Конспект урока технологии в 1 классе.
план-конспект урока по технологии (1 класс) на тему

Мезенцева Светлана Анатольевна

Тема урока "Дымковская игрушка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_no_8_tekhnologiya_1_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Конспект урока технологии.1 класс. УМК «Школа 2100»

                                                  Урок № 8. Дымковские игрушки (конструирование).

                                                      (учебник с. 17-19, рабочая тетрадь  с. 10.)

Задачи: 

1. Познакомить с дымковской глиняной игрушкой, технологией ее изготовления.

2. Закреплять умения обработки пластилина.

3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов.

4. Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре своего народа.

Оборудование: а) для учителя: образцы глиняных игрушек, пластилин, презентация, компьютер, проектор, документ-    камера.

                          б) для учащихся: набор пластилина, учебник, рабочая тетрадь

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТООУ

I. Актуализация знания

– Чему мы учимся на уроке «Технология»?    1

– Что уже узнали на предыдущих уроках?

– С какими материалами учились работать на последнем уроке?

– Какие способы соединения деталей узнали?

– Пластилин – это материал или инструмент? Почему?

– Какие правила работы с пластилином мы уже знаем и выполняли их? 2

– Кто уже понял, с каким материалом мы будем работать сегодня?  1

- Посмотрите на эту игрушку, как вы думаете, из чего она сделана?

Учитель показывает глиняную игрушку.     2

Рассказ учителя с опорой на презентацию.

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.

По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.   2

- Попробуем похожую игрушку слепить из пластилина.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

II. Открытие нового знания

1. Проверка рабочих мест      3

– С чего надо начинать работу? (С организации рабочего места.)  3

– Подготовьте своё рабочее место для работы с пластилином.

– Проверьте, правильно ли вы подготовились. Откройте учебник на с. 16 и сравните своё рабочее место с рисунком. Если нужно, поправьте.

2. Исследование    3

а) Возьмите один брусок пластилина и расскажите всё о нём: каковы его цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость-твёрдость, сгибаемость, пластичность.

– Какими же свойствами обладает пластилин?

б) Учитель предлагает ученикам выполнить ряд приёмов и наблюдает за их работой. После каждого задания подводится итог: выбирается самый рациональный приём. Возможно, качественными окажутся все приёмы. Или одним детям подходит один приём, другим – другой. Главное, чтобы каждый ученик нашёл свой приём получения различных форм.  2  3

– Как отрезать кусочек пластилина от бруска? (Отпилить стекой, отделить верёвочкой. Качественнее второй приём).

– Что делать, если пластилин очень твёрдый? (Разогреть в руках, на батарее.)

– Как скатать большой шарик? (В руках, на столе.)                        2

– Как скатать маленький шарик? (Между пальцами, на столе.)

– Как скатать палочку или колбаску? (В руках, на столе.)

Можно предложить ученикам сравнить свои действия с рисунками в учебнике на с. 15.

– Какие ещё формы можно сделать из пластилина?

– Что вы узнали о материале пластилине?

 К какому этапу урока теперь можем приступить? (Выполнить поделку.)

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умения применять новое знание

1. Практикум. 

Выполнение задания на с. 18-19. Можно иметь образец изделия. Анализ образца:

- Что это за изделие?

- Из какого материала изготовлена лошадка?

- Какого цвета каждая часть лошадки? Почему именно такого?

- Из каких частей-деталей состоит игрушка-лошадка?

Обращение к учебнику. Наблюдение и обсуждение приемов изготовления деталей и сборки игрушки на с. 18-19.

- Какие материалы и инструменты вам понадобятся для выполнения работы?

 Изготовление игрушки с помощью учителя с опорой на инструкционную карту. Учитель показывает последовательность работы, используя документ- камеру.

2. Анализ работ.   4 (использование документ- камеры)

Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать лошадку?

– Ты справился с работой или есть недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные УУД:

  1. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

IV. Итог урока, рефлексия.

 Готовые работы выставляются к доске. Учитель вместе с учениками обсуждает результат, положительно отзывается о работе детей и отмечает аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности детей.

— Для чего люди делают игрушки?

– Чему мы сегодня научились на уроке?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы вы оценили своё настроение после урока?

– Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока технологии в дневнике.

ТООУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии 3 класс по ОС "Школа2100".

Урок технологии по ОС" Школа 2100". Тема:"Прообраз в живописи." Урок-проект....

Конспект урока технологии. 2 класс. Знакомство с подрубочным швом.

Повторение разных видов швов. Знакомство с новым видом шва "подрубочным". Изготовление салфетки....

Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»

Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...

Конспект урока технологии 2 класс " Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие- чехол для телефона"

Цели деятельности учителя: изготовление модели чехла для телефона из фетра с помощью строчки косых стежков, закрепление навыка создания выкройки.Планируемые результатыПредметные:Знать: этапы выполнени...

Конспект урока технологии, 3 класс. Тема урока: Пришивание пуговиц.

Цель   урока:  Познакомить  учащихся  с техническими сведениями о пуговицах, с технологией пришивания пуговиц.Тип урока: урок усвоения новых знаний....