Программа по трудовому обучению для 2 класса
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Ершова Елена Леонидовна

Программа составленна для детей с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_trud_2_spetsklass.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое обучение

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по трудовому обучению составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова

В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое обучение и воспитание младших школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном труде являются незаменимыми факторами выработки на этой этапе обучения осознанного отношении к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.

Трудовое обучение в начальных классах является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.

В процессе трудового обучения должны решаться следующие задачи:

  • воспитание у младших школьников трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда, бережного, экономного отношении к материалам, инструментам, оборудованию;
  • формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых дли вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
  • нравственное, эстетическое и физическое воспитание;
  • развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.

Учащиеся начальной школы овладевают элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д.

Трудовое обучение должно носить практический характер, предусматривающий активное, творческое участие школьников в общественно полезном труде. Во время практической работы младшие школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.

При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения необходимо учитывать и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся школы слабослышащих, ограниченностью их речевого развития. Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением. Учитель должен стимулировать учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий.

На уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы.

Для расширения технического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения, изобразительного искусства, необходимо организовать занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование разделов

Количество

часов

1 четверть

Осенние работы

6

Основы художественной обработки различных материалов

11

Обработка бумаги и картона

7

Итого – 24

2 четверть

Техническое моделирование

15

Обработка бумаги и картона

4

Основы художественной обработки различных материалов

5

Итого – 24

3 четверть

Обработка ткани

9

Основы художественной обработки различных материалов

9

Обработка бумаги и картона

6

Техническое моделирование

3

Весенние работы

3

Итого – 30

4 четверть

Уход за одеждой        

3

Весенние работы

6

Обработка бумаги и картона

3

Работа в классе

6

Техническое моделирование

6

Итого - 24

Всего

102

Требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

по техническому труду:

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
  • правила разметки по шаблонам;
  • способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;

по сельскохозяйственному труду:

  • правила безопасности труда и личной гигиены во время сельскохозяйственных работ;
  • правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы);
  • правила посадки (посева) сельскохозяйственных растений и уход за ними;
  • условия роста растений (свет, тепло, влага);

Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены на всех видах технического труда;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов;
  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • самостоятельно изготовлять по образцу изделие (аналогичное изделиям, предусмотренным программой);
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;

по сельскохозяйственному труду:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во время сельскохозяйственных работ;
  • ухаживать за комнатными растениями (полив, удаление сухих листьев и веток, рыхление почвы);
  • подготовить и посеять семена в грунт (горох, фасоль, ипомея, бархатцы).

Основные критерии оценки трудовой

деятельности учащихся 

  • правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
  • осознанное выполнение задания;
  • трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
  • положительное отношение к общественно полезному труду;
  • экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений,
  • соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены;
  • основные требования к речевому оформлению трудовой деятельности  (при планировании, в процессе трудовой деятельности, при отчете);
  • активное пользование связной речью (в диалогической и описательно-повествовательной формах);
  • знание названий инструментов, материалов, трудовых операций. 

Содержание тем учебного курса

(102 ч; по 3 ч в неделю)

Технический труд

Обработка бумаги и картона

  • Правила безопасности труда при работе с шилом, иглой, ножницами.
  • Личная гигиена при работе с бумагой и картоном. Организация рабочего места.
  • Технико-технологические сведения. Знакомство с видами и основными свойствами бумаги, их значение при изготовлении изделий. Способы соединения деталей из бумаги и картона: клеем, нитками, проволокой.
  • Понятие о развертке.
  • Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении изделий из бумаги и картона (ножницы, шило, иглы, гладилка, линейка, угольник, шаблоны, кисточка для клея и красок, карандаши простые и цветные, краски); их назначение и хранение.
  • Беседы: «Что делают из бумаги?», «Как сделана тетрадь?».
  • Опыты и наблюдения. Сравнение видов бумаги и картона по прочности и отношению к влаге.

Практические работы

  • Коллективное планирование последовательности выполнении работы.
  • Разметка бумаги и картона.
  • Изготовление различных изделий на бумаги и картона (по образцу, техническому рисунку).
  • Сгибание, резание бумаги и картона.
  • Соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки.

Техническое моделирование

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с монтажными инструментами (гаечный ключ, отвертка). Организация рабочего места.

  • Технико-технологические сведения. Детали конструктора и монтажный инструмент. Виды соединений (подвижные, неподвижные). Сборка и разборка моделей транспортных машин, сельскохозяйственных машин и орудий из деталей конструктора «Транспортные и сельскохозяйственные машины».
  • Беседы: «Транспортные машины, сельскохозяйственные машины и орудия, их назначение», «Облегчение труда человека машиной», «Труд людей вокруг нас», «Технические игрушки».

Практические работы

  • Сборка и разборка технических моделей из деталей конструктора по образцу, рисунку, техническому рисунку, собственному замыслу.
  • Примерный перечень изделий. Тележки одноосные и двухосные, мотороллер, трактор, грузовая автомашина, железнодорожная платформа, «Наш микрорайон» (макет изготовляется при изучении правил дорожного движения).

Бытовой труд

Обработка ткани

Правила безопасности труда при работе с иглами, булавками, ножницами. Гигиена труда. Организация рабочего места.

  • Технико-технологические сведения. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения (хлопчатобумажные, льняные). Виды ниток (швейные, штопальные, для вышивания, вязания). Разметка и экономный раскрой тканей, стежки «через край», «вперед иголку с перевивом».
  • Инструменты и приспособления для шитья (иглы швейные,  ножницы, наперсток, булавки). Правила хранения инструментов и материалов.
  • Беседы: «Как рубашка в поле выросла», «Какие ткани мы знаем?», «Какие нитки мы знаем?».
  • Опыты и наблюдения. Рассматривание образцов тканей с полотняным переплетением (ситец, марля, полотно), сравнение ниток по назначению и толщине.

Практические работы

  • Изготовление выкройки изделия прямоугольной формы, разметка ткани по выкройке и раскрой ее, выполнение косых стежков «через край» (обметочный).
  • Примерный перечень изделий. Салфетка, закладка, сувениры с вышивками изученными стежками.
  • Уход за одеждой
  • Изготовление метки, пришивание ее на одежду, изготовление, ремонт и пришивание вешалки, пришивание кнопок, крючков.

Основы художественной обработки различных материалов

  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ножницами, иглой, шилом; организация рабочего места.
  • Обобщение ранее полученных сведений о приемах лепки, приемы стилизации в лепке. Отделка изделий из глины.
  • Приемы лепки посуды способами кругового налепа и с помощью стеков.
  • Приемы обработки природных материалов (прокалывание шилом), способы соединения деталей  из природных материалов  с  помощью  быстро сохнущего   клея.
  • Художественная   вышивка и    аппликации     из   ткани.

Практические работы

  • Игры и упражнения на развитие воображения и фантазии («На кого похоже?», «Кто спрятан в имеющихся у вас природных материалах?»; изучение природных материалов  (ветки, корни различных растений, шишки, желуди, засушенные цветы, листья и др.), определение в них сходства с птицами, животными, сказочными персонажами).
  • Упражнения на передачу настроения цветом и композицией (выбор композиции, украшающего узора в соответствии с формой поверхности материалов, подбор ткани и ниток по цвету, толщине, фактуре в соответствии с назначением изделии). Вышивание декоративными швами «набор» и «крест».
  • Примерный перечень изделий. Тематические композиции (аппликация); поздравительные открытки; салфетка дня завтрака; коврик (холст, аппликация); лепка чашки, игрушки-свистульки, матрешки, фигурных пряников; игрушки из бумаги и картона;  куколка из мочала; сувениры из шишек, веток, корней, мха и др.
  • Внеклассная работа. Сбор природных материалов, наблюдения в природе. Изготовление на бумаги и природных материалов игрушек для детского сада.

Сельскохозяйственный труд

Осенние работы

Правила    безопасности    труда и    личной      гигиены     во время     работы на учебно-опытном участке.

  • Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила сбора семян и способы их хранения.
  • Практические работы. Сбор семян. Удаление остатков растений   и     мусора (перекапывают     почву    старшие     школьники);    сгребание      опавших     листьев    и     веток.

Весенние работы

  • Правила    безопасности      труда     и    личной     гигиены    во      время          работы     на    участке.
  • Сведения по сельскохозяйственному труду.  Знакомство с семенами цветочно-декоративных и бобовых растений. Подготовка семян к посеву; отбор наиболее крупных  и здоровых семян, замачивание и проращивание их. Правила посева семян в грунт. Выращивание цветочно-декоративных растений (ноготки, настурция, душистый горошек), зернобобовых растений (горох, фасоль, бобы).

Практические работы

  • Посев семян в грунт, разравнивание грядок граблями, проведение бороздок по шнуру, полив их, посев семян с последующим заделыванием, установка этикеток.
  • Уход за растениями: полив, рыхление почвы, прополка, установка опорных колышков.

Работа  в    классе

Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с видами комнатных растений.

  • Правила  ухода  за комнатными   растениями.  
  • Размножение комнатных растений  семенами.

Практические работы

  • Уход за растениями: полив, удаление сухих листьев, пыли, рыхление почвы.   Выращивание комнатных растений (бальзамин, ипомея).
  • Опыты и наблюдения. 1. Определение условий для роста растений (влага, тепло, свет). 2. Опыт с одновременным посевом сухих, замоченных и пророщенных семян.

Литература для учащихся

  1. Зыкова Т.С., Кац З.Г., Руленкова Л.И. Дидактический материал по предметно-практическому обучению для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. – М: Просвещение, 2006
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2011
  3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2013
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь к учебнику. - М: Просвещение, 2013

Пособия для учителя

  1. Технология. Рабочие программы. Системы уроков. 1-2 классы. Издательство «Учитель», 2013

Календарно-тематическое планирование

во 2 спецклассе

по трудовому обучению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению з класс по программе Т.Н.Просняковой

Данная рабочая программа  используется педагогами в развивающей системе Л.В.Занкова....

Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под редакцией В.В....

Рабочая программа по трудовому обучению, 4 класс

Программа составлена на основе данных требований.Начинается программа с титульного листа, поснительной записки.Содержание программы, тематическое планирование, основные требования к знаниям и умениям,...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс VIII вид.

Рабочая программа учебного курса занимательного труда для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по трудовому обучению  разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – ...

Рабочие программы по трудовому обучению 4 класс

Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида представляет собой пропедевтический (подготовительный) этап общей трудовой подготовки школьников. Трудовое обучение в че...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...