Урок по окружающему миру "Солнце, растения и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Исследовательский урок с элементами моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интегрированный урок50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Солнце, растения  и человек»

Вид: исследовательский урок с элементами моделирования.

Тип урока: комбинированный, на основе групповой технологии.

Технология: урок – исследование.

Форма: интегрированный урок.

Цели урока:

  1. Создать условия для формирования целостного представления о природе. Проследить закономерности связей живой и неживой природы. Раскрыть значение и роль растений вжизни человека.
  2. Развитие внимания, воображения, творческих способностей и орфографической зоркости.
  3. Воспитание бережного отношения к природе, чувство взаимопомощи.

Пособия: схемы: «Питание и дыхание растений», аудиозапись, карточки – схемы, тесты, продукты растительного производства.

Ход урока

  1. Орг. момент:  Приветствие.

На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и подарите свои улыбки, а они подарят свои улыбки вам. Теперь повернитесь ко мне и подарите свои улыбки мне, а я, подарю, вам. Ну наконец подарите улыбки друг другу.

Учитель:  Теперь у всех хорошее, доброе настроение, а значит можно начинать работу.

Открываем тетради. Записываем число, месяц, объясняем орфограммы.

Сегодня, мы с вами будем устанавливать взаимосвязь между объектами живой и неживой природы, а между какими объектами вам нужно угадать:

  1. Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

              (солнце)

  1. Дышат, питаются

А ходить не умеют.

             (растения)

  1. Часть природы,

Разумное существо,

Способное мыслить, воображать, воспринимать.

              (человек)

Так о чём пойдёт речь на уроке?

Записываем тему, объясняем орфограммы.

«Со..нце, р..стения  и ч..ловек»

На прошлом уроке вы узнали о том, что мир растений удивителен и разнообразен, он дарит нам немало приключений и открытий. Сегодня  мы продолжим открывать новое, исследовать загадочное, атак же развивать свои творческие способности и орфографическую зоркость.

Продолжим работу чистописанием.

Из ряда слов вы выписываете только ту букву, о которой пойдёт речь.

  1. Выписать парную согласную из слова ДУБ
  2. Из слова СФАГНУМ выписать ударную гласную
  3. Из слова ПИХТА выписать парную, глухую, твёрдую согласную. И из этого же слова выписать гласную, которая является показателем мягкости предшествующего согласного.
  4. Из слова ОРГАНИЗМЫ выписать безударную гласную первого слога и еще выписать непарную, звонкую, мягкую согласную.
  5. Из слова ОРЛЯК выписать парную, глухую, твёрдую согласную.
  6. Из слова ЛАМИНАРИЯ выписать гласную первого слога.

Проходит взаимопроверка.

Б А Т И О Н К А

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы и используя их составьте слово, запишите его, поделите на слоги, определите слабую позицию.

БО – ТА – НИ – КА

Дайте определение данному слову.

Ботаника – это наука о растениях.

Перед вами представители различных групп растений. Определите, к какой группе относится сфагнум. (ответы детей)

Мхи растут во влажных местах. (разобрать предложение по членам, дать характеристику)

К какой группе вы отнесёте ламинарию?(первая группа письменно даёт краткую характеристику водорослям, определяет орфограммы)

К какой группе вы отнесёте пихту и орляк? (вторая и четвёртая группы работают с тестами)

Четвёртая группа работает с цветковыми.

Среди представителей групп растений было слово организмы. Будет ли данное слово лишним в данном ряду? Ищем ответ по словарю Ожегова.

Организмы – это живое, целое, которое в отличие от неживой способно жить, питаться, расти, размножаться и умирать.

Растения – это и есть организмы.

Под сопровождение музыкального ряда проводится релаксация «Стань деревом»

Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой.

Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.

Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.

Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга.

Крона – голова – чиста и свежа. Вы  - прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. Вы добры спокойны и успешны. У вас все получится.

Вот какое дерево выросло (картинка). А что ему необходимо для жизни?(питание и дыхание)

А вот как дышат и питаются растения вам предстоит узнать. И добывать эти знания вы будите сами, а я лишь буду вам помогать.

Первая группа исследует, что растения возьмут из почвы и из воздуха для дыхания, помните, что растения живые организмы(вывод сделайте письменно, выделите орфограммы)

Задания для второй и третьей группы.

Перед вами продукты растительного происхождения (рис, картофель) с помощью йода исследуйте, какое вещество входит в состав данных продуктов (вывод сделайте письменно)

Третья группа исследует морковь и яблоко на вкус,  и определяют, какое вещество содержится в них (ответы фиксируют).

Моделирование.

Дыхание растений

                                                 Кислород                                          Углекислый газ

                                                                      

                                                 Кислород                                            Углекислый  газ                             

Питание растений

             

                                     

                               Сахар , крахмал

                                                                             

Вода         Углекислый газ

            Кислород

Долго учёные не могли понять, как же растения получают главные питательные вещества сахар и крахмал, в почве нет, в воздухе нет. Но сейчас  эта  тайна разгадана, и выяснилось вот что.

Мы – зелёные листочки.

Рады солнцу очень – очень,

Потому что на свету

Дружно стряпаем еду.

Что нам  «Сникерс» или «Марс»

Любим углекислый газ.

И конечно же вода

Для еды нужна всегда!

Пища подана. И вот

Наше дерево растёт.

И при этом регулярно

Выделяет кислород.

Теперь вам понятно, как питаются и дышат растения? Тогда вернёмся к нашей теме.

Солнце – растения – человек.

Солнце даёт свет, тепло и энергию, без которой эта чудесная «Кухня» остановилась бы.

Растения – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» - сахар и крахмал. С питательными веществами образуется, кислород. А человеку для жизни нужны кислород  и питательные вещества. Растения – это лёгкие нашей планеты, а значит, и относиться к ним нужно бережно.

Значение растений

Лекарства                       топливо                              питание                        бумага                  кислород

Ну вот все тайны разгаданы, ответы получены. Спасибо всем группам, вы очень хорошо работали. А теперь дайте письменно свою самооценку уроку.

Урок, какой?

Д/з задаю разноуровнего характера по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ для 3 класса

Урок открытия новых знаний разработан в свете требований новых ФГОС.Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира в 3 классе....

методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...

конспект урока по окружающему миру:"«Растения – живые тела ( организмы) ».

Тема урока:  «Растения – живые тела ( организмы) ».Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации. Цели урока:Образовательная цель: обобщить и система...

УМК ПНШ урок по окружающему миру "Растения сада" (2 класс)

       Урок и презентация направлены на формирование УУД: предметных: наблюдать и делать простые выводы; регулятивных: ставить учебную задачу, работать по совместно со...

Проект урока по окружающему миру : «Растения встречаются повсюду»

На уроке расширяются  представления школьников о растении как части природы, его строении и жизненных процессах, разнообразии и распространении на Земле представителей флоры...

Урок по окружающему миру "Растения сада""

разработка урока с использованием ИКТ...

Конспект урока по окружающему миру « Растения в домашней аптечке»

Цель. Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.Задачи:   1) формирование  представления о лекарственных расте...