Занятие по лексической теме: «Деревья и листья осенью» для учащихся подготовительного класса с ОВЗ (1 вариант обучения)
методическая разработка (1 класс) на тему

Гладун Ирэна Петровна

Цель занятия: формирование знаний о деревьях и листьях осенью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по лексической теме: «Деревья и листья осенью»

в подготовительном классе (1 ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ). 

                                                Воспитатель ГПД: Гладун И. П.

                                                                                   01.10.2015г.

Тема: «Деревья и листья осенью».

Цель: формирование знаний о деревьях и листьях осенью.

Задачи:

Обучающие:

- формирование представлений об осени и ее приметах в последовательности – ранняя, золотая, поздняя;

 -  углубление знаний о жизни растений осенью, в частности, о деревьях  - изменение цвета листвы  деревьев (березы, клена, дуба, ёлки);

 - дифференцирование формы листьев, и изменение их  цвета осенью;  

 - формирование умений соотносить  картинки  деревьев и листьев в дидактической игре;

-  правильно называть их при игре с мячом;

- уточнение, расширение и активизация  словаря  по теме «Осень»;

 - формирование понятия хвойные и лиственные деревья;

-  заучивание поговорки: «Зимой и летом одним цветом» и умение её применять в речи;

- формирование умения составлять композицию по трафаретам  «Осенние листья»;

-   формировать умения  раскрашивания  листьев, с соблюдением границ рисунка  с опорой на картинки и натуральные листья;

Коррекционно-развивающие:

- формирование  знаний о цвете;

-  развитие мелкой и общей  моторики;

- развитие внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия;

- развитие ориентировки в пространстве на  листе  бумаги;

- формирование связной речи:  учить отвечать на вопросы полными предложениями с помощью наводящих вопросов и самостоятельно;

-  закрепление  автоматизации звуков в слове, предложении (продолжать работу над четкостью дикции,  интонационной выразительностью речи).

- формирование  элементов  логического мышления:  учить  устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, развивать процессы сравнения,  обобщения, конкретизации,  элементы  суждения,  умозаключения.

 Оздоровительные: (при проведении физминуток, д/и с мячом).

- развитие  активности  работы мышц,

- усиливание  кровообращения, повышение  интенсивности  работы сердца, активизирование деятельности   нервной системы,

-  повышение  тонуса организма,  восстанавливание  работоспособности;

 - работа над дыханием при произнесении речи с движением.

Воспитательные:  задачи совместной деятельности взрослого и ребенка.

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- развитие  интереса к занятиям об окружающем мире;

- воспитание умения работать в коллективе и помогать друг другу;

- развитие навыков самообслуживания (дежурство, уборка своего рабочего места, класса мытье рук).

Планируемые интегративные качества:

-  воспитание активности, эмоциональности, общительности,

-  воспитание  коллективизма,  взаимовыручки,

-  усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование:

- интерактивная доска, компьютер;

- музыкальная композиция «Осень наступила»;

- презентация «Деревья и листья осенью»;

-  картинки с изображением деревьев и листьев с  этих  деревьев;

- трафареты «Осенние листья»;

- раскраски «Осенние листья»;

- цветные карандаши;

-  листья березы, дуба, клена, рябины и  веточки ёлки;

Ход занятия:

I. Организационный момент: дети стоят в круге.

 - Назовите свои имена: « Я – Саша, я – Ксюша», и т. д.

- Сели те дети, у которых в одежде есть синий, зеленый, и т.д. цвет.

Объявление темы занятия:

- Сегодня мы с вами познакомимся с деревьями и узнаем о них много интересного;

-    А сначала посмотрим слайда (просмотр слайдов об осени под музыку);

-  Какое на картинках изображено время года? (с опорой на картинку);

II.Беседа об осеннем времени года и о его признаках:

- Какая бывает погода осенью? (с опорой на картинки);

- А сегодня, какая погода? (подойти к окну и посмотреть – отметить в календаре погоды);

- Что происходит с деревьями в осеннее время года? (с опорой на картинку);

III. Просмотр презентации и беседа по содержанию:

 -  Как меняют цвет береза, дуб, клен, рябина, ёлка, мы узнаем, посмотрев эту презентацию.

- Назовите дерево и название листочка этого дерева.   

- Это береза. У березы лист березовый.  

 - Это дуб. У дуба лист дубовый.

-  Это клён. У клёна лист кленовый.

-  Это рябина. У рябины лист рябиновый.

-  А это ёлка. У ёлки нет листьев. У ёлки еловые ветки.

 - Д/и  «Назови и покажи правильно»:

-   Какой листочек у берёзы?

-   Какой листочек у дуба?

-  Какой листочек у рябины?

- Какой листочек у клёна?

- Какой листочек у ёлки? (А у ёлки нет листочков. У ёлки есть иголки. Или хвоя).

- Что зимой и летом одним цветом? Почему? Объясните. Повторите поговорку (хором, по одному).

- С какого дерева листочки? (без опоры на изображение дерева).

- Деревья бывают хвойные и лиственные (воспитатель уточняет, почему; дети повторяют).

IV. 1. Физминутка (игра с мячом):

- Дети, стоя в круге, ловят мяч у воспитателя. При этом отвечают на вопрос:

- Лист у клена? – кленовый;

- Лист у дуба? – дубовый;

- Лист у рябины?  - рябиновый;

- Лист у березы? – березовый;

А у ёлки? – иголочки, хвоя.

 2. Физминутка: «Осенняя песенка под музыку с имитацией движений»:

Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет, и потемнело,
Дождик начинается.

Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки,
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.

Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

V. Работа с трафаретами «Осенние листья» и раскрасками:

- спросить, какие листочки  будут рисовать каждый ребенок;

-раздать трафареты или раскраски листьев  для рисования (воспитатель  держит заготовку -  ребенок обводит  и раскрашивает, или только раскрашивает рисунок с помощью воспитателя, или  работает самостоятельно); С детьми, слабо знающих цвет, воспитатель беседует индивидуально.

VI. Закрепление материала:

- Д/игра «Назови и покажи правильно»:

-  Прикрепите на доске  листочки под картинками с изображением деревьев (назовите название дерева и листочка: у дуба лист дубовый и т. д.);

- А у какого дерева нет листочков? Покажите. Объясните, почему?

3.Физминутка: «Листья»

Листья осенние тихо кружатся -  (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся -  (Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят, -  (Движения руками вправо- влево).

Будто опять закружиться хотят. -  (Поднимаются, кружатся).

VII. Подведение итогов:

- Что мы сегодня делали на занятии? (отвечать с помощью наводящих вопросов односложно или полными предложениями);

- дать анализ деятельности каждого ребенка -  кто, что и как делал (отвечать с помощью наводящих вопросов односложно или полными предложениями);

- похвала за хорошую работу;

- выставка коллективной работы.   

VIII.Самооценка урока:

Занятие прошло в соответствии с поставленной целью и задачами:

1. Здоровьесберегающая направленность занятия очевидна:

- урок в своём темпе – дети не устают, им комфортно;

(Дети просмотрели яркую, интересную презентацию;  работают с яркими, красочными картинками; сами обводят и раскрашивают листья; много и активно играют, двигаются);

-  за каждый вид работы получают поощрения;

- гигиенические требования соблюдены.

2. Все задания подобраны с учётом возраста и уровня развития детей.

3. Личностная ориентированность урока положительная.

4.Активация познавательных интересов значительная.

5. Созданы и реализованы условия для совместной деятельности учащихся  и воспитателя.

6. Есть активация социального  интереса.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

•    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" •    развитие мышления д...

Конспект занятия по теме: аппликация «Осень в парке» для учащихся подготовительного класса

Тема: объемная аппликация -  «Осень в парке».Цель: формирование навыков работы с ножницами, клеем  при  составлении объемной коллективной композиции -  «Осень в парке»....

Занятие по ручному труду: «Осенний пейзаж» для учащихся подготовительного класса с ОВЗ (1 вариант обучения)

Цель занятия: формирование навыков работы с природным материалом (пшеном, кофе, манкой), красками, клеем  при  составлении композиции с помощью трафаретов «Осень»....

Тест по темам: «Деревья и кустарники осенью», «Чудесные цветники осенью»

Тест по темам: «Деревья и кустарники осенью», «Чудесные цветники осенью»...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Чтение» картинок по лексической теме «Деревья»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...

Конспект группового занятия по курсу «логопедическая коррекция» в 3 специальном (коррекционном) классе, лексическая тема «Деревья»

Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Деревья" (3 специальный (коррекционный) класс)...