Внекласное мероприятие "Всё дело в шляпе, посвщенное 8 марта!"
методическая разработка (1 класс) по теме

Таныгина Ольга Германовна

Познавательно-развлекательная программа "Всё дело в шляпе, посвященное 8 марта!" знакомит и формирует  у обучающихся знания о  головных уборах; что, где и когда носили люди на голове.Расширяет и углубляет знания обучающихся о головном уборе, а также воспитывает бережное отношение и любовь своим близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_vneklassnogo_meropriyatiya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Ола»

Конспект внеклассного мероприятия “Всё дело в шляпе, посвящённое     8 марта.»

Провела: учитель начальных классов

                  О.Г.Таныгина

Цель мероприятия: формировать у обучающихся знания о головных уборах.

1) Расширить и углубить знания учащихся о головном уборе;

2) развивать представления о форме, размерах, цвете шляп; развивать внимание, память;

3)воспитать бережное отношение к головным уборам.

Оборудование: головные уборы у участников, газеты, ленты, цветы, перья, банты, английские булавки.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день всем, кто пришел на нашу познавательно-развлекательную программу "Все дело в шляпе, посвященный 8 марта!»

Сегодня мы решили рассказать и показать вам, что, где и когда носили люди на голове. Начнем с того, что первые головные уборы были найдены учеными при изучении стоянок древнего человека. Оказывается, что уже 23 000 лет назад люди делали себе головные уборы. Один из них — с оленьими рогами — был обнаружен учеными. Очевидно, он надевался во время охоты, а это значит, что обычай облачаться в специальную одежду для выполнения той или другой работы или обязанностей уходит своими корнями в глубокую древность. Ну, это было давно. Сегодня в гардеробе каждого человека можно увидеть несколько головных уборов. Обычно женщин это шляпки, а у мужчин шапки. Кстати, как вы думаете, что означает слово "шапка"? (Ответы)

Ведущий: В переводе с французского оно означает — покрышка". Вот вы, например, кроме шапки, какую еще "покрышку" носите на голове?(Ответ: панаму, кепку, косынку, берет, платок и т.д.)

Ведущий: Вот видите, сколько существует головных уборов, каждый по-своему оригинален и необходим как элемент костюма.

- Через некоторое время мы увидим, подходят ли головные уборы их обладателям, и убедимся в правильности пословицы "По Сеньке и шапка".

Кстати, эта поговорка имеет два смысла.

Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки . Один ленивый, неряшливый, все делал кое-как . И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нем была мятая, некрасивая.        

Про него говорили с усмешкой «По Сеньке и шапка!»
А другой Сенька был ловкий, умелый : дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением, как бы любуясь им: "По Сеньке и шапка!

Ведущий: Давайте хором произнесем эту поговорку.

Ведущий: Следующая поговорка звучит так «На воре шапка горит»

Хотите знать, почему говорят “На воре шапка горит”?

Говорят, родилось это выражение вот как.

Однажды один жулик что-то украл на базаре.

Увидел это прохожий и закричал что есть мочи: “На воре шапка горит!”

Жулик испугался и сорвал с себя шапку. Тем себя и выдал.

Так вот и родилось это выражение.

Ведущий: Или вот такая еще пословица - “Шапку в охапку – и бегом!”

Как вы думаете о каком человеке говорят так?(Ответы детей)

- Так говорят о трусливом человеке, который, испугавшись чего-то, спешит поскорее удрать. И при этом успевает только захватить свою шапку.

Словом, много таких выражений.

 Ведущий: А сейчас давайте познакомимся с некоторыми видами шляп.

Мужские головные уборы:

Треух – шапка-ушанка во время Гражданской войны также шапка-«колчаковка» — зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка (первоначально — мужская), широко распространённый головной убор в России. Ушанка получила своё название из-за наличия отложных «ушей», в поднятом виде связанных на макушке.

         Цили́ндр (от нем. Zylinder) — европейский мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.

Малахай – шапка на меху у некоторых народов Средней Азии.

Папаха – традиционный мужской головной убор народов Кавказа из овчины.

Сомбреро – испанская широкополая соломенная шляпа народов Пиренейского полуострова Латинской Америки.

Тюбетейка - круглая или квадратная шапочка типа ермолки, остроконечная у народов Средней Азии.

Тюрбан – мужской и женский головной убор у ряда народов Азии и Сев. Африки в виде полотнища легкой шёлковой ткани, многократно обернутой вокруг головы.

Башлык (тюрк.) – головной убор в виде шерстяного капюшона с длинными концами.

Чалма (тюрк.), мужской головной убор, в прошлом широко распространённый среди исповедующих ислам народов Северной Африки, Передней, Южной и Средней Азии, в незначительной степени — Кавказа. Это длинная полоска ткани, намотанная на голову.

Бейсболка - кепка особого фасона с высокой тульей и большим козырьком (первоначально являвшаяся одним из элементов экипировки бейсболистов).

Ки́вер — весьма распространённый военный головной убор, существовавший в русской армии с 1803 по 1846 г., а в конно-гренадерских подразделениях и до Первой мировой войны. Эти головные уборы были высокие, тяжёлые и весьма неудобные, зато берегли голову всадника от непрямого сабельного удара. При Николае I кивера доходили до 5,5 вершков высоты и были похожи на перевёрнутые вверх дном вёдра; во время парадов они украшались султанами в 11 вершков длиной, так что весь головной убор был высотой 16,5 вершков (ок. 73,5 см)

Фуражка - ранее назывался «фуражная шапка» и являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.

А теперь специально к празднику немного слов о Женских головных уборах:

Генины – высокие конусообразные колпаки.  Чем знатнее была дама, тем выше был её генин.  

Шляпа с большими полями делает женщину загадочной и элегантной. Однако в последние годы стал популярным образ деловой женщины, жизнь которой протекает в весьма динамичном темпе. Шляпа с полями не слишком вписывается в этот образ, поэтому некоторая потеря интереса к этому виду головных уборов вполне понятна. Сейчас шляпы с большими, широкими полями чаще всего надевают в особо торжественных ситуациях (например, таких, как свадьба) или на отдыхе (например, соломенные, текстильные и пр.).

Шляпы с перьями - особенно модно было в  России в  начале XX века.

Ковбойские шляпы – носят как мужчины, показываю свою мужественность и силу, так и женщины – привлекательность.

Соломенная шляпа была известна уже в средние века, и носили ее, преимущественно крестьяне, чтобы уберечься от солнца. Уж чего-чего, а соломы в те времена было предостаточно, так что недостатка в сырье практически не было.

Капор — это женский головной убор. История капора переносит нас в 19 век. Именно тогда капор носили служанки. Представлял он из себя смесь чепца и шляпы, обрамляющей лицо широкими жесткими полями. Капор удерживался на голове благодаря широким лентам, завязывавшимся под подбородком бантом. Благодаря высокой шляпной тулье, капор было крайне удобно носить под убранные на затылок волосы.

Мы познакомились с некоторыми головными уборами, но их очень много и все мы это знаем… А теперь я хочу пригласить наших друзей, которые пришли с головными уборами. (Каждый участник проходит круг почёта и садится за свои места! /Музыка: "Упала шляпа". Парад шляп. Аплодисменты зрителей)

Ведущий: Сегодня я хочу предложить выбрать зрительному залу самый красивый головной убор, самый большой, самый маленький и самый необычный. Я попрошу встать одного участника и рассказать о своей шляпе. А остальных — сдать головные уборы и занять свои места за партами. (Музыка. Дети занимают места)

- Все мы молодцы! Нас  будут оценивать жюри. А пока жюри оценивают мы с вами двигаемся дальше.

Ведущий: В холодное время года малышам надевают не один головной убор : например, чепчик, а сверху шапочку, а иногда, если слишком морозно, то и меховую шапку.

Интересно, а сколько головных уборов можно удержать на голове? Давайте посмотрим.

Я приглашаю 4-х человек. Два будут примерять, два будут помогать.

Задание: одновременно удержать на голове как можно больше шляп. (Музыка. Конкурс )

Ведущий: В жизни человека бывали случаи, когда шляпу использовали как средство измерения длины, веса и других величин.

Предлагаю нашим участникам измерить длину парты  при помощи шляпы и ответ сообщит в шляпах.(Вызывает двух участников, вручает шляпы).

— Длина полей вашей шляпы — 7 шляп, а вашей —… шляп. (Музыка. Конкурс)

Ведущий: Молодцы, участники.  А теперь я приглашаю на сцену ребят, у которых хорошо развит глазомер. (Выходят участники)

— Вам необходимо решить, сколько «кеглей» войдет в эту шляпку. Отберите нужное количество.  (Отбирают)

— Ваш ответ... (Ведущий показывает залу, сколько кеглей помещается в цилиндре)

Ведущий: Имея под рукой большое количество головных уборов, можно каждый день щеголять в новом, а если ничего нет, а нужно срочно прикрыть чем-нибудь голову — как поступить?

Можно сделать головной убор своими руками. Приглашаю на сцену четыре человека.

Задание: Сделать из газеты головной убор. (Пока участники выполняют задание — игра с залом). Задание зрительному залу: Придумать новое назначение для шляпы (сумка, зонтик, обувь, веер и т.д.)

(Проверка головных уборов, сделанных участниками.) (Отбор двух победителей.) Игра с залом: по сигналу ведущего передать головной убор до ... ряда и и вернуть его обратно. Чья половина зала справится с заданием быстрее? (Музыка. Конкурс)

Ведущий: Обратите внимание на шляпки, которые я держу в своих руках. По-моему, им чего-то не хватает. Может быть, ленты, цветов, перьев или кусочка кожи. Я предлагаю украсить их этими подручными средствами. Кто желает выполнить это задание? Пожалуйста. (Выбирает двух участников. Музыка. Конкурс)

Ведущий: Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодняшняя наша программа стала для вас очередной дружеской встречей. Но, увы, она подходит к концу.

А чтобы мы расстались с радостью на душе мы поздравим наших мам С Международным Женским Днём и дарим головные уборы «Веночек для мамы». (Ученики, каждый подходит к своей маме и произносит пожелание).

Ведущий: Дорогие друзья! Мы желаем вам солнечной погоды, но не забывайте, что головной убор не только украшает ваш костюм, но и бережет вас от жарких солнечных лучей и спасает в ветреную погоду. До свидания! До новых встреч! (Песня «Пусть всегда будет солнце».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дело в шляпе, или еще раз о дружбе»

Воспитание духовно-нравственных качеств личности; чувства ответственности за коллектив; активизация познавательной деятельности воспитанников и сплочение детского коллектива....

Классный час "Всё дело в шляпе"

Знакомство с различными головными уборами, а так же со значениями русских пословиц, в которых упоминаются головные уборы.Сопровождается показом презентации, которая дополняет и украшает данное меропри...

Конспект урока по технологии "Всё дело в шляпе"

Урок-путешествие по залам необычного музея "Шляпа", развивает у учащихся фантазию и творческий потенциал...

Сценарий конкурсно-игровой программы "Все дело в шляпе"

Данное меропирятие разработано для детей 1-4 класса. Основная функция - разнообразие форм досуговой деятельности обучающихся. Носит игровой характер. Основными задачами мероприятия являются: сплочение...

Сценарий конкурсно-игровой программы "Все дело в шляпе"

Данное меропирятие разработано для детей 1-4 класса. Основная функция - разнообразие форм досуговой деятельности обучающихся. Носит игровой характер. Основными задачами мероприятия являются: сплочение...

Игра по ПДД "Дело в шляпе"

Разработка содержит материал по изучению правил дорожного движения для учащихся 1-2 классов. Мероприятие проводится в форме игры "Дело в шляпе" Предполагается создание команд,но можно проведение индив...

Приказ "Дело в шляпе"

Об итогах районного конкурса декоративно-прикладного творчества «Дело в шляпе», посвященного празднику 8 Марта. Гераськин Егор (2 кл) - 3 место...