Урок технологии в 4 классе. Какие бывают города. Город будущего.
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Гасанова Екатерина Ивановна

Урок технологии по программе Е.А.Лутцевой. Это урок-обобщения. Обучающиеся   к концу урока представляют проект города будущего с учетом экологической энергосберегающей культуры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_t.4.rar39.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Какие бывают города.

Город будущего

урок технологии

4 класс

                                                                                     Гасанова Екатерина Ивановна

                                                                учитель начальных классов

                                                                  МОУ «Герасимовская СОШ»

Герасимовка

2014

Организационная информация

Тема урока

Какие бывают города. Город будущего

Предмет

Технология

Класс

4 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Гасанова Екатерина Ивановна

Образовательное учреждение

МОУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области

Методическая информация

Тип занятия

Урок обобщения полученных знаний

Цели занятия

образовательная – создание содержательных и организационных условий для развития у обучающихся  умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения  

  • воспитательная – воспитание  чувства ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия;
  • развивающая –развитие эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать

Задачи занятия

Предметные: обеспечить применение обучающимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях

Метапредметные: развивать связную речь обучающихся  при устных ответах, логическое мышление, память

Личностные: развивать интерес к практической деятельности, желание создавать что-то своими руками.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Используемые технологии:   проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; проектный, диалогический.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, групповая работа

Время реализации занятия

45 мин

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят обучающиеся  в ходе занятия

Обучающиеся  должны к концу урока представить проект города будущего с учетом экологической энергосберегающей культуры

Необходимое оборудование и материалы

Ноутбук, проектор, экран, презентация, макет город будущего, схема города будущего

Дидактическое обеспечение занятия

Модель-аппликация «Воздействие человека на окружающую среду»

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник « Технология» 4 класс. Е. А. Лутцева.

Этап  занятия

Деятельность учителя

УУД,  формирующиеся на данном этапе

I Орг.момент.

1. Вход в урок (приветствие, песня «Прекрасное далеко»  музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина)

 

Регулятивные:

волевая саморегуляция. 

Личностные:

действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Постановка целей и  задач

2.  Проблемный вопрос:

- Почему наше занятие мы начинаем с этой песни?

- Значит, какая тема урока? (слайд)

- Почему на уроке технологии мы ее изучаем?

- Зачем надо думать о будущем сегодня?

III. Актуализация знаний  

1. Получение информации о видах городов.

1) Работа в группах. Какие бывают города ( карточки)

2) Проверка информации (слайд)

2. Мы повторили виды городов, которые уже существуют на земле. Какой город мы строим сегодня?

Дадим ему характеристику. Кластер.

(дети прикрепляют определения города будущего, написанные на листах)

3. Работа с девизом урока:

Вместе возьмемся – всего добьемся (слайд)

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование .

IV. Проверка уровня сформированности общеучебных умений обучающихся

1. Защита проектов «Город будущего» (на доске схема города Будущего появляется в процессе рассказов детей):

1 группа «Жилые дома» (слайд)

Наша группа работала над  проектом «Жилые дома в городе будущего».  

Проблема: какими должны быть дома в городе будущего.

Цель: продумать, какие дома лучше строить, как их расположить.

Проектный продукт – жилой микрорайон.  

 Какими должны быть здания будущего? Опыт человечества показывает: что гигантские многоэтажные  жилые дома не могут рассматриваться, как перспективный тип жилища. Человек чувствует себя в них потерянным, ничтожным. Наши жилые дома имеют всего четыре этажа. Они со всех сторон открыты свету и воздуху. Из окон открываются прекрасные виды. Общественные здания в нашем городе расположены в удобных местах, недалеко от жилого массива, имеют удобные подъездные пути и пешеходные дорожки. Ученые посчитали, что для нормальной жизни человека, улицы должны быть раскрашены в 20 цветов, каждая улица должна походить на маленькую радугу.

(Работа с планом города)

Вопросы для группы:

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

2 группа «Школа-детский сад» (слайд)

Наша группа работала над  проектом «Школа и детский сад».  

Проблема: необходимость постройки школы и детского сада

Цель: продумать, какую форму имеют школа и детский сад, где их расположить.

Проектный продукт – здание школы и детского сада  

В нашем городе есть школа  и детский сад – это целый самостоятельный мир детства, потому что под одной крышей в разных уровнях находятся: учебные классы, игровые и спортивные площадки.  Здесь никто никогда не ленится, никого не наказывают, потому что нет углов! Недалеко от школы зимняя площадка с горками, полянкой с чистым снегом, где можно играть в снежки, строить снежные крепости и лепить  снежных баб.  А ещё совсем рядом – Новогодняя ёлка с залитым катком…Конечно, огнями и игрушками её украшают лишь на праздник, но весь год она радует наших жителей своим зеленым нарядом.

(Работа с планом города)

Вопросы

3 группа «Зона отдыха»

(слайд)

Наша группа работала над  проектом «Зона отдыха».  

Проблема: что собой представляет зона отдыха в городе будущего.

Цель: продумать, где лучше  расположить зону отдыха, что будет в ней находиться.

Проектный продукт – зона отдыха  

 Зона отдыха. Какой должна она быть?  Мы считаем, что обязательно светлой, солнечной, чистой и зеленой.  Она опоясывает город будущего со всех сторон. В одной половине небольшой национальный парк. Здесь нет клеток, условия содержания животных напоминают заповедник.  Если в каждом городе будущего будет такой, то не нужна будет Красная книга. Здесь театр, цирк, парк развлечений, озеро для тренировок на байдарках и парусниках, бассейны… есть поле, речка и чудесный лес, где щебечут птицы и обитают животные, которые доверяют людям и совсем их не боятся!!! Птичьи трели звучат над всем городом!

(Работа с планом города)

Вопросы:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дома есть в нашем городе, а что еще необходимо для жизни людей в городе.

( Зелёные насаждения)

-  Слово предоставляется специалистам по озеленению городов.

 В городе будущего лучше высаживать лиственные деревья: яблони, липы, березы, клёны, потому что они поглощают в 2 раза больше пыли, чем хвойные.

На каждого жителя города должно быть не меньше 6 метров парков, скверов и цветочных клумб. Хвойные деревья лучше высаживать вокруг города, сохранив те, которые были посажены ранее. Поэтому в нашем проекте много деревьев, кустарников, травы, газонов, есть фонтаны и бассейны. Они очищают воздух в городе, создают свежесть и прохладу. В таком городе человек будет чувствовать себя комфортно и уютно.

До чего дошел прогресс

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Гости нашего города 1. Инсценировка сказки

Инсценировка по мотивам « Сказки о царе Салтане»

Три девицы под окном

 Говорили вечерком.

 « Кабы я была царица,-

 Говорит одна девица,-

 В тусклом свете не сидела б,

 Люстра классная горела б.

 День и ночь сиял бы свет

 Очень долго, много лет».

 « Кабы я была царица,-

 Говорит ее сестрица,-

 Я б  к колодцу не ходила,

 Кран с водой установила б.

 Лихо бы лилась вода-

 Подходи, бери всегда»

Регулятивные: 

оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

« Кабы я была царица,-                                                                                                                                          Третья молвила сестрица,-

 Провела бы в каждый дом

 Электричество, потом

 Воду в каждую избу.

 Газ, и свет, да и вода

 Людям ведь нужны всегда.

 Но при этом-то при всем

 Счетчик надо в каждый дом»

 Только вымолвить успела,

 дверь тихонько заскрипела

 И в светлицу входит царь,

 Стороны той государь

 Во все время разговора

 Он стоял позадь забора;

 Речь последней по всему

 Полюбилася ему.

 « Здравствуй, красная девица,-

 Говорит он,-будь царица,

 Будь хозяйкой в нашем царстве,

 В тридесятом государстве.

 С экономною женой-

 Полной чашей дом родной!»

2. Проблемный вопрос:

Какая проблема освещена в данной инсценировке? Как она связана с нашим занятием?

3. Значение слова экология и энергосбережение (работа в группах – дать определение понятиям экология и энергосбережение)

(Обобщение на слайде)

VI. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Эколо́гия (от др.-греч. οκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Толковый словарь русского языка: ЭКОЛОГИЯ, и, ж. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

ЭКОЛОГИЯ — наука о закономерностях связи живых организмов с окружающей средой.

энергосбережение - это реализация производственных, научных, технических, организационных, экономических и правовых мер...

Это комплекс мер, направленных на сокращение объема потребляемой в быту и на производстве энергии.

4. Работа с дидактическим материалом модель-аппликация  «Воздействие человека на окружающую среду»

Что наносит вред экологии природе

( составить схему)

1.Заседание администрации по вопросам экологии и энергосбережения города будущего

Наш город будущего получился на славу: город-красавец, город-чистюля. В нем пока нет никаких проблем. Что же нам надо сделать, чтобы их не возникло.

Мы сегодня проведем заседании администрации города будущего.

- Кто входит в администрацию города?

глава администрации и специалисты разных служб города)

2) проверка

 

 

 - Как вы думаете, какая тема нашего заседания? (постараемся определить, как сделать так, чтобы в нашем городе энергосбережение было способом улучшения экологии)

Я буду выполнять роль мэра города. А вы - представители разных служб городского хозяйства, люди разных профессий, которые заинтересованы в сохранении города будущего Каждая группа получила задание – подумать, над тем, что можно сделать, чтобы в городе будущего не было экологических  проблем.  Сегодня мы выслушаем ваши мнения.  

ИТАК, начинаем наше заседание.

1.  Экологическая служба предлагает в первую очередь обратить внимание на производства,  которые выпускают необходимые для жизни предметы.  Ведь их выбросы очень опасны для окружающих.  Поэтому инженерами разработаны технологии, по которым  предприятия делают минимальные выбросы в атмосферу. Это происходит за счет повышения качества  очистки газов.  (макет-аппликация НЗ 10).

Службы, которые выводят отходы в природу  могут использовать биологическую очистку, которая основана на применении бактерий, способных  разлагать вредные вещества в воде на безопасные для здоровья человека компоненты (макет-аппликация НЗ 12)

2.Инженеры-машиностроители) Бензин, сгорая, выделяет вредные вещества, скапливается в воздухе копоть и грязь. Поэтому ученые-конструкторы разрабатывают модели новых автомобилей, работающих на экологически чистом топливе – электричестве. Такие электромобили будут передвигаться с большей скоростью и не загрязнять окружающую среду,   кроме того они бесшумны.

 

- Назовите самый экологический вид транспорта (велосипед)  (макет-аппликация НЗ 11)

3. Главный санитарный врач. Самый совершенный способ борьбы с мусором – мусоросжигание. В результате которого вырабатывается дополнительная энергия, которая используется для получения тепла и электричества. Чтобы утилизация была успешной, необходимо наладить раздельный сбор мусора (макет-аппликация НЗ 13).

4.Главный агроном. На землях вокруг города каждую весну высаживаем деревья, разбиваем парки.

5.Главный врач.  Немалый вред приносит шумовое загрязнение. Подверженность человека шумовому воздействию приводит к утомляемости, заболеваниям нервной системы. Поэтому вдоль автодорог и железнодорожных путей устанавливаются  шумозащитные экраны

6. Архитектор. Город будущего – город энергосбережения.

В зависимости от погодных условий используется энергия ветра,  солнечная энергия (программа «Тысячи солнечных крыш»).

7.  Главный энергетик. Улучшить экологию и съэкономить энергию поможет освещение квартиры. Лампы используются только энергосберегающие.  Для улучшения освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Чтобы деревья на первом этаже не затрудняли проникновение света, деревья высаживаются на расстоянии не ближе 5 м от стен жилого дома, кустарник – 1,5 м.

8. Шеф-повар. Для приготовления пищи используется специальные приборы:   электросковорода, электрокастрюля, электрогриль, электротостер, электрошашлычница, электрочайник, электросамовар, электрокофейник.

Экономию времени и энергии даёт применение скороварок. Их использование примерно примерно в три раза сокращает время приготовления блюд и упрощает технологию.

VII.  Рефлексия учебной деятельности

Подведем итог нашей работы.

Что же поможет нам сберечь природу и не нарушить все связывающие ее звенья (энергосбережение)?

1.  Давайте посмотрим на макет нашего города: разноцветные яркие дома, чистые зеленые улицы, зоопарк, экологически чистый транспорт. Всё это замечательно. Но должен ли измениться сам человек? Я предлагаю задание всем группам: разработать правила поведения людей в городе будущего.  (работа в группах)

2. Когда можно построить город будущего?

3. Чтение стихотворения

Жить только для себя-не значит жить!

 А потому должны мы постараться

 Энергию разумно потребить,

 не только правнукам должна она достаться.

 Энергия повсюду на земле:

 В запасах нефти, газа, древесины,

 В ветрах могучих, в каменном угле

 И в солнечных лучах, в морских глубинах.

 давайте новый мир построим мы,

 Где будет много радости и света,

 Но свет от солнца, ветра и воды

 И в будущем достигнем мы успеха,

 А ветроустановки навсегда

 Пусть атомные станции заменят,

 Не будет загрязнений никогда,

 И жизнь нам это к лучшему изменит.

4. Рефлексия:

Сегодня на уроке:

Самым интересным было….

Теперь я знаю…

Я хочу отметить работу на уроке…

5. Оценка работы

6. Домашнее задание.

Составить кластер к понятиям экологическая культура, энергосберегающая культура  

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием открытых образовательных технологий по теме "Какие бывают животные?"

Цели: Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Оборудование: Учебник «Мир ...

Урок технологии "Школа России" 2 класс «Какие бывают цветочные композиции».

Урок основывается на закрепление навыков изготовления цветочных композиций....

Конспект урока по технологии 2 класс "Какие бывают нитки? Как они используются?"

Тема урока: «Какие бывают нитки? Как они используются?»Тип урока: урок «открытие нового знания»Цель урока: ознакомление учащихся с видами ниток и их происхождением, а также с т...

Технологическая карта урока технологии по теме "Какие бывают нитки? Как они используются?" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: освоение технологии выполнения аппликации из нитокЗадачи урокаДидактические:Формировать знание о видах ниток, историю происхождения ниток;Фор...

Открытый урок во 2 классе "Какой бывает транспорт"

в  рамках урока ребята знакомятся с разными видами транспорта...

Технологическая карта урока технологии по теме «Какие бывают цветочные композиции» Изделие «Цветочная композиция» 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений по изготовлению цветочной композиции.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «...