Пояснительная записка (без КТП) технология
рабочая программа по технологии на тему

Игнатьева Тамара Павловна

Система "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_tehnol_1-4.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Цели изучения технологии в начальной школе:

● приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

● приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологически- ми знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

● формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Теоретической основой данной программы являются:

● системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

● теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

● духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру при- роды через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

● формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

● формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

● развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действи- ям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

● формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

— первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты 

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при- роды, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и на- ходить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты 

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты 

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.

4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).

Основы культуры труда, самообслуживания

Технология ручной обработки материалов

Элементы графической грамоты

Конструирование и моделирование

Практика работы на компьютере

1 класс (33 ч)

Давайте познакомимся (3 ч)

Как работать с учебником (1 ч) Я и мои друзья

Материалы и инструменты (1 ч) Организация рабочего места

Что такое технология (1 ч)

Человек и земля (21 ч)

Природный материал (1 ч)

Пластилин (2 ч)

Растения (2 ч) Проект «Осенний урожай»

Бумага (2 ч)

Насекомые (1 ч)

Дикие животные (1 ч) Проект «Дикие животные»

Новый год (1 ч) 1 Проект «Украшаем класс к Новому году»

Домашние животные (1 ч)

Такие разные дома (1 ч)

Посуда (2 ч) Проект «Чайный сервиз»

Свет в доме (1 ч)

Мебель (1 ч)

Одежда, ткань, нитки (1 ч)

Учимся шить (3 ч)

Передвижение по земле (1 ч)

Человек и вода (3 ч)

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений (1 ч)

Питьевая вода (1 ч)

Передвижение по воде (1 ч) Проект «Речной флот»

Человек и воздух (3 ч)

Использование ветра (1 ч)

Полёты птиц (1 ч)

Полёты человека (1 ч) З

Человек и информация (3 ч)

Способы общения (1 ч)

Важные телефонные номера. Правила движения (1 ч)

Компьютер (1 ч)

2 класс (34 ч)

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником (1 ч)

Человек и земля (23 ч)

Земледелие (1 ч)

Посуда (4 ч) Проект «Праздничный стол»

Народные промыслы (5 ч)

Домашние животные и птицы (3 ч) Проект «Деревенский двор»

Новый год (1 ч)

Строительство (1 ч)

В доме (4 ч) Проект «Убранство избы»

Народный костюм (4 ч)

Человек и вода (3 ч)

Рыболовство (3 ч) Проект «Аквариум»

Человек и воздух (3 ч)

Птица счастья (1 ч)

Использование ветра (2 ч)

Человек и информация (3 ч)

Книгопечатание (1 ч)

Поиск информации в Интернете (2 ч)

Заключительный урок (1 ч)

3 класс (34 ч)

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу (1 ч)

Человек и земля (21 ч)

Архитектура (1 ч)

Городские постройки (1 ч)

Парк (1 ч)

Проект «Детская площадка» (2 ч)

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани (2 ч)

Изготовление тканей (1 ч)

Вязание (1 ч)

Одежда для карнавала (1 ч)

Бисероплетение (1 ч)

Кафе (1 ч)

Фруктовый завтрак (1 ч)

Колпачок-цыплёнок (1 ч)

Бутерброды (1 ч)

Салфетница (1 ч)

Магазин подарков (1 ч)

Золотистая соломка (1 ч)

Упаковка подарков (1 ч)

Автомастерская (1 ч)

Грузовик (1 ч)

Человек и вода (4 ч)

Мосты (1 ч)

Водный транспорт (1 ч)

Проект «Водный транспорт»

Океанариум (1 ч)

Проект «Океанариум»

Фонтаны (1 ч)

Человек и воздух (3 ч)

Вертолётная площадка (1 ч)

Зоопарк (1 ч)

Воздушный шар (1 ч)

Человек и информация (5 ч)

Переплётная мастерская (1 ч)

Почта (1 ч)

Кукольный театр (2 ч)

Проект «Готовим спектакль»

Афиша (1 ч)

4 класс (34 ч)

Как работать с учебником (1 ч)

Человек и земля (21 ч)

Вагоностроительный завод (2 ч)

Полезные ископаемые (2 ч)

Автомобильный завод (2 ч)

Монетный двор (2 ч)

Фаянсовый завод (2 ч)

Швейная фабрика (2 ч)

Обувное производство (2 ч)

Деревообрабатывающее производство (2 ч)

Кондитерская фабрика (2 ч)

Бытовая техника (2 ч)

Тепличное хозяйство (1 ч)

Человек и вода (3 ч)

Водоканал (1 ч)

Порт (1 ч)

Узелковое плетение (1 ч)

Человек и воздух (3 ч)

Самолётостроение. Ракетостроение (1 ч)

Ракета-носитель (1 ч)

Летательный аппарат. Воздушный змей (1 ч)

Человек и информация (6 ч)

Создание титульного листа (1 ч)

Работа с таблицами (1 ч)

Создание содержания книги (1 ч)

Переплётные работы (2 ч)

Итоговый урок (1 ч)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1—4 классы

Учебники

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 3 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник. 4 класс.

Методические пособия

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии. 2 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии. 3 класс. «Технология.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя.

 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).

Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др.

Заготовки природного материала

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе технологии

Пояснительная записка к программе ИЗО...

пояснительная записка по предмету технология

Пояснительная записка по предмету "Технология". УМК "Школа России". Авторы Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. 2 класс....

Пояснительная записка к курсу «Технология».

     Рабочая программа по   русскому языку для учащихся 2-го класса   оставлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Пояснительная записка по предмету технология

В данном документе содержится пояснительная записка по предмету технология для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету "Технология"

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология" 2 класс...

Пояснительная записка по предмету технология 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа курса по технологии для 2 «А» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"

В пояснительной записке раскрывается опыт  работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблем...