведения, опираясь на общие для всех,

30.

Инструменты и приспособления садовода и огородника.

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь.

Самостоятельная работа на тему «Я - садовод». Загадка об инструменте (садовом) , рисунок.

-знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

оформлять свою мысль в рисунках, ;

определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения

31.

Техника в жизни человека.

Проект: транспортное средство.

Техника в жизни человека.

Конструктор.

слушать и понимать речь других.

32.

Макеты и модели. Автомобильная история России. Проект: «Улица моего города»

Макет, модель, подвижное, неподвижное,

развёртка, рицовка Клей, ножницы, тонкий картон

- уметь работать с приспособлениями шаблонов, правила работы с ними

оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях

34.

Воздушный транспорт. Практическая работа: бумажный самолёт.  Тест

Подвижный и неподвижный способ соединения деталей.  Клей, ножницы, 2 канцелярские скрепки.

- уметь работать с приспособлениями шаблонов, правила работы с ними

Соблюдать правила поведения, опираясь на общие для всех,

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Е. А. Лутцева. – 4-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2012. – 144 с. : ил. – (Начальная школа 21 века)
  2. Лутцева Е.А. Технология 1-4 классы: методическое пособие для учителя – М: Вентана-Граф, 2012.

Литература

Основная

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
  2. Лутцева Е.А. Технология 1-4 классы: методическое пособие для учителя – М: Вентана-Граф, 2012.

Дополнительная

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]:                   система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.  Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия,  работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.

Замечания

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века

Рабочая программа для 3 класса  начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для  учителей начальных классов....