Конспект урока по технологии "Всё дело в шляпе"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Сивохо Инна Владимировна

Урок-путешествие по залам необычного музея "Шляпа", развивает у учащихся фантазию и творческий потенциал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_trudovogo_obucheniya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии во 2 классе.

Подготовила Сивохо И.В., учитель начальных классов

Тема: Всё дело в шляпе. Работа с разными материалами. Изготовление шляпок из                                         разных форм.

Цели и задачи:

  1. Создать условия для изготовления шляпок из разных форм, используя пластилин;
  2. Развивать фантазию и творческий потенциал ребёнка, художественный вкус, гибкость и оригинальность мышления, самостоятельность и активность;
  3. Формировать трудовые умения и навыки;
  4. Воспитывать устойчивое стремление к труду, привычку доводить работу до конца.

Материал: пластилин, готовые формы, бисер.

На уроке были использованы приёмы творческого мышления. Вместе с учителем урок вёл ученик в роли Незнайки.

Форма урока: урок – путешествие по залам необычного музея.

  • Зал «Сказочных героев»;
  • Зал «Демонстрации шляпок»;
  • Зал «Вопросов и ответов»;
  • Зал «Необычное применение шляпы»;
  • Зал «Мастер-класс»;
  • Зал «Необычное в обычном».

Ход урока.

Учитель. В мире много интересного,

Ученик.    Нам порою неизвестного.

Учитель. Миру знаний нет предела,

Ученик.    Так скорей, друзья, за дело.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об очень нужной вещи.

Ученик.    Это необходимый элемент нашей повседневной жизни.

Учитель. Это результат поисков и усилий многих поколений известных и неизвестных художников и изобретателей.

Ученик.    Это воплощение творческого труда мастеров.

Учитель.  Это заслуживает нашего уважения и внимания.

                  Вы готовы назвать эту вещь? (дети предлагают различные варианты)

Учитель.  Да, много вы назвали вещей, которые важны в вашей жизни. Был назван и этот предмет, но он останется пока в секрете. В течение урока вы сами придёте к правильному ответу. Тогда в путь на поиски отгадки. Перед нами здание, смотрите и надпись есть. Прочитайте «АПЛЯШ».

Ученик.    Что-то я не понимаю. Что это?

Учитель.  Ребята, а вы догадались? (шляпа) Может быть, но давайте проверим. Зайдём в здание и посмотрим вокруг.

Ученик.    Какой интересный зал. Зал «Сказочных героев».

Учитель.  Посмотрите внимательно, что вы заметили? Какое задание нужно выполнить? (На магнитной доске изображение сказочных героев: Шапокляк, Красная шапочка, Кот в сапогах, Василиса Премудрая, Незнайка, Снежная Королева, на которых надеты шляпы других героев.)

Учитель.  У каждого на партах рисунки сказочных героев. Вы работаете парами, а один ученик у доски. Посмотрим, что у вас получилось?

Ученик.  Замечательно работали ребята. И героев назвали, и каждому персонажу головной убор вернули. Все герои такие разные, а что их объединяет?

Дети.      Их легко узнать по головному убору.

(Если не ответят, то задаётся наводящий вопрос. – Если я покажу одну лишь шляпу, вы сможете сказать, о ком идёт речь?)

Учитель. А какая шляпа подойдёт моему помощнику? Выберите шляпу. Если вы правильно подберёте шляпу, то легко сможете назвать его имя. Правильно, Незнайка.

Ученик.  Скажите, у кого из героев имя и название шляпы совпадает? (Шапокляк, Красная шапочка) А вы знаете, что обозначает слово шапокляк?

Дети.   Цилиндр – шапокляк. У него верхняя часть – тулья – на пружинах: хлопнешь по ней – и цилиндр тут же сложится в блин. Французское слово «кляк» по-русски переводится как «шлёп». Шлёпнешь по цилиндру, шляпа превратится в блин. Встряхнёшь и целый цилиндр.

Ученик.   А почему милую старушку так назвали? Какое же сходство со шляпой?

Дети.      Она выскочка.  

Учитель. Какую поговорку здесь уместно применить?

Дети.       По Сеньке и шапка.

Учитель. Пойдёмте дальше, в следующий зал и попытаемся разгадать первую часть загадки: это необходимый элемент нашей повседневной жизни.

Ученик.    Слышите, музыка доносится. Посмотрим, что происходит.

(Учащиеся под музыку демонстрируют головные уборы.)

Учитель.  Вы догадались, о какой вещи идёт речь в первой части загадки?

 (На доске на листах записаны четыре части загадки. Когда дети называют отгадку, переворачивается лист, на котором нарисована шляпа.)

Учитель.  Разные шляпы продемонстрировали ребята. На какие группы их можно разделить? Какие варианты деления предлагаете вы?

Дети.      Шляпы могут быть разделены по:

  • Принадлежности – мужские, женские, детские, подростковые, взрослые;
  • Стилю - классические, спортивные, фантазийные;
  • Конструкции – клиньевые, цилиндрические, конические;
  • Назначению – повседневные, военные, спортивные, нарядные, профессиональные, для отдыха;
  • Сезонам – летние, зимние, весенние, осенние.

Учитель.  Молодцы, как много знаете. Пойдёмте дальше. Для этого отгадаем вторую часть загадки. Это результат поисков и усилий многих поколений известных и неизвестных художников и изобретателей.

Ученик.   Какой странный зал. Одни вопросы кругом: из чего? Зачем? Что? Кому? Какие? Для чего? Ничего не понимаю!?

Учитель.  Я, кажется, догадалась, ребята должны выполнить задание, которое и будет являться ответом на вопросы. Ребята, вы будете работать в группах.

  1. Дайте необычное название шляпе. Необходимо указать как можно больше вариантов.

Дети кастрюлю называют варилка, лопату – копалка.

- А как вы назовёте шляпу? (носилка, нахлобучка, двуушка, меховка и т.д.)

  1. Напишите, какие материалы можно использовать для изготовления шляп. Можно предлагать даже самые невероятные материалы.

шерсть

солома

листья пальмы

лён

парча

фольга

вата

бумага

пластмасса

замша

золото

природный материал

атлас

чешуя рыб

глина

пластилин

древесина

фетр

стекло

вельвет

  1. Напиши, какие детали отделки и украшения ты бы использовал для изготовления шляпы.

ленты

бусинки

кнопки

пуговицы

цветы

кисти

вышивка

помпоны

стразы

бисер

аппликация

пряжки

монеты

перья

тесьма

ракушки

Учитель.  Время вышло. Слушаем ответы. Итак, какой же ответ на вторую часть загадки. Что же это? (шляпа)

Ученик.     Но я всё равно не понял, каково главное назначение шляпы?

Дети.      Защита от дождя и снега, а также от солнечных лучей. Со временем у каждого народа развился свой стиль головных уборов для украшения и различных церемоний.

Ученик.   А я думал, что шляпа нужна для того, чтобы ловить бабочек. Смотрите, у меня уже целая коллекция. (Снимает шляпу и показывает ребятам. Внутри прикреплены бабочки.)

Учитель.  Какое неожиданное применение шляпы. Давайте поиграем в игру. Вы должны придумать различные способы применения, в том числе необычные и смешные. Итак, начинаем: «Что можно сделать со шляпой, если не быть растяпой!»

стол

кормушка

мышеловка

ваза для цветов

стул

кружка

аквариум

корзина для воздуш-

лодочка

сачок

кошелёк

ного шара

шкаф

зонт

хлебница

футляр

сумка

торшер

кастрюля

гнезд для птиц

Ученик. Какие интересные предложения придумали ребята, нигде не пропадут, даже на обитаемом острове.

Учитель. Пойдёмте скорее в следующий зал, где найдём отгадку на третью                  часть загадки. Это воплощение творческого труда мастеров. Этот зал называется «Мастер-класс», где вам придётся потрудиться, изготовить головной убор, а какой обдумайте во время физической паузы, надев на голову  шляпу фантазий.

Физминутка.

- Встали, руки подняли. Представьте, что вы держите шляпу, в которой столько идей, что она стала очень тяжёлой. С усилием опускаем на голову. А теперь попытаемся снять шляпу и поднять её кверху. Опускаем шляпу. Шляпа фантазий осталась на голове, которая поможет выполнить задание.

- Незнайка, хочешь поработать с  ребятами? Тогда присоединяйся.

- Приготовьтесь к работе. Наденьте фартук и нарукавники. Вам предстоит, используя готовую форму и пластилин изготовить головной убор и украсить его.

- Назовите, какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе с  пластилином.

- Вы работаете пока звучит музыка. Музыка стихает и вы заканчиваете свою работу.

Учитель.  Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Словесная оценка работ учащихся. Демонстрация работ.)

Учитель.  Итак, что скрывалось под третью частью загадки.

Ученик.     Опять шляпа? Странно.

Учитель.  Давайте зайдём в ещё один зал, мне кажется он последний. У него интересное название «Необычное в обычном».

Ученик.     Я знаю, что вы, ребята, всю неделю присматривались к вещам, которые окружают вас повсюду и старались отыскать необычные шляпы в привычных вещах. Давайте посмотрим, что у вас получилось? (Открывается магнитная доска, на которой рисунки учащихся. Дети объясняют: какую связь со шляпой они увидели. У ванны шляпа – мыльные пузыри, у банана – кожура, у дома – крыша, у ручки – колпачок и т.д.

Ученик.     Ух, ты, здорово! У меня есть тоже изображение необычной шляпы, смотрите. Это продавец игрушек, а на голове у него игрушки в виде огромной шляпы.

Учитель.  Да, Незнайка, удивил нас. Ребята, а что это за странные звуки? Слышите? Догадались? (Звучит мелодия похожая на голоса.)

Ученик.     Я, кажется, знаю, откуда они доносятся. Это шляпы начинают оживать и о чём-то рассказывают друг другу.

Учитель.  Для вас творческое домашнее задание: придумайте историю «О чём думала шляпа?» Незнайка, как ты думаешь, ребята смогут ответить на четвёртую часть загадки:

- это заслуживает нашего уважения и внимания.

Ученик.     Да, конечно. Ведь мы так долго путешествовали, выполнили много заданий, нашли ответы на многие вопросы. Что же это?

Учитель.   Ребята, а теперь вы можете сказать: в каком музее мы побывали? Так, что же нужно было сделать, что бы получилось слово?

Дети.      Переставить буквы местами.

Учитель.  Наш урок подошёл к концу, но вы помните о том, что:

                           В мире много интересного,

                       Нам порою неизвестного.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дело в шляпе, или еще раз о дружбе»

Воспитание духовно-нравственных качеств личности; чувства ответственности за коллектив; активизация познавательной деятельности воспитанников и сплочение детского коллектива....

Внекласное мероприятие "Всё дело в шляпе, посвщенное 8 марта!"

Познавательно-развлекательная программа "Всё дело в шляпе, посвященное 8 марта!" знакомит и формирует  у обучающихся знания о  головных уборах; что, где и когда носили люди на голо...

Конспект урока по русскому языку "Живая шляпа"

Конспект урока по русскому языку на тему "Живая шляпа". Развитие речи. УМК "Начальная школа ХХI века"...

План-конспект урока: А. Барто "Дело было в январе"

Урок литературного чтения УМК "Школа России"....

Конспект урока Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Предмет: литературное чтение2 классТема урока: Характер героев в произведении Н. Н. Носова "Живая шляпа"Цель: продолжать знакомить обучающихся с творчеством Н.Н. Носова, познакомить с произв...

Конспект урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Тип урока: Открытие новых знанийЦель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».Планируемые результаты:Предметные УУД: ознакомление с рассказо...