Статья «НТМ - средство для развития мотивированных детей»
статья по технологии на тему

Гунченко Лариса Витальевна

 Начальное техническое моделирование творчество, которое делает ребёнка счастливее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международный фестиваль «Одарённому ребёнку - одарённый педагог»

Гунченко Лариса Витальевна

                                                                                        Учитель начальных классов

МОУ СОШ №1

Г.Малоярославец

Калужская область

sizova.larisa@mail.ru

                  Начальное техническое моделирование творчество, которое делает ребёнка счастливее.

Можно ли помочь человеку стать счастливее? Есть старый и верный способ – зажечь его творчеством. Творчество возвращает свободу даже самой подавленной личности, причем, свобода эта – самого лучшего качества и назначения. С ростом научно-технического прогресса возрастает интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Мною разработана программа для занятий начальным техническим моделированием в начальной школе. Искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом, целью которых является создание условий развития личности через занятия в техническом объединении и в настоящее время не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки, баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.

Проблема развития творческих способностей обучающихся остается одной из важнейших задач в педагогике на современном этапе. Модель или техническая игрушка, выполненная своими руками, несет в себе огромный духовный заряд, так как близка восприятию ребенка. Важно направить инициативу детей в русло творчества, и поэтому педагогический эффект заключается в обеспечении прочности начально-технических знаний, умений и навыков обучающихся. Переключение ребенка с уроков на занятие начально-техническим моделированием оказывает психотерапевтическое воздействие: появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости, частично решаются проблемы продуктивного общения (коммуникативные).

НТМ – это не только место пробы сил обучающихся в возрасте 7-10 лет в мире техники, но и развитие мышления, технических склонностей и первая ступенька для детей в подготовке для занятий в объединениях среднего звена, спортивно - технического направления. На занятиях НТМ ребята не только узнают о свойствах и приемах обработки различных материалов, но и учатся использовать различный инструмент, изготавливать из картона, бумаги, пенопласта, бросовых материалов различные технические конструкции и модели. Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их. Оформление изделий позволяет воспитанникам развивать свою творческую фантазию и закрепить творческие знания, полученные на занятии. Графическая подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях, их назначение и правила пользования.

Значительное место в обучении отведено занятиям по графической подготовке младших школьников, конструированию и моделированию. На данном этапе у них формируется устойчивый интерес к технике. У ребят развивается мелкая моторика рук, пространственное воображение, образное и логическое мышление; зрительная память; дизайнерские способности; внимание; аккуратность в выполнении работ. При этом я добиваюсь, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Ребёнок учится читать условные обозначения на чертежах; чертить геометрические фигуры; выполнять разметку несложных объектов; работать с шаблонами; конструировать на плоскости; строить объемные модели на основе геометрических фигур; вносить изменения в конструкцию модели; использовать в речи техническую терминологию; реализовывать собственные замыслы в работе.

Благодаря творчеству учащихся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и само строительству своего «Я». Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Проверка усвоения и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы производится в различных формах: школьная и районная олимпиада, выставки, соревнования, конкурсы и викторины.

Содержание, методы и приёмы обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности.

Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке, важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех приносит реальные плоды. Важно оказать внимание каждому - замечен успех или неудача, вовремя исправить ошибки, поощрить каждого. Работы выставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели в конце занятия участвуют в мини-состязании. Лучшие участвуют в итоговой выставке по окончании учебного года и районной выставке технического творчества.

Специфическим для данной программы стал элемент фантазирования, поставленного на деловую основу. Фантазирование присутствует не только на первом этапе замысла, но и на всех последующих этапах воплощения- с целью получения неожиданных и остроумных решений.

учащихся кружка ежегодно принимают участие в городских и областных олимпиадах по начальному техническому моделированию. Не однократно были  награждены грамотами, благодарностями и ценными призами. Ребята мечтают принять участие во Всероссийском конкурсе по начальному техническому моделированию.

Можно ли помочь человеку стать счастливее? Ответ один – можно!

НТМ – это способ воспитать будущих изобретателей, ученых, дизайнеров технических объектов, творческих и креативно мыслящих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"

В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...

Статья "Изложение с творческими заданиями как средство речевого развития младших школьников"

В  статье предложена программа речевого развития  учащихся третьего класса при обучении изложению с творческим заданием,с фрагментами уроков....

Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»

В статье приводится два комплекса самомассажа кистей рук, адаптированных для учащихся начальной школы с задержкой психического развития, для применения их элементов на различных занятиях в качестве ал...

"Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы сопровождения мотивированных детей " Из опыта работы

Мы ежедневно стараемся растить способного и талантливого ученика . А нас убеждают , что мы мало работаем с одаренными детьми.  Кто он , Одарённый ребёнок? - это ребёнок, который выделяется яркими...

Статья «Влияние пескотерапии на развитие творчества детей».

В статье описывается актуальность использования песочной терапии в работе с детьми...