Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии (1 класс) на тему:
    Рабочая программа по технологии 1 класс на 2015-2016 уч.г. Образовательная система «Гармония»

    Гордеева Елена Анатольевна

    Содержит КТП

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 14

    с углублённым изучением отдельных предметов»

    Согласовано методическим объединением учителей начальных классов

    Протокол № 1

    от 28.08 2015г.

    Утверждено приказом директора

                                                                               № 286

                                                                      От 01.09.2015г.

    Рабочая программа по

     технологии

    1 класс на 2015-2016 уч.г.

    Образовательная система «Гармония»

     

                                                                                                                                        Составитель: Гордеева Е.А.

    г. Балахна

    2015г.

     ТЕХНОЛОГИЯ

    Программа по технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (автор: Конышева Н.М..), на основе программы общеобразовательных учреждений по технологии для 1-4 классов /Н.М.Конышева– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

    I. Пояснительная записка

    Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

    В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

    Задачи изучения дисциплины:

    • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
    • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
    • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
    • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
    • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
    • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
    • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
    • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
    • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
    • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
    • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

    Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

    Согласно принципу гуманитаризации икультуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

    Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

    Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

    • окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
    • математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
    • изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
    • родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и  основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
    • литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

    Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

    Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

    Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

    В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

    Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

    Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

    Эмоционально-эстетическое развитиесвязано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.

    Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

    Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.  

    Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

    Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

    При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

    II. Общая характеристика учебного предмета

    В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый пртивовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

    Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими  и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

    Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

    Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

    Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системнуюпроектно-творческую деятельностьучащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

    Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узкотехнологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание инеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.

    Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

    III.Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

    На изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю  во всех классах начальной школы. В 1 классе 33 часа.

    IV.Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете

    Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

    • формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
    • формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
    • воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
    • формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
    • воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
    • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

    Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

    V.Планируемые результаты освоения программы по предмету «Технология»

    Планируемые результаты обучения технологии на конец 1 класса

    Личностные

    У учащихся будут сформированы:

    • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
    • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
    • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
    • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
    • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов;
    • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
    • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

    Могут быть сформированы:

    • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
    • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
    • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
    • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
    • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

    Предметные

    Учащиеся научатся:

    • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
    • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
    • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
    • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
    • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
    • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
    • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
    • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

      Учащиеся получат возможность научиться:

    • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
    • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
    • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
    • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);

    Метапредметные

    Регулятивные

    Учащиеся научатся:

    • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
    • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
    • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
    • руководствоваться правилами при выполнении работы;
    • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемымс действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
    •  осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
    • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

    Познавательные

    Учащиеся научатся:

    •  находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
    • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать взможность ее использования в собственной деятельности;
    • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
    • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
    • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
    • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
    • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
    • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

    Коммуникативные

    Учащиеся научатся:

    • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
    • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
    • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
    • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
    • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

    VI.Содержание учебного предмета

    1 класс (33 часа)

    Узнаём, как работают мастера (1 час)

    Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

    Учимся работать с разными материалами (12 часов)

    Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

    Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

    Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

    Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

    Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

    Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

    Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

    Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

    Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

    Конструируем и решаем  задачи (8 часов)

    Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

    Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

    Основные результаты освоения

    предметного содержания курса

     «Технология» в 1 классе

    Учащиеся будут знать:

    • основные требования культуры и безопасности труда:

    – о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

    – правила безопасной работы с ножницами и иглой;

    – приёмы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

    – правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

    – правила аккуратной работы с клеем;

    • названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
    • наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольпластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
    • наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
    • названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
    • назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

    Учащиеся могут знать:

    • свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
    • происхождение отдельных поделочных материалов и способы их подготовки для работы;
    • разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

    Учащиеся будут уметь:

    • подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;
    • соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
    • выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
    • использовать правила и приёмы рациональной разметки;
    • аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
    • аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
    • аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
    • аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
    • аккуратнно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
    • изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
    • пришивать пуговицы;
    • выполнять комбинированные работы из разных материалов;
    • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
    • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;

    Учащиеся могут уметь:самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

    • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
    • на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по её созданию;
    • мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
    • создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
    • пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
    • устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
    • осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).

    VII. Поурочно-тематическое планирование

    1 класс (1 час в неделю, 33 часа)

    п/п

    п/п

    Тема урока

    Содержание образования

    Основные виды учебной деятельности

    Результаты

    Домашнее задание/

    примечание

    Практическая работа

    Дата проведения фактич.

    Личностные

    метапредметные

    предметные

    I четверть (9ч.)

    Тема 1: Узнаем как работают мастера (1ч)

    1

    1.1

    Знакомство с учебным предметом и учебно-методическим комплектом по технологии

    Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке.

    Обсудить информацию.

    Рассматривать учебник и рабочие тетради.

    Обсуждать содержание учебника и тетрадей.

    Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий.

    Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома.

    Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку.

    Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумагим, как их передавать).

    Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

    Развитие организованности, порядка, аккуратности.

    Научатся самостоятельно организовывать свое рабочее место, сохранять порядок на рабочем месте.

    Научатся планировать предстоящую практическую работу.

    Научатся следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале.

    Научатся использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами (ножницы, нож)

    Построение прямоугольника с помощью линейки (упражнения в построении прямоугольника)

    Тема 2: Учимся работать с разными материалами (12ч)

    2

    3

    4

    2.1-2.3

    Лепим из пластилина

    Техника лепки в декоративно-художественных работах. Стилизация, композиция (барельеф, декоративная ваза).

    Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место.

    Упражняться в подготовке пластилина к работе.

    Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм.

    Подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия.

    Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий.

    Пользоваться стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия.

    Приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

    Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы.

    Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

    Формировать чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

    Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

    Научатся руководствоваться правилами при выполнении работы.

    Научатся устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов.

    Научатся осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

    Научатся на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать

    «Чудо -дерево»

    «Мышиное семейство»

    «Дары осени»

    5

    6

    7

    8

    2.4-2.7

    Складывание простых форм из бумаги.

    Учимся работать с бумагой

    Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте.

    Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ.

    Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании.

    Производить разметку бумаги способом сгибания.

    Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги.

    Анализировать и сравнивать образцы.

    Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции.

    Планировать работу в соответствии с информацией в инстру`ции и с ориентацией на предполагаемый результат.

    Анализировать и оценивать полученные результаты.

    Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Формировать чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания

    Научатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради.

    Научатся анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

    Научатся отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей.

    Научатся работать с графической информацией, инструкциями.

    Складывание тюльпана. «Цветущий луг»

    «Колоски. Хлебный букет»

    «Собачка. Веселые друзья»

    9-

    10

    2.8-2.9

    Аппликация из засушенных листьев.

    Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску.

    Сравнивать листья.

    Отбирать материал для работы.

    Осваивать новые приемы работы, наклеивать листья на картон.

    Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

    Создавать в воображении выразительный художественный образ.

    Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

    Научатся анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.

    Научатся отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей.

    Золотая осень»

    «Образы осени»

    IIчетверть  ( 7ч .)

    11

    2.10

    Работаем с яичной скорлупкой.

    Рассматривать, анализировать форму.

    Осваивать новые приемы работы.

    Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

    Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами.

    Создавать в воображении выразительный художественный образ.

    Подбирать средства и способы создания художественного образа.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

    положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности чувство прекрасного

    Научатся выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.

    Научатся использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме.

    Научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;  соответствие изделия обстановке, удобство, эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

    12

    13

    2.11-2.12

    Лепим из фольги.

    Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.

    Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги.

    Рассматривать и анализировать образцы.

    Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

    Создавать в воображении выразительный образ изделия.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность

    Научатся выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

    Научатся новым приемам обработки фольги.

    Научатся на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать

    Разные формы. Ёлочные украше-ния

     «Серебряный паучок»

    Тема 3: Поднимаемся по ступенькам мастерства (12ч)

    14

    3.1

    Размечаем детали по шаблону

    Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона.

    Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром.

    Продолжать освоение техники работы с клеем, приемов аккуратного наклеивания деталей из бумаги.

    Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

    Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы.

    Анализировать и оценивать полученные результаты.

    уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность

    Научатся самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

    Научатся создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

    Научатся правильно выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов

    Аппликация «Снеговик».

    15

    3.2

    Размечаем по линейке и сгибанием

    Рассматривать образцы изделий.

    Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки.

    Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.

    Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки.

    Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

    Анализировать и оценивать полученные результаты

    адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда

    Научатся организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.

    Научатся решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей с целью придания новых свойств изделию

    Цепь из полос бумаги

    16

    17

    3.3-3.4

    Образы зимней сказки.

    Упражняться в использовании освоенных приемов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий.

    Осваивать новые приемы лепки.

    Подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

    Создавать в воображении выразительный образ изделия.

    Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

    осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда

    Научатся формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать.

    Научатся выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.

    Научатся отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия.

    «Новогодняя ёлка»

     «Сказочный заяц»

    III четверть( 9ч .)

    18

    19

    3.5-3.6

    Работаем с крепированной бумагой.

    Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.

    Анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги.

    Рассматривать и анализировать образцы.

    Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

    Создавать в воображении выразительный образ изделия.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

    осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности

    Научатся в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания.

    Научатся изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям.

    «Вьюнок»

     «Цветок кактуса»

    20

    3.7

    Учимся сгибать картон и плотную бумагу.

    Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы.

    Рассматривать и анализировать образцы.

    Решать задачи на мысленную трансформацию формы.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

    Создавать в воображении выразительный образ изделия.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

    осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности

    Научатся проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

    Научатся самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

    Научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, функциональность, эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

    Открытка к Дню защитника Отечества

     Открытка для мамы

    21

    22

    2

    3

    3.8-3.11

    Учимся работать с нитками и иглой.

    Осваивать новые материалы, инструменты  и приемы работы.

    Вырезать детали сложной формы, используя специальные приемы работы.

    Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ.

    Декорировать изделие нитками.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня).  

    Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

    Создавать в воображении выразительный образ изделия.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

    осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности

    Научатся самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла.

    Научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, функциональность, эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности

    Кисточки-веснянки

    Пришивание пуговиц

    Лучистая рамка

    24

    3.12

    Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз».

    Осваивать новые материалы, инструменты  и приемы работы.

    Упражняться в обработке поролона.

    Размышлять о бережном отношении к вещам.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

    Научатся прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

    Губка для обуви.

    Тема 4: Конструируем и решаем задачи (8ч)

    25

    4.1

    Аппликация из геометрических фигур

    Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке.

    Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур

    Решать задачи на плоскостное конструирование. Составлять композиции на плоскости в заданном формате.

    Наклеивать детали на основу.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической

    деятельности

    Научатся самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

    Научатся рационально  выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов.

    Научатся изготавливать плоскостные  изделия по образцам.

    «Парусник».

    IVчетверть  ( 8ч .)

    26

    4.2

    Узор из симметричных деталей.

    Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке.

    Анализировать  и сравнивать образцы по форме, цвету, расположению деталей.

    Решать задачи на поиск закономерности в расположении деталей, плоскостное конструирование.

    Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической

    деятельности

    Научатся создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

    Научатся изготавливать плоскостные изделия по образцам.

    Научатся решать простые задачи конструктивного характера при создании узоров в формате квадрата.

    27

    4.3

    Аппликация-задача «Птица».

    Решать логические задачи: анализ  графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей.

    Упражняться в разметке по шаблону,  выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу.

    Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической

    деятельности

    Научатся рационально  выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием шаблона.

    Научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

    28

    4.4

    Домик хитрого гнома

    Решать логические задачи: анализ  образца, поиск закономерности в трансформации плоского листа в объемную форму;

    Выполнять обработку заготовки из бумаги в соответствии с разметкой

    Выполнять упражнения по пластической  трансформации листа.

    Вырезать и наклеивать дополнительные детали оформления на основу.

    Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    привычка к организованности, порядку, аккуратности;

    адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность

    Научатся работать с простейшей технической документацией: простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них.

    Научатся изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам.

    29

    4.5

    Разные образы – разные способы работы.

    Рассматривать и анализировать образцы-аналоги, репродукции, художественные фотографии, предметы окружающего мира.

    Создавать мысленные образы в соответствии с поставленной целью (по теме каждого урока:"Салют", "Букет ").

    Анализировать и подбирать необходимые материалы.

    Использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа.

    Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции.

    Анализировать информацию в учебнике.

    Оценивать результаты выполненной работы.

    привычка к организованности, порядку, аккуратности;

    адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность

    Научатся на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать.

    Аппликация «Салют»

    Аппликация «Букет»

    Работаем с набором «Конструктор».

    31

    32

    4.6-4.7

    Конструирование букв.

    Рассматривать, анализировать и сравнивать детали  наборов "Конструктор.

    Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей.

    Обсуждать правила работы с наборами "Конструктор".

    Упражняться в приемах сборки изделий.

    Рассматривать и анализировать образцы.

    Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям.

    Производить оценку выполненной работы.

    привычка к организованности, порядку, аккуратности;

    адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность

    Научатся решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей с целью придания новых свойств изделию.

    Конструирование букв.

    Правила работы. Приемы сборки простых узлов

    Решение конструкторских задач

    33

    4.8

    Подведение итогов года.

    Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.

    Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

    Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями.

    установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической

    Выставка творческих работ учащихся.

    VIII. Перечень учебно - методического обеспечения

    Учебник, учебное пособие

    Учебники:

    Н.М.Конышева. Технология». 1 класс Смоленск «Ассоциация XXI», 2014.

    Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 1класс в 2 ч., Смоленск «Ассоциация XXI», 2015

    Дополнительная литература для учителя и учащихся.

    Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. Смоленск, «Ассоциация XXI век»;

    Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, «Просвещение», 1992;

     

     

         Лист регистрации изменений к рабочей программе ____________________________________________

                                                                                                                                                  (название программы)

    учителя _________________________

                                          (Ф.И.О. учителя)

    №№

    пп

    Дата

    Изменения

    Причина

    изменения

    Суть изменения

    Корректирующие действия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс) на 2015-2016 учебный год

    В  программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству (1 класс) и календарно-тематическое планирование. УМК - "Школа России"....

    Рабочая программа по русскому языку (1 класс) на 2015-2016 учебный год

    УМК - "Школа России". В программе представлены: пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте ("Азбука" послебукварный период), пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Р...

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на 2015-2016 учебный год

    УМК - "Школа России". В программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру (1 класс), календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по технологии (1 класс) на 2015-2016 учебный год

    В программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по технологии (1 класс) и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по литературному чтению (1 класс) на 2015-2016 учебный год

    В программе: пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте ("Азбука" послебукварный пориод), пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению (1 класс) и календарно-те...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...