Календарно-тематическое планирование. Технология. 2 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) на тему

Дуркина Валентина Юрьевна

Календарно-тематическое планирование.Технология. 2 класс. УМК "Школа Росии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx54.57 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx81.3 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Виды  учебной  деятельности

Планируемые  результаты  

Планируемые предметные  результаты  освоения  материала

Универсальные  ученические  действия

1.

Знакомство с учебником. 1ч

Как работать с учебником.

Анализирует   и   сравнивает   учебник,   рабочую тетрадь,  объясняет  назначение  каждого  пособия. Использует       при       изготовлении       изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Использует  рубрику «Вопросы юного технолога» для    организации    проектной   деятельности    при изготовлении изделия.

Подбирать   материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Использовать       при       изготовлении       изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.

Анализировать   и   сравнивать   учебник,   рабочую тетрадь,  объяснять  назначение  каждого  пособия. Использовать       при       изготовлении       изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.

2.

Человек и Земля. 23ч

Земледелие. (Выращивание лука).

Ищет и анализирует  информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составляет   рассказ   о   профессиях   садовод   и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта.   Понимает   значимость   профессиональной деятельности садовода и овощевода.

Осваивает  технологию   выращивания  лука   в домашних     условиях.     Проводить     наблюдения, оформлять их результаты

Объяснять  понятия: земледелие,  его  значение  в  жизни  человека.

Называть  профессию: садовод,  овощевод. Осваивать  технологию   выращивания  лука   в домашних     условиях.

Осуществлять  информационный,  практический  поиск. Планировать  последовательность  практических  действий  для  реализации  замысла  поставленной  задачи.

3.

Посуда.

(Изделие «Корзина с цветами».)

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде,   её  видах,   материалах,   из   которых  она изготавливается.    Составляет    по    иллюстрациям учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины.   Анализировать  слайдовый  план   плетения корзины,  выделять основные лапы  и  приёмы  её изготовления. Использовать приёмы плетения корзины   при  изготовлении   изделия.   Организовывать рабочее  место. Соблюдать правила работы ножницами

Размечать  изделие  по  шаблону, составлять      композицию.  Осваивать      приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия.  Объяснять  понятия:  материал,  виды  материалов,  используемых  для  изготовления  посуды.

Осуществлять  информационный,  практический  поиск. Планировать  последовательность  практических  действий  для  реализации  замысла  поставленной  задачи.  Осуществлять  самоконтроль  и  корректировку  хода  работы  и  конечного  результата.

4.

Работа с пластичными материалами (пластилин)

(Изделие «Семейка грибов на поляне».)

   Составляет    по    иллюстрациям учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины.    Организовывает рабочее  место.   Размечает  изделие  по  шаблону, составлять     композицию.      Осваивает     приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдает правила работы ножницами.

Использовать приёмы плетения корзины   при   изготовлении   изделия.  Размечать  изделие  по  шаблону, составлять     композицию.      Осваивать     приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия.

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде,   её  видах,   материалах,   из  которых  она изготавливается. Анализировать  слайдовый  план   плетения корзины,  выделять основные лапы и приёмы её изготовления.

5.

 Работа с пластичными материалами (тестопластика).      

(Изделие «Игрушка из теста»)

Определяет    и    использует необходимые   инструменты   и   приёмы   работы   с пластилином.    Организовывает    рабочее    место. Соотносит     размеры     деталей     изделия     при выполнении композиции.

Определять    и    использовать необходимые   инструменты   и   приёмы   работы   с пластилином.    Соотносить     размеры     деталей     изделия     при выполнении композиции.

Самостоятельно                            планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый    план.    Организовывать    рабочее    место.

6

 Работа с пластичными материалами (глина или пластилин).

Проект: «Праздничный стол»

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается.

Составляет по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины.

Анализирует слайдовый план плетения корзины,выделять основные этапы и приёмы её изготовления.

Применять  приемы  работы  с  пластилином.  Проводить  презентацию  групповой  работы.

Участвовать  в  совместной  творческой деятельности  выполнении  учебных  творческих  работ  и  реализации  несложных  проектов. Осуществлять  самоконтроль  и  корректировку  хода  работы  и  конечного  результата.

7.

Народные промыслы.Хохлома. Работа с папье-маше. Роль ремесел в культуре удмуртов.

(Изделие: миска

«Золотая

хохлома»)

Наблюдает   и   выделяет  особенности   хохломской росписи. Осваивает технологию изготовления изделия «папье-маше».    Соотносит    этапы    изготовления изделия с лапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использует  приёмы работы с бумагой   и   ножницами.  

Наблюдать   и   выделять  особенности   хохломской росписи. Освоить технологию изготовления изделия «папье-маше».    Соотносить    этапы    изготовления изделия с лапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использовать приёмы работы с бумагой   и   ножницами.  

Знать  понятия:  ДПИ, народный  промысел.

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись,     используя     материалы     учебника     и собственный   опыт.   Анализировать   с   помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломской    росписи,    выделять   этапы    работы. Самостоятельно   делать выводы   о   значении   народных   промыслов   для развития      декоративно-прикладного      искусства.

8.

Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы.

(Изделие: кухонная доска

«Городецкая

роспись»)

Осмысливать на практическом уровне понятие «имитация».   Составлять  план  выполнения  работы   на  основе слайдового   плана   и   анализа   образца   изделия. Использовать навыки работы с бумагой,  раскроя деталей изделия по шаблону.

Знать  понятия: имитация.

Наблюдать  и  выделять  особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры   людей,   животных,   цветы).   Сравнивать особенности   хохломской   и   городецкой   росписи.

Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного         использования         инструментов. Осмысливать значение народных  промыслов  для   развития  декоративно-прикладного      искусства,      изучения        истории родного  края, сохранения народных традиций

9

Дымка.Работа с пластичными материалами (пластилин)(Изделие:

«Дымковская игрушка»

Использует приёмы работы с пластилином. Сравнивать пилы народных промыслов. Анализирует образец, определяет материалы, инструменты, приемы работы, виды отделки и росписи.

Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки.

Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям.

10.

Матрёшка.Работа с текстильными материалами (апплицирование) (Изделие:«Матрешка»

Осваиваетспособ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея. Составляетрассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»

Использовать приёмы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов.

Анализировать способ создания матрёшки. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану.

11.

Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы (Изделие: пейзаж «Деревня»)

пейзаж

Деревня

Осваиваеттехнику   изготовления   рельефной картины       с       использованием       пластилина. Использует при создании эскиза художественные приемы     построения     композиции,     соблюдаетпропорции      при      изображении      перспективы, составляет композицию в соответствии с тематикой

Использовать   умения   работать   с   пластилином, создавать     новые     цветовые     оттенки     путём смешивания пластилина.

Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз.        Организовывать        рабочее       место.

12.

Домашние

животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с 

картоном. Конструирование

(Издели: игрушка «Лошадка»)

Использует приёмы работы с бумагой и картоном и тканью     по     шаблону,     оформляетизделие, используетэлементы   рисунка   на   ткани   для составления орнамента. Осваиваетспособ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея. Составляетрассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника исобственных наблюдений).

Использовать приёмы работы с бумагой и картоном и тканью     по     шаблону,     оформлять     изделие, использовать   элементы   рисунка   на   ткани   для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений).

Сравнивать орнаменты, используемые    в    росписи    изделий    народных промыслов.     Анализировать     способ     создания матрёшки. Составлять самостоятельно план работы по    изготовлению    изделия,    контролировать    и корректировать   работу   по   слайдовому   плану.

13.

Работа с природными материалами. Мозаика. (Изделие: композиция «Курочка     из крупы» или «Петушок»)

Используетприёмы работы с бумагой и картоном и сыпучими    материалами по шаблону, оформляетизделие, используетэлементы рисунка на бумаге для   составления   орнамента.   Осваиваетспособ разметки деталей изделия на бумаге по шаблону и способ соединения курочки.

Использовать приёмы работы с бумагой и картоном и сыпучими    материалами по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на бумаге для   составления   орнамента.   Осваивать   способ разметки деталей изделия на бумаге по шаблону и способ соединения курочки.Составлять   рассказ   о   выполнении   работы   по рубрике «Вопросы юного технолога» сыпучих   материалов   и бумаги при помощи клея.

Составлять самостоятельно план работы по    изготовлению    изделия,    контролировать    и корректировать   работу   по   слайдовому   плану. Анализировать способ создания

14.

Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор»

Составляетрассказ о домашних животных и птицах. Выделяеттехнологические операции: подготовку материалов и  инструментов,  разметку, сборку, отделку.  Осваиваетспособы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполняет аппликацию в технике мозаика.

Понятия:  дикие  и  домашние  животные.  Роль  домашних  животных  в  жизни  человека.

Составлять рассказ о домашних животных и птицах. Выделять технологические операции: подготовку материалов и  инструментов,  разметку, сборку, отделку.  

Распределяться на группы, ставить цель, па основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана,  распределять  работу  по  их выполнению. Организовывать    рабочее    место,    рационально размещать    материалы     и     инструменты     для аппликации.  Контролировать и корректировать свою   деятельность.   Предъявлять   и   оценивать изделие, проводить презентацию готового изделия

15.

Работа с различными материалами. Проект «Новый год».

(Изделия: «Маска», «Елочные игрушки из яиц»)

Используетпринцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирает, приёмы оформления   изделия   в   соответствии   с   видом карнавального костюма.

Придумываетэскиз,   выбираетматериалы   для изготовления изделия,  исходя из его назначения, самостоятельно выполняетотделку  карнавальной маски.

Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. Самостоятельно оформлять     готовое     изделие.     Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие  при  помощи  красок.   Создавать  разные изделия на основе одной технологии. Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных игрушек и   традициях празднования Нового гола (на основе материала   учебника,   собственных   наблюдений   и знания традиций региона проживания)

Составлять самостоятельно план работы по    изготовлению    изделия,    контролировать    и корректировать   работу   по   слайдовому   плану. Анализировать способ создания

16.

Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. (Изделие: композиция«Изба»или «Крепость»)

Осваиваеттехнику кракле. Применяетнавыки изготовления    мозаики    при    работе    с    новым материалом — яичной скорлупой. Сравниваетспособы выполнения мозаики из разных материалов. По собственному замыслу оформляетконтур изделия при помощи фломастеров

Понимать         значимость         профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать  её   с  домами,   которые   строятся  в местности проживания.

Выполнять     разметку    деталей     по     шаблону. Осваивать  приемы  работы  с  бумагой:   разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального      распределения      времени      на изготовление   изделия.   Контролировать   и   корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать качество вы пол нения работы.

17.

В доме. Работа с волокнистыми материалами. 

Помпон. (Изделие: «Домовой»).

Осваиваетправила работы с циркулем. Используетциркуль для    выполнения    разметки    деталей    изделия. Применяетпри изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать). Оформляетизделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций). Выполняет самостоятельно   разметку  и  раскрой  детали  для отделки изделия

Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для    выполнения    разметки    деталей    изделия. Соблюдать правила безопасной работы циркулем. Вырезать круги при помощи ножниц. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать).

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Осуществлять  поиск  информации  и  сравнивать традиции   убранства  жилищ,   поверья   и   правила приёма гостей у разных пародов России. Соблюдать правила безопасной работы циркулем. Вырезать круги при помощи ножниц.

18

Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. (Изделие: композиция «Русская печь»).

Анализирует иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы. Сравнивает убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составляет рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям). Использует умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформляет изделие по собственному замыслу. (Возможно изготовление модели печи, традиционной для данного региона.)

Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы. Сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям). Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу. (Возможно изготовление модели печи, традиционной для данного региона.)

Осваивать   проектную   деятельность   с   помощью  учителя: анализировать изделие, планировать его   изготовление,   оценивать   промежуточные   этапы,  осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме. Составлять самостоятельно план выполнения работы. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы.

19.

Работа с бумагой. Плетение. Удмуртский национальный орнамент.

(Изделие«Коврик»).

Осваиваютновый вид работы — переплетение полос бумаги. Роль ремесел в культуре удмуртов. Виды изготавливаемых изделий у удмуртов. Декоративно-прикладное искусство народов Удмуртии. Русский национальный орнамент. Удмуртский национальный орнамент.

Наблюдать,   анализировать   структуру  ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений.Выполнять разметку деталей

(основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы.

Выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы.   Выполнять   разные   виды   переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.Выполнять разметку деталей

(основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы.

20

Работа с картономКонструирование. Лоскутная мозаика в удмуртской культуре. Проект

«Убранство избы»(Изделие: «Стол и скамья»)

Самостоятельно         составляеткомпозицию и презентует, её, используетв презентации         фольклорные         произведения. Овладеваетспособами экономного и рационального расходования материалов.  Соблюдаеттехнологию изготовления изделий. Лоскутная мозаика в удмуртской культуре.

Самостоятельно         составлять композицию и презентовать, её, использовать в презентации         фольклорные         произведения. Анализировать  конструкции  стола  и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления.    

Осуществлять      поиск      информации      о традиционной для русской  и  удмуртской  избы мебели и сравнивать её   с   традиционной   мебелью   жилища   региона проживания.    Соблюдать      последовательность технологических   операций   при   конструировании. Использовать     умения     работать     с     бумагой, ножницами.  Самостоятельно организовывать свою деятельность.    

21.

Народный костюм .

Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. (Изделие: композиция «

Русская

Красавица»)

Исследуетособенности   национального   костюма         региона проживания   и    соотноситих   с   природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследует виды, свойства и состав тканей. Определяетпо внешним признакам вид тканей из натуральных волокон.

Исследовать особенности   национального   костюма         региона проживания   и    соотносить    их   с   природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон.

Искать      и     отбирать      информацию     о национальных    костюмах    народов    России    (из учебника,   собственных  наблюдений  и  других  источников)  и  национальных  костюмов  Удмуртии  (костюм  южной,  северной  удмуртки  и  бесермян).    Сравнивать   и   находить,   общее   и различное в национальных костюмах.

22.

Работа с бумагой. Аппликационные работы. (Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»)

Исследует особенности  национального  костюма своего    края    и    определяетего    характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.).Осваиваетэлементы художественного труда:  оформляетнациональный костюм   в   соответствии   с   выбранным   образцом, используетразличные виды материалов (тесьму, мех,   бусины,   пуговицы   и  др.).  

Моделировать    народные    костюмы    на    основе аппликации     из    ткани.  

Понятия: элементы  художественного  труда, виды  материалов,  используемые  для   украшения  (тесьма,  бисер,  бусины,  мех  и  т.п.)

Искать     и     отбирать     информацию     о национальных    костюмах    народов    России    (из учебника,  собственных  наблюдений  и других источников). Сравнивать и находить общее и разницу  в   женском   и   мужском   национальных   костюмах.Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Организовывать, контролировать   и   корректировать   работу   по изготовлению изделия с помощью технологической карты

23

Работа с ткаными материалами. Шитье. (Изделие: «Кошелёк»)

Исследуетвиды   ниток   и   определяетс помощью учителя их назначение. Использует правила работы иглой. Используетумение пришивать      пуговицы       разными      способами.

Выполнять разметку    ткани    по    шаблону,    изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия.Осваивать строчку косых стежков.

Организовывать     рабочее     место.     Контролировать             и            корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям

24

Работа с ткаными материалами. Вышивание. Вышивка крестом с использованием  удмуртского орнамента.  (Изделие: «Салфетка»)

Осваиваеттехнологию выполнения тамбурного шва, используетпяльцы для вышивания. Используеттамбурные стежки для выполнения украшения   салфетки.   Используетматериалы учебника (тексты и иллюстрации) для составления рассказа и презентации изделия

Осваивать      технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания. Использовать тамбурные стежки для выполнения украшения   салфетки.      Использовать   материалы учебника (тексты и иллюстрации) для составления рассказа и презентации изделия.

Понятия:  тамбурный  стежок

Исследовать способы украшения изделий при помощи       вышивки.    Исследовать способы украшения изделий при помощи       вышивки.  Переносить па ткань рисунок для вышивания   при   помощи   копировальной   бумаги. Применять   и   соблюдать правила   при   работе   е   иглой,   организовывать рабочее место. Осваивать работу с технологической картой. Составлять последовательность изготовления   изделия   по   заданным   иллюстративным   и словесным планам, сравнивать последовательность изготовления     изделий     и     находить     общие закономерности в их изготовлении. Анализировать текст,     находить     информацию     о     способах изготовления   изделия.

25

Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить.( Изделие:

композиция

«Золотая

рыбка»)

Составляют рассказ о рыболовстве и объясняютназначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли (по материалам учебника и собственным наблюдениям). Объясняютзначение воды для жизни на земле. Осваиваюттехнику «изонить». Составляютплан изготовления изделий по слайдам, контролируют и корректируют, свою работу. Самостоятельно заполняют графы «Инструменты» и «Материалы» в технологической карте.

Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять

назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли (по материалам учебника и собственным наблюдениям). Объяснять значение воды для жизни на земле. Осваивать технику «изонить».

Понятия:  техника  «Изонить».

Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников.Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения.Переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента, применять правила работы иглой, ножницами.Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. Делать выводы о значении воды в жизни.

26

Работа с природными материалами. Конструирование .Проект  «Аквариум»

Составляютрассказ    об    аквариумах     иаквариумных рыбках.  

Составляюткомпозицию из природных материалов. Выделяюттехнологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку.  

Составлять     рассказ    об    аквариумах     и  аквариумных рыбках.  

Составлять композицию из природных материалов.Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку.  

Распределяться на группы,

ставить цель, па основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре.Контролировать и корректировать   свою   деятельность.   Предъявлять   и оценивать     изделие,     проводить     презентацию готового изделия -

27.

Работа с бумагой и волокнистыми материалам. (Изделие: «Русалка»)

Осваиваеттехнику   создания   полуобъёмной аппликации,    использовать   умения    работать   с бумагой и способы придания ей объёма. Заполняетс помощью      учителя      технологическую      карту, определяетосновные лапы изготовления изделия.

Осваивать   технику   создания   полуобъёмной аппликации,    использовать   умения    работать   с бумагой и способы придания ей объёма. Заполнять с помощью      учителя      технологическую      карту, определять основные лапы изготовления изделия.

Анализировать     образец,     определять     материалы     и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять   особенности   технологии   соединения деталей в полуобъёмной аппликации.Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности    по   слайдовому    плану    и    после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников

28.

Работа с бумагой. Складывание.( Изделие:

«Птица

счастья»)

Объясняетзначение понятия «оберег», ищет традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваиваетспособы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваиваетприём складывания изделий техникой оригами.

Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.

Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов.Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям

29.

Использование ветра.Работа с бумагой. Моделирование. (Изделие: «Ветряная мельница»)

Наблюдаетза    природными    явлениями    в воздушном   пространстве.   Осмыслять важность использования ветра человеком.     Составляетрассказ    о    способах использования     ветра     человеком     на     основе материалов учебника и собственных наблюдений. Конструируетобъёмное изделие на основе развёртки, выполняетпрактическую работу по плану в учебнике

Анализировать      готовую      модель,      выбирать необходимые для  её  изготовления  материалы  и инструменты,    определять    приёмы    и    способы изготовления.    Организовывать    рабочее    место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы  и заполнять технологическую карту. Осваивать   подвижное  соединение  деталей   (при помощи    стержня).    

Искать   и   обобщать информацию     о     воздухе,     ветре,     проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра.  Анализировать      готовую      модель,      выбирать необходимые для  её  изготовления  материалы  и инструменты,    определять    приёмы    и    способы изготовления.    Организовывать    рабочее    место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы  и заполнять технологическую карту. Осваивать   подвижное  соединение  деталей   (при помощи    стержня).    

30.

Использование  ветра. Работа с фольгой.

(Изделие: «Флюгер»)

Составляетрассказ   о   назначении   и   истории флюгера,    его    конструктивных    особенностях    и материалах, из которых его изготавливают, используетматериалы учебника и собственные знания. Исследуетсвойства   фольги,   возможности   её применения, сравниваетсё свойства со свойствами других видов бумаги.

Осваиваетспособ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно   выполняетраскрой   и   отделку изделия.

Составлять   рассказ   о   назначении   и   истории флюгера,    его    конструктивных    особенностях    и материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные знания. Исследовать   свойства   фольги,   возможности   её применения, сравнивать сё свойства со свойствами других видов бумаги.

Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно   выполнять   раскрой   и   отделку изделия.

Анализировать образец изделия,  определять материалы  и  инструменты,  необходимые для его изготовления.   Составлять  план  работы  по  изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой.Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя)

31.

Книгопечатание.  Работа с бумагой и картоном(Изделие: «Книжка-ширма»)

Составляетрассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Осваиваети используетправила   разметки   деталей   по   линейке. Осваиваетвклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.

Создает книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений. Отбираетдля её наполнения собственные    работы    по    заданным    критериям (качеству, оригинальности и др.)

Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Осваивать и использовать   правила   разметки   деталей   по   линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.

Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений. Отбирать для её наполнения собственные    работы    по    заданным    критериям (качеству, оригинальности и др.)

Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления.

Самостоятельно составлять план изготовления изделия   по   текстовому   и   слайдовому   планам. Проверять  и корректировать  план  работы  при составлении  технологической  карты.  Выделять  с опорой  на  план  и технологическую  карту этапы работы      для      самостоятельного      выполнения. Делать выводы о значении книг для сохранения   и   передачи   информации,   культурно-исторического   наследия   (с   помощью   учителя).

32.

Поиск

информации в Интернете. (Практическая работа).

Осваивает правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Использует свои знания   для   поиска   в   Интернете   сведений   об издательстве   «Просвещение»,   и   материалов  для презентации своих изделий

Осваивает правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Использует свои знания   для   поиска   в   Интернете   сведений   об издательстве   «Просвещение»,   и   материалов  для презентации своих изделий

Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Исследовать  возможности   Интернета  для  поиска информации.   Формулировать  запрос для   поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого.

33

Поиск

информации в Интернете. (Практическая    работа).

34

Правила набора текста. (Практическая    работа).         «Ищем        

Осваиваетправила безопасного использования в Интернете» компьютера, правила набора текста (предложений). Исследуетвозможности Интернета для поиска информации. Формулирует запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе).

Осваивать правила безопасного использования в Интернете» компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе).

Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете сведений об издательстве «Просвещение», и материалов для презентации своих изделий



Предварительный просмотр:

    В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

   Новизна:  в курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

Обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

     Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

     Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации

Программа по технологии  для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.

  Актуальность:        программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.

  У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии).

Цели изучения технологии в начальной школе: Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями. Освоение продуктивной проектной деятельности. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

-  духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

-  развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру
природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда,
знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов
деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести
ответственность за результат своего труда;

формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

-  формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и
нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного
мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий
при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных
операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и
умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого
выполнение технологии изготовления любых изделий;

-  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого
и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование

(умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
  • формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

  • формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
  • формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
  • формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
  • формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
  • формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Учебный  курс  «  Технология»  входит  в  учебную  область  «Технология».

К  концу  изучения  курса  «Технология» (4  класс)  учащиеся  должны:

иметь представление:

  •  о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  • о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

Знать:

- что такое деталь;

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;

- какое соединение деталей называется неподвижным;

- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления);

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием, по шаблону;

- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.

Уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы и инструменты по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

- использовать для сушки плоских изделий пресс;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

- под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

- с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Критерии  и  нормы  оценивания  результатов  изучения  курса.

Критерии оценивания:

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего; обучения в третьем классе. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, мет; предметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-   оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работ! творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности;
  • соблюдение технологии процесса изготовления изделия;
  • чёткость, полнота и правильность ответа;

- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образце
характеристикам;

-   аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

-  целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно  или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей  сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие  по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вноси' предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технологи) формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работ своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха: собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

 Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урок правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

"4" («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но щ изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывав между собой все компоненты творческой работы;

"3" («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной цель урока; допускает неточность в изложении изученного материала;

"2" («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Общая  характеристика курса «технология»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, образовательной  программы,   разработанной  авторами: Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2011.

Задачами курса «Технология» во 2 классе являются формирование навыков работы с инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека в различные исторические периоды (ремёсла, народные промыслы и др.)» знакомство с историко-культурным наследием России и осмысление этапов проектной деятельности.

  Основные   методы, реализующие развивающие  идеи  курса,  продуктивные  (включают  в  себя  наблюдения,  размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:

  • с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространством;
  • с особенностями построения технологического процесса в прошлом и настоящем;

• с логикой развития культуры труда;

  • с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека;
  • со способами работы, свойствами природных материалов и материалов, являющихся результатом труда человека;
  • с различными видами народно-прикладного искусства России. Особенности содержания учебника для 2 класса. Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с профессиональной деятельностью человека и осмысление её значения для общества. В учебнике представлена информация о профессиях и ремёслах, возникших в прошлых веках, актуальных в настоящее время и необходимых для жизнеобеспечения человека. Знакомство это происходит через практическую деятельность. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» учащиеся познают природу, общество, мир во всём его единстве и многообразии.

Ещё одной важной особенностью курса «Технология» является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать учащихся проектной деятельности. Основной задачей во 2 классе становится осмысление алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приёмов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование алгоритма работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы и, наконец, её презентация, анализ и оценка.

Учащиеся знакомятся с основными сферами деятельности человека на земле, в воздушном пространстве, на воде и в информационном пространстве, с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем, в России и мире,     логикой     развития     культуры     труда,     основными     профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека; учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека.

Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведённые в технологическую плоскость:

  • освоение технологии процесса от простого изделия до проекта;
  • обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами как делать;
  • обучение планированию всех видов деятельности от самообслуживания до составления проекта;
  • знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в различных сферах;

•осмысление всех действий в триединстве «человек природа — техника».

СРОКИ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  (МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ)

Согласно образовательной программе, на изучение курса  «Технология» в начальной  школе  отводится  135 часов,  втором   классе  (1 час в неделю) 34 часа.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Освоение   данной   программы   обеспечивает   достижение      следующих результатов:

Личностные результаты:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-        Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как  продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

-        Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники
безопасности;

-        Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач.
 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).

Предметные  результаты:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 ЧАСА).

Первый урок учебника — вводный. Он открывается обращением авторов к

учащимся «Здравствуй, дорогой друг!», которое знакомит их с героями книги

Аней и Ваней и даёт краткое описание того, что будет изучаться на уроках.

Учащиеся начинают путешествие по страницам учебника «Технология», во 2

классе они путешествуют в прошлое, знакомясь со старинными ремёслами,

способами обработки земли, убранством дома и др. (Тема путешествия будет

иметь продолжение и развитие в учебниках для следующих классов.)

На этом уроке учащиеся знакомятся с особенностями построения учебника и критериями оценки выполнения изделия. Критерии оценки вводятся по трём основаниям: время, сложность и качество выполнения изделия. В дальнейшем на плашке с названием проекта или изделия авторы будут при помощи специальных знаков (изображений гирьки и циферблата) указывать предполагаемые затраты времени на его выполнение и степень сложности. В конце

работы над проектом или изделием учащиеся будут иметь возможность соотнести оценку, предложенную авторами, со своими реальными возможностями. Данный приём позволяет формировать адекватную самооценку качества выполнения изделия.

На этом же уроке учащиеся вспоминают, какие материалы, инструменты, приспособления они использовали для выполнения изделий в 1 классе и какие правила организации рабочего места необходимо соблюдать при выполнении изделия, а также повторяют алгоритм работы над изделием при помощи «Вопросов юного технолога».

Четыре раздела учебника раскрывают содержание программы курса.

В ходе изучения раздела «Человек и земля» (23 часа) учащиеся знакомятся с основными видами деятельности человека на земле (земледелием, уходом за животными, строительством, изготовлением посуды, шитьём одежды и др.); изделиями   народных   промыслов,    особенностью   национального    костюма.

убранством избы; профессиями (садовод, овощевод, гончар, пекарь, кондитер, резчик по дереву, игрушечник, конюх, животновод, коневод, плотник, мебельщик, столяр); осваивают приёмы работы с пластичными материалами, бумагой, природными материалами, тканью, нитками, глиной, а также правила безопасной работы с ножницами, клеем, шилом, иглой, циркулем.

При изучении раздела «Человек и вода» (3 часа) происходит осмысление значения рыболовства для обеспечения жизни человека, знакомство с приспособлениями для ловли рыбы. Учащиеся осваивают технику изонить, создают модель аквариума из природных материалов, выполняют проект «Аквариум».

В разделе «Человек и воздух» (3 часа) учащиеся узнают о способах использования ветра человеком, выполняют модель ветряной мельницы и флюгера, знакомятся с оберегом «Птица счастья» и выполняют её модель из бумаги.

В разделе «Человек и информация» (3 часа) учащиеся узнают об истории книгопечатания, о способах поиска информации при помощи Интернета, учатся набирать текст на компьютере и формулировать запрос для поиска информации.

Национально-региональный  компонент  изучается  в  курсе  модулем  в  темах:

  1. Народный костюм
  2. Изделие: «Стол и скамья»
  3. Проект  «Убранство избы». Изделие: «Коврик» 

Содержание  тем  курса:

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).

Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды  (общие представления).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).

  Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.

   Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

   Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

   Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.

   Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

   Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

Конструирование и моделирование (9 часов).

    Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

    Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств. По модели, простейшему чертежу или эскизу. Использование информационных технологий    (практика   работы   на  компьютере)   (2 часа).

    Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

Учебный  план   2 класс

        

№ п\п

Название раздела

2 класс

(кол-во часов)

Формы  и  методы  контроля

1

Давайте познакомимся

1

Выставка  работ

2

Человек и земля

23

Выставка  работ

3

Человек и вода

3

Выставка  работ

4

Человек и воздух

3

Выставка  работ

5

Человек и информация

4

Выставка  работ

ИТОГО

34

К концу 2 класса обучающиеся должны  знать:

•        знать культурные и трудовые традиции своей семьи;

•        первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

•        знать возможности использования природных богатств человеком;

•        познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;

•        собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям.

•        рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины.

•        знать законы природы, на которые опирается человек при работе;

•        основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;

•        общее понятие о размножении растений черенками;

  • начальные знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора профессии; использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и вне школы;

•        знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;

•        знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;

•        знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);

•        знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);

•        знать и выполнять правила техники  безопасности;

•        знать свойства, способы использования, виды пластилина;

•        народные промыслы - уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;

•        правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;

•        доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка, отделка;

•        неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка) - знать, уметь применять на практике;

•        название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание, формообразование, сборка, оформление;

•        кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям, основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер;

•         о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;

•        элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач)- поиск информации в Интернете (для этого изучают правила набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer.

К  концу  2  года  обучения  учащиеся  должны  уметь:

•        уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;

•        оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;

•        наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;

•        сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

•        анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;

•        находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;

•        организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;

•        создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;

•        осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;

•        моделировать несложные изделия;

•        уметь применять знания, полученные в 1 классе;

•        уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);

•        уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,

•        оценивать промежуточный и итоговый результат;

•        осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;

•        уметь готовить сообщение на заданную тему;

•        уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;

•        уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);

  • уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;

•        выполнять задания по заполнению технологической карты;

•        правильно и экономно расходовать материалы;

•        использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

•        владеть навыками работы с простейшей технической документацией, (распознавание чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);

•        ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;

•        выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения их виды и способы);

•        приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;

•        с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертѐж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;

•        самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

•        изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;

•        работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы соединения деталей);

•        с помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки из тех, что есть в конструкторе;

•        развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать

цепочку своих практических действий;

•        анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;

•        учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;

•        работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;

•        различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;

•        составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;

•        получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);

•        овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;

•        усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;

•        создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;

•        использовать в аппликации различные виды круп — просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;

•        различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;

•        освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;

•        выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);

•        создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды швов, нитки.

•        работать с выкройками; развивать навыки кроя;

•        научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;

•        коллективно, с помощью учителя проводить конференции,

  • уметь выступать с презентацией своей папки достижений.

•        задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать выступления своих товарищей, анализировать;

•        владеть методами самоанализа, самоконтроля самооценки, взаимопомощи и взаимовыручки;

•        работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи, и т.д.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Печатные пособия

1. Н.И. Роговцева,    С.В.Анищенкова    «Технология»,  1-4    классы, издательство «Просвящение», Москва, 2011 год;

2. Н.В.Шипилова, Н.И.Роговцева,  С.В.Анащенкова    «Технология.    Методическое  пособие       с       поурочными       разработками»,       2       класс,    издательство  «Просвящение»,Москва, 2012 год.

3. Т.Н.Максимова     «Поурочные     разработки     по     технологии»,      2      класс, издательство «Вако», Москва, 2013 год

4. Н.И.      Роговцева,      Н.В.Богданова     «Технология»,   2      класс,   издательство «Просвящение»,Москва, 2012 год.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса;

  • технология обработки ткани;
  • технология обработки бумаги и картона;
  • технология организации рабочего места (для работы с разными материалами).
  • альбомы демонстрационного и раздаточного материала:
  • коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть»;
  • раздаточные материалы.

Технические средства обучения

  • оборудование рабочего места учителя;
  • классная доска с креплениями для таблиц;
  • магнитная доска;
  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

- набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;

  • набор    демонстрационных    материалов,    коллекции    (в    соответствии    с программой);
  • наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.;
  • заготовки природного материала.

Оборудование класса

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;

  • настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ  ОБУЧАЮЩИМСЯ

  1. Проект «Праздничный стол» - 1 час
  2. Проект «Деревенский двор» - 1 час
  3. Проект «Убранство избы» - 1 часа
  4. Проект «Аквариум» - 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России

Общая характеристика учебного предмета    Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...