урок технологии по теме "Птица - Солнце"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Панфилова Елена Алексеевна

урок технологии по учебнику Н.М.Конышевой "Чудесная мастерская". На уроке учитель проводит беседу о том, что изделие птицы украшало северные избы, пиносило счастье, было оберегом.Птица была предвестником весны. На уроке дети делают птицу из бумаги. Учитель демонстрирует на доске приём размётки. Дети изготавливают детали для птицы: туловище, хвост, крылья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ptitsa-solntse.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МБОУ «СОШ №10»

               Конспект урока

по трудовому обучению для II класса. Тема. Птица-солнце.

(по учебнику И.М. Конышевой «Чудесная мастерская» ).

                                                                                    Подготовила

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    Панфилова Е.А.

                                          с. Бурлацкое

                                                  2016 г.

                                                                                                                                                                                        Тема: Птица-солнце'

Задачи:

формирование представлений о народных культурных традициях (ознакомление с одной из традиций северных народов России и ее символическим значением); ■ обучение приему изготовления складок на бумаге (гофрировка); развитие чувства формы;

•  закрепление правил и приемов рацио-

нальной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материала); закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами;

•  развитие глазомера, координации дви-

жений.

Материалы, инструменты, оборудование.

У учителя: учебник, зрительный ряд (щепная птица-солнце, птица-солнце, выполненная из бумаги), два квадрата и прямоугольник для демонстрации приемов работы.

У учащихся: учебники, два листа писчей бумаги белого цвета, ножницы, простой карандаш, палочка для продавливания сгибов2, клей, коробочка для обрезков.

                                                                               Ход урока.

1.Сообщение темы, обсуждение задания.

Учитель предлагает детям прочитать тему урока, записанную доске, демонстрирует щепную птицу-солнце. —  Приходилось ли вам видеть таких птиц? Где вы их видели? Из чего сделана птица? (Туловище — из дерева, а крылья и хвост сделаны из щепы  —  тонкой  пластинки,  отколотой по слою дерева.)

Учащиеся открывают учебники на с. 137 и читают текст о птице-солнце:

В северных деревнях и по сей день мастерят таких птиц и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе.

— Для чего мастера делают таких птиц? (Ответы детей.)

Издавна эти птицы были украшением северных изб. Они неброски, как и природа Севера, мастера не наделяют их пестрым оперением, но сколько полета в их расправленных крыльях, сколько красоты в нерасписанном дереве! Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, у нее есть еще одно назначение, о котором мы узнаем, продолжив чтение текста.

В современном жилише эта птица — память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее. А может быть, и оберегает, приносит счастье...

В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, Мастер должен был выточить ее за 52 прикосновения к дереву ножа или топора. 52 — ни больше ни меньше — по числу недель в году. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара — 52 слова, неизвестных нам ныне.

—   Как вы думаете, почему эта птица так называется: птица-солнце? (Ответы детей.)

Эта птица золотистым цветом, округлой формой крыльев и хвоста напоминает нам солнце. Кроме того, с древнейших времен птица считается предвестницей весны. Увидел в небе стаю летящих птиц — жди скорой весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Солнце в народном представлении — «податель света и теплоты, плодородия земли и оживатель природы». А будет плодородной земля, будет и счастье у человека, поэтому еще одно название такой птицы — птица счастья.

2.Подготовка учащихся к самостоятельной работе.

— Сегодня на уроке мы научимся делать таких птиц. Мастера делают птиц из дерева. А чем мы можем заменить этот материал? (Бумагой.)

Учитель демонстрирует образец работы, выполненный из бумаги.

—  Внимательно рассмотрите образец в учебнике на с. 138. Сколько деталей нам потребуется, чтобы смастерить птицу? (Три детали: для изготовления туловища, хвоста и крыльев.)

3.Физкультминутка.

4.Самостоятельная работа учащихся.

Дети работают под руководством учителя, который демонстрирует прием разметки на доске и сопровождает свои действия комментариями.

—  Разметим и вырежем квадрат для изготовления крыльев птицы. Для этого, расположив лист вертикально на парте, отмерим от левого верхнего угла вправо 20 см и поставим метку.

От нижнего левого угла отмерим также 20 см и поставим другую метку. Соединим метки с помощью линейки.

От левого верхнего угла отмерим 20 см. Отмерим такое же расстояние от правого верхнего угла.

Соединим полученные метки линией. Квадрат готов.

Разметим большой квадрат линиями через каждый 2 см. Для чего это нужно? (По этим линиям пройдут сгибы.)

Вырежем квадрат и отложим его в левый угол нарты. Из оставшегося прямоугольника сложим хвост. Чтобы складки получились ровные, мы тоже разделим его линиями через каждые 2 см. Как мы расположим прямоугольник? (Горизонтально. Если складки сделать вертикально, то получится слишком длинный хвост.)

Отложите деталь на край парты.

Самостоятельно разметьте и вырежьте из другого листа бумаги квадрат размером 15x15 см для изготовления туловища птицы. (При необходимости учитель сопровождает свои действия инструкцией.)

5.Подведение итогов урока.

Итак, у нас есть все необходимые для работы детали. На следующем уроке мы превратим эти два квадрата и прямоугольник в красивую птицу-солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Солнце, растения и человек"

Исследовательский урок с элементами моделирования....

урок окружающего мира Тема: Солнце - ближайшая к Земле звезда.

Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учи...

Конспект урока "Пусть всегда будет солнце!"

Закрепить знания детей об объекте неживой природы-Солнце. Для детей с умеренной умственной отсталостью....

Конспект урока на тему: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?»

Формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях....

Открытый урок на тему: Почему солнце светит днём, в звезды - ночью?, 1 класс

Урок проведен в 1 классе по окружающему миру. Целями данного урока являются: 1. Формирование представления о звездах, Солнце и созвездиях.2. Развитие познавательных способностей учащихся в процес...

Конспект урока по ОКМ "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Конспект урока в 1 классе по ОКМ, УМК "Школа России". Тема "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...