Рабочая программа по предмету " Технология" 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Рабочая программа по ФГОС для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по предмету  «Технология » для 2 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский на 2011-2015гг;

-примерного тематического планирования примерной программы по технологии и авторской программы «Программа по технологии » Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой УМК «Перспективная начальная школа».  

            

Концепция(основная идея) программы

         Главной особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, обеспечивающей включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве: интеллектуального (прежде всего абстрактное, конструктивное мышление и пространственное воображение), эмоционально – эстетического, духовно – нравственного, физического, что создаёт условия для гармоничного развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

         Целью является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций.

 Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно – преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно – преобразующей, художественно – конструкторской деятельности;

- формирование первоначальных конструкторско – технологических знаний и умений;

- развитие знаково – символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно – преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска и хранения информации с использованием компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Общая характеристика учебного процесса

         В соответствии с концептуальным положением системы учебный курс учитывает личный опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

         Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

         Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

         Основными видами учебной деятельности обучающихся являются:

- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;

- анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания;

- моделирование, конструирование из различных материалов;

- решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

         В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

         Характерная особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований Федерального стандарта второго поколения – практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. 

Место предмета «Технология» в учебном плане

Изучение предмета  «Технология» рассчитано на 135 часов и предусматривает следующее распределение часов по классам: 1 класс – 33 часа в год (1 час в неделю; 2 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 3 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 4 класс – 34 часа в год (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
  • действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
  • проектная деятельность
  • контроль и самоконтроль.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
  • отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;
  • самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
  • оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

  • осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
  • сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
  • чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
  • моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
  • конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
  • сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
  • сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
  • анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
  • выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
  • проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);
  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Содержание тем учебного курса

1. Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда,

    самообслуживания

Трудовая деятельность в жизни человека

         Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае.

         Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление).

         Распространённые виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом.

Общее представление о технологическом процессе

         Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.

Элементарная творческая и проектная деятельность

         Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника».

Самообслуживание

         Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (30 ч)

Природные материалы (15 ч)

         Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.

         Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.

         Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.

         Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

         Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.

         Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.

Искусственные материалы

Пластичные материалы (2 ч)

         Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму.        

         Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

         Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.

         Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.

Бумага (8 ч)

         Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.

         Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке.

         Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.

         Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

         Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.

         Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.

Текстильные материалы (5 ч)

         Практическое применение текстильных материалов в жизни.

         Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.

         Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина.

         Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

         Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.

         Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.

3. Конструирование и моделирование (4 ч)

         Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).

         Изделие, деталь изделия.

         Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.

         Практические работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу второго года обучения

Обучающиеся научатся:

-  составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её особенности;

-  рассказывать о наиболее распространенных в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;

-  подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем столе;

-  использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;

-  работать в малых группах;

-  выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);

-  рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относиться к природе как к источнику сырья;

-  отбирать природные и пластичные материалы, бумагу и нитки с учётом их свойств и технологии изготовления поделок;

-  применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);

-  экономно размечать материалы на глаз, складыванием, сгибанием, по клеткам, по шаблону, по линейке;

-  отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

-  анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;

-  выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, и уважать их;

-  понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;

-  работать в малых группах.

Программа формирования УУД по предмету «Технология»

2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

  1. Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
  2. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
  3. Проектная деятельность.
  4. Контроль и самоконтроль.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  1. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
  2. Обор наиболее эффективных способов решения конструкторско – технологических и декоративно -  художественных задач в зависимости от конкретных условий.
  3. Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
  4. Самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
  5. Оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
  2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
  3. Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
  4. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
  5. Конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
  6. Сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
  7. Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.
  8. Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
  9. Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
  10. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
  11. Поиск необходимой информации в Интернете.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

1. Учёт позиции собеседника (соседа по парте).

2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой  

    деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на  

    компьютере.

  3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с  

             партнёром (соседом по парте).

   4. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при  

       реализации проектной деятельности.

Ожидаемые результаты формирования УУД по предмету

«Технология» к концу второго года обучения

Личностными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека - мастера;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов (средством формирования этих действий служит технология продуктивно художественно-творческой деятельности);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

(средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек  (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5.Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. Технология. 2 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

6.Рагозина Т.М. Технология. 2 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

Образовательные диски:

1.http://www.openclass.ru,

2.http://fcior.edu.ru,

3.http://files.scool-collection.edu.ru,

4.http://festival.1september.ru,

5.http://www.viki.rdf.ru,

6.http://www.uchportal.ru,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

Рабочие программы по предметам. 4 класс. Программа"Начальная школа XXI века" под ред. Н. Виноградовой.

В материале помещены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру....

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочая программа по предметам 2 класс Составитель: Ведрова Т.М. учитель начальных классов

                        Пояснительная записка  к рабочей  программе  2 класс...

Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом

Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....