2015 год Рабочая программа по технологии 1 класс ФГОС
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Волошина  Наталья Ивановна

Рабочая программа по технологии составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2011 года № 1897, примерными программами начального общего образования (М.: Просвещение, 2011), и авторский программой по технологии Т.М.Рагозиной, А.А.Гриневой, И.Б.Мыловой (УМК «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига /Учебник, 2011), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы и программы формирования УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_tehnologiya_1_klass.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 ТЕХНОЛОГИЯ 1 КЛАСС

Рабочая программа по технологии составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2011 года № 1897, примерными программами начального общего образования (М.: Просвещение, 2011), и авторский программой по технологии Т.М.Рагозиной, А.А.Гриневой, И.Б.Мыловой (УМК «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига /Учебник, 2011), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы и программы формирования УУД.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Сост.Р.Г. Чуракова. – 5 изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  2. Рагозина Т.М. Технология. 1 класс; методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2014.
  3. Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 1 кл.:Учебник/ под ред. Р.Г. Чураковой. – 2 изд.  – М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Данная программа учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется природно-предметной средой, т.е. опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных занятий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для сельского школьника.

Общая характеристика учебного предмета

Цель обучения – освоение конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов.

Задачи:

- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера, умений работать с учебником;

- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий, в том числе профессий с/хозяйственного производства Вашкинского района; гончара и ткача, как профессий, отражающих и сохраняющих народные промыслы;

- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию  личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям труда, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

  • практико-ориентированная направленность содержания обучения;
  • применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей, для решения технических и технологических задач;
  • применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних обязанностей.

В программу включен раздел «Сельскохозяйственный труд». Эта часть программы ориентирована именно на сельскую школу, в которой есть материальные условия для выращивания растений и ухода за ними.

Особое внимание при изучении всех разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и лично гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.

        Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой. Готовые работы желательно использовать на уроках по другим предметам, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений.

        Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой – формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этих и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), выставки декоративно-прикладного творчества.

 Курс предполагает проведение экскурсий  в краеведческий музей, Центр ремёсел, умельцам – мастерам п. Новокемский  в трех темах: изготовление изделий из природного материала, из пластичных  и текстильных материалов. Проведение данных уроков дает первоначальное представление о традиционных промыслах .

В разделе «Сельскохозяйственный труд» - на учебно-опытный участок. В связи с этим перераспределено количество учебного времени на изучение тем «Природные материалы» - 5 ч вместо 6ч, «Бумага» - 12 ч вместо 15 ч, «Текстильные материалы» - 6 ч вместо 9 ч.  

Уроки с/хоз-го труда проводятся в зависимости от погодных условий

Место предмета в учебном плане

В первом классе на изучение курса отводится 33 часа (1ч в неделю).

          СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Содержание труда людей ближайшего окружения. Труд членов моей семьи, связанный с созданием предметов рукотворного мира.

Процесс труда. Организация рабочего места под руководством учителя. Последовательное выполнение технологических операций под контролем учителя. Обсуждение безопасных приемов труда при работе с ножницами, иглами, булавками с колечками, правил личной гигиены.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. Под руководством учителя определение формы, размеров деталей, способов их соединения по образцу изделия в сборе, установление пространственных отношений между деталями; обсуждение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме. Понятия: изделие, деталь, форма, размер, материал, инструмент, приспособление, подкладные лист и доска, разметка, шаблон, фальцовка, стека, булавка с колечком, наперсток, пяльцы, нити долевые и поперечные, шов «вперед иголку», бахрома; ткани хлопчатобумажная и льняная. Действия: сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, переплетать, разминать, раскатывать, вытягивать, заглаживать, примазывать, прижимать. Свойства: цвет, блеск, прозрачность, толщина, фактура поверхности (шероховатая, гладкая).

Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей сгибанием по шаблону.

Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)

Природные материалы (5 ч)

Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, береста, глина. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, форма, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование природного материала. Экскурсия по сбору природного материала.

        Инструменты и приспособления: ножницы, стека, кисточка для клея, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных свойств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; составление композиций; соединение деталей пластилином, клеем; сборка изделия. Экскурсии (3 ч): по сбору природного материала на учебно-опытном пришкольном участке,  экскурсия в Центр ремёсел в целях ознакомления с профессией гончара и традиционным промыслом  Вашкинского  района, мастерам п. Новокемский (плетение корзин, резьба по дереву).  Варианты объектов труда: аппликации из листьев, декоративные композиции из листьев и семян, сказочные персонажи, закладка из бересты.

Планируемые результаты обучения  по теме:

Обучающиеся научатся в процессе индивидуальной и парной работы:

- изготавливать изделия из доступных материалов (сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов).

получат возможность научиться:

- создавать различные изделия по собственному замыслу из природных материалов;

- осуществлять сотрудничество в совместной работе.

-  ознакомиться с традиционными промыслами Вашкинского  района, профессией гончара, мастерам п. Новокемский.

Искусственные материалы

Пластичные материалы (3 ч)

Пластилин. Выбор материала по его свойствам: пластичность, способность сохранять форму. Экономное расходование материала при лепке.

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать для получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.

Инструменты и приспособления: стека, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: формообразование деталей изделия и их соединение.

Варианты объектов труда: модели предметов живой природы (овощи, фрукты, животные).

Планируемые результаты обучения  по теме

Обучающиеся  научатся в процессе самостоятельной и парной работы:

- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделий под контролем учителя.

Получат возможность научиться:

- создавать различные предметы по собственному замыслу из пластичных материалов.

Бумага (12 ч)

Виды бумаги и ее использование на уроках: цветная для аппликаций, калька, копировальная, писчая. Выбор бумаги по ее свойствам: цвет, блеск, прозрачность. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблонам, через копирку, кальку.

        Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать, размачивать, скатывать, складывать, размечать по шаблону, размечать через копирку, кальку, резать, гофрировать, переплетать.

        Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, клей, фальцовка, шаблон, подкладной лист.

        Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.

        Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубочку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, плетеным узором.

Варианты объектов труда: аппликации из мятой бумаги, обрывные аппликации из бумаги, пригласительные билеты, конверты для пригласительных билетов, гофрированные подвески, снежинки, игрушки, плетеные коврики, открытки, изделия в технике оригами.

Планируемые результаты обучения по разделу разделу:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;

-  получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец;

- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделий под контролем учителя.

получат возможность научиться:

- применять информацию при решении различных задач;

- использовать безопасные приёмы работы с инструментами;

- создавать различные предметы по собственному замыслу из бумаги.

Текстильные материалы (6 ч)

        Общее понятие о ткани. Ткани растительного происхождения (хлопчатобумажная и льняная), их виды и использование. Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при разметке по выкройке деталей прямоугольной формы. Народный костюм родного края. Знакомство с профессией ткача и ткацким станком.

Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому, пришивать пуговицу с двумя отверстиями; способы выполнения ручного шва «вперед иголку».

        Инструменты и приспособления: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечками, ножницы, наперсток.

        Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение; декоративное оформление изделия вышивкой.

Варианты объектов труда: декоративные салфетки, игольницы, аппликации, украшения.

Примечание. Содержание подразделов «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» осваиваются детьми в процессе изучения раздела «Технология изготовления изделий из различных материалов».

Планируемы результаты обучения по разделу

Обучающиеся научатся:

- изготавливать изделия из доступных материалов (натуральной ткани, ниток);

- осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, вышивкой швом «вперёд иголку», плетёным узором;

- соблюдать правила личной гигиены и использовать безопасные приёмы работы с материалами, инструментами;

 получат возможность:

-  ознакомиться с народным костюмом Вологодского края, профессией ткача;

- заниматься самообслуживанием (мелкий ремонт одежды).

Сельскохозяйственный труд (7 ч)

1.Уход за комнатными растениям (3ч). Комнатные растения, их разнообразие и происхождение. Потребности комнатных растений в свете, тепле, влаге. Правила и особенности ухода за комнатными растениями (емкости для воды, колышки для рыхления почвы, санитарно-гигиенический инвентарь).

Объекты труда: цветущие комнатные растения (герань, бальзамин), растения с мелкими листьями (традесканция), растения с крупными кожистыми листьями (фикус).

Практические работы: подбор и размещение комнатных растений для классной комнаты с учетом их величины, привлекательности, условий выращивания.

Полив, рыхление почвы, удаление пыли, сухих листьев, поврежденных частей, увядших цветков.

2.Размножение комнатных растений (2ч).

Размножение комнатных растений отводками. Техника размножения отводками. Требования к посадочному материалу. Условия, необходимые для укоренения отводков. Разрез цветочного горшка: черепок, дренаж, почва.

Объекты труда: комнатные растения (традесканция, плющ).

Оборудование: цветочные горшки, дренаж, почва, совки (ложки), емкость для воды.

Опыт. Влияние температуры, влажности, доступа воздуха на укоренение отводков.

3. Знакомство с профессиями с/хозяйства. (1ч)

Агроном, зоотехник, ветеринарный врач.

4.Экскурсия на учебно-опытный участок (1ч)*

Ознакомление с растениями учебно-опытного участка. Правила личной гигиены при работе на участке.

Планируемые результаты обучения по разделу

Обучающиеся научатся:

- ухаживать за комнатными растениями;

* - проводится в начале сентября в хорошую погоду.

- размножать комнатные растения отводками.

Получат возможность научиться:

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

Освоение конкретного предмета

Познавательные:

-получение информации о мире профессий, традициях и творчестве мастеров родного края;

-анализ предлагаемого задания;

-исследование материала;

Регулятивные:

-планирование предстоящей практической деятельности;

-организация своей деятельности;

-оценка результата своей деятельности;

Коммуникативные:

-работы в малых группах, осуществление сотрудничества со сверстниками и с учителем, участие в коллективном обсуждении

    Содержание учебного предмета

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

1

Сельскохозяйственный труд

7

2

Природные материалы. Экскурсия в Центр ремесел - плетение из бересты, лепка из глины.

5

3

Искусственные материалы, пластичные материалы.

3

4

Бумага

12

5

Текстильные материалы. Экскурсия в краеведческий музей (тема «Народный костюм»)

6

ИТОГО

33

Планируемые результаты к концу первого года обучения

К концу первого года обучения обучающиеся научатся в процессе самостоятельной и парной работы:

  • осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
  • составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
  • изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
  • создавать модели несложных объектов из природных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами;
  • Называть профессии своих родителей.

                Получат возможность научиться:

  • применять информацию при решении различных задач;
  • выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
  • соблюдать правила личной гигиены и использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами;
  • уважительно относиться к труду людей;
  • создавать различные предметы по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;
  • осуществлять сотрудничество в совместной работе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.  – М.: Просвещение, 2011.
  3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост Р.Г.Чуракова. – 5 изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Рагозина Т.М. Технология. 1 класс; методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2009.
  6. Рагозина Т.М. Технология [Текст]: 1 кл.:Учебник/ под ред. Р.Г. Чураковой. – 2 изд.  – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
  7. Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л.Солянкина. – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2011.

 Согласовано

Зам директора  по ВР

---------------------------------

--------------------------------


Приложение

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема

Стр.

Планируемая дата

Фактическая дата

УУД

Природные материалы

(5 ч)

1

Мир изделий.

4-5

Познавательные:

-получение информации о мире профессий, традициях и творчестве мастеров родного края;

-анализ предлагаемого задания;

-исследование материала;

Регулятивные:

-планирование предстоящей практической деятельности;

-организация своей деятельности;

-оценка результата своей деятельности;

Коммуникативные:

-работы в малых группах, осуществление сотрудничества со сверстниками и с учителем, участие в коллективном обсуждении.

2-5

1. Ознакомление с растениями учебно-опытного участка. Правила личной гигиены при работе на участке ПР-Экскурсия по сбору природного материала на учебно-опытном участке.

 2. Сортировка и закладка материала на просушку.

3, 4Аппликация из засушенных растений. 5. Мозаика из семян.

16-23

Пластичные материалы

(3 ч)

6-8

. Изготовление изделий из пластилина: формообразование деталей изделия и их соединение.

 ПР     1. Техника работы с пластилином.

 2. Овощи и фрукты.

3. Мышка и кошка из пластилина.

6-13

Бумага (12 ч)

9

Виды бумаги. Беседа «Из истории бумаги».

24-26

10

Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам:

ПР-Аппликация из мятой бумаги. Размачивание комка бумаги в воде.

27-28

11

Обрывание бумаги по контуру.

ПР - Аппликация из обрывной бумаги.

29-31

12-13

Симметричное вырезание. Разметка по шаблону.

32-36

14

Складывание бумаги. Оригами.

ПР- Конверт.

36-38

15

Гофрирование бумаги.

ПР-«Птичка».

39-40

16

Вырезание из бумаги по шаблону.

ПР-Новогодние снежинки.

41-43

17

ПР-Контурная мозаика.

44-45

18

Складывание из бумаги. Оригами

.ПР- Кораблик.

46-49

19-20

Соединение щелевым замком.

ПР- Переплетение из полосок бумаги.

50-54

Текстильные материалы

(6 ч)

21

Общее понятие о ткани. Ткани растительного происхождения их виды и использование. Правила безопасной работы с иглами и булавками.

Экскурсия в краеведческий музей «Народный костюм»

60-62

Познавательные:

-получение информации о мире профессий, традициях и творчестве мастеров родного края;

-анализ предлагаемого задания;

-исследование материала;

Регулятивные:

-планирование предстоящей практической деятельности;

-организация своей деятельности;

-оценка результата своей деятельности;

Коммуникативные:

-работы в малых группах, осуществление сотрудничества со сверстниками и с учителем, участие в коллективном обсуждении.

22-23

Свойства ткани. Экономное расходование ткани при разметке. ПР-Аппликация из ткани.

63-65

24-25

Изготовление плоских изделий из текстильных материалов

Разметка ткани по прямоугольной выкройке. ПР-Салфетка с бахромой. Шов «вперед иголку»

72-73

26

Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: Домашний труд. Уход за одеждой. ПР_Пришивание пуговицы.

С/х труд

(7 ч)

27-33

Экскурсия на пришкольный учебно-опытный участок.

ПР-  подбор и размещение комнатных растений для классной комнаты с учетом их величины, привлекательности, условий выращивания.

Полив, рыхление почвы, удаление пыли, сухих листьев, поврежденных частей, увядших цветков.

Познавательные:

-получение информации о мире профессий, традициях и творчестве мастеров родного края;

-анализ предлагаемого задания;

-исследование материала;

Регулятивные:

-планирование предстоящей практической деятельности;

-организация своей деятельности;

-оценка результата своей деятельности;

Коммуникативные:

-работы в малых группах, осуществление сотрудничества со сверстниками и с учителем, участие в коллективном обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа  по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Планета знаний" по ФГОС на 2014-2015 г.

Рабочая программа по технологии разработана на основе Примерной Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы О. В. Узоровой, Е. А. Нефедова, утвержденн...

Рабочая программа по технологии 4 класс ПНШ.25.09.2015

Рабочая программа по технологии 4 класс ПНШ.25.09.2015...

Рабочая программа по технологии на 2015-2016 учебный год

Программа по технолигии в 4 класса, разработанна на основе "Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа". Учебно-методический комплект " Планета знаний"...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа форвард 2 классФГОС

Рабочая программа форвард 2 классФГОС...